Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 10 класса под редакцией С.А. Зинина, В.И. Сахарова, тематическим планированием к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова «Литература.10 класс» под ред. Л.Н. Гороховской. – М.:ООО «Русское слово», 2017.
Учебный план для МБОУ СОШ п.Березовый предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объеме 3- часа в неделю, 105 часа в год.
Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Литература первой половины XIX века представлена обзором творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, что позволяет расширить и углубить материал, изученный в 9 классе.
Литературный процесс второй половины XIX века представлен достаточно широко: творчеством А.Н. Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.
В целом представленная программа литературного образования адресована ученику современной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
Домашние задания являются примерными и могут подлежать корректировке в зависимости от результата освоения обучающимися планируемого материала, но не нарушают требования САНПИНа.
«Прекрасное начало…». К истории литературы 19 века.
Литература и журналистика 1860-1880-х годов. От «литературных мечтаний» к литературной борьбе. Демократические тенденции в развитии русской литературы. Развитие реалистических традиций.
А.Н. Островский. Драматург на все времена. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся». Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики пьесы. Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Изображение «затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных и внесценических персонажей. Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.
И.А. Гончаров. История создания романа «Обломов». Быт и бытие Ильи Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, соотнесенность его с другими персонажами. Обломов и Штольц. Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца или правда Обломова? Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына. Образ Захара в характеристике «обломовщины». Роман в русской критике.
И.С. Тургенев. Отражение различных начал русской жизни в «Записках охотника». Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема рассказов. Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова. Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова. Любовная линия и ее место в общей проблематике романа. Философские итоги романа. Смысл названия. Русская критика о романе и его герое. Стихотворение в прозе. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданские мотивы в лирике поэта. Диалог двух мировоззрений в стихотворении «Поэт и Гражданин». Взгляды на поэта и назначении поэзии в лирике Н.А. Некрасова. «Поэзия» и «проза» любовных отношений в «панаевском цикле». Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета. Стихия народной жизни и ее яркие представители в поэме. Карикатурные образы помещиков- «последышей». Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике поэта. Драматизм звучания любовной лирики поэта: «»О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Я встретил вас – и все былое…».
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А.А. Фета. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.
А.К. Толстой – человек и поэт. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов. Особенности лирического героя. Романтический колорит интимной лирики А.К. Толстого, отражение в ней идеальных устремлений художника. Обращение А.К Толстого к историческому песенному фольклору и политической сатире.
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве писателя. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности в сказках. «История одного города»: замысел, композиция, жанр. Сатирический характер повествования: «Опись градоначальникам».
Повесть «Очарованный странник». Сюжет повести, ее колорит. Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести. Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести.
Авторский замысел создания романа «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи. Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике» души любимых героев автора. Этапы самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Настоящая жизнь людей в понимании Л.Н. Толстого. Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи. Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Образ «дубины народной войны» в романе. Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева – двух типов народно-патриотического сознания. Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса. Философская проблематика романа.
Замысел романа о «гордом человеке». Мир «униженных и оскорбленных»: Раскольников в мире бедных людей. Бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова и «идейные двойники» героя. Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторского замысла. Смысл названия романа.
Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов. Тема пошлости и обывательщины в рассказах «Палата №6», «Ионыч». Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказ «Студент». Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишневый сад». Бывшие хозяева сада – Гаев и Раневская. Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема будущего. Новаторство Чехова – драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента, как тему произведения, так и его проблематику;
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия их характера;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая их взаиморасположение и взаимосвязь;
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается;
- давать развернутые ответы на вопросы об изученном на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе;
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
№ п\п | № в теме | Дата | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Введение (1 час). |
1 | 1 | | 2.09 | «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века). | Урок «открытия» нового знания беседа с элементами лекции | Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. |
Литература второй половины 19 века (2 часа). |
2 3 | 1 2 | | 4.09 5.09 | Литература и журналистика 1860-1880-х годов. От «литературных мечтаний» к литературной борьбе. | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами презентации | Знать основные проблемы и направления литературного процесса второй половины 19 века. Уметь давать характеристику основным литературным направлениям и жанрам, определять мировое значение русской литературы этого периода. |
А.Н. Островский (9 часов). |
4 | 1 | | 09.09 | А.Н. Островский. «Драматург на все времена». | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами виртуальной экскурсии | Знать основные факты биографии писателя, основные литературоведческие понятия: «Социально-бытовая психологическая драма», «историческая драма». Уметь владеть основными сведениями о жизни и творчестве драматурга и особенностями его мировоззрения. |
5 | 2 | | 11.09 | Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся» Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики пьесы. | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Знать содержание произведения, характеристику персонажей, основные литературоведческие термины: «комедия», «семейно-бытовая коллизия», «речевой жест», проблематику идейный смысл комедии. Уметь давать характеристику главным героям, выявлять проблематику, идейный смысл и особенности жанра комедии «Свои люди – сочтемся». |
6 | 3 | | 12.09 | Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Изображение «затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать текст драмы, литературоведческие термины: «драма», «конфликт», второстепенные и внесценические персонажи», своеобразие конфликта и особенности сюжетосложения драмы. Уметь выявлять своеобразие конфликта и особенности сюжетосложения драмы «Гроза»; определять систему персонажей, давать характеристику их жизненным ценностям. |
7 | 4 | | 16.09 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с русским языком | Уметь сопоставлять жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи, систематизировать материал с опорой на предложенный алгоритм (план, таблицу). Знать жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи, литературоведческие термины: «внешний и внутренний конфликт», «антитеза». |
8 | 5 | | 18.09 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе «Гроза». | Урок общеметодологической направленности исследование | Уметь определять роль героев драмы в раскрытии авторского смысла, выявлять причины внутренней драмы Катерины. Знать роль героев в раскрытии авторского смысла, причины внутренней драмы Катерины, литературоведческие термины «внутренний конфликт», «психологизм». |
9-10 | 6-7 | | 19.09 23.09 | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать роль средств выразительности в раскрытии авторского замысла, символический смысл образов грозы, птицы, Волги и др.; литературоведческие термины «символ», «символический подтекст». Уметь определять символический смысл образов грозы, птицы, Волги и др., роль средств выразительности в раскрытии авторского замысла, анализировать жанровые особенности пьесы на основе предложенного алгоритма. |
11 12 | 8-9 | | 25.09 26.09 | Р.Р.1-2 Сочинение по творчеству А.Н. Островского. | Урок «открытия» нового знания мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
А.Н. Гончаров (8 часов). |
13 | 1 | | 30.09 | А.Н. Гончаров. Биография писателя. История создания романа «Обломов». | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами презентации | Уметь выявлять первоначальные впечатления , полученные в ходе чтения романа, раскрывать особенности авторского замысла и его воплощения, определять систему персонажей, принципом ее организации и особенностями сюжетосложения. Знать основные факты биографии писателя, особенности авторского замысла романа, систему персонажей. |
14 | 2 | | 02.10 | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, соотнесенность его с другими персонажами. | Урок общеметодологической направленности исследование (интеграция с биологией) | Уметь выявлять особенности места действия и его значение в жизни Обломова, характеризовать главных героев, определять роль конкретных эпизодов в контексте авторского замысла; Знать содержание романа, характеристику героев, роль конкретных эпизодов в контексте авторского замысла, особенности места действия и его значение в жизни Обломова. |
15 | 3 | | 03.10 | Обломов и Штольц. Правда Штольца и правда Обломова. | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, сходства и различия характеров героев, литературоведческие термины: «психологический портрет», «художественные детали»; Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замысла, выявлять сходства и различия в воспитании, образе жизни и характерах героев, определять роль «Сна Обломова» в раскрытии образа героя. |
16-17 | 4-5 | | 07.10 09.10 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга Ильинская. | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь сопоставлять героев романа, выявлять причины несостоявшейся любви Обломова и Ольги на основе анализа трех сцен признания в любви: Обломов – Ольга, Обломов – Пшеницына, Штольц – Ольга, раскрыть символический смысл образов (ветка сирени, халат и др.); Знать главных героев романа, причины несостоявшейся любви Обломова и Ольги, символический смысл образов (ветка сирени, халат и др.). |
18 | 6 | | 10.10 | Образ Захара и его роль в характеристики «обломовщины». Роман в русской критике. | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замысла, оттенки смысла слова «обломовщина», работать с критической статьей, сопоставлять образы, выявлять сходства и различия барина и слуги. Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, оттенки смысла слова «обломовщина», содержание критических статей Н.А. Добролюбова «Что такое «обломовщина?», И.А. Гончарова «Обломов». |
19 20 | 7 8 | | 14.10 16.10 | Р.Р3-4. Сочинение по творчеству И.А. Гончарова. | Урок «открытия» нового знания мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
И.С. Тургенев (10часов). |
20 | 1 | | 17.10 | И.С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества. Отражение различных начал русской жизни в «Записках охотника». | Урок «открытия» нового знания исследование | Уметь выделять основные факты биографии писателя, понимать авторский замысел в раскрытии темы социальной несправедливости в отношениях помещиков и крестьян в цикле рассказов «Записки охотника»; Знать основные факты биографии писателя, особенности его мировоззрения, литературоведческие термины: «очерк», «портрет», «пейзаж». |
21 | 2 | | 21.10 | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» противостояния. | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с русским языком | Уметь выявлять первоначальные впечатления, полученные в ходе чтения романа, соотносить художественные задачи автора и их воплощение, определять систему главных персонажей (Базаров – Кирсановы); Знать содержание романа, характеристику героев, творческую историю романа, систему главных персонажей. |
22 | 3 | | 23.10 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-филосовские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова. | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь выявлять роль персонажей в раскрытии авторского замысла, основы мировоззрения Базарова, сопоставлять героев романа, взгляды Базарова и аристократа-либерала Кирсанова; Знать роль персонажей в раскрытии авторского замысла, основы мировоззрения Базарова как «героя времени» новой эпохи, взгляды Базарова и аристократа-либерала Павла Петровича Кирсанова. |
24 | 4 - | | 24.10 | Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова. | Урок общеметодологической направленности исследование | Уметь выявлять роль персонажей в раскрытии авторского замысла, основы мировоззрения Базарова, сопоставлять героев романа, выявлять логику введения в роман карикатурных персонажей (Ситников, Кукшина), охарактеризовывать отношения Базарова и Аркадия, объяснять причины их расставания; Знать роль персонажей в раскрытии авторского замысла, причины расставания Базарова и Аркадия, термин «принцип «тайной психологии». |
25 | 5 | | 6.11 | Любовная линия и ее место в общей проблематике романа. | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь выявлять роль персонажей в раскрытии авторского замысла, основы мировоззрения Базарова, охарактеризовывать взгляды Базарова на женщину и логику их развития в романе в связи с меняющимся отношением к Одинцовой; Знать роль персонажей в раскрытии авторского замысла, взгляды Базарова на женщину и логику их развития в романе, литературоведческий термин «сюжетная линия». |
26 | 6 | | 7.11 | Философские итоги романа. Смысл названия. Русская критика о романе и его герое. | Урок общеметодологической направленности исследование | Уметь выявлять идейно-эмоциональное содержание романа, различные точки зрения критиков о герое и романе, определять причины полемики вокруг романа, обобщать читательские представления о романе; Знать идейно-эмоциональное содержание романа, различные точки зрения критиков о герое и романе, причины полемики вокруг романа. |
27-28 | 7-8 | | 11.11 13.11 | Стихотворения в прозе. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Знать авторский замысел стихотворений и их идейное содержание, литературоведческий термин «стихотворение в прозе»; Уметь понимать авторский замысел стихотворений и их идейное содержание, владеть изученной терминологией, осмыслять художественную выразительность, тематическое богатство и философскую насыщенность стихотворений в прозе как «закатного» жанра писателя: «Голуби», «Собака», «Воробей», «Мы еще повоюем!». |
29-30 | 9 10 | | 14.11 18.11 | Р.Р5-6. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева. | Урок общеметодологической направленности мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
Н.А. Некрасов (10 часов). |
31 | 1 | | 20.11 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами презентации | Знать основные факты биографии поэта и его взглядов, литературоведческие термины: «пафос», «лирический герой», «элегия», «сатира», «песня», особенности мировоззрения поэта как революционера-демократа; Уметь выделять особенности мировоззрения поэта как революционера-демократа, актуализировать знания о гражданском пафосе лирических стихотворений, выявлять тематическое многообразие лирики Некрасова. |
32 | 2 | | 21.11 | Гражданские мотивы в лирике поэта. Диалог двух мировоззрений в стихотворении «Поэт и Гражданин». | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с обществознанием | Уметь выявлять особенности раскрытия темы поэта и поэзии в стихотворениях «Поэт и Гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», Блажен незлобивый поэт…», «Пророк», «Умру я скоро. Жалкое наследство…»; Знать научные понятия «народность», «демократизация поэтического языка», особенности раскрытия темы поэта и поэзии. |
33 | 3 | | 25.11 | «Поэзия» и «проза» любовных отношений в «панаевском цикле». Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать особенности воплощении темы любви в лирике Некрасова, литературоведческие термины: «трехсложные стихотворные размеры», «лирическое повествование»; Уметь владеть изученной терминологией, выявить особенности воплощения темы любви в лирике Некрасова. |
34 | 4 | | 27.11 | Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета. | Урок «открытия» нового знания практикум с элементами презентации | Знать связь литературного произведения с эпохой его создания, литературоведческие термины: «поэма-эпопея», «сказочный зачин», «мотив», историю создания поэмы и ее композиционные особенности; Уметь понимать связь литературного произведения с эпохой его создания, уметь анализировать поэму с точки зрения ее содержания и родо-жанровых особенностей, определять связь названия поэмы с ее тематикой и проблематикой. |
35 | 5 | | 28.11 | Стихия народной жизни и ее яркие представители в поэме. Карикатурные образы помещиков «последышей». | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, литературоведческие термины: «портрет», «сатира», «сарказм», взгляды представителей народа и господствующих классов на проблему счастья; Уметь выявлять роль героев в раскрытии авторского замысла, сопоставлять героев поэмы, различные представления о счастье и зле, высказанные народом и помещиками, определять взгляды представителей народа и господствующих классов на проблему счастья. |
36 | 6 | | 2.12 | Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. | Урок общеметодологической направленности исследование | Уметь выявлять роль героев в раскрытии авторского замысла, выявлять и анализировать речь героев, черты подлинно героического, возвышенного характера в образе Матрены Тимофеевны; Знать особенности речи героя, черты героического характера Матрены, роль героев в раскрытии авторского замысла, литературоведческие термины: «притча», «фольклорная основа», «обрядовые песни», «народные причитания». |
37 38 | 7-8 | | 4.12 5.12 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Проблематика счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Уметь понимать связь литературного произведения с эпохой написания, определять роль героев в раскрытии авторского замысла, выявлять авторские представления о роли разночинной интеллигенции и ее жизненной миссии в решении вопроса о «народном счастье», доказывать, что правдоискательство – важнейшая черта национального характера русского человека. Знать связь литературного произведения с эпохой написания, роль героев в раскрытии авторского замысла, авторские представления о роли разночинной интеллигенции и ее жизненной миссии в решении вопроса о «народном счастье». |
39 40 | 9-10 | | 9.12 11.12 | Р.Р.7-8 Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. | Урок общеметодологической направленности мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
Ф.И. Тютчев (4часа). |
41 | 1 | | | Личность Ф.И. Тютчева. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Знать основные сведения о жизни и творчестве поэта и особенности его мировоззрения, литературоведческие термины: «интеллектуальная лирика», «лирическая миниатюра»; Уметь владеть информацией о жизни и творчестве поэта, особенностями его мировоззрения, выявлять философскую глубину, образную насыщенность, афористичность стихотворной речи на примере стихотворений: «Умом Россию не понять…», «Природа – Сфинкс, и тем она верней…», «Нам не дано предугадать». |
42 | 2 | | | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике поэта. | Урок открытия нового знания практикум интеграция с русским языком | Уметь выявлять основные особенности пейзажной лирики поэта, проблематику стихотворений, имеющих философскую направленность, анализировать лирические сюжеты («Не то, что мните вы, природа…», «Певучесть есть в морских волнах…», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Silentium», делать выводы о трагическом противостоянии человеческого «я» и стихийных сил природы; Знать литературоведческие термины: «лирический сюжет», «пейзаж», «олицетворение», «звуковая организация», основные представления об особенностях пейзажной лирики поэта, проблематику стихотворений, имеющих философскую направленность. |
43 | 3 | | | Драматизм звучания любовной лирики поэта: «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Я встретил вас – и все былое…». | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь анализировать воплощение темы любви в лирике поэта и выявлять драматизм ее звучания, обобщать знания о принципах художественной изобразительности Тютчева; Знать драматизм звучания любовной лирики поэта, принципы художественной изобразительности Тютчева, литературоведческий термин «лирический сюжет». |
44 | 4 | | | Письменная работа по лирике Ф.И.Тютчева | Урок -практикум | |
А.А. Фет (5 часов). |
45 | 1 | | | Личность, судьба и творчество А.А. Фета. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики. | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами исследования | Уметь владеть информацией о жизни и творчестве поэта, выявлять особенности мировоззрения поэта, актуализировать знания о лирике Фета, углублять их на примере анализа стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы…», «Одним толчком согнать ладью живую…»; Знать основные сведения о жизни и творчестве поэта, особенности его мировоззрения. |
46 | 2 | | | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А.А. Фета. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать основные мотивы лирики Фета, литературоведческие термины: «мелодика стиха», «литературная пародия»; Уметь владеть литературоведческими терминами, выявлять основные мотивы лирики Фета, связь пейзажа и интимной лирики: «Я пришел к тебе с приветом…», «Это утро, радость эта…». |
47 | 3 | | | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. | Урок общеметодологической направленности исследование | Уметь выявлять признаки импрессионистического стиля в стихотворениях: «На заре ты ее не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Шепот, робкое дыхание…». Знать признаки импрессионистического стиля в стихотворениях поэта, литературоведческий термин «лирическая исповедальность». |
48-49 | 4-5 | | | Письменная работа по лирике А.А.Фета | Урок -практикум | |
А.К. Толстой (5 часов). |
50 | 1 | | | А.К. Толстой – человек и поэт. Жанрово-тематическое богатство творчества. Особенности лирического героя. | Урок «открытия» нового знания виртуальная экскурсия | Уметь владеть основными сведениями о жизни и творчестве поэта, особенностями его мировоззрения, характеризовать лирического героя стихотворений «Коль любить – так без рассудку…», «Господь, меня готовя к бою…»; Знать основные сведения жизни и творчества поэта, особенности его мировоззрения, литературоведческие термины: «лирика позднего романтизма», «лирический герой», «лирический мотив». |
51 | 2 | | | Романтический колорит интимной лирики А.К. Толстого, отражение в ней идеальных устремлений художника. | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь анализировать лирический сюжет стихотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», характеризовать образ лирического героя, выявлять романтический колорит лирических стихотворений; Знать лирический сюжет стихотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», литературоведческие термины «антитеза», «оксюморон». |
52 | 3 | | | Обращение А.К. Толстого к историческому песенному фольклору и политической сатире. | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция русским языком | Уметь определять историческую концепцию А.К. Толстого и ее воплощение в балладе «Государь ты наш батюшка…», сопоставлять образ Петра в исторической балладе и шуточном стихотворении «История государства Российского…»; Знать историческую концепцию А.К. Толстого и ее воплощение в балладе «Государь ты наш батюшка…», литературоведческие термины : «баллада», «историческая песня». |
53-54 | 4-5 | | | Письменная работа по лирике А.К.Толстого | Развитие речи | |
М.Е. Салтыков-Щедрин (8часов). |
55 | 1 | | | Личность и творческая индивидуальность М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве писателя. | Урок «открытия» нового знания виртуальная экскурсия | Уметь выделять основные факты биографии и творчества писателя, особенности его мировоззрения главную цель творчества; Знать основные факты биографии писателя, особенности его мировоззрения и творческое кредо, цель творчества, литературоведческие термины «литературная сказка», «аллегория». |
56 | 2 | | | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности в сказках. | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Уметь определять особенности сюжета, проблематику и пафос сказок «Премудрый пескарь», «Богатырь», «пропала совесть», «Медведь на воеводстве»; Знать особенности сюжета, проблематику и пафос сказок «Премудрый пескарь», «Богатырь», «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», литературоведческие термины «сарказм», «гротеск», «ирония». |
57 | 3 | | | Сатирическое осмысление проблем государственной власти помещичьих нравов, народного сознания в сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь определять особенности сюжета, проблематику и пафос сказок «Премудрый пескарь», «Богатырь», «пропала совесть», «Медведь на воеводстве»; Знать особенности сюжета, проблематику и пафос сказок «Премудрый пескарь», «Богатырь», «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», литературоведческие термины «сатирическая сказка», «фольклорные мотивы», «ирония», «пафос». |
58 | 4 | | | «История одного города»: замысел, композиция, жанр. Сатирический характер повествования: «Опись градоначальникам». | Урок «открытия» нового знания путешествие с элементами исследования | Уметь характеризовать главных героев произведения, выявить роль приемов сатирической обрисовки глуповских градоначальников и их деяний; Знать содержание произведения и характеристику героев, роль приемов сатирической обрисовки глуповских градоначальников и их деяний. |
59-60 | 5-6 | | | Выборочный анализ глав романа: «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение». | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с обществознанием | Уметь характеризовать главных героев произведения, анализировать художественный текст, понимать многозначность финала, выявлять авторскую позицию, делать вывод о просветительской функции романа; Знать содержание произведения и характеристику героев, роль многозначности финала, авторскую позицию в романе, его просветительскую функцию. |
61-62 | 7-8 | | | Р.Р. 9-10 Сочинение по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Урок общеметодологической направленности мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
Н.С. Лесков (5 часов). |
63 | 1 | | | Краткий очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. | Урок «открытия» нового знания путешествие с элементами исследования | Уметь выделять основные факты биографии писателя, определять особенности его мировоззрения; Знать основные факты биографии писателя, особенности его мировоззрения, литературоведческий термин «литературный сказ». |
64 | 2 | | | Повесть «Очарованный странник». Сюжет повести, ее национальный колорит. Образ Ивана Флягина. | Урок «открытия» нового знания исследование | Уметь характеризовать главного героя, выявить черты русского национального характера, проявляющиеся в образе Ивана Флягина; Знать содержание произведения, черты русского национального характера, проявляющиеся в образе Ивана Флягина, литературоведческие термины «жанр путешествия», «былинные мотивы». |
65 66 | 3 4 | | | Смысл названия повести «Очарованный странник». Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с русским языком | Уметь обобщать читательские представления о повести: смысл названия, художественные особенности, выявлять оттенки смысла эпитета «очарованный» применительно к герою и смысл словосочетания «лесковский праведник»; Знать содержание произведения, читательские представления о повести: смысл названия, художественные особенности, оттенки смысла эпитета «очарованный» применительно к герою и смысл словосочетания «лесковский праведник», литературоведческий термин «сказочный характер повествования». |
67 | 5 | | | Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Творчество Н.С. Лескова». | Урок развивающего контроля самостоятельная работа | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
Л.Н. Толстой (16 часов). |
68 | 1 | | | Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Уметь владеть информацией об основных фактах жизни и творчества писателя, выявлять особенности мировоззрения Л.Н. Толстого, его отношение к важнейшим событиям эпохи; Знать основные факты биографии писателя, особенности его мировоззрения, отношение Л.Н. Толстого к событиям эпохи. |
69 | 2 | | | Авторский замысел и история создания романа «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи. | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь выявлять идейно-тематическую направленность произведения, определять замысел произведения, его прототипов, жанрово-тематическое многообразие, анализировать значение слов «война» и «мир» и понимать смысл названия ; Знать идейно-тематическую направленность произведения, литературоведческие термины «роман-эпопея», «композиция эпического произведения», историю создания романа, значение слов «война» и «мир». |
70 | 3 | | | Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. | Урок «открытия» нового знания исследование интеграция с русским языком | Знать алгоритм анализа эпизода, роль героев в раскрытии авторского замысла, принципы композиционного построения романа, логику развития событий в начале романа, авторское отношение к героям романа; Уметь применять алгоритм анализа эпизода, определять роль героев в раскрытии авторского замысла, выделять принципы композиционного построения романа, выявлять логику развития событий в начале романа и авторское отношение к героям. |
70 71 | 4 5 | | | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь применять алгоритм анализа эпизода, определять роль героев в раскрытии авторского замысла, анализировать центральные эпизоды романа, выявлять соотнесенность образов главных героев в их жизненных поисках, приемы создания образов главных героев (психологизм, портретная характеристика, пейзаж как прием раскрытия образа); Знать алгоритм анализа эпизода, роль героев в раскрытии авторского замысла, литературоведческие термины «диалектика души», «антитеза», «портрет», приемы создания образов героев. |
72 | 6 | | | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замысла, создавать сопоставительную характеристику героев, анализировать эпизоды Шенграбинского и Аустерлицкого сражений, выявлять характеристики истинного и ложного героизма и патриотизма в поведении героев романа; Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, содержание романа, литературоведческие термины «пейзаж», «портретная деталь», внутренний монолог». |
73 | 7 | | | Настоящая жизнь людей в понимании Л.Н. Толстого. Образы Наташи Ростовой и Марьи . | Урок общеметодологической направленности исследование | Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замысла, создавать сопоставительную характеристику героев, анализировать эпизоды «Именины у Ростовых», «Охота», «У дядюшки», «В театре» Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, содержание романа, литературоведческий термин «символический смысл образа». |
74 75 | 8 9 | | | Р.р. 11-12 «Часы истории» Л.Н. Толстого. Бородинское сражение как один из важных эпизодов романа. | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, содержание романа; Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замысла, создавать сопоставительную характеристику героев, анализировать эпизод «Бородинское сражение». |
76 77 | 10-11 | | | Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь применять алгоритм анализа эпизода, владеть литературоведческими терминами: «психологический пейзаж», «историософская концепция»; Знать алгоритм анализа эпизода, литературоведческие термины: «психологический пейзаж», «историософская концепция», содержание романа. |
78 | 12 | | | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | Урок общеметодологической направленности практикум | Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замысла, составлять сравнительную характеристику героев, выявлять сходство в принципах изображения героев и основные оппозиции в образах Кутузова и Наполеона. Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, литературоведческий термин «персонажи-антиподы», сходство в принципах изображения героев и основные оппозиции в образах Кутузова и Наполеона. |
79 | 13 | | | Образ «дубины народной» в романе. Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева – двух типов патриотического сознания. | Урок общеметодологической направленности презентация с элементами исследования | Уметь составлять сравнительную характеристику героев, раскрывать смысл толстовского понятия «народ» и выявлять двойственный подход в изображении русского народа в романе, раскрывать смысл перемен, которые произошли с Андреем Болконским и Пьером Безуховым под влиянием Отечественной войны 1812 года; Знать средства психологической характеристики героя (сон), смысл толстовского понятия «народ» и двойственный подход в изображении русского народа в романе. |
80 | 14 | | | Эпилог романа (часть 1) и «открытость» толстовского эпоса. Философская проблематика романа | Восприятие про изведения и углублённая ра- бота с текстом | Умение искать и выделять необходимую информацию из текста произведения и материала опорного конспекта, устанавливать аналогии, создавать обобщения |
81 82 | 15-16 | | | Р.Р.13-14Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
Ф.М. Достоевский (9часов). |
83 | 1 | | | Ф.М. Достоевский. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества. Замысел романа о «гордом человеке». | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные факты биографии писателя, особенности его мировоззрения, литературоведческие термины «детективный жанр», «Психологический сюжет»; Уметь владеть информацией об основных фактах биографии писателя, выявлять первоначальные впечатления, полученные в ходе чтения романа «Преступление и наказание». |
84 | 2 | | | Мир «униженных и оскорбленных»: Раскольников в мире бедных людей. Бунт личности против жестоких законов социума. | Урок общеметодологической направленности проект | Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, систему персонажей романа, средства создания образа Петербурга в романе и двойственность отношения автора и главного героя к городу, литературоведческие термины «экспозиция», «портрет», «пейзаж», «интерьер», «символика цвета»; Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замысла, анализировать систему персонажей романа, выявлять средства создания образа Петербурга в романе и двойственность отношения автора и главного героя к городу. |
85 | 3 | | | Теория Раскольникова и «идейные двойники» героя (Лужи, Свидригайлов). Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать социальные и философские корни преступления Раскольникова, систему «идейных двойников» Раскольникова, литературоведческие термины «философский роман», «образ двойника», «внутренний монолог»; Уметь выявлять социальные и философские корни преступления Раскольникова, сходство и различие во взглядах Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова и Раскольникова, анализировать систему «идейных двойников» Раскольникова. |
86 87 | 4-5 | | | Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова. | Урок общеметодологической направленности практикум интеграция с русским языком | Знать роль героев в раскрытии авторского замыла, авторский замысел: почему именно с образом Сонечки связана идея воскрешения Раскольникова (проблема веры в романе), литературоведческие термины «художественная деталь», «образ-символ»; Уметь определять роль героев в раскрытии авторского замыла, понимать авторский замысел: почему именно с образом Сонечки связана идея воскрешения Раскольникова (проблема веры в романе), анализировать сцены визитов Раскольникова к Соне Мармеладовой. |
88 | 6 | | | Сны и пробуждение Родиона Раскольникова. | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знать о роли сна как внесюжетном элементе композиции произведения, роль героев в раскрытия авторского замысла, литературоведческие термины «сон», «символ»; Уметь определять роль сна как внесюжетном элементе композиции произведения, роль героев в раскрытия авторского замысла. |
89 | 7 | | | Роль эпилога в раскрытии авторского замыла. Смысл названия романа. | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать философский смысл эпилога и его связь с основным содержанием романа, значение сна в эпилог романа, литературоведческие термины «психологическая функция сна», «символический пейзаж»; Уметь владеть изученной терминологией, выявить философский смысл эпилога и его связь с основным содержанием романа, определить значение сна в эпилог романа. |
90 91 | 8-9 | | | Р.Р.15-16 Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
А.П. Чехов (9 часов). |
92 | 1 | | | А.П. Чехов. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества. Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов. | Урок «открытия» нового знания заочная экскурсия с элементами исследования | Знать основные факты биографии и творчества писателя, особенности его мировоззрения, особенности прозы Чехова, традиционное и отличительное в раскрытии темы «маленького человека» (анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник»), литературоведческие термины «лаконизм формы», «афористичность», «нулевая развязка», «рамочная композиция», «художественная деталь»; Уметь определять особенности прозы Чехова, выявлять традиционное и отличительное в раскрытии темы «маленького человека» (анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник»). |
93 94 | 2-3 | | | Тема пошлости и обывательщины в рассказах «Палата №6», «Ионыч». Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказ «Студент». | Урок общеметодологической направленности практикум | Знать особенности авторской позиции, заключающуюся в отсутствии прямолинейности решения проблем современности, смысл названия рассказа «Ионыч», философскую проблематику рассказов «Палата №6», «Студент»; Уметь выявлять особенности авторской позиции, заключающуюся в отсутствии прямолинейности решения проблем современности, определять смысл названия рассказа «Ионыч», философскую проблематику рассказов «Палата №6», «Студент». |
95 | 4 | | | Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишневый сад». | Урок общеметодологической направленности исследование | Знать систему персонажей пьесы, структуру драматического сюжета, литературоведческие термины «лирическая комедия», «бессюжетное действие», «подтекст»; Уметь выявлять структуру драматического произведения, характеризовать систему персонажей драмы. |
96-97 | 5-6 | | | Бывшие хозяева сада – Гаев и Раневская. Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада Тема будущего. | Урок общеметодологической направленности исследование интеграция с русским языком | Знать роль героев в раскрытии авторского замысла, основные направления в решении темы времени: прошлое, настоящее и будущее России в пьесе Чехова, литературоведческие термины «конфликт», «подводное течение»; Уметь анализировать основные направления в решении темы времени: прошлое, настоящее и будущее России в пьесе Чехова. |
98 | 7 | | | Новаторство Чехова-драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции. | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Знать жанровые особенности пьесы и авторскую позицию; Уметь определять жанровые особенности пьесы и авторскую позицию, обобщать читательские представления о персонажах пьесы, делать выводы о принципах раскрытия характеров героев произведения, о своеобразии жанра пьесы. |
99 100 | 8-9 | | | Р.Р17-18Сочинение по творчеству А.П. Чехова. | Урок развивающего контроля мастерская творческого письма | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
101 | 1 | | | Систематизация и обобщение изученного за курс 10 класса. | Урок развивающего контроля контрольная работа | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. |
102 | 1 | | | Резерв | | |
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Число речевых недочетов.
Тесты даются каждому ученику в письменном виде (на бумажных носителях) Задача учащихся – найти правильный ответ из нескольких предложенных.и подтвердить его материалом из источника.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»).С 5 класса обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «2» выставляется за 49 % и менее.