СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 5 класс (В.Коровин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы и УМК В. Коровина Предназначена для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 5 класс (В.Коровин)»

14

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе:

  • федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);

• примерной программы основного общего образования;

• авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский);

• учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016 г.;

• Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения литературы:

поддержание интереса к чтению, формирование духовной и интеллектуальной потребности читать;

обеспечение общего и литературного развития школьника, глубокого понимания художественных произведений различного уровня сложности, осмысления литературы как словесного вида искусства, освоения основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;

сохранение и обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;

развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентира нравственного выбора; развитие функциональной грамотности.

Согласно учебному плану школы на 2018-2019 учебный год на изучение литературы в 5 классе отводится 102 ч., из расчета 3 ч. в неделю.

Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:

Вн. чт.: 15 ч.

Развитие речи: 6 ч. Классные сочинения: 3




Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты

Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Метапредметные результаты

Ученик научится

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

10. Осуществлять рефлексию своей деятельности (определять и аргументировать причины своего успеха/ неуспеха), самостоятельно находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Личностные УУД:

1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.






































Содержание учебного предмета

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из литературы XVIII - XIX веков

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен). Русские баснописцы XVIII века (обзор).

Александр Петрович Сумароков. Краткий рассказ о поэте.

«Кокушка». Высмеивание незаслуженно высокого представления о себе и своих способностях.

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о поэте.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о поэте.

«Ворона и Лисица», «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков (лесть, глупость, хитрость ради корысти, лицемерие). Образы животных. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как произведение о войне 1812 года. Патриотическая позиция автора. «Крылатые выражения» в баснях И. А. Крылова.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма. Способы рифмовки. Поэма-сказка. Стихотворная литературная сказка (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма. Способы рифмовки. Стихотворная литературная сказка (развитие представления). «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина», «Весенний дождь» радостные, яркие, полные движения картины весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе(обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы XIX - XX веков

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В деревне». Воспоминания о первых детских впечатлениях от пребывания в русской деревне. Радость познания мира.

«Лапти». Подвиг простого человека ради больного мальчика и его безутешной матери. Рассказ о горячем сердце русского человека.

Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Из зарубежной литературы

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, не сгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

О.Уайльд. "Мальчик-звезда". (Для внеклассного чтения.) Сказка-притча. Образ героя, средства его создания. Добро и зло.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Произведения о животных

Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе, зоологе, художнике.

«Арно». Своеобразие книги «Рассказы о животных»: изображение зверей как добрых знакомых, близких друзей. Героическая судьба почтового голубя. Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого. Использование сравнений для характеристики героя.

Современная зарубежная и отечественная литература для детей

Ульф Старк. Краткий рассказ о творчестве шведского писателя.

Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Мир ребенка и мир старого человека. Осознание необходимости общения, духовного взаимообогащения этих миров.

Ая эН (И.Б.Крестьева) . Краткий рассказ о творчестве современной писательницы.

Рассказ «Как растут елочные шары, или Моя встреча с Дедом Морозом». Бытовое, повседневное и волшебное в рассказе.

Теория литературы. Сочетание сказочного и научно-фантастического. Особенности композиции произведения. «Рассказ в рассказе» как композиционный прием.

Писатели улыбаются

Ю.Ч. Ким. Рассказ о писателе.

«Рыба-кит». Словесная игра как средство создания юмористического произведения.



Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во

часов

1



Введение

1

2



Устное народное творчество,

в том числе:

  • Русские народные сказки

7


6

4

Из литературы ⅩⅧ - ⅩⅨ веков,

в том числе:

  • Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (обзор)

43


4

5

Из русской литературы XIX-ⅩⅩвека,

в том числе:

  • Русская литературная сказка XX века (обзор)

  • Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

  • Поэты XX века о Родине, родной природе и о себ3

33


2

2

6

6

Из зарубежной литературы ,

в том числе:

  • Произведения о животных

  • Современная зарубежная и отечественная литература для детей

14


3

2

7

Писатели улыбаются

1

8

Подведение итогов

2


Итого

102







Календарно-тематическое планирование


п/п

уро

ка

в теме

Тема урока


Кол-во ча-сов

Дата

план.

факт.

четверть = 27 уроков Р.р. - 1 Вн.чт. – 4



Введение

1


1

1

Роль книги в жизни человека. Знакомство с учебником

1



Устное народное творчество

7


2

1

Устное народное творчество

1



3

2

Малые жанры фольклора

1



4

3

Сказка, виды сказок, сказители. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки

1



5

4

«Царевна-лягушка». Герои. Народные идеалы в сказке

1



6

5

Вн. чт. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Жанр сказки

1



7

7

«Журавль и Цапля»: народные представления о справедливости, добре и зле.

1



8

6

«Солдатская шинель»: народные представления о справедливости, добре и зле

1



9

7

Учебный проект «Художники-иллюстраторы сказок»

1



Из литературы XVIII - XIX веков

43


10

1

Роды и жанры литературы

1



11

2

А.П.Сумароков. «Кокушка»: идейное своеобразие басни

1



12


3


И.И.Дмитриев. «Муха»: противопоставление труда и безделья

1



13

4

И.А.Крылов. Жанр басни. Анализ и исполнение басен. Чтение наизусть

1



14

5

И.А. Крылов. «Волк на псарне»: отражение исторических событий в басне

1



15

6

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе

1



16

7

В.А.Жуковский. Жанр баллады. «Кубок»

1



17

8

В.Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Сюжет и герои. Чтение наизусть

1



18

9

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…»: мотивы и сюжеты произведения. Чтение наизусть

1



19

10

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». История рождения сюжета. Обзор содержания

1



20

11

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки

1



21

12

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

1



22

13

Вн. чт. А.С.Пушкин. Сказки

1



23

14

Р.р. Стихотворная и прозаическая речь

1



24

15

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

1



25

16

Литературная сказка.

А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: сюжет и герои.


1



26

17

А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

1



27

18

Вн. чт. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps»: героическое и обыденное в сказке.

1



четверть = 21 урок Р.р. – 2 Вн. чт. – 3




28

19

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Композиция и особенности повествования

1



29

20

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Герои. Развитие сюжета. Чтение наизусть

1



30

21

Вн. чт. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка

1



31

22

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сюжет, герои, художественные особенности повести

1



32

23

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Герои и сюжет. Трагическое и смешное

1



33

24

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести

1



34

25

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»: мир детства крестьян. Чтение наизусть

1



35

26

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»: язык стихотворения

1



36

27

Н.Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Образ русской женщины. Чтение наизусть

1



37

28

И.С.Тургенев. «Муму». Повествование о жизни в эпоху крепостного права

1



38

29

И.С.Тургенев. «Муму». Герасим и его окружение

1



39

30

И.С.Тургенев. «Муму». Герасим и Муму. Счастливый год

1



40

31

И.С.Тургенев. «Муму»: портрет и пейзаж в повести

1



41

32

Р.р. Классное сочинение №1 (по творчеству И.С.Тургенева)

1



42

33

Стихотворения А.А.Фета о природе. Чтение наизусть

1



43

34

Контрольная работа за I полугодие

1



44

35

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - протест против национальной вражды. Жилин и горцы

1



45

36

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин

1



46

37

Р.р. Классное сочинение №2 (по творчеству Л.Н.Толстого)

1



47

38

А.П.Чехов. «Хирургия». Юмор и сатира

1



48

39

Вн.чт. Юмористические рассказы А.Чехова

( «Толстый и тонкий», «Хамелеон»)

1



четверть = 30 урока Р.р. – 3 Вн. чт. – 4




Русские поэты о Родине, родной природе и о себе

4


49

1

Стихотворения Ф.И.Тютчева о родной природе. Чтение наизусть

1



50

2

Стихотворения А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н.Майкова о родине и родной природе

1



51

3

Вн. чт. Проект (электронный альбом) «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

1



52

4

Р.р. Обучение анализу лирического стихотворения.

1



Из русской литературы XIX - XX веков

33


53

1

И.А.Бунин. «В деревне»: радость познания мира

1



54

2

И.А. Бунин. «Лапти»: идейно-тематическое своеобразие рассказа

1



55

3

Вн. чт. И.А. Бунин. "Подснежник": тема исторического прошлого в рассказе

1



56

4

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец

1



57

5

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция




58

6

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Общение Васи с Валеком и Марусей

1



59

7

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»:

«дурное общество» и «дурные дела»

1



60

8

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру

1



61

9

Р.р. Классное сочинение №3 (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

1



62

10

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Жанр сказа

1



63

11

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы

1



64

12

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб». Смысл заглавия. Реальное и фантастическое

1



65

13

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: язык сказки

1



66

14

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек

1



67

15

Р.р. К.Г. Паустовский. Нравственные проблемы рассказов писателя

1



68

16

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки

1



69

17

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

1



70

18

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: художественные особенности пьесы-сказки




71

19

Вн.чт. С.Я.Маршак. Сказки для детей

1



72

20

А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа

1



73

21

А.П.Платонов. «Никита». Быль и фантастика, душевный мир главного героя

1



74

22

Контрольная работа по творчеству В.Г.Короленко, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского

1



75

23

В.Астафьев. «Васюткино озеро» как автобиографический рассказ

1



76

24

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Становление личности героя

1



77

25

В.Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе

1



78

26

Вн. чт. В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»: человек и природа

1



четверть = 24 урока Вн. чт. – 4




Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

2


79

1

А.Т.Твардовский . «Рассказ танкиста»: дети и война. Чтение наизусть

1



80

2

К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»: дети и война

1



Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе

5


81

1

Стихотворения И.А.Бунина, Дон-Аминадо о родной природе

1



82

2

Н. Рубцов. «Родная деревня». Образ родины в

стихах о природе. Чтение наизусть

1



83

3

Вн. чт. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века)

1



84

4

Диагностическая работа по выявлению читательской грамотности

1



85

5

Диагностическая работа по выявлению читательской грамотности (продолжение)

1



Из зарубежной литературы

14


86

1

Вн. чт. О.Уайльд. «Мальчик-звезда»: размышление о счастье

1



87

2

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» . Герой на острове

1



88

3

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя

1



89

4

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Сюжет и герои

1



90

5

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Проверочный тест за второе полугодие

1



91

6

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

1



92

7

Вн. чт. М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Характеристика героя

1



93

8

Дж. Лондон. «Сказание о Кише» - рассказ о мужестве и благородстве героя

1



94

9

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя


1





Рассказы о животных

3



95

1

Э. Сетон-Томпсон. «Арно»: идейно-художественное своеобразие рассказа

1



96

2

Э. Сетон-Томпсон. «Арно»: трагическая судьба голубя

1



97

3

Вн. чт. Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»: изображение зверей как знакомых, близких друзей

1



Современная зарубежная и отечественная литература для детей

2



98

1

Ульф Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»: мир ребенка и мир старого человека

1



99

2

Ая эН (И.Б. Крестьева). «Как растут елочные шары, или Моя встреча с Дедом Морозом»: сочетание сказочного и научно-фантастического, особенности композиции рассказа

1



Писатели улыбаются

1



100

1

Стихотворение Ю.Ч.Кима "Рыба-кит" как юмористическое произведение

1



Подведение итогов

2



101

1

Итоговая контрольная работа

1



102

2

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!