СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 8 класс. УМК под ред. Б. А. Ланина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. 8 класс. УМК под ред. Б. А. Ланина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 8 класс. УМК под ред. Б. А. Ланина.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №13

«Утверждено»

Директор МБОУ Одинцовская гимназия №13

____________________________Полякова Л. В.

«30» августа 2018г.

365 приказа












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе

(составлена в соответствии с образовательной программой гимназии, учебным планом и календарно-тематическим учебным графиком гимназии)

Ступень обучения – 8 «А» класс

Количество часов – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год
Уровень базовый




Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература. 5-9 классы: рабочая программа/ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова;

под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2017)


Программу составила учитель

русского языка и литературы Е.В. Селезнева







г. Одинцово,

2018-2019 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содер­жания общего образования, Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература. 5-9 классы: рабочая программа/ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2017) и учебника «Литература» (Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2018) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 8 «А» классе.

В соответствии с ФГОС представленная программа направлена на «формирование общей культуры, духовно- нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, Физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся», обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования.



II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.

Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и, тем самым, способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление произведений русской и зарубежной литературы, произведений классических и современных. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями, расширяет историко - литературный контекст, в том числе за счёт привлечения мемуарного материала и различных историко - литературных работ.

Реализация программы предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов (в том числе литературных). Обучение по данной программе позволяет успешно подготовить учащихся к ОГЭ, а в последующем и к ЕГЭ по литературе.

Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности не только в качестве источников информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы.

В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

  • Образовательный — чтобы понять произведение, нужно знать (в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;

  • просветительский— биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нём или им открывается);

  • воспитательный — литература воспитывает сама по себе, литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно — и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой » (В. Г. Белинский).

Рабочая программа реализовывает следующие идеи ФГОС второго поколения.

  1. Ориентация на системно - деятельностный подход.

  2. Внимание к личностному развитию школьников.

  3. Достижение метапредметных результатов, в числе которых умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся.

  4. Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы.

  5. Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса.

  6. Использование интернет- ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся.

  7. Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи.

  8. Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности.

  9. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.



Основные виды деятельности учащихся


Познавательная деятельность: сюда относится чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческим терминами.

Творческая деятельность включает создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы

Коммуникативная деятельность предполагает умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать ан вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению

Исследовательская деятельность предполагает создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной или мировой литературой.

Поскольку самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, необходимо выделить чтение в качестве ведущей деятельности в освоении литературы.

Рабочая программа по литературе построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Структурно-содержательные особенности программы: II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико - и историко- литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.

Ведущая тема в 8 кл. – «Литература в поисках героя». К программе предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной – «Круг чтения».

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога», поэтому авторы УМК выделяют чтение в качестве ведущей деятельности при освоении литературы в основнойш коле.



III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Литература относится к предметной области «Филология». На изучение предмета отводится 2 часа в неделю – 68 часа за учебный год (34 недели).








IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

  • формулировать горизонт своих интересов;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные результаты:

  • находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;

  • организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;

  • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы.

Предметные результаты:

в познавательно сфере:

  • уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.

в коммуникативной сфере:

  • выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

  • составлять план;

  • писать сочинения на литературные и свободные темы.

в эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;

  • развивать художественный вкус.


V. СОДЕРЖАНИЕ



Разделы

«Из русской литературы XVIII века», «Из зарубежной литературы XVIII века»

Классицизм

М. В. Ломоносов

Жизнь и творчество.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Жанр оды в творчестве М. В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжественной оде, обращение к императрице с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. Ломоносов и его «теория трёх штилей» как основа иерархии жанров классицизма.

Раздел «Теория литературы». Литературные направления (начальное понятие). Классицизм как литературное направление: идеология и эстетика. Ода. Поэма-трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».


Мольер

«Мещанин во дворянстве»

Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

Раздел «Теория литературы». Комедия классицизма.


Д. И. Фонвизин

Жизнь и творчество драматурга.

«Недоросль» (сцены из комедии)

Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Проблемы воспитания, образования гражданина. Приёмы создания комического эффекта. «Говорящие» фамилии и имена, речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Смысл финала комедии.

Раздел «Теория литературы». Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр. Классицистическая пьеса.


Творческие задания. «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Недоросль» Фонвизина — сходство и различия.





Разделы

«Из русской литературы XVIII века», «Из русской литературы XX века»

Сентиментализм и его традиции

Н. М. Карамзин

Жизнь и творчество. Н. М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.

«Бедная Лиза»

Поэтика сентиментальной повести. Своеобразие проблематики произведения: «естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н. М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Раздел «Теория литературы». Сентиментализм как литературное направление. Русский сентиментализм, его основные черты и особенности.


А. И. Куприн

Биография писателя.

«Гранатовый браслет»

Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Связь между видами искусства. «Аделаида» Людвига ванн Бетховена на стихи Фридриха фон Маттиссона.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?


Раздел «Из русской литературы XIX века»

Страницы классики

Поэты пушкинской поры

Предшественники и современники А. С. Пушкина. Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).

Раздел «Теория литературы». Элегия, идиллия, баллада, романс как жанры романтической поэзии.


Г. Р. Державин

Жизнь и творчество поэта.

«Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя)

Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта. Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов.

Дополнительная литература. Романы «Державин» В. Ф. Ходасевича и Ю. О. Домбровского.



В. А. Жуковский

Жизнь и творчество поэта.

Баллада «Светлана»

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Национальные черты в образе героини. Создание романтического характера. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады.

Элегии «Невыразимое (отрывок)», «Море»

Центральные темы и образы лирики Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Романтический образ моря. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.


К. Н. Батюшков

Жизнь и творчество поэта.

«Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя)

Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.


Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения:

Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова.


Е. А. Баратынский

Жизнь и творчество поэта.

«Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя)

«Поэзия мысли» Баратынского и её автобиографизм.

Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Тема любви в творчестве Баратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта. «Унылая» элегичность поэзии Баратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи В. М. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига (музыка А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова).

Интернет. Подбор материалов для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов:

Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давыдов, Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору).

Для самостоятельного чтения

Г. Р. Державин. «Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Соловей», «Бог», «Осень во время осады Очакова », «Приглашение к обеду», «Соловей во сне», «Лебедь», «Евгению. Жизнь Званская».

В. А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня» («Кольцо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гёте», «Ночной смотр», «Царскосельский лебедь».

А. А. Дельвиг. «Пушкину», «Элегия» («Когда, душа, просилась ты…»), «Вдохновение», «Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность…»), «Романс» («Прекрасный день, счастливый день…»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»).

К. Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея», «Разлука», «Весёлый час», «Мои пенаты»,

«Надежда», «Мечта», «Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Таврида», «Подражания древним».

Е. А. Баратынский. «Финляндия», «Осень», «Признание», «Старательно мы наблюдаем свет…», «Не подражай…», «На смерть Гёте», «Когда твой голос, о поэт…», «Последний поэт».


А. С. Пушкин

Жизнь и судьба.

«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

Судьба поэта. Тема свободы в лирике А. С. Пушкина. Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х годов.

«К ***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил»

Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. ≪Биография души≫ поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи Пушкина (музыка М. Яковлева, М. Глинки, А. Алябьева, Б. Шереметева).

«Бесы» (отрывок)

Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.

«Осень» (отрывок)

Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.

Роман «Капитанская дочка»

Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина. Историческая основа романа (историческое исследование «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка»). Пугачёв в историческом труде и в романе. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачёв, Екатерина II). Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об историческом романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Становление, развитие характера, личности Петра Гринёва. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении (художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок). Название и идейный смысл произведения.

Раздел «Теория литературы». Система характеров в произведении.

Связь между видами искусства. Экранизация произведения (режиссёр В. Каплуновский, 1958).

Тема для обсуждения. Личное и государственное в понимании героев Пушкина.


Творческое задание. Сопоставление работы Ю. М. Лотмана «Идейная структура «Капитанской дочки»» и фрагментов из книги М. И. Цветаевой «Мой Пушкин».



М. Ю. Лермонтов

Жизнь и судьба писателя.

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»

Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Романтизм и реализм в лирике поэта. Особенности метафоры. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»

Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»

Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике Лермонтова.

«Прощай, немытая Россия…», «Родина».

Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.

Раздел «Теория литературы». Лексическая, композиционная и стилистическая антитеза. Дума как литературный жанр.

«Мцыри»

Гуманистический пафос произведения. «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Трагическое противопоставление человека, обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения. Смысл финала поэмы.

Раздел «Теория литературы». Романтизм как литературное направление. Особенности русского романтизма (начальное понятие). Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма.

Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отечественной литературы: темы, образы, мотивы.

Творческое задание. Жанр романтической поэмы в творчестве русских поэтов XIX века.


Н. В. Гоголь

Жизнь и судьба писателя.

Комедия «Ревизор».

Жизнь и судьба писателя. История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Сюжет

и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города. Смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Сатирическое разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Образ Хлестакова. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Гоголь о комедии.

Связь между видами искусства. Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссёр Л. И. Гайдай, 1977); телеспектакль театра Сатиры «Ревизор» (постановка В. Н. Плучека, 1982); «Ревизор» (режиссёр С. И. Газаров, 1996). Современные постановки пьесы.

Повесть «Шинель»

Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести (Петербург как символ вечного холода, отчуждённости, бездушия). Роль фантастического финала. Гуманистический пафос повести.

Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич).

Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.

Дополнительная литература. Лекция В. В. Набокова о Гоголе «Государственный призрак».



Ф. М. Достоевский

Жизнь и судьба писателя.

Роман «Бедные люди»

Название романа как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.

Темы для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»» (Ф. М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?





И. С. Тургенев

Жизнь и судьба писателя.

Цикл рассказов «Записки охотника».

Понятие о цикле произведений. История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.

«Бирюк».

Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.

«Певцы»

Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.

Повесть «Ася».

История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д. И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях

Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н. Г. Чернышевский. «Русский человек на rendezvous»).

Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссёр И. Е. Хейфиц, 1977).


А. П. Чехов

Жизнь и судьба.

Рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья».

История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.


Раздел «Из зарубежной литературы»


Данте Алигьери

«Божественная комедия» («Ад»)

Данте и его время. Особенности жанра и композиции произведения.

Образ поэта, спускающегося по кругам Ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы.

Тема поиска истины и идеала. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

У. Шекспир

Трагедия «Ромео и Джульетта» (сцены)

Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя)

Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Раздел «Теория литературы». Трагедия. Сонет.

Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.

Связь между видами искусства. Экранизации трагедии (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968). Сценические постановки: телеспектакль (режиссёр А. Эфрос, 1982), балет на музыку С. С. Прокофьева.


И.-В. Гёте

Трагедия «Фауст» (фрагменты)

История создания.

Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Проблема и цена истинного счастья.


Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин)

«Властелин колец»

В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни.


У. Голдинг

Роман-притча «Повелитель мух».

Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе.

Символический образ «повелителя мух».

Связь между видами искусства. Современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссёр П. Брукс, 1963); «Властелин колец» (режиссёр П. Джексон, 2002—2004).

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?


Раздел «Из русской литературы XX века»


К. Г. Паустовский

«Золотая роза» (отрывки)

Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца.

Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

Раздел «Теория литературы». Жанровые особенности очерка и эссе.

Творческое задание. К. Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя.



В. А. Пьецух

Рассказ «Прометейщина»

Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе.


Круг чтения

Русская литература

А. Т. Аверченко. Рассказы

И. Ф. Анненский. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»

А. А. Ахматова. Книги стихов «Вечер», «Белая стая»

К. Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом»

Ю. В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег»

И. А. Бунин. Стихотворения. Цикл «Тёмные аллеи»

Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие…», «В списках не значился»

М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»

А. Н. Житинский. «Параллельный мальчик»

М. М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее — смерть»

Н. М. Карамзин. «Предания веков» Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», «Наталья, боярская дочь»

М. Ю. Лермонтов. «Маскарад»

А. П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире»

А. С. Пушкин. Стихотворения, «Полтава». «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне»

В. Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок»

А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Л. Н. Толстой. «Юность», «Люцерн»

И. С. Тургенев. «Вешние воды», «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне», «Дворянское гнездо»

Н. А. Тэффи. Рассказы

М. И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…»

А. П. Чехов. Рассказы


Зарубежная литература

Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

В. Гюго. «Отверженные», «Человек, который смеётся»

Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын»

Р. Киплинг. «Маугли», «Свет погас», «Отважные мореплаватели»

У. Коллинз. «Лунный камень»

А. Конан Дойл. «Затерянный мир», «Рассказы о Шерлоке Холмсе»

Ф. Купер. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»


Основные критерии отбора художественных произведений:

Согласно ФГОС второго поколения в программу и, соответственно, в учебники отобраны произведения:

- репрезентативные для творчества писателя;

- определённые методической и культурной традицией;

- являющиеся общественно, культурно и литературно значимыми (вершинными) для творчества писателя

- доступные для школьников;

- интересные для учащихся.

Согласно требованиям к личностным результатам освоения программы основного общего образования данный курс направлен на гуманистическое воспитание школьников, развитие их духовно-нравственных качеств, патриотизма, формирование толерантного сознания, стремления к самостоятельной творческой деятельности. Тщательный отбор учебного материала предполагает неспешное и вдумчивое изучение литературных произведений. Большое место уделяется литературе в ряду других искусств: рассматриваются экранизации и сценические интерпретации литературных произведений, используются мультимедийные средства обучения и самообразования. Изменился характер и состав домашних заданий: школьникам предлагается создать веб-страницу, сделать презентацию с помощью PowerPoint, подготовить слайд-шоу и т. п. Традиционные методические приёмы так же широко используются, как и традиционные творческие работы.

Через систему тем для обсуждений, творческих работ и ученических проектов-исследований в программе реализуется системно-деятельностный подход.



VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА К КОНЦУ 8 КЛАССА


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;

  • владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;

  • отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);

  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

  • работать со справочными материалами



VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Основная литература



1. Литература: 8 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ Б А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. –2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Вентана Граф, 2018. – 336с.

2. Литература: 8 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2/ Б А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. –– 2-е издание, исправленное и дополненное М.: Вентана- Граф, 2018. – 320с.


Дополнительная учебная литература

1. Ланин Б.А, Л.Ю. Устинова. Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений М. «Вентана-Граф», 2017 г. – 160 с.

2. Литература: 8 класс: методические рекомендации /Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова и др.; под ред. Б. А. Ланина. – М.: Вентана - Граф, 2018. – 267 с.


Справочные пособия


  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Мультимедийные пособия

1.DVD диск. Уроки литературы Кирилла и Мефодия (8 класс)PC-CD (DVD-Box)-М.: Кирилл и мефодий,2009.

3.Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. 4.Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

5.Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;


VIII. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

п/п

Дата проведения

Работы

Примечание

1.


Обобщение знаний по теме «Классицизм». Сентиментализм как литературное направление.


2.


Развитие речи. Итоговый урок по теме Н. М. Карамзин.


3.


Обобщение знаний по теме «Сентиментализм и его традиции».


4.


Повторение темы «Поэты пушкинской поры» (Обобщение знаний).


5.


Развитие речи. Подготовка к сочинению. Подведение итогов по теме «А. С. Пушкин».


6.


Язык поэмы М. Ю. Лермонтова Мцыри. Обобщение знаний по теме «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».


7.


Обобщающий урок по творчеству Н. В. Гоголя. Итоговый урок по разделу.


8.


Подведение итогов по теме Ф. М. Достоевский.


9.


Обобщающий урок по творчеству А. П. Чехова. Итоговый урок по разделу «Русская литература XIX века».


10.


Итоговый урок по разделу «Из зарубежной литературы».


11.


Подведение итогов по теме «Из русской литературы XX века».


IX. ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ


  1. Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  2. Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

  3. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  4. Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина.

  5. Образы-символы в романе Пушкина.

  6. Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки».

  7. Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка».

  8. Осмысление Гамлетом бренности и скоротечности человеческой жизни. Шекспир - кто он?

  9. Быт и нравы Вероны и Мантуи (по страницам пьесы Шекспира).

  10. «Маленький человек» в рассказах Н. Тэффи.

  11. Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  12. «Ревизор» на сцене и в кино.

  13. Трагическое и комическое в пьесах Д.И. Фонвизина «Недоросль» и Н.В. Гоголя «Ревизор».

  14. Зеркала и отражение в балладе «Светлана» (или: Мотив свечи и света).

  15. Образы снега, метели и вьюги в балладе.

  16. Тема сна и сновидений в балладе.

  17. «Людмила» и «Светлана»: сопоставление двух финалов.














X. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1.

Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство».

Знакомиться с канонами классицизма. Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии.

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

2.

Ж.-Б. Мольер.

«Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии).

Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя.

Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии.



3.

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей»

Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды.

4.

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга.

«Недоросль» (сцены из комедии).

Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения.

Выявлять правила комедии классицизма.

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина).

5.

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.

«Бедная Лиза».

Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина.

6.

А.И. Куприн. Жизнь и судьба.

«Гранатовый браслет».

Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

7.

Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина.

Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему.

8.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.

«Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя).

Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов.

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма.

9.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.

«Светлана».

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.

«Невыразимое», «Море».

Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.

10.

К.Н. Батюшков.

«Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя).

Жизнь и творчество поэта. Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.

Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова.

Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения.

11.

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.

«Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя).

«Поэзия мысли» Боратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.

Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.

«Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений.

12.

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.

«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.

«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...».

Своеобразие любовной лирики поэта.

Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

«Бесы».

Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.

«Осень».

Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.

«Капитанская дочка».

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении.

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).

Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.).

Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.

Характеризовать героя русской литературы XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.



13.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба.

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк».

Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.

«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…».

Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте».

Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Прощай, немытая Россия…», «Родина».

Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.

«Мцыри».

Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения.



14.

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя.

«Ревизор».

История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе.

«Шинель».

«Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.

Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич).



15.

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя.

«Бедные люди»

Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.

Темы для обсуждения. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?



16.

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.

«Записки охотника».

Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.

«Бирюк».

Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.

«Певцы».

Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.

«Ася».

История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»).



17.

А.П. Чехов.

Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья».

История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.



18.

Данте Алигьери.

«Божественная комедия» («Ад»)

Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика.

Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных.

Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве.

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

19.

У. Шекспир.

«Ромео и Джульетта» (сцены)

Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя)

Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.



20.

И.-В. Гёте.

«Фауст» (фрагменты)

Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.



21.

Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин).

«Властелин колец»

В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

22.

У. Голдинг.

«Повелитель мух»

Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

23.

К.Г. Паустовский.

«Золотая роза» (отрывки)

Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романти­чес­кими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

24.

В.А. Пьецух.

«Прометейщина»

Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

25.

Повторение и обобщение изученного в 8 классе.













XI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД



урока

Тема урока

Дата

По плану

По факту

1.

Вводный урок. Классицизм как литературное направление. «Поэтическое искусство» Н. Буало.



2.

М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…».



3.

«Теория трёх штилей» М. В. Ломоносова.



4.

Мольер. Жизнь и творчество. Комедия «Мещанин во дворянстве».



5.

Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина. Комедия «Недоросль».



6.

Комедия как драматический жанр. Черты классицизма в комедии «Недоросль».



7.

Персонажи комедии «Недоросль». Речь героев. Приемы создания комического.



8.

Обобщение знаний по теме «Классицизм». Сентиментализм как литературное направление.



9.

Н. М. Карамзин – основоположник сентиментализма. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Бедная Лиза».



10.

Повесть «Бедная Лиза». Образы героев и идея произведение. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».



11.

Развитие речи. Итоговый урок по теме Н. М. Карамзин.



12.

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет».



13.

Черты сентиментализма в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».



14.

Обобщение знаний по теме «Сентиментализм и его традиции».



15.

Поэты пушкинской поры. Жизнь и творчество Г. Р. Державина.



16.

Г. Р. Державин. «Фелица».



17.

Жизнь и творчество В. А. Жуковского.



18-19.

Баллада «Светлана».



20.

Жизнь и творчество К. Н. Батюшкова.



21.

Жизнь и творчество Е. А. Боратынского.



22.

Повторение темы «Поэты пушкинской поры» (Обобщение знаний). А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.



23.

Тема свободы в лирике Пушкина.



24.

Тема любви в лирике Пушкина.



25.

Лирика Болдинской осени в творчестве А. С. Пушкина.



26.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.



27.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Образ Петра Гринева.



28.

Персонажи романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».



29.

Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема русского бунта.



30.

Развитие речи. Подготовка к сочинению. Подведение итогов по теме «А. С. Пушкин».



31.

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии.



32.

Судьба поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.



33.

Философская лирика М. Ю. Лермонтова.



34.

Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова.



35.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Характеристика главного героя.



36.

Язык поэмы М. Ю. Лермонтова Мцыри. Обобщение знаний по теме «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».



37.

Биография Н. В. Гоголя. История создания комедии «Ревизор».



38.

Сюжет и композиция комедии «Ревизор». Смысл эпиграфа.



39.

Город N в комедии «Ревизор». Портреты персонажей.



40.

Финал комедии «Ревизор».



41.

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель».



42.

Образ маленького человека в повести « Шинель».



43.

Образ Петербурга в повести.



44.

Обобщающий урок по творчеству Н. В. Гоголя. Итоговый урок по разделу.



45.

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. Роман «Бедные люди».



46.

Герои романа «Бедные люди». Тема маленького человека в романе.



47.

Подведение итогов по теме Ф. М. Достоевский.



48.

И. С. Тургенев. «Записки охотника».



49.

И. С. Тургенев. Повесть «Ася».



50.

Герой повести «Ася».



51.

А. П. Чехов. «Дом с мезонином».



52.

А. П. Чехов. «Попрыгунья».



53.

Обобщающий урок по творчеству А. П. Чехова. Итоговый урок по разделу «Русская литература XIX века».



54-55.

Данте Алигьери. «Божественная комедия».



56.

Жизнь и творчество У. Шекспира. История создания трагедии «Ромео и Джульетта».



57.

Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта».



58-59.

И. В. Гёте. «Фауст».



60.

Дж.Р.Р. Толкиен. «Властелин колец».



61.

У. Голдинг. «Повелитель мух».



62.

Итоговый урок по разделу «Из зарубежной литературы».



63.

К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество. Рассказ «Драгоценная пыль».



64.

К. Г. Паустовский. «Золотая роза».



65.

В. А. Пьецух. «Прометейщина».



66.

Подведение итогов по теме «Из русской литературы XX века».



67-68.

Повторение пройденного в 8 классе.










«Согласовано» Рассмотрено

Зам. директора по НМР на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

_________Меркурьева Л.В. Протокол №______от «___»___________ ______г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!