СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для работы по уч.-мет. комплекту под ред.Меркина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6 класса»

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Павловская ООШ

Приказ № 95 от 30.08.2018г.

_____________В.В.Дронова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе








Уровень общего образования (класс): основное общее, 6 класс



Количество часов: 103 ч. Уровень : базовый



Учитель: Татарченко Ольга Анатольевна





2018- 2019 уч.год.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 6 классаcоставлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) (авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин )в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред.от 23.07.2013);

• Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред.от 24.04.2015 №362-ЗС);

• Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г, №576; от 14.08.2015 г, №825; от 28.12.2015 г, №1529; от 26.01.2016 г, №38; от 21.04.2016 г, №459;

• Постановление Главного санврача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в ОУ» (в ред.изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81);

• Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

• Письмо от 20.07.2015 №09-1774 «О направлении учебно – методических материалов»;

• Письмо отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области от 18.05.2018 года «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2018-2019 учебном году»;

• Образовательная программа МБОУ Павловская ООШ, утвержденная приказом директора ОУ № 95 от 30.08.2018 г;

• Учебный план ОУ на 2018-2019 учебный год;

• Устав МБОУ Павловская ООШ.



Планирование предназначено для работы по учебно- методическому комплекту:

  1. Литература.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016г.

  2. Ф.Е.Соловьева . Рабочая тетрадь по литературе. 6 класс. В 2 ч. . . – М.: ТИД Русское слово – РС, 2015.

  3. Ф.Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику « Литература 6 класс»: методическое пособие/ под ред. Г.С.Меркина.-М.: ООО Русское слово, 2015.

  4. Ф.Е. Соловьева. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» .-М.: ООО Русское слово, 2014.

  5. Г.С. Меркин и др. Программа курса по литератературе 5-9кл. .-М.: ООО Русское слово, 2014.



Главными целями изучения предмета «Литература» в основной школе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися классических образцов отечественной и мировой словесной культуры, обладающих высокими художественными достоинствами, выражающих жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающих высокие нравственные чувства у человека читающего;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.









  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Литература – базовый учебный предмет, формирующий духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Предмет литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Предмет литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность - это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, фактами биографии писателей.

В ходе изучения литературы как искусства слова у обучающихся развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Предмет литературы 6 класса строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

В практике учебной деятельности используются также здоровьесберегающие технологии:

· по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика»;

· по профилактике нарушений опорно-двигательной системы; цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки;

· проведение динамических пауз, ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут);

· использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровьесбережения;

· рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока.


Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Содержание обоих предметов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Ценностные ориентиры содержания предмета

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.







  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


 Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ Павловская ООШ: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе – 105часов (3 часа в неделю, 35 недель). Так как 1 и 2 мая 2019 года являются выходными государственными праздниками, то рабочая программа по литературе для 6 класса будет полностью выполнена и освоена обучающимися в полном объеме за 103 часа ( их них на развитие речи-14ч, внеклассное чтение –7 ч) за счет уплотнения учебного материала.



УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год. Комплекс реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «Литература».

Образовательная программа ОУ предусматривает:

Количество учебных недель – 35 (обоснование Устав ОУ)

Количество учебных дней в неделю -5

Количество часов по предмету – 3 часа (Учебный план, ФГОС)

Общее количество часов на изучение литературы в 6 классе составляет – 103 часов.

















  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Универсальные учебные действия: работа с учебником; выразительное чтение; устное рассуждение.

Из греческой мифологии (4часа)

Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения.

Из устного народного творчества (6 часов)

Легенды, предания, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Универсальные учебные действия: художественный пересказ; сказывание сказки, запись фольклорных произведений.

Из древнерусской литературы (5 часов)

«Сказание о белгородских колодцах»«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславиеи др.).

Теория литературы: древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу.

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами.

Из русской литературы ХIХ века (54 часа)

В.А. ЖУКОВСКИЙ(3 часа)

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; прослушивание музыкальных произведений; составление ассоциативных рядов; работа с терминами.

А.С. ПУШКИН (16 часов)

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России:«Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных рядов; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом; сопоставление чернового и чистового вариантов произведения; работа с таблицами; сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево, Болдино с изображенными в учебнике усадьбами; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба 19 века»; подбор цитат для ответа.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи»,«Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов.

Н.В. ГОГОЛЬ (7 часов)

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»:служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.

Н.А. НЕКРАСОВ(4часа)

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Универсальные учебные действия: различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (6 часов)

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ«Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему; работа с таблицей.

В.Г. КОРОЛЕНКО (5 часов)

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с иллюстрациями; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа.

А.П. ЧЕХОВ (6 часов)

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П.Чехова; работа с терминами; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа.

Из русской литературы XX века (9 часов)

И.А. БУНИН (2 часа)

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: составление словаря языка персонажа; лексическая работа; выразительное чтение, в том числе наизусть; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; работа с учебником; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН (3 часа)

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; работа с учебником; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; экскурсия по выставке репродукций русских художников; прослушивание музыкальной композиции.

С.А. ЕСЕНИН (2 часа)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами, работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа.

М.М. ПРИШВИН (4 часа)

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказка-быль; конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами, работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Н.М. РУБЦОВ ( 2 часа)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщения; характеристика стихотворения; работа с учебником.

А.А. АХМАТОВА (1 час)

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; сообщение; беседа; обсуждение.

Из поэзии о Великой Отечественной войне (6 часов)

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С.Самойлов «Сороковые».

Теория литературы: мотив, художественные средства.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; чтение наизусть; литературно – музыкальная композиция.

В.П. АСТАФЬЕВ (3часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.

Универсальные учебные действия: самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беда; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению.

Из зарубежной литературы (9 часов)

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.(1 час)

Теория литературы: сказка (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником.

Я. и В. ГРИММ (2 часа)

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет

Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ разных типов; выразительное чтение; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг.

О. ГЕНРИ (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).«Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; рассказ от другого лица; выразительное чтение; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки.

ДЖ. ЛОНДОН (4 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросов для обсуждения; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа; подготовка сообщения; работа с учебником; сопоставление рассказа и картин художника Р.Кента.



Произведения для заучивания наизусть в 6 классе

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

Произведения для домашнего чтения в 6 классе

Из устного народного творчества

Сказки: «ДваИвана — солдатских сына», «Каша из топора».

Из героического эпоса

Карело-финский эпос «Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три — по выбору).

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из русской литературы XX века

А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег..»

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте,

на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»

Б.Л. Пастернак. «После дождя».

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».

А.Т. Твардовский. «Естьобрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».

В.К. Железников. «Чучело».

В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)









V.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Кол-во часов

Характеристика видов учебной деятельности

Введение


1

Уметь выразительно читать, устно высказываться; развивать умение работать с учебником литературы; выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Из греческой мифологии

4

Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника ;вспомнить известные древнегреческие мифы; уметь передавать их содержание; познакомить с главными героями древнегреческой мифологии; выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана.

Из устного народного твор-чества

6

Уметь выявлять главные свойства жанра легенды, самостоятельно проводить исследовательскую работу с терминами и материалом учебника ;выразительно читать, анализировать изучаемые произведения, высказывать собственное мнение о героях произведения; определять художественную идею легенды, исследовать тексты, выявлять художественные черты и условности волшебной сказки; выполнять художественный пересказ, делать сообщения, заполнять таблицы; участвовать в беседе. Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; знакомство учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);выявить художественные черты и условности волшебной сказки ; самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; сочинить сказки.

Из древнерусской литературы


5

Выполнить различные виды пересказа, составить простой план статьи учебника; работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнить сопоставительный анализ, сообщения, участие в беседе, выразительное чтение; работа с терминами и иллюстрациями; продолжить текст по данному началу; выполнение сопоставительного анализа, самостоятельной исследовательской работы с текстом, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода; выполнить лексическую работу, сделать сообщения, выявить художественную идею произведения; самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.


Из литературы 18 века

2

Составить планы статей учебника, работа с таблицами, прослушивание сообщений учителя и учащихся; участие в беседе, уметь кратко конспектировать лекцию учителя, работа со справочным материалом . Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

Из русской литературы 19 века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

А.С. ПУШКИН

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Н.В. ГОГОЛЬ

И.С. ТУРГЕНЕВ

Н.А.НЕКРАСОВ

Л.Н. ТОЛСТОЙ

В.Г. КОРОЛЕНКО

А.П. ЧЕХОВ

54

Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, пересказ прозаических произведений или их отрывки . Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, оценивать её, определение сферы своих интересов, работа с разными источниками информации, , анализ, использование в самостоятельной работе.

Из русской литературы 20 века

И.А. БУНИН

А.И. КУПРИН

C.A. ЕСЕНИН

М.М. ПРИШВИН

Н.М. РУБЦОВ

А.А.АХМАТОВА


9

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивание её, определение сферы своих интересов, работа с разными источниками информации, анализ, использование в самостоятельной работе изученных произведений, умение анализировать,характеризовать, понимание и формулирование темы, идеи. Написание сочинений на темы.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

В.П. АСТАФЬЕВ

6

Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций, выразительное чтение, выставка, беседа, работа с учебником. Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая самостоятельная работа, работа с текстом, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, дискуссия.

Из зарубежной литературы

«СКАЗКА О СИНДБАДЕ- МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»

Я.И В. ГРИММ

О.ГЕНРИ

ДЖ. ЛОНДОН

9

Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение. Составление плана статьи учебника, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм. Работа с терминами , художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, лексическая работа, заполнение таблицы. Создание словесного портрета.

ВСЕГО УРОКОВ:

103




















VI.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

1

04.09

Ведение.

О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека.

1

2

05.09

Из греческой мифологии.

Миф «Пять веков»

1

3

06.09

Мифы о героях: «Прометей»

1

4

11.09

Миф «Яблоки Гесперид»

1

5

12.09

Н.Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».

1

6

13.09

Из устного народного творчества

Художественные особенности преданий и легенд. Легенда «Солдат и смерть»

1

7

18.09

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1

8

19.09

Сказка и её художественные особенности. Народные представления о добре и зле

1

9

20.09

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1

10

25.09

Обобщение . «Из устного народного творчества».

1

11

26.09

Вн.чт. Сказки донских казаков

1

12

27.09

Из древнерусской литературы

История Древней Руси в народных представлениях о событиях и лю­дях.

1

13

02.10

«Сказание о белгородских колодцах».

1

14

03.10

Воинская повесть.

«Повесть о разоре­нии Рязани Батыем».

1

15

04.10

«Поучение Владимира Мономаха»

1

16

09.10

Обобщение по разделу «Из древнерусской литературы».

1

17

10.10

Из русской литературы 18 века

М.В. Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

1

18

11.10

М.В. Ломоносов о значении русского языка.

1

19

16.10

Из русской литературы 19 века

В.А. Жуковский

Краткие сведения о писателе.

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

1

20

17.10

Особенности языка и образов баллады «Светлана».

1

21

18.10

Тема любви в балладе В.А.Жуковского «Светлана»

1

22

23.10

А.С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии

1

23

24.10

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С.Пушкина «Деревня»

1

24

25.10

А.С. Пушкин «Зимнее утро». «Зимний вечер»

1

25

30.10

Литературная гостиная «Поэзия А.С.Пушкина в музыке»

1

26

31.10

Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха

1

27

01.11

Практическая работа «Стихотворные размеры стиха»

1

28

13.11

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Барышня крестьянка».

1

29

14.11

А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Интерес А.С.Пушкина к истории России.

1

30

15.11

А.С.Пушкин.»Дубровский». Причины ссоры Дубровского и Троекурова

1

31

20.11

А.С. Пушкин

«Дубровский».Отец и сын.

1

32

21.11

Дубровский и Маша Троекурова

1

33

22.11

Дубровский и Маша Троекурова

1

34

27.11

Владимир Дубровский- учитель или благородный разбойник. Судьба Владимира Дубровского (анализ 18-19 глав).

1

35

28.11

Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1

36

29.11

Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

1

37

04.12

Тестирование по теме «По страницам произведений А.С.Пушкина»

1

38

05.12

Поэтическое наследие М.Ю.Лермонтова. Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

39

06.12

М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус»

1

40

11.12

Многозначность художественного образа в лирике М.Ю. Лермонтова. «На севере диком..», «Листок»

1

41

12.12

Р.Р.Конкурс творческих работ

1

42

13.12

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

43

18.12

Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя

1

44

19.12

Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

45

20.12

Казачество в изображении Гоголя. Подвиг Тараса Бульбы

1

46

25.12

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В. Гоголя

1

47

26.12

Р.Р.Мастерская творческого письма. «Написание рассказа о событиях от лица их участника»

1

48

27.12

Анализ письменных работ. Обобщение. «Н.В.Гоголь о языке»

1

49

10.01

И.С.Тургенев. «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции

1

50

15.01

И.С. Тургенев

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»

1

51

16.01

И.С.Тургенева «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания

1

52

17.01

Темы народного труда и «долюшки женской» в творчестве Н.А.Некрасова

1

53

22.01

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская..», «Великое чувство!у каждых дверей»

1

54

23.01

Трехсложные размеры стиха

1

55

24.01

Практическая работа «Трехсложные размеры стиха»

1

56

29.01

Л.Н.Толстой в 30-50 годы 19 века. Автобиографическая повесть «Детство»

1

57

30.01

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (анализ глав «Детство», «Что за человек был мой отец?»)

1

58

31.01

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (анализ глав «Maman», «Наталья Савишна», «Письмо», «Последние грустные воспоминания»)

1

59

05.02

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди»

1

60

06.02

Р.Р. Сочинение на тему «Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди»

1

61

07.02

Музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне

1

62

12.02

Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын

1

63

13.02

Дружба Васи, Валека и Маруси

1

64

14.02

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

65

19.02

Р.Р. Как встретятся повзрослевшие Валек и Вася?

1

66

20.02

Вн.чт. В.Г.Короленко. Повесть «Слепой музыкант»

1

67

21.02

А.П.Чехов – мастер детали. Повесть «Степь»

1

68

26.02

А.П.Чехов

Сатирические и юмористические рассказы. «Шуточка»

1

69

27.02

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»

1

70

28.02

Вн.чт. А.П.Чехов. «Налим»

1

71

05.03

Р.Р. «Смешной случай из жизни»

1

72

06.03

Обобщение по теме «Из русской литературы 19 века»

1

73

07.03

Из русской литературы 20века

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

1

74

12.03

И.А.Бунин «Лапти»

1

75

13.03

Краткие сведения о А.И. Куприне. «Белый пудель»

1

76

14.03

А.И.Куприн «Тапер»

1

77

19.03

Р.Р. «Как складывалась жизнь Юрия Азагарова после встречи с А.Г.Рубинштейном»

1

78

20.03

Краткие сведения о С.А. Есенине. Родное и близкое в произведениях. «Разбуди меня завтра рано…»

1

79

21.03

Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке»

1

80

02.04

Краткие сведения о М.М.Пришвине. «Кладовая солнца» - сказка – быль. Особенности жанра

1

81

03.04

Настя и Митраша

1

82

04.04

Смысл названия сказки – были М.М.Пришвина

1

83

09.04

Р.Р.В мастерской художника «Знатоки деталей»

1

84

10.04

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Водная земля»

1

85

11.04

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение Великой Отечественной войны в произведениях поэтов 20 века

1

86

16.04

Литературно- музыкальная композиция «Сороковые, роковые…»

1

87

17.04

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. «Последний поклон»

1

88

18.04

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук

1

89

23.04

Р.Р.«События из жизни Витьки Потылицына»

1

90

24.04

Краткие сведения о Н.М.Рубцове. «Звезда полей»

1

91

25.04

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»

1

92

30.04

Обобщение «Из русской литературы 20 века»

1

93

07.05

Из зарубежной литературы

«Сказка о Синбаде- мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

1

94

08.05

Краткие сведения о братьях Гримм. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка»

1

95

14.05

Литературная викторина «В стране сказок братьев Гримм»

1

96

15.05

Краткие сведения об О.Генри. «Вождь краснокожих»

1

97

16.05

О.Генри «Дары волхвов». Тема бедности, любви и счастья.

1

98

21.05

Краткие сведения о Дж. Лондоне

Дж. Лондон «Любовь к жизни»

1

99

22.05

Р.Р. Утверждение непреходящих христианских ценностей

1

100

23.05

Вн.чт. Дж.Лондон «Белый клык»

1

101

28.05

Обобщение «Из зарубежной литературы»

1

102

29.05

Литературный КВН на тему «Знатоки литературы»

1

103

30.05

Рекомендации для летнего чтения

1



Итого:

103

VII.РЕЗУЛЬТАТЫ (В РАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ



Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты :

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты :

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Система оценивания обучающихся по литературе



Тест:

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Сочинение: 

примерный объем классных сочинений 1,5 - 2 страниц. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

Допущено ошибок:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

 1 грамматическая.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

Допущено ошибок:

2 орфографические и

2 пунктуационные; или

1 орфографическая и

3 пунктуационные; или

4 пунктуационные,

или 2 грамматические

«3»

 В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и

4 пунктуационные; или

3 орфографические и

5 пунктуационных;  или

7 пунктуационных, или

4 грамматических.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на  текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием

грубых речевых ошибок.

7 орфографических и

7 речевых ошибок, или

6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Диктант:

«5» - Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая.

«4» - Допущено ошибок: 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные,  или 2 грамматические.

«3» - 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных;  или 7 пунктуационных, или 4 грамматических.

«2» - 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Словарный диктант:

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

Реферат:

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

Самостоятельная работа:

Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла);  незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла),  работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Устный ответ:

Оценкой «5»  оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4»  оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3»  оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2»  оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии





























VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/авт. – сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. - М.:Русское слово, 2014г.

  2. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: Русское слово, 2016г.

  3. Ф. Е.Соловьёв.Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь: В 2ч. (к учебнику Г. С. Меркина). - М.: Русское слово, 2016г.

  4. Ф. Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин):методическое пособие/ Ф. Е. Соловьёва; под ред Г. С. Меркина. – М.: Русское слово, 2014 г.

  5. Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 6 класс»/Авт.-сост. Н.В. Умрюхина.– М.: Русское слово, 2015г.

  6. Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org

  7. Универсальная энциклопедия «Кругосвет»:[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.krugosvet.ru

  8. Энциклопедия «Рубрикон»:[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.rubricon.com

  9. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.slovary.ru

  10. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.gramota.ru

  11. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://feb-web.ru

  12. Мифологическая энциклопедия: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://mifolog.ru

Согласовано


Заместитель директора по УВР

_____________ О.В.Хвастова


_________________ 2018 года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!