СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС 2018-2019г

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочай программа по литературе для 9 класса по ФГОС 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС 2018-2019г»

Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008)

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Программа рассчитана на 102 часа (3часа в неделю).

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

  2. Приказа Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3. Приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. Приказа Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

5. Приказа Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

6. Приказа Минобразования России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

Федерального государственного стандарта образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования Россииот17 декабря 2010 года № 1897;

7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 ;

8. Положения о рабочих программах МАОУ Зареченская СОШ;

федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

9. Учебного плана МАОУ Зареченская СОШ.

10. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место предмета

На обучение литературе 9 классе базисным учебным планом МОУ Зареченская СОШ в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 102 часа (3 часа в неделю).


Структура документа


Рабочая программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку», «Требования к результатам обучения», «Содержание курса», «Календарно-тематическое планирование»


Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Вклад предмета «Литература»

в достижение целей основного общего образования


Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».



Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Задачи учебной деятельности

Задачи изучения литературы в 9 классе:

  • познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

  • сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

  • научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

  • развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.





Результаты изучения предмета

«Литература»


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;

  • Развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • смысловое чтение;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Таблица тематического распределения часов:

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Введение


1

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД: формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, умение выражать свои мысли и идеи устно и письменно.


Из древнерусской литературы

3

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, модель, таблицу), анализировать, строить логические рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль.

Из литературы XVIII века

11

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, работа по схеме, осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы, целеполагание.

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки, представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы), извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Из русской литературы XIX века

52

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, работа по схеме, осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы, целеполагание.

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки, представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы), извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.


Из русской литературы XX века

26

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, работа по схеме, осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы, целеполагание.

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки, представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы), извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Из зарубежной литературы

7

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, работа по схеме, осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы, целеполагание.

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки, представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы), извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Повторение

2

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, работа по схеме, осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы, целеполагание.

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки, представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы), извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ИТОГО

102



Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знания теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.





Учебно-тематическое планирование



9 класс (102 часа)

Тема

Всего

часов

Внеклассное

чтение

(в том числе)

Развитие

речи

(в том числе)

1

Введение


1













6













6


2

Из древнерусской литературы

3

3

Из литературы XVIII века

11

4

Из русской литературы XIX века

52

5

Из русской литературы XX века

26

6

Из зарубежной литературы

7

7

Повторение

2

Итого:

102





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Основное содержание программы

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 11 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение - 2 ч.


Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся.

сочинение на литературную тему

выразительное чтение наизусть

монологический устный ответ

анализ эпизода

сенквейн

реферат

сообщение


Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе


Оценка устных ответов учащихся


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.


Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.


При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.


Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу


«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого



Отметка «2»

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ


Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность и логичность изложения;

правильное композиционное оформление работы.


Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.


Критерии и нормативы оценки языкового оформления


Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

правильность и уместность употребления языковых средств.


Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.


Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).


Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.


Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.


Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.


Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)


При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).


При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.


Основные критерии оценки за изложение и сочинение

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.


Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки


«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.


В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки)


«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок





Распределение учебной нагрузки по триместрам 9 «А» (русский язык):




I триместр

(10 недель)

II триместр

(11 недель)

III триместр

(13 недель)

Учебный год

(34 недели)

Учебных часов

30

33

39

102

Из них:





сочинений

1

1

1

3

тестов

1

1

1

3

















Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс

102 часа

урока




урока в теме

Тема урока

Дата проведения урока


План

факт

1

1

Литература как искусство слова

Вводный урок. И ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.





Из древнерусской литературы 3 ч.



2

1

Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"

(с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.



3

2

"Слово о полку Игореве"

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».



4

3

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»





Из литературы XVIII века 11 ч.



5

1

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Литература XVIII века (общий обзор).



6

2

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»

Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.



7

3

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Ода как жанр лирической поэзии



8

4

Г. Р. Державина «Властителям и судиям».

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.



9

5

«Памятник».

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.



10

6

А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.



11

7

"Путешествие из Петербурга в Москву"

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.



12

8

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.



13

9

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.



14

10

Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).



15

11

Понятие о романтизме. (Лекция)

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.






Из русской литературы XIX века 52ч.



16

1

В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое».

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.



17

2

В.А.Жуковский «Светлана».

Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Фольклорные мотивы.



18

3

Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.



19

4

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

История создания комедии. Особенность композиции.



20

5

"Горе от ума".

Комедия Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.



21

6

"Горе от ума".

2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.



22

7

"Горе от ума".

3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.



23

8

"Горе от ума".

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.



24

9

Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".

Обучение конспектированию.




25

10

Тестирование

Домашнее сочинение по комедии "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

"Смысл названия комедии".

"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"

"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…

"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".

"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.



26

11

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.



27

12

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина



28

13

Свободолюбивая лирика



29   

14

Любовная лирика

Адресаты любовной лирики Пушкина.



30    

15

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.



31      

16

«Цыганы»

как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.



32     

17

«Евгений Онегин» История создания романа.

Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.



33

18

Трагические итоги жизненного пути.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.



34

19

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

Татьяна и Ольга.



35

20

Анализ двух писем.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина



36

21

Автор в романе.

как идейно-композиционный и лирический центр романа.



37

22

Пушкинская эпоха в романе.

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.



38

23

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев

Р. Р. Подготовка к сочинению по роману.



39

24

Вн. чт. «Моцарт и Сальери».

Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.



40

25

М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.

Мотивы вольности и одиночества в лирике.



41

26

Образ поэта-пророка



42

27

Адресаты любовной лирики Лермонтова.



43    

28

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

Анализ «Думы». «Родина»



44     

29

«Герой нашего времени» Композиция.

- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.



45    

30

«Бэла»

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах



46     

31

«Максим Максимыч».

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.



47

32

«Тамань»

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.



48

33

«Княжна Мери»

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.



49

34

«Фаталист».

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».



50

35

Тестирование по творчеству Лермонтова.

Домашнее сочинение.



51

36

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.



52

37

Система образов поэмы «Мертвые души».



53

38

Р. Р. Обучение анализу эпизода.



54

39

Образ города в поэме «Мертвые души».



55

40

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Эволюция его образа в замысле поэмы.



56

41

«Мертвые души» - поэма о величии России.

Мертвые и живые души. Эволюция образа автора



57

42

Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.



58

43

А.Н.Островский. «Бедность не порок».

Слово о драматурге.



59

44

Особенности сюжета.

Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.



60

45

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

Основные этапы жизни и творчества.



61

46

Тип «петербургского мечтателя»

в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.



62

47

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести



63

48

Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)

Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни



64

49

Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника».

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.



65

50

А.П.Чехов «Тоска».

Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.



66

51

Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

(на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)



67

52

Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.



68

1

Русская литература XX века26ч.

Многообразие жанров и направлений.



69

2

И. Бунин. «Темные аллеи».

Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.



70

3

Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи».

Лиризм повествования.



71

4

М.Булгаков. «Собачье сердце»

как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба.



72

5

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.



73

6

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.



74

7

Особенности авторского повествования

в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.



75

8

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.



76

9

Образ праведницы

в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.



77

10

Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков.



78

11

«Серебряный век» русской поэзии.



79

12

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др.



80

13

«О доблестях…»



81

14

С.А.Есенин. Своеобразие лирики.

Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др.



82

15

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека

в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».



83

16

Слово о В.В. Маяковском.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.



84

17

М.И.Цветаева. Биография поэтессы.

Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.



85

18

Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой

«Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.



86

19

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.

Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.



87

20

«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова.

Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.



88

21

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.

Особенности поэтики.



89

22

Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики.

Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.



90

23

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе.

Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».



91      

24

«Я убит подо Ржевом».

Проблемы и интонации стихов о войне.



92 

25

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.



93 

26

Тестирование по изученному материалу.





Из зарубежной литературы 7 ч.



94

1

Вн. чт. Античная лирика.

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.



95

2

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).



Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.



96

3

У. Шекспир. «Гамлет».

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте.



97   

4

Одиночество Гамлета

в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».



98

5

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.



99

6

И.-В. Гете. «Фауст».

Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.



100

7

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.



101

1

Повторение. Итоговое тестирование.

Выявление уровня литературного развития учащихся.




102  

2

Итоги года и задание на лето.









Технические средства обучения

1.

2.

3.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

1

1

1



22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!