_____________ С.А. Гордиенко
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
• культуроведческий подход;
• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2018-2019 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило 100 часов. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»).
Программа относится к предметной области ЛИТЕРАТУРА и предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки:
| Раздел | Содержание |
I. | Введение | История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. |
II. | Из древнерусской литературы. | «Слово о полку Игореве». Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. |
III. | Из русской литературыXVIII века. | Литература XVIII века. Самобытный характер русского классицизма.Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном». Г.Р. Державин.«На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Бог», «Река времен в своем стремленьи…», «Памятник». Д.И. Фонвизин. «Недоросль». А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». |
IV. | Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. | Романтическая лирика началаXIX века. К.Н. Батюшков. «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». В.А. Жуковский. «Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа». Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…». К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву». |
V. | Русская литература первой половины XIX века. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд…», «Осень», «Стансы», «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Поэма «Кавказский пленник». «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» (общая характеристика). Роман в стихах «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов.Жизненный и творческий путь. Темы и мотивы лермонтовской лирики. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Смерть Поэта», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «И скучно и грустно», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина». Роман «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души». Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. |
VI. | Русская литературавторой половины XIXвека (обзор с обобщением ранее изученного). | Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890гг. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», сказка «Коняга». Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого). А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся!», «Лес», «Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Не в свои сани не садись», «Бесприданница». Л.Н. Толстой «Юность» и Ф.М. Достоевский «Белые ночи». А.П. Чехов. Повесть «Степь», рассказы «Мужики», «В овраге»; «Палата №6», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч». Новелла «Дуэль». |
VII. | Из русской литературыXXвека (обзор с обобщением ранее изученного). | Своеобразие русской прозы рубежа веков: М. Горький. «Мои университеты», повесть «Городок Окуров», рассказ «Макар Чудра». И.А. Бунин. Очерк «Окаянные дни», «Темные аллеи», рассказы «Весёлый двор», «Князь в князьях», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Косцы», «Грамматика любви». Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). А.А. Блок. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать». Своеобразие отечественной прозы первой половиныXX века (творчество А.Н.Толстого, М.А.Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). М.А. Булгаков. «Собачье сердце». М.А. Шолохов. «Судьба человека». Литературный процесс 50-80х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е. А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого). А.И. Солженицын.«Матренин двор». Новейшая русская проза и поэзия 80-90х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.) В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Прокляты и убиты» и В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». |
№ урока | Тема | Дата (план) | Дата (факт) | Межпредмет-ные связи | Количество часов | Вид контроля |
1. | Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. | 3.09 | | | 1 | Перечитать «Слово о полку Игореве». |
2. | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 4.09 | | Иконы А.Рублева «Святая Тро-ица», «Спас Вседержитель» икона Божией Матери Влади-мирской. | 1 | Подготовить пересказ понравив-шегося эпизода. |
3. | «Печальная повесть о походе Игореве». | 6.09 | | Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве». | 1 | |
4. | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы. | 10.09 | | Работы художников В.М. Васне-цова, С.С. Ко-буладзе, В.А. Фаворского. | 1 | |
5. | Образ автора в «Слове…». | 11.09 | | Гравюры В.А. Фаворского к книге «Слово о полку Игореве». | 1 | Наизусть «Плач Ярославны» |
6. | Ярославна – плени-тельный женский образ в «Слове…». Подготовка к сочинению. | 13.09 | | Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве». | 1 | Подгото-виться к сочинению по поэме «Слово о полку Иго-реве». Чтение наизусть «Плач Ярославны |
8. | Общая характеристика литературы XVIII в. Классицизм. | 17.09 | | Гравюры И.Вагнера «А.Д.Канте-мир», Н. Соко-лова «В.К. Тре-диаковский». Классицизм в живописи и архитерктуре. | 1 | Составление плана лекции, опорных схем, исследовательская работа с учебником |
9. | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка.«Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном». | 18.09 | | Гравюра Э. Фессара «М.В. Ломоносов». | 1 | Наизусть «Ода на день восшествия..» |
10. | Г. Р. Державин – поэт-философ. | 20.09 | | Гравюра И.П. Пожалостина «Г.Р.Державин» (1866) Императрица Екатерина II. Гравюра.1769г. | 1 | Наизусть(по выбору) Чтение наизусть «Ода на день вос-шествия..» |
| Анализ стихотворения «Властителям и судиям». | 24.09 | | | | |
11. | Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения. | 25.09 | | «А.П.Сумароков». Гравюра Н.Я. Саблина. 1781г. | 1 | Стр.46-60, в.4стр. 89. |
12. | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Герои и идейное содержание комедии. | 27.09 | | | 1 | |
13. | Анализ эпизода «Экзамен Митрофа-нушки». | 1.10 | | Иллюстрации к комедии «Недоросль» художника Б.В. Власова. 1972. | 1 | |
14. | А.Н.Радищев. Основные вехи биографии. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву». | 2.10 | | Литография «А.Н.Радищев» по оригиналу неизвестного художника (конец 1780х г) | 1 | Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…». |
15. | Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву». | 4.10 | | Иллюстрация И.А.Ерменева «Крестьяне за обедом». | 1 | Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Ли-за». |
16. | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». | 8.10 | | Гравюра Н.И.Уткина «Н.М. Карам-зин». Иллюстрация И.Архипова «Бедная Лиза» (1890г.). | 1 | Подготовка к сочинению по произв-ниям литературы XVIII века. |
17. | Проверочная работа по литературе XVIII в | 9.10 | | | 1 | Проверочная работа по литературе XVIII в |
18. | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века. | 11.10 | | | 1 | Каковы особенности русского романтизма? Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове. |
19. | К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности». «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». | 15.10 | | Гравюра И.П. Пожалостина «К.Н. Батюш-ков», рисунки К.Н. Батюшко-ва. | 1 | Выучить наизусть одно из стихот-ворений поэта. Инд. презентации. |
20. | В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики. «Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа». | 16.10 | | Иллюстрации художника П.Ф. Соколо-ва.1836г. Рисунки В.А. Жуковского. | 1 | . Инд. презентации. |
21. | Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…». К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву». Жанр исторической песни в творчестве поэта. | 18.10 | | | 1 | Подготовить реферат на одну из тем, указанных в учебнике(стр.112, зад.1). |
22. | «Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти XIX века. | 22.10 | | Романтизм в живописи и музыке. | 1 | Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». |
23. | А.С. Грибоедов. Основные вехи биографии писателя. | 23.10 | | Музыкальные произведения А.С. Грибоедова. | 1 | Прочитать 1 действие комедии «Горе от ума» |
24. | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | 25.10 | | Сценическая история комедии «Горе от ума». | 1 | Прочитать 2-е действие. |
2-я четверть |
25. | Сюжет, композиция, система образов. | | | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова,Н.В.Кузьмина, Т.В.Шишмарева. | 1 | Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова |
26. | «Век нынешний и век минувший». | | | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова, Н.В.Кузьмина, Т.В.Шишмаре-ва. | 1 1 1 | Чтение наизусть монолога Чацкого или Фамусова |
27. | Любовная интрига в комедии. | | | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника. | 1 | Словесный портрет гостей. |
28. | Фамусовское общество. | | | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника. | 1 | Стр.146, в.8 |
29. | Смысл заглавия и проблема ума в комедии. | | | | 1 | Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказыва-ниях разных героев. |
30. | Чацкий и Молчалин. | | | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника. Драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера. | 1 | Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». |
31. | И.А. Гончаров «Мильон терзаний». | | | Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». | 1 | Подготовить-ся к сочине-нию по пьесе А.С. Грибое-дова «Горе от ума». |
32. 33. | Р/Р Сочинение по пьесе А.С.Грибое-дова «Горе от ума». Анализ работ. | | | | 2 | Сочинение |
34. | А. С. Пушкин Жизнь и творчество. | | | Портреты поэта. | 1 | Индивидуаль-ная работа по созданию презентаций |
35. | Тема дружбы в лирике поэта. | | | Репродукции картин русских художников первой трети XIX века. | 1 | |
36. | Свободолюбивая лирика Пушкина. | | | Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина. | 1 | Чтение наизусть «К Чаадаеву». |
37. | Тема природы в лирике поэта. | | | Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина | 11 | Выразитель-ное чтение стихотворе-ний. |
38. | Любовная лирика Пушкина. Анализ лирического стихотворения. | | | Рисунки А.С. Пушкина: А.П. Керн, авто-портрет. | 1 | Наизусть (по выбору). |
39. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | | | Памятник А.С. Пушкину в Москве. Скульптор А.М.Опекушин | 1 | Наизусть «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». |
40. | Романтические поэмы Пушкина. | | | Гравюра С.Ф. Галактионова и М.В. Ческого по оригиналу И.А. Иванова «Кавказский пленник». | 1 | Выразитель-ное чтение. |
41. | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. | | | Гравюры В.А. Фаворского к трагедии. | 1 | Прочитать «Маленькие трагедии». |
42. | Нравственно-фило-софское значение «Маленьких траге-дий» Пушкина. | | | Гравюры В.А. Фаворского к «Маленьким трагедиям». | 1 | Подгото-виться к вн.чтению. |
43. | Урок вн. чтения. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». | | | Гравюры В.А. Фаворского. | 1 | Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина». |
44. | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей. | | | Иллюстрации художников Н.В. Ильина, В.В. Гельмер-сена, Н.И. Пискарева, М.В. Добужин-ского к «Повестям Белкина». | 1 | |
45. | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. | | | Музыка. | 1 | |
46. | Автор и его герой в образной системе романа. | | | Рисунки А.С.Пушкина, гравюра Е.И. Гейтмана, акварель Н.В. Кузьмина. | 1 | Наизусть отрывок. |
47. | Тема онегинской хандры и ее преломленье в «собранье пестрых глав». | | | Рисунки А.С. Пушкина. | 1 | Характеристика Онегина. |
48. | Онегин и Ленский. | | | Иллюстрации к роману. | 1 | Составитьсравнитель-нуюхара-ктеристику Ленского и Онегина. |
49. | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | | | Музыка, живопись | 1 | Выразитель-ное чтение, стр.113, в.20 |
50. | Картины жизни русского дворянства в романе. | | | | 1 | Стр.113,в. 21 |
51. | Сон и именины Татьяны. | | | Иллюстрации к роману. | 1 | Цитатная характеристика героев. |
52. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | | | Опера П.Чайковского. | 1 | Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину». |
53. | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». | | | | 1 | Составить тезисы статьи Белинского. Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину |
54. | Пушкинский роман в зеркале критики. В.Г. Белинский. | | | | 1 | Составление плана сочинения и отбор материала. |
55. 56. | Р/Р Сочинение по творчеству Пуш-кина. Анализ работ. | | | | 2 | Сочинение. |
57. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | | | Репродукции картин М.Ю. Лермонтова, портреты поэта. | 1 | |
58. | Мотивы вольности и одиночества в творчестве поэта. «Нет, я не Байрон», «Молитва». | | | Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това. | 1 | Выучить наизусть (по выбору). |
59. | Образ поэта-пророка в лирике Лермон-това. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «И скучно и грустно…». | | | Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това. | 1 | Выучить наизусть (по выбору). |
60. | Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий». | | | Музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това. | 1 | Выучить наизусть (по выбору). |
61. | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Родина». | | | История, восстание декабристов. | 1 | Прочитать и проанализировать стихо-творения «Родина», «Дума»,«Предсказание», «Монолог». |
62. | Р/Р.Анализ лирического стихо-творения. | | | | 1 | |
63. | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | | | История, живопись, музыка. | 1 | Композиция романа, глава «Бэла». |
64. | Печорин как «портрет поколе-ния».«Журнал Печорина» как средство саморас-крытия характера героя. | | | Литография К.П. Беггрова к роману «Герой нашего времени». | 1 | Устный ответ «Каким я увидел лер-монтовского героя?» Стр.354-358, перечитать главу «Тамань». |
65. | Дружба и любовь в жизни Печорина. | | | Рисунки краеведа Е.Д.Фелицына, иллюстрации художников М.А. Врубеля, В.А. Серова, П.Я. Павли-нова, Д.А. Шмаринова. | 1 | Статья В.Г. Белинского о романе. |
66. | Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | | | И.В. Гете «Фауст». «Герой нашего времени» в театре и кино. | 1 | Подготовка к сочинению. |
67. 68. | Р/Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. Анализ работ. | | | | 2 | Сочинение |
69. | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произ-ведение художника. | | | Портрет Н.В. Гоголя. Иллюстрации Н.Г. Черне-цова, А.О. Смирновой-Россет. | 1 | |
70. | Губернский город и его обитатели. | | | Иллюстрации к поэме. | 1 | Составить словарь крылатых выражений. |
71. | Русь «с одного боку». Образы поме-щиков: Манилов, Коробочка. | | | Иллюстрации к поэме художников П.И.Челищева, П.М. Боклев-ского, Кукры-никсов. Гравюры Е.Е. Бернардского. | 1 | Составить портретную характерис-тикупоме-щиков. |
72. | Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. | | | Иллюстрации к поэме художников П.М. Боклев-ского, П.П. Соколова. Гравюры Е.Е. Бернардского, Кукрыниксов. | 1 | Глава 10. «Повесть о капитане Копейкине». |
73. | «Повесть о капитане Копейкине». | | | «Капитан Копейкин». Художник П.П. Соколов. | 1 | Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?» |
74. | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. | | | Иллюстрация П.М. Бокалев-ского к поэме. | 1 | |
75. | Фигура автора и роль лирических отступ-лений. | | | «Божественная комедия» Данте. | 1 | Выучить наизусть «Эх, тройка! Птица- тройка…» |
76. | Поэма в оценке В.Г. Белинского. | | | Конспектирование статьи, работа с цитатами, монолог на учебную тему. | 1 | Наизусть «Эх, тройка!Птица- тройка…». |
77. | Урок вн. чтения. Н.В.Гоголь. Петербургские повести. | | | | 1 | Подготовить-сяк сочи-нению. |
78. 79. | Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ работ. | | | | 2 | Сочинение. |
80. | Литература второй половины XIX века (обзор). | | | Портреты писателей, поэтов. | 1 | |
81. | Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). | | | Портреты И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. | 1 | Подготовить-ся к диалогу на учебную тему. Стр. 221-226. Ф.М. Достоевский «Белые ночи». |
82. | Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». | | | Портреты писателя. | 1 | ПрочитатьЛ.Н. Толстой «Юность». |
83. | Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Юность». | | | Портреты писателя. | 1 | Прочитать главу «Я провалива-юсь». |
84. | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). | | | Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Сформули-ровать для одноклассни-ков вопросы по теме.Выучить наизусть одно из стихот-ворений Фе-та, Тютчева, Некрасова (по выбору). |
85. | Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого). | | | Портреты поэтов. | 1 | Наизусть одно из стихотво-рений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору). |
86. | Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского националь-ного театра. | | | Портрет А.Н. Островского. | 1 | Как раскрыта в пьесе тема любви? Подготовить творческую биографию Чехова.Индивидуальная работа: слайдовая презентация, сообщения. |
87. | Творчество А.П. Чехова в контексте рубежа веков. | | | Портреты А.П. Чехова. Дом-музей писателя в г. Таганрог. | 1 | Художественный пересказ текста, составление цитатного плана. |
88. | И.А. Бунин – поэт и прозаик. | | | Портрет И.А. Бунина. | 1 | Рассказы писателя. |
89. | Своеобразие ранней прозы М. Горького. | | | Портрет М.Горького. | 1 | Стр.242-243, индив. задания. |
90. | Многообразие поэтических голосов Серебряного века. А.А. Блок – поэт общенационального значения. Поэма «Двенадцать». | | | Выставка портретов поэтов Серебряного века. Портрет поэта. Историко-литературный процесс | | |
91. | С.А. Есенин – великий народный поэт. | | | Портрет поэта. Музыка. | 1 | Выразительное чтение стихотворе-ния С. Есе-нина о природе. |
92. | В.В. Маяковский – поэт-государствен-ник. | | | Портрет поэта. | 1 | Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору). |
93. | А.А. Ахматова. Отражение в лирике глубины челове-ческих переживаний. | | | Портрет поэтессы. | 1 | Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору). |
94. | Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой. | | | Портрет поэта. Музыка. | 1 | Выучить наизусть (по выбору). |
95. | Основные темы и мотивы лирики Б. Пастернака. | | | История: гражданская война, революция. | 1 | Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору). |
96. | М. Булгаков – художник мирового значения. «Собачье сердце». | | | Кино в контексте литературной эпохи. | 1 | Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека». |
97. | Рассказы М.А. Шолохова. | | | Кино в контексте литературной эпохи. | 1 | Стр.251-253, инд. задания. |
98. | Романы М.А. Шолохова. | | | История. Кино в контексте литературной эпохи. | 1 | Сформулиро-вать для одноклассни-ков вопросы по теме. |
99. | Литературный процесс 50-80-х годов. А.И. Солженицын. «Матренин двор». | | | Живопись. | 1 | Прочитать рассказ Солженицына «Матренин двор». Задания по группам. |
100. | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. | | | Историко-литературный процесс. | 1 | |
ИТОГО: |
1.Программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.
2. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010г.
3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. Егорова Н. В. – М.: ВАКО, 2008г.
4.Тематическое планирование к учебнику «Литература.9 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2011
5.Уроки литературы 9 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс» Соловьева Ф.Е. М.: «Русское слово», 2012
6.Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001