СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса С.И. Зинин В.А.Чалмаев

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы   по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса С.И. Зинин В.А.Чалмаев»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 30.08.2017 №_199__

_____________ С.А. Гордиенко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 9 класс

Количество часов 100

Учитель Петренко Лиана Эстатьевна








Пояснительная записка


Рабочая программа курса литература для 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

  • общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального № 69, от 23.06.2015 № 609);

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

  • приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

  • письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016 -2017 учебный год»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 26.04.2016 № 237 «О формировании недельных учебных планов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Зерноградского района на 2017-2018 учебный год»;

  • приказ МБОУ Донской СОШ от 26.05.2017 № 130 «Об утверждении недельного учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Донской средней общеобразовательной школы Зерноградского района имени генерала армии Лелюшенко Д.Д. на 2017-2018 учебный год»;


  • Устав МБОУ Донской СОШ (утверждён приказом управления образования Администрации Зерноградского района от 11.06.2015 №266);


  • Авторская программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.




Цели и задачи изучения литературы


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
• культуроведческий подход;
• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).

Компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Место учебного предмета в учебном плане

При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2018-2019 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило 100 часов. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»).

Программа относится к предметной области ЛИТЕРАТУРА и предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки:

5 класс – 2 часа;

6 класс – 2 часа;

7 класс – 2 часа;

8 класс – 2 часа;

9 класс –3 часа;


класс

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

9 класс

«Литература»

инвариантная

в неделю

в год




3 часа

По программе

часов

Фактически

часов


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года


Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).






Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художествен­ных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения худо­жественных произведений исторической тематики: ис­торический комментарий, исторический документ, со­поставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях раз­ных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стили­зацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изда­ниями, в том числе и связанными с исторической тема­тикой;

  • использовать различные виды искусства для ком­ментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;

  • осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • уметь высказывать собственное суждение об иллюстрациях.




Содержание учебного предмета, курса


  1. Содержание учебного предмета

Раздел

Содержание

I.

Введение

История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

II.

Из древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

III.

Из русской литературыXVIII века.

Литература XVIII века. Самобытный характер русского классицизма.Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном».

Г.Р. Державин.«На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Бог», «Река времен в своем стремленьи…», «Памятник».

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

IV.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Романтическая лирика началаXIX века.

К.Н. Батюшков. «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».

В.А. Жуковский. «Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа».

Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…».

К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву».

V.

Русская литература первой половины XIX века.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд…», «Осень», «Стансы», «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Поэма «Кавказский пленник».

«Повести Белкина», «Маленькие трагедии» (общая характеристика).

Роман в стихах «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов.Жизненный и творческий путь. Темы и мотивы лермонтовской лирики. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Смерть Поэта», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «И скучно и грустно», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина».

Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души». Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.

VI.

Русская литературавторой половины XIXвека (обзор с обобщением ранее изученного).

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890гг.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», сказка «Коняга».

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).

А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся!», «Лес», «Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Не в свои сани не садись», «Бесприданница».

Л.Н. Толстой «Юность» и Ф.М. Достоевский «Белые ночи».

А.П. Чехов. Повесть «Степь», рассказы «Мужики», «В овраге»; «Палата №6», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч». Новелла «Дуэль».

VII.

Из русской литературыXXвека (обзор с обобщением ранее изученного).

Своеобразие русской прозы рубежа веков:

М. Горький. «Мои университеты», повесть «Городок Окуров», рассказ «Макар Чудра».

И.А. Бунин. Очерк «Окаянные дни», «Темные аллеи», рассказы «Весёлый двор», «Князь в князьях», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Косцы», «Грамматика любви».

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака).

А.А. Блок. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать».

Своеобразие отечественной прозы первой половиныXX века (творчество А.Н.Толстого, М.А.Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова).

М.А. Булгаков. «Собачье сердце».

М.А. Шолохов. «Судьба человека».

Литературный процесс 50-80х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е. А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого).

А.И. Солженицын.«Матренин двор».

Новейшая русская проза и поэзия 80-90х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.)

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Прокляты и убиты» и В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана».



Тематическое планирование


Разделы курса, темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы.

6

3

Из русской литературыXVIII века.

3

4

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века

3

5

Русская литература первой половины XIX века.

34

6

Русская литературавторой половины XIXвека (обзор с обобщением ранее изученного

18

7

Из русской литературыXXвека (обзор с обобщением ранее изученного

5



VII. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

урока

Тема

Дата

(план)

Дата

(факт)

Межпредмет-ные связи

Количество часов

Вид контроля

1.

Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

3.09



1

Перечитать «Слово о полку Игореве».

2.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

4.09


Иконы А.Рублева «Святая Тро-ица», «Спас Вседержитель» икона Божией Матери Влади-мирской.

1

Подготовить пересказ понравив-шегося эпизода.

3.

«Печальная повесть о походе Игореве».


6.09


Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве».

1


4.

Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы.


10.09


Работы художников В.М. Васне-цова, С.С. Ко-буладзе, В.А. Фаворского.

1


5.

Образ автора в «Слове…».

11.09


Гравюры В.А. Фаворского к книге «Слово о полку Игореве».

1

Наизусть «Плач Ярославны»

6.

Ярославна – плени-тельный женский образ в «Слове…». Подготовка к сочинению.

13.09


Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве».

1

Подгото-виться к сочинению по поэме «Слово о полку Иго-реве».

Чтение наизусть «Плач Ярославны

8.

Общая характеристика литературы XVIII в. Классицизм.


17.09


Гравюры И.Вагнера «А.Д.Канте-мир», Н. Соко-лова «В.К. Тре-диаковский».

Классицизм в живописи и архитерктуре.

1

Составление плана лекции, опорных схем, исследовательская работа с учебником

9.

М. В. Ломоносов – реформатор русского языка.«Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном».

18.09


Гравюра Э. Фессара «М.В. Ломоносов».

1

Наизусть «Ода на день восшествия..»

10.

Г. Р. Державин – поэт-философ.


20.09


Гравюра И.П. Пожалостина «Г.Р.Державин» (1866)

Императрица Екатерина II. Гравюра.1769г.

1

Наизусть(по выбору)

Чтение наизусть «Ода на день вос-шествия..»



Анализ стихотворения «Властителям и судиям».

24.09





11.

Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения.

25.09


«А.П.Сумароков». Гравюра Н.Я. Саблина. 1781г.

1

Стр.46-60, в.4стр. 89.

12.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Герои и идейное содержание комедии.

27.09



1


13.

Анализ эпизода «Экзамен Митрофа-нушки».

1.10


Иллюстрации к комедии «Недоросль» художника Б.В. Власова. 1972.

1


14.

А.Н.Радищев. Основные вехи биографии.

Книга «Путешествие из Петербурга в Москву».


2.10


Литография «А.Н.Радищев» по оригиналу неизвестного художника (конец 1780х г)

1

Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…».

15.

Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву».


4.10


Иллюстрация И.А.Ерменева «Крестьяне за обедом».

1

Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Ли-за».

16.

Н.М. Карамзин.

«Бедная Лиза».

8.10


Гравюра Н.И.Уткина «Н.М. Карам-зин».

Иллюстрация И.Архипова «Бедная Лиза» (1890г.).

1

Подготовка к сочинению по произв-ниям литературы XVIII века.

17.

Проверочная работа по литературе XVIII в


9.10



1

Проверочная работа по литературе XVIII в


18.

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века.

11.10



1

Каковы особенности русского романтизма?

Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове.

19.

К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности». «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».

15.10


Гравюра И.П. Пожалостина «К.Н. Батюш-ков», рисунки К.Н. Батюшко-ва.

1

Выучить наизусть одно из стихот-ворений поэта.

Инд. презентации.

20.

В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики.

«Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа».


16.10


Иллюстрации художника П.Ф. Соколо-ва.1836г.

Рисунки В.А. Жуковского.

1

.

Инд. презентации.

21.

Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…».

К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву». Жанр исторической песни в творчестве поэта.

18.10



1

Подготовить реферат на одну из тем, указанных в учебнике(стр.112, зад.1).


22.

«Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти XIX века.

22.10


Романтизм в живописи и музыке.

1

Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

23.

А.С. Грибоедов. Основные вехи биографии писателя.

23.10


Музыкальные произведения А.С. Грибоедова.

1

Прочитать 1 действие комедии «Горе от ума»


24.

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

25.10


Сценическая история комедии «Горе от ума».

1

Прочитать 2-е действие.

2-я четверть

25.

Сюжет, композиция, система образов.



Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова,Н.В.Кузьмина, Т.В.Шишмарева.

1

Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова

26.

«Век нынешний и век минувший».




Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова, Н.В.Кузьмина, Т.В.Шишмаре-ва.

1

1

1

Чтение наизусть монолога Чацкого или Фамусова

27.

Любовная интрига в комедии.



Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника.

1

Словесный портрет гостей.

28.

Фамусовское общество.



Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника.

1

Стр.146, в.8

29.

Смысл заглавия и проблема ума в комедии.




1

Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказыва-ниях разных героев.

30.

Чацкий и Молчалин.



Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника.

Драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера.

1

Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

31.

И.А. Гончаров «Мильон терзаний».



Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

1

Подготовить-ся к сочине-нию по пьесе А.С. Грибое-дова «Горе от ума».

32.



33.

Р/Р Сочинение по пьесе А.С.Грибое-дова «Горе от ума». Анализ работ.




2

Сочинение

34.

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество.



Портреты поэта.

1

Индивидуаль-ная работа по созданию презентаций

35.

Тема дружбы в лирике поэта.



Репродукции картин русских художников первой трети XIX века.

1


36.

Свободолюбивая лирика Пушкина.



Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина.

1

Чтение наизусть

«К Чаадаеву».

37.

Тема природы в лирике поэта.



Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина

11

Выразитель-ное чтение стихотворе-ний.

38.

Любовная лирика Пушкина.

Анализ лирического стихотворения.




Рисунки А.С. Пушкина: А.П. Керн, авто-портрет.

1

Наизусть (по выбору).

39.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.



Памятник А.С. Пушкину в Москве. Скульптор А.М.Опекушин

1

Наизусть «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

40.

Романтические поэмы Пушкина.



Гравюра С.Ф. Галактионова и М.В. Ческого по оригиналу И.А. Иванова «Кавказский пленник».

1

Выразитель-ное чтение.

41.

«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия.



Гравюры В.А. Фаворского к трагедии.

1

Прочитать «Маленькие трагедии».

42.

Нравственно-фило-софское значение «Маленьких траге-дий» Пушкина.



Гравюры В.А. Фаворского к «Маленьким трагедиям».

1

Подгото-виться к вн.чтению.

43.

Урок вн. чтения. А.С. Пушкин

«Моцарт и Сальери».



Гравюры В.А. Фаворского.

1

Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина».

44.

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей.



Иллюстрации художников Н.В. Ильина, В.В. Гельмер-сена, Н.И. Пискарева, М.В. Добужин-ского к «Повестям Белкина».

1


45.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.



Музыка.

1


46.

Автор и его герой в образной системе романа.



Рисунки А.С.Пушкина, гравюра Е.И. Гейтмана, акварель Н.В. Кузьмина.

1

Наизусть отрывок.

47.

Тема онегинской хандры и ее преломленье в «собранье пестрых глав».



Рисунки А.С. Пушкина.

1

Характеристика Онегина.

48.

Онегин и Ленский.



Иллюстрации к роману.

1

Составитьсравнитель-нуюхара-ктеристику Ленского и Онегина.

49.

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.



Музыка,

живопись

1

Выразитель-ное чтение, стр.113, в.20

50.

Картины жизни русского дворянства в романе.




1

Стр.113,в. 21

51.

Сон и именины Татьяны.



Иллюстрации к роману.

1

Цитатная характеристика героев.

52.

Эволюция

взаимоотношений

Татьяны и Онегина.

Анализ двух писем.



Опера

П.Чайковского.

1

Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину».

53.

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».




1

Составить тезисы статьи Белинского.

Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину

54.

Пушкинский роман в зеркале критики.

В.Г. Белинский.




1

Составление плана сочинения и отбор материала.

55.



56.

Р/Р Сочинение по творчеству Пуш-кина.

Анализ работ.




2

Сочинение.

57.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.



Репродукции картин М.Ю. Лермонтова, портреты поэта.

1


58.

Мотивы вольности и одиночества в творчестве поэта.

«Нет, я не Байрон»,

«Молитва».



Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това.

1

Выучить наизусть (по выбору).

59.

Образ поэта-пророка в лирике Лермон-това.

«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «И скучно и грустно…».



Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това.

1

Выучить наизусть (по выбору).

60.

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий».



Музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това.

1

Выучить наизусть (по выбору).

61.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.

«Дума», «Родина».



История,

восстание

декабристов.

1

Прочитать и проанализировать стихо-творения «Родина», «Дума»,«Предсказание», «Монолог».

62.

Р/Р.Анализ лирического стихо-творения.




1


63.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.



История,

живопись,

музыка.

1

Композиция романа, глава «Бэла».

64.

Печорин как «портрет поколе-ния».«Журнал Печорина» как средство саморас-крытия характера героя.




Литография К.П. Беггрова к роману «Герой нашего времени».

1

Устный ответ «Каким я увидел лер-монтовского героя?»

Стр.354-358, перечитать главу «Тамань».

65.

Дружба и любовь в жизни Печорина.



Рисунки краеведа Е.Д.Фелицына, иллюстрации художников М.А. Врубеля, В.А. Серова, П.Я. Павли-нова, Д.А. Шмаринова.

1

Статья В.Г. Белинского о романе.

66.

Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.



И.В. Гете «Фауст».

«Герой нашего времени» в театре и кино.

1

Подготовка к сочинению.

67.



68.

Р/Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. Анализ работ.




2

Сочинение

69.

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произ-ведение художника.



Портрет Н.В. Гоголя.

Иллюстрации Н.Г. Черне-цова, А.О. Смирновой-Россет.

1


70.

Губернский город и его обитатели.



Иллюстрации к поэме.

1

Составить словарь крылатых выражений.

71.

Русь «с одного боку». Образы поме-щиков: Манилов, Коробочка.



Иллюстрации к поэме художников П.И.Челищева, П.М. Боклев-ского, Кукры-никсов.

Гравюры Е.Е. Бернардского.

1

Составить портретную характерис-тикупоме-щиков.

72.

Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.



Иллюстрации к поэме художников П.М. Боклев-ского, П.П. Соколова.

Гравюры Е.Е. Бернардского, Кукрыниксов.

1

Глава 10. «Повесть о капитане Копейкине».

73.

«Повесть о капитане Копейкине».



«Капитан Копейкин». Художник П.П. Соколов.

1

Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?»

74.

Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.



Иллюстрация П.М. Бокалев-ского к поэме.

1


75.

Фигура автора и роль лирических отступ-лений.



«Божественная комедия» Данте.

1

Выучить наизусть «Эх, тройка! Птица- тройка…»

76.

Поэма в оценке В.Г. Белинского.



Конспектирование статьи, работа с цитатами, монолог на учебную тему.

1

Наизусть «Эх, тройка!Птица- тройка…».

77.

Урок вн. чтения.

Н.В.Гоголь. Петербургские повести.




1

Подготовить-сяк сочи-нению.

78.



79.

Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ работ.




2

Сочинение.

80.

Литература второй половины XIX века (обзор).



Портреты писателей, поэтов.

1


81.

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева).



Портреты И.А. Гончарова и И.С. Тургенева.

1

Подготовить-ся к диалогу на учебную тему.

Стр. 221-226.

Ф.М. Достоевский «Белые ночи».


82.

Ф.М. Достоевский.

«Белые ночи».




Портреты писателя.

1

ПрочитатьЛ.Н. Толстой «Юность».

83.

Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Юность».



Портреты писателя.

1

Прочитать

главу «Я провалива-юсь».

84.

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).



Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Сформули-ровать для одноклассни-ков вопросы по теме.Выучить наизусть одно из стихот-ворений Фе-та, Тютчева, Некрасова (по выбору).

85.

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).



Портреты поэтов.

1

Наизусть одно из стихотво-рений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору).

86.

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского националь-ного театра.



Портрет А.Н. Островского.

1

Как раскрыта в пьесе тема любви?

Подготовить творческую биографию Чехова.Индивидуальная работа: слайдовая презентация, сообщения.

87.

Творчество А.П. Чехова в контексте рубежа веков.



Портреты А.П. Чехова. Дом-музей писателя в г. Таганрог.

1

Художественный пересказ текста, составление цитатного плана.

88.

И.А. Бунин – поэт и прозаик.



Портрет И.А. Бунина.

1

Рассказы писателя.

89.

Своеобразие ранней прозы М. Горького.



Портрет М.Горького.

1

Стр.242-243, индив. задания.

90.


Многообразие поэтических голосов Серебряного века.

А.А. Блок – поэт общенационального значения.

Поэма «Двенадцать».



Выставка портретов поэтов Серебряного века.

Портрет поэта.

Историко-литературный процесс



91.

С.А. Есенин – великий народный поэт.



Портрет поэта.

Музыка.

1

Выразительное чтение стихотворе-ния С. Есе-нина о природе.

92.

В.В. Маяковский – поэт-государствен-ник.



Портрет поэта.

1

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору).

93.

А.А. Ахматова. Отражение в лирике глубины челове-ческих переживаний.



Портрет поэтессы.

1

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору).

94.

Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой.



Портрет поэта.

Музыка.

1

Выучить наизусть (по выбору).

95.

Основные темы и мотивы лирики Б. Пастернака.



История:

гражданская война,

революция.

1

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору).

96.

М. Булгаков – художник мирового значения.

«Собачье сердце».



Кино в контексте литературной эпохи.

1

Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

97.

Рассказы М.А. Шолохова.



Кино в контексте литературной эпохи.

1

Стр.251-253, инд. задания.

98.

Романы М.А. Шолохова.



История.

Кино в контексте литературной эпохи.

1

Сформулиро-вать для одноклассни-ков вопросы по теме.

99.

Литературный процесс 50-80-х годов.

А.И. Солженицын.

«Матренин двор».




Живопись.

1

Прочитать рассказ Солженицына «Матренин двор».

Задания по группам.

100.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.



Историко-литературный процесс.

1


ИТОГО:

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.Программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.

2. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010г.

3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. Егорова Н. В. – М.: ВАКО, 2008г.

4.Тематическое планирование к учебнику «Литература.9 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2011

5.Уроки литературы 9 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс» Соловьева Ф.Е. М.: «Русское слово», 2012

6.Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001

«Рассмотрено»

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Донской СОШ

От 28.08.2018 года № 1

Руководитель МС

__________Тарасенко И.А.







«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Донской СОШ

От 29.08.2018 года № 1

Руководитель МС

__________Тарасенко И.А



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!