СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (к учебнику Г.С. Меркина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 5 классе создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ, примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы Г.С. Меркина. Изучение курса реализуется через УМК: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч., авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А. Чалмаев, 3-е изд.- М.:ООО "Русское слово", 2015. Рабочая программа рассчитана на 140 часов, реализуется за 135 учебных часов, из расчета 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (к учебнику Г.С. Меркина)»

Ростовская область

Матвеево- Курганский район поселок Матвеев-Курган

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Матвеево- Курганская средняя общеобразовательная школа №2



Утверждаю

Директор МБОУ Матвеево - Курганской сош №2

Приказ от 31 августа 2017 г. № 272

___________________________/С.А. Мазнев/













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе


на 2017-2018 учебный год.






Основное общее образование

5 класс «А».

Количество часов – 135.



Учитель Репринцева С.П.



Программа разработана на основе УМК

Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. М. «Русское слово»





2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 5 классе создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ, примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы Г.С. Меркина. Изучение курса реализуется через УМК: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч., авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А. Чалмаев, 3-е изд.- М.:ООО "Русское слово", 2015. Рабочая программа рассчитана на 140 часов, реализуется за 135 учебных часов, из расчета 4 часа в неделю.

Учебник Г.С. Меркина соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год, входит в систему "Инновационная школа".

Цели и задачи изучения литературы в 5 классе:

В соответствии с ФГОС и Примерной программой по учебным предметам (литература) цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нѐм как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.


Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться

различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.


Задачи изучения литературы представлены двумя категориями:

воспитательной и образовательной.

Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.

В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Одной из них является мысль о диалогическом характере отношений на самых различных уровнях: диалога школьника с товарищами по классу, с учителем. Однако основной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: книга — писатель.

Преподавание литературы в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программу включен материал о возможных формах внеурочной деятельности школьников. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо проводить указанные творческие дела в той системе, которая предложена, либо разработать свою программу, основанную на личном опыте и видении проблемы.

Планируемые предметные результаты:


Личностные результаты освоения :

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

· ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

· демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

· подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

· выделять явление из общего ряда других явлений;

· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

· выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

· обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

· создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

· создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

· преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

· переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

· анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

· резюмировать главную идею текста;

· преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

· критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

· определять свое отношение к природной среде;

· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

· проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

· выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

· создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

· использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

· создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются:

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

· восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

· обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

· развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

· овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы :

· определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

· владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет;

· характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);

· находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);

· определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

· выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.);

· выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

· пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

· собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

· выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

·выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

·ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.



Содержание учебного предмета


п/п

Наименование учебного раздела

Коли-чест-во часов

Форма организации учебных занятий (вид урока)

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

1

Введение

1

урок изучения нового материала,

здоровьесберегаю-щие технологии

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

2

Мифоло-гия

3

урок изучения нового материала,

здоровьесберегаю-щие технологии;

комбинированный урок,

урок рефлексии

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Владение литературоведческими терминами: мифологически герой и персонаж

Умение вести диалог

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

3

Устное народное творчест-во

6

урок изучения нового материала,

урок контроля, здоровьесберегаю-щие технологии

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актѐров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные и письменные ответы на вопросы. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок. Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Выявление характерных для народных сказок художественных приѐмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов. Нравственная оценка героев сказок. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Сочинение собственных сказок и малых жанров фольклора.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности.

Давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жанра.

Знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки.

Иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания.

Знание жанровых особенностей сказки.

Умение объяснять отличие сказки о животных.

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Владение литературоведческими терминами: пословицы и поговорки, антитеза, антонимы, иносказание.

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Умение создавать устные монологические

Высказывания разного типа; вести диалог.

Понимание связи фольклорных

произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Понимание ключевых проблем изученных

произведений

русского фольклора. Владение литературоведчески-

ми терминами:

типы сказочных персонажей, бродячий сюжет, народная и литературная сказка. Владение литературоведческими терминами: присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения, композиция сказки.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

4

Древне-русская литерату-ра

3

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегаю-щие технологии;

урок изучения нового материала,

урок контроля


Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актѐров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Пересказ сюжетов древнерусских летописей. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев летописей. Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты. Характеристика героев древнерусской литературы. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Умение объяснять жанровые особенности летописи, умение определять черты фольклора в летописи.

Умение вести диалог

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

5

Басни народов мира

6

урок изучения нового материала,

урок контроля, здоровьесберегаю-щие технологии;

Поиск сведений о писателях с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение басен. Поиск незнакомых слов копределение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Поиск в баснях юмористических элементов. Работа со словарѐм литературоведческих терминов. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Умение определять, к какому роду литературы относятся басни.

Знать жанровые особенности басни.

Знать художественные особенности басни.

понимание близости басни к УНТ, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования.

Владение литературоведческими терминами:

басенный сюжет, мораль,

Владение литературоведческим термином сравнение Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Владение литературоведческим термином аллегория Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

6

Литерату-ра 19 века

39

урок изучения нового материала,

урок контроля, здоровьесберегаю-щие технологии

Поиск сведений о писателях с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателях. Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актѐров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов . Выделение этапов развития сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев сказки. Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики, созвучных стихотворению, прологу, сказке. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного, ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Сопоставительный анализ литературной и народных сказок. Сопоставление сказки и анимационного фильма. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Создание письменных высказываний различных жанров: Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

Понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог. Эстетическое восприятие произведений литературы.

Знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

Знать жанровые особенности.

Понимать, какие черты характера прославляет автор.

Знать особенности стихотворной сказки .

Оценивать отношение поэта к няне.

Понимать отличие речи прозаической и стихотворной сказки А.С.Пушкина.

Отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей.

Выработать умение восстанавливать деформированный текст.

Выработать умения разбивать на отрывки.

Умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Умение передать сюжет стихотворения. Умение понимать и формулировать тему, идею, нрав-

ственный пафос литературного произведения.

Владение литературоведческим термином риторическое обращение

Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.

Владение литературоведческими терминами: метафора, звукопись, диалог, монолог, аллитерация, ассонанс.

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в стихотворении.

Умение вести диалог. Эстетическое восприятие про-изведений литературы; формирование эстетического вкуса.

7

Русская литерату-ра 20 века

21

урок изучения нового материала,

урок контроля, здоровьесберегаю-щие технологии

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). . Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Нравственная оценка героев повести. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики. Письменная сравнительная характеристика героев повести Выявление элементов композиции повести. Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Устное иллюстрирование . Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа со словарѐм литературоведческих терминов. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века.

Уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине.

Наблюдать за художественными средствами.

Уметь выделять границы эпизодов повести,

объяснять роль противопоставления образов в повести, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям.

Пересказать его кратко, проследить динамику (развитие) их чувств.

Выработать умение охарактеризовать героев.

Понимать, каким настроением окрашены стихотворения.

Умение владеть навыками анализа поэтического произведения .

Умение отличать сказ от сказки.

Уметь находить в сказе реальное и фантастическое.

Умение работать в группе; развивать творческие способности учащихся.

Умение объяснять смысл названия сказки.

Умение отличать народную сказку от литературной.

Понимать взаимоотношения героев.

Умение видеть необычное в обычном.

Умение отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение.

Уметь характеризовать героев.

Знать понятия «сопоставление, противопоставление».

Понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души.

Уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику.

Понимать отношение Васютки к окружающему миру.

Выработать умение охарактеризовать героев.

Умение анализировать литературное произведение:

определять его принадлежность к одному из ли-

тературных родов и жанров. Владение лите-

ратуроведческим термином стихотворение-

размышление


Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

8

Родная природа в произве-дениях писателей 20 века

6

урок изучения нового материала,

урок контроля, уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегаю-щие технологии;

технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах)

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актѐров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций .

Понимание ключевых проблем изученных

Произведений русских писателей XIX века.

Владение литературоведческим термином

пейзажная лирика. Определение в произведении

элементов композиции, изобразительно-вы-

разительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения . Владеть навыками анализа.

Зрительно представлять картины мира.


9

Русская литерату-ра 20 века

27

урок изучения нового материала,

урок контроля, здоровьесберегаю-щие технологии

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). . Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Нравственная оценка героев повести. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики. Письменная сравнительная характеристика героев повести Выявление элементов композиции повести. Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Устное иллюстрирование . Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа со словарѐм литературоведческих терминов. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства.

10

Зарубеж-ная литерату-ра

21

урок изучения нового материала,

урок контроля,
информационно-коммуникационные технологии

Поиск сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устные рассказы о писателях. Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актѐров. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций. Составление плана письменной характеристики героев (в том числе сравнительной) и их характеристика по плану (с использованием цитирования). Составление речевой характеристики персонажей. Работа со словарѐм литературоведческих терминов. Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Понимание ключевых проблем изученных

Произведений зарубежной литературы.

Сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы.

Уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому.

Давать характеристику героям с опорой на текст, объяснять, какие черты народной сказки использует сказочник.

Уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной.

Уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе и друзьях.

Умение охарактеризовать героев.

Уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства.

Умение охарактеризовать героев, сравнений; знать композицию повести.

Умение высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования .

11

Итоговые занятия

2

информационно-коммуникационные технологии

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. Просмотр презентаций по освоенному курсу литературы.


Итого часов

135









Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 "А" класса


Дата

Тема урока

Введение (1ч.)

1

01.09

Книга — твой друг.

Мифология (3ч.)

2

05.09

Из мифологии. Миф «Олимп».

3

06.09

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

4

07.09

Гомер «Одиссея». Песнь девятая (фрагмент).

Устное народное творчество (6 ч.)

5

08.09

Устное народное творчество. Загадки.

6

12.09

Пословицы и поговорки.

7

13.09

Литературная игра.

8

14.09

Сказка «Царевна-лягушка». Сюжет. Сказочные образы. Нравственная проблематика

9

15.09

Сказка «Падчерица».

10

19.09

Особенности волшебной сказки.

Древнерусская литература (3 ч.)

11

20.09

Из «Повести временных лет «Расселение славян».

12

21.09

«Кий, Щек и Хорив». «Дань хазарам».

13

22.09

Контрольные вопросы из курса «Из древнерусской литературы»

Басни народов мира (6 ч.)

14

26.09

Басни народов мира. Эзоп «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

15

27.09

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

16

28.09

Басни И.А.Крылова. Сравнение басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лисица» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

17

29.09

И.А. Крылов «Волк на псарне»,

«Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок.»

18

03.10

Русская басня в 18, 19 веках.

19

04.10

И.А. Крылов. Конкурс на лучшую иллюстрацию к басне.

Литература 19 века (39ч. )

20

05.10

Из литературы 19 века. Краткие сведения о детстве А.С.Пушкина.

21

06.10

А.С.Пушкин. «Няне».

22

10.10

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.

23

11.10

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна».

24

12.10

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок).

25

13.10

Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

26

17.10

«В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе).

27

18.10

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.

28

19.10

История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве

29

20.10

Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

30

24.10

Р. Р. Подготовка к классному сочинению «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова»

31

25.10

Р. Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова»

32

26.10

Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

33

27.10

Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

34

07.11

Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности.

35

08.11

История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

36

09.11

Герасим и его окружение.

37

10.11

Герасим и Муму. Два решения.

38

14.11

Р/Р Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Анализ эпизода.«Герасим и барыня».

39

15.11

Р/Р Сочинение. Анализ эпизода.«Герасим и барыня».

40

16.11

И.С. Тургенев. Биография и творчество.

41

17.11

Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.

42

21.11

Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

43

22.11

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

44

23.11

Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

45

24.11

Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».

46

28.11

Тест по творчеству Н.А. Некрасова.

47

29.11

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя.

48

30.11

Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».

49

01.12

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

50

05.12

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев.

51

06.12

Воплощение единства эстетического и педагогического начал в рассказе "Кавказский пленник"

52

07.12

Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

53

08.12

Р. Р. Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

54

12.12

Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

55

13.12

Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.

56

14.12

Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».

57

15.12

Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил».

58

19.12

Р. Р. Подготовка к сочинению «Юмор в рассказах А.П. Чехова».

Русская литература 20 века (21 ч.)

59

20.12

Р. Р. Сочинение «Юмор в рассказах А.П. Чехова».

60

21.12

Из литературы ХХ века . Детские и юношеские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И. А. Бунина

61

22.12

Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».

62

26.12

Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

63

27.12

И.А. Бунин "Танька". Лирический очерк.

64

09.01

И.А. Бунин "Танька". Стремление к максимальной сжатости прозы, детализации повествования в рассказе.

65

10.01

Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

66

11.01

В.Г. Короленко. "В дурном обществе". Понятие о композиции литературного произведения.

67

12.01

В.Г. Короленко. "В дурном обществе". Анализ портретных характеристик героев и определение их роли.

68

16.01

В.Г. Короленко. "В дурном обществе". Дружба Васи с Валеком и Марусей.

69

17.01

В.Г. Короленко. "В дурном обществе". Сопоставление судеб персонажей повести.

70

18.01

Письменная контрольная работа по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"

71

19.01

Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

72

23.01

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.

73

24.01

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа

74

25.01

Л. Н. Андреев."Кусака". Тема "животные и люди".Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

75

26.01

Р/Р Контрольные вопросы к рассказам Л.Н.Андреева "Петька на даче", «Кусака».

76

30.01

А.И. Куприн Краткие сведения о писателе.

77

31.01

А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)

78

01.02

А. И. Куприн. "Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях"

79

02.02

Р/Р Контрольные вопросы к рассказам А.И. Куприна «Золотой петух» и «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях»

Родная природа в произведениях писателей 20 века (6 ч.)

80

06.02

А. А. Блок. Драматизм жизненного пути.

81

07.02

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

82

08.02

Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»

83

09.02

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

84

13.02

Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»

85

14.02

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

Русская литература 20 века (27 ч.)

86

15.02

А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.

87

16.02

А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире)

88

20.02

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

89

21.02

А. П. Платонов "Сухой хлеб"

90

22.02

Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.

91

27.02

Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».

92

28.02

«Каменный цветок» П. П. Бажова . Приемы создания художественного образа.

93

01.03

Каменный цветок» П. П. Бажова . Сочетание фантастического и реального .

94

02.03

Р/Р Контрольные вопросы к сказу П.П. Бажова "Каменный цветок"

95

06.03

К.Г. Паустовский. "Тёплый хлеб", "Заячьи лапы" и другие сказки.

96

07.03

Развитие понятия о пейзаже на основе сказок К.Г. Паустовского.

97

13.03

С.Я. Маршак. Биография и творчество.

98

14.03

С.Я. Маршак. сказка "Двенадцать месяцев"

99

15.03

С.Я. Маршак. сказка "Двенадцать месяцев". Победа добра над злом

100

16.03

Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе.

101

20.03

Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».

102

21.03

Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

103

22.03

В. П. Астафьев.Краткие сведения о писателе.

104

03.04

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

105

04.04

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

106

05.04

Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». «Как Васютка выжил в тайге».

107

06.04

Р. Р. Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». «Как Васютка выжил в тайге».

108

10.04

Р/Р Анализ сочинения.

109

11.04

Родная природа в произведениях писателей ХХ века. В.Ф. Боков «Поклон».

110

12.04

Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». Р.Гамзатов «Песня соловья».

111

13.04

В.И. Белов «Весенняя ночь».

112

17.04

В.Г. Распутин «Век живи – век люби».

Зарубежная литература (21 ч.)

113

18.04

Из зарубежной литературы . Д. Дефо . Краткие сведения о писателе.

114

19.04

Д. Д ефо .Роман «Робинзон Крузо».

115

20.04

Роман «Робинзон Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей.

116

24.04

Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.

117

25.04

Х. К. Андерсен. Сказка "Соловей"

118

26.04

Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей».

119

27.04

Х. К. Андерсен. Сказка "Снежная королева".

120

03.05

Олицетворение добра и зла в сказке "Снежная королева".

121

04.05

Понятие о художественной детали, понятие аллегории на примере сказки Х. К. Андерсена "Снежная королева"

122

08.05

М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена .

123

10.05

М. Твен. История создания романа "Приключения Тома Сойера".

124

11.05

Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

125

15.05

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

126

16.05

Ж. Рони-старший. Краткие сведения о писателе. Его культурное наследие.

127

17.05

Роман Ж. Рони–старшего. Человек и природа . «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.

128

18.05

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе.

129

22.05

Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

130

23.05

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице.

131

24.05

А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».

132

25.05

А. де Сент- Экзюпери. "Маленький принц" (ознакомительные фрагменты).

133

29.05

Детское отношение к природе и человеку в сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Итоговые занятия (2 ч.)

134

30.05

Сказка А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" как философское произведение.

135

31.05

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


Рабочая программа реализуется за 135 учебных часов, из расчета 4 часа в неделю.












Контрольно-измерительные материалы

1. Контрольные вопросы (по произведениям древнерусской литературы)

По какой причине и в каком году возникла необходи­мость в распространении книг?

  1. Дайте определение: Летопись —...

  2. Кто автор «Повести временных лет»?

  3. Расскажите историю названия города «Киев».

  4. Что значит прочитать книгу от доски до доски? Откуда пошло это выражение?

  5. Когда и где была издана первая печатная книга?

  6. Как звали русского первопечатника?

  7. Назовите создателей славянской азбуки.

  8. Когда и где проводится День славянской письменности?


2. Тест по творчеству Н.А. Некрасова

Сколько лет прожил Некрасов?

  1. 27

  2. 56

  3. 87

  1. Как звали Некрасова?

  1. Петр Александрович

  2. Николай Алексеевич

  3. Алексей Николаевич

  1. Где родился Некрасов?

  1. в Немирове

  2. в Москве

  3. в Петербурге

  1. Одна из основных тем творчества Некрасова – это …

  1.  война

  2. страдания народа

  3. красота природы

  1. Из какого произведения Некрасова взяты следующие строки:

Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.

  1. «Крестьянские дети»

  2. «Мороз, Красный нос»

  3. «На Волге»

  1. Кого восхваляет Некрасов в произведении «Мороз, Красный нос»?

  1. Русскую природу

  2. Русскую женщину

  3. Правительство

  1. Как умер Некрасов?

  1. от рака кишечника

  2. от старости

  3. в результате дуэли

  1. В жизни Некрасова…

  1. была ссылка на Кавказ в действующую армию

  2. были экзамены в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он провалил

  3. было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина



3. Письменная контрольная работа по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"


Ответьте на вопросы.

1. Название местечка, в котором происходит действие повести? _____________________________

2. Кем по профессии был отец главного героя? ____________________________________________

3. Как зовут главного героя повести, от имени которого ведется повествование?________________

4. Какое чувство испытывал герой после смерти матери? ___________________________________

5. Как относились к Васе все окружающие? _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Как вы охарактеризуете отношения Васи и Сони? _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие чувства испытывал Вася к отцу? _________________________________________________

8. Как изменилось отношение Васи к отцу после общения с Валеком? ________________________

____________________________________________________________________________________

9. Что помогло больной девочке на время повеселеть? ______________________________________

10. Что было "редким блюдом" для бедных детей? _________________________________________


2. Согласитесь или опровергните данные утверждения (поставьте «да» или «нет»).

1. Маруся любила играть. _________

2. Осенью здоровье Маруси стало поправляться. _________

3. Вася украл куклу Сони. _________

4. Отец Васи после истории с куклой попросил у сына прощение. ________

5. Отец Васи наказал сына, узнав что он отдал куклу нищей девочке. ________


3. Восстановите план повести, расставив описываемые события в нужном порядке

1)Зловещий пейзаж острова с замком и часовней.

2) Бродяжничество Васи.

3) Первая встреча Васи с Валеком и Марусей.

4) Портрет Тыбурция Драба.

5) Причины разлада Васи с отцом.

6) Предательство приятелей Васи в часовне

7) Характеристика Валека и Маруси.

8) Знакомство Васи с Тыбурцием.

9) Разговор мальчиков о воровстве.

10) Разговор мальчиков об отце Васи.

11) История с куклой.

12) Страшные минуты объяснения с отцом и появление Тыбурция.

13) Тучи над Тыбурцием и его детьми сгущаются.

14) Последствия разговора Тыбурция с отцом Васи.

15) У могилы Сони.


4. Контрольные вопросы к рассказу «Петька на даче» Л.Н. Андреева


1.Как звал Петьку парикмахер Осип Абрамович? - Мальчик.

2.Как звали друга Петьки в парикмахерской? - Николка.

3.Какие три вредные привычки были у Петькиного друга? - Курил папиросы, ругался скверными словами, пил водку.

4.Сколько лет было Петьке? - 10 лет.

5.Что такое полька, бобрик и подбор в рассказе? - Виды стрижек.

6.О чём просил Петька каждый раз, когда к нему приходила мать? - Взять его из парикмахерской.

7.Что делал Петька всю дорогу, когда ехал на дачу на поезде? - Смотрел в окно.

8.Сколько лет уже Петька работал в парикмахерской? - 3 года.

9.На кого был похож Петька, впервые оказавшийся в воде во время и купания? - На щенка.

10.Какие три дела были ежедневно у Петьки на даче? - Выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей.

11.Какое печальное известие содержалось в письме, адресованном кухарке Надежде? - Петьке надо возвращаться в город.

12.О чём просил Петька свою мать после приезда в город? - Спрятать удочку.

13.Кому рассказывал Петька о своей поездке на дачу каждый вечер? - Николке.

14.В каком городе жил Петька? - Москва.

15.Что должен был приносить Петька парикмахеру по его требованию? - Воду.

16.Что было самым грязным-прегрязным во внешнем облике Петьки? - Руки и шея.

17.Из кого состояла семья Петьки? - Из матери и сына.

18.Что такое чугунка в рассказе? - Железная дорога.

19.Что было самым привлекательным на лице Петьки? - Веснушки.

20.Что больше всего радовало мать Петьки, когда она смотрела на сына? - Он растолстел.

21.В какой обуви ходил Петька на даче? - Босиком.

22.Что делал Петька, когда прыгал, играя сам с собою в «классики»?- Надувал щёки.

23.Как звали Петькиного друга на даче? - Гимназист Митя.

24.Где находилась дача, куда уехал Петька?- Царицыно.

25.Кем работала Надежда, мать Петьки? - Кухаркой.




5. Контрольные вопросы (по скажу П.П. Бажова "Каменный цветок")

К какому жанру относится «Каменный цветок»? Это:

  1. сказ,

  2. сказка,

  3. рассказ из жизни.


  1. По какому материалу среди главных героев были матера в сказе Бажова «Каменный цветок»:

  1.   по мрамору;

  2.   по малахиту;

  3.   по железу.


  1. Кто такой Прокопьич:

  1.    приказчик;

  2. мастер по малахиту;

  3. местный палач.


  1. Что нам известно о Прокопьиче на время рассказа:

  1. был еще молод, но уже имел свою группу учеников для обучения мраморному делу,

  2.   был еще не стар, работал на заводе, но искал учеников, хотел обучить их мастерству;

  3. был уже стар, работал дома, учеников не хотел, но обучал тех, кого приведут, и то плохо;


  1. Что нам известно о прошлом Данилушки:

  1. это был мальчик семи лет, у матери он был один, но тянуть одного сына было трудно, и родительница пыталась пристроить сына на посильную работу;

  2. Данилушка был подростком около двенадцати лет, круглая сирота, заступиться за него было некому, и его пытались пристроить к каким-либо занятиям добрые люди;

  3. Данилушка жил со старым и больным отцом, которому нужно было помогать, и мальчик сам старался достать краюху хлеба.


  1. Как о Данилушке отзывались люди:

  1. «Блаженный», «тихоход», «что с него возьмешь», «терпеливый».

  2. «Странный», «несмышленый», «бестолковый».

  3. «Хороший слуга», «из него выйдет толк, он хорошо прислуживал господам».


  1. Как автор описывает Данилушку:

  1. Невысокий, темно-русый, крепкий, способный к наукам,

  2. Высокий, светловолосый, голубоглазый, худой.

  3. Низкого роста, черноволосый, упитанный.


  1. Чем занимался Данилушка до того, как оказался у Прокопьича:

  1. скитался по деревням, играл на дудочке для увеселения народа, просил милостыню, тем и жил;

  2. благодаря просьбе больного отца был принят на службу при царе, которому играл на дудочке, за что получал жалование и за что был допущен для любования красивыми вещицами,

  3. благодаря привлекательной внешности был принят на служение господам, но не проявил старания, и его выгнали и заставили пасти коров.


  1. Какие обстоятельства привели Данилушку к Прокопьичу:

  1. Данилушка украл красивую и дорогую вещь, на которую смотрел в доме господ, за это его отправили к Прокопьичу;

  2. Данилушка сбежал из дома своих хозяев и сам попросился к извесному мастеру,

  3. Данилушка плохо прислуживал у господ и его в наказание был отправлен пасти коров, но однажды заигрался на дудочке и упустил стадо, за что был почти до смерти побит палачом.


  1. Кто именно привел  Данилушку к Прокопьичу:

  1. бабушка Вихориха;  

  2. приказчик господ;  

  3. приказчик царя.


  1. Зачем приказчик привел Данилушку к Прокопьичу:

  1.  чтобы докладывал, как мастер учит учеников;

  2. чтобы Данилушка учился у него вести хозяйство;  

  3. чтобы Данилушка учился у него малахитовому делу.


  1. От кого Данилушка впервые услышал о каменном цветке?

  1. от мастеров по каменному делу;

  2. от Прокопьича;

  3. от бабушки-травницы Вихорихи.


  1. Каким особенным свойством обладал каменный цветок?

  1. приносил людям горе, каждый, кто увидит его, становился несчастным;

  2. приносил людям радость и дарил талант: кто увидит его, становился искусным мастером;

  3. кто увидит цветок, тот мог взять в жены саму Хозяйку медной горы.


  1. Каково прозвище было у Данила в детстве?

  1. Выкормыш

  2. Недокормыш

  3. Откормленный


  1. Что случилось с дурман-цветком, который вытачивал Данилушка?

  1. Данила подарил его хозяйке Медной горы

  2. Данила отдал его барину

  3. Данилушка его разбил































Произведения для заучивания наизусть


  • Пословицы и поговорки

  • В.А. Жуковский «Спящая царевна» (отрывок)

  • И.А. Крылов басни

  • А.С. Пушкин «Няне», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

  • Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

  • А.А. Фет «Весенний дождь»

  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»

  • С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий до с голубыми ставнями…»

  • Стихи о Великой Отечественной войне (1-2 по выбору учащегося)

  • Стихи о Родине, о родной природе (1-2 по выбору учащегося)







































СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания ВМО учителей

Русского языка и литературы

от 30.08.2017 года № 1


_____________ Кравцова И.Н.




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания МС МБОУ Матвеево- Курганской сош №2

от 31.08.2017 года № 1


___________ Лямцева Л.М.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

Школы по УВР

_____________ Малащенко В.Н.

31 августа 2017 года









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!