СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением с профессионально - ориентированным содержанием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением»


Министерство образования Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский машиностроительный колледж»









Утверждаю:

Директор ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»

_______________А.А. Ефремов


«____»________2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОУД.02. Литература

по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

по профессии

15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением

на базе основного общего образования










Новосибирск

2023



Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02. Литература разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1583 от 09.12.2016);

Примерной рабочей программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г.)







Организация-разработчик: ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»




Разработчик: Блохина Ирина Антоновна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»









Рассмотрено и рекомендовано к утверждению предметно – цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин


Протокол № ____ от « _____» _____ 2023г

Председатель ПЦК ________________ А.М.Сарсембин









СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы……………………………………………..4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………….18

  3. Условия реализации программы………………………………………...33

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……..36


































  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй дисциплины

«Литература»


1.1 Область применения рабочей программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Литература».

1.2 Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением.


1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины «Литература»

1.3.1. Цели освоения дисциплины «Литература»:

Цели изучения предмета «Литература» состоят в сформированности чувства причастности к отечест­венным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач,  сформулированных в ФГОС СОО.

1.3.2. Планируемые результаты освоения дисциплины «Литература»

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Личностные результаты освоения должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2. Патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;

ценностное отношение к государственным символам, ис­торическому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы.

3. Духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения.

4. Эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе.

5. Физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев.

6. Трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.

7. Экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России.

8. Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт;

2) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

3) работа с информацией:

владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;

создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;

владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы при изу­чении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

2) самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

3) принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

Предметные результаты

Предметные результаты по литературе должны обеспечивать:

ПР1 осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры;

ПР2 понимание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;

ПР3 устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;

ПР4 знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России.

ПР5 умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;

ПР6 способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;

ПР7 осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

ПР8 умение выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть;

ПР9 владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):

конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;

ПР10 умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);

ПР11 сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике;

ПР12 владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умение самостоятельно истолковывать прочитанное в устной и письменной форме, информационная переработка текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написание отзывов и сочинений различных жанров; ;владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

ПР13 умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.







1.4 Общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.






1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 108 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

108

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

108

в том числе:


практические занятия

46

Профессионально – ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2















2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература» (базовый уровень)


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практическая работа обучающихся


Объем часов

Планируемые образовательные результаты


Раздел 1

Русская литература XIX века.





Тема 1

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Введение.

Культурно – историческое развитие России во второй половине XIX в. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Журналистика.



















































Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Драма «Гроза». Жанровое своеобразие. Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Образ Катерины в контексте культурно – исторической ситуации в России в середине XIX – «женский вопрос».

Практическое занятие: Написание сочинения.







2



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова: детство, юность, зрелость. Понятие «обломовщины» в романе А.И. Гончарова.

Практическое занятие: Просмотр фрагментов из к/ф «Несколько дней из жизни И.А. Обломова» и беседа.




1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Моя будущая профессия: ожидания/реальность».

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


И. С. Тургенев. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия. Проблематика романа.

Евгений Базаров – новый герой, «отрицающий все».

Практическое занятие: Сравнительная характеристика Е. Базарова и П.П. Кирсанова.




1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Что значит быть мастером своего дела?»

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Н. С. Лесков. Тема трагической судьбы женщины в повести «Леди Макбет Мценского уезда».

Практическое занятие: Аналитическое чтение повести «Леди Макбет Мценского уезда».



2



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. Е. Салтыков-Щедрин. Тематика и проблематика сказок.

Практическое занятие: Комментированное чтение «Истории одного города» (отдельные главы).



1



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Петербург Достоевского. Образ Родиона Раскольникова.

Практическое занятие: Причины преступления: внешние и внутренние. Теория Раскольникова и её крушение.

Практическое занятие: Письменная работа «Трагедия семьи Мармеладовых».


2



2







ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6




























Содержание учебного материала

6

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Л. Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя.

Роман – эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. «Мысль народная» в романе.

Знакомство с героями романа.

Нравственные искания Андрея Болконского.

Путь нравственных исканий Пьера Безухова.

Образ Наташи Ростовой.

Практическое занятие: Просмотр фрагментов из к/ф С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (с комментариями учителя).

Практическое занятие: Написание сочинения.










2


2








ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. П. Чехов. Личность и судьба писателя.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

Практическое занятие: Игра «Детективное расследование» (по рассказу «Ионыч»).

Практическое занятие: Характеристика героев пьесы «Вишневый сад».



1


1



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Каждый должен быть величествен в своем деле».


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 2

Поэзия второй половины XIX века.


























Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные темы в лирике Ф.И.Тютчева: родина, природа, любовь. «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К.Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «Я помню время золотое…».






Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А.А.Фет. Жизненный и творческий путь А.А.Фета.

«Вечные» темы в лирике поэта: природа, любовь, родина. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…».







Содержание учебного материала




Урок-концерт по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Практическое занятие: Чтение наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Основные темы творчества.

Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанровое своеобразие. Фольклорная основа.

Практическое занятие: Игра «Поэтическая лаборатория». Анализ и интерпретация стихотворений: «Памяти Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Памяти приятеля», «Сеятелям».

Практическое занятие: Подбор цитат по теме: «Тяжелая жизнь народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»».





1




1




ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 3

Зарубежная литература XIX века.

Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тенденции развития зарубежной литературы в XIX веке.




Раздел 2

Литература XX века

Тема 4

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века





























Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Серебряный век: общая характеристика и основные представители.

Поэзия Н. Гумилева.




Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Незнакомка», «В ресторане».

Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров.

Практическое занятие: Письменный анализ стихотворения «Незнакомка».

Практическое занятие: «Образ Родины в лирике А. Блока».






1

1





ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

1



2

Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


И. А. Бунин. Сведения из биографии.

Пейзажная лирика И.А.Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Трагизм любви в рассказе «Темные аллеи».




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

А. И. Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый браслет».

Практическое занятие: Диспут «Что это: любовь или сумасшествие?»


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

Содержание учебного материала

3

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. М. Горький. Жизнь и творчество. Романтические произведения писателя.

Два образа жизни в рассказе «Старуха Изергиль».

Пьеса «На дне» - социально – философская драма. Изображение правды жизни в пьесе. Спор о назначении человека.






Практическое занятие: Чтение по ролям пьесы «На дне».

Сбор материала о прошлом и настоящем героев (выписывание цитат).

Практическое занятие: Устное сочинение по теме: «Есть ли будущее у героев пьесы «На дне»?

2


2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Умение вести диалог – это талант». Диалог как средство характеристики человека.

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 5

Особенности развития литературы 1920-ых годов
















В. Маяковский. Жизнь и творчество. Основные темы творчества: революция, назначение поэта и поэзии, любовь. Сатира Маяковского.

Поэма «Облако в штанах». Образ лирического героя – бунтаря и его возлюбленной.






Практическое занятие: Выразительное чтение и анализ стихотворений «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Практическое занятие: Письменный анализ сатирического стихотворения «Прозаседавшиеся».

1



1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Вроде просто найти и расставить слова»: стихотворения о труде и мастерстве.

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Основные темы творчества: природа, Родина, любовь. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»

Практическое занятие: Образ Родины в поэзии С. А. Есенина.

Практическое занятие: Творческая работа «Тема природы в лирике

С. А. Есенина».







1

2





ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 6

Особенности развития литературы 1930-х – начала 1940-х годов


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества: назначение поэта и поэзии, любовь, родина.

Анализ и интерпретация стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Тоска по родине», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи растут как звезды и как розы…»






Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. П. Платонов. Сведения из биографии.

Характерные черты времени в повести «Котлован».




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Чтение и анализ стихотворений «Мы живем, под собою не чуя страны…», «Ленинград», «Notre Dame», «Selentium».




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. А. Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества.

Судьбы людей в годы Гражданской войны в романе «Белая гвардия».

Практическое занятие: Просмотр из к/ф «Дни Турбиных» (с комментариями учителя).

Практическое занятие: Пересказ по теме: «Характеристика семьи Турбиных».



1



1



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Практическое занятие: Написание сочинения-миниатюры по теме: «Нравственный выбор героев романа «Белая гвардия».

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

3

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя.

Трагический пафос «Донских рассказов».

Роман – эпопея «Тихий Дон». Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Трагедия Григория Мелехова (чтение и анализ отдельных сцен).

Практическое занятие: Просмотр фрагментов к/ф «Тихий Дон» (с комментариями учителя).







1




ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 7

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет












Тема 8

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов





























Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков.

Песни времен Великой Отечественной войны.




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь.

Основные темы творчества: любовь к родной земле, Родине, поэтическое мастерство, любовь. Выразительное чтение и анализ стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Не с теми я, кто бросил земли…».

Практическое занятие: Комментированное чтение поэмы «Реквием».








1




ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Б. Л. Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики: любовь и поэзия, жизнь и смерть. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «»Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».







Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. Т. Твардовский. Сведения из биографии. Основные темы поэзии (обзор).





Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Н. М. Рубцов. Жизнь и творчество. Мир русской деревни и картины родной природы.

Практическое занятие: Анализ стихотворений «Звезда полей», «Вечерний звон», «Березы», «Не пришла», «Поэзия».



1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Тема родины в лирике Р.Гамзатова.

Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…».






Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Н. Заболоцкий. Основные темы лирики (произведения по выбору).




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


В.С. Высоцкий. Знакомство с творчеством поэта, актера, исполнителя.




Содержание учебного материала




Б. Васильев.

Практическое занятие: Подвиг девушек – зенитчиц и старшины Васкова в повести «А зори здесь тихие…»


2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах».

Практическое занятие: Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах».



1


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. И. Солженицын. Обзор жизни и творчества. «Лагерная» тема в повести «Один день Ивана Денисовича».

Практическое занятие: Беседа по повести «Один день Ивана Денисовича».



1


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Содержание учебного материала




В. М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение народного характера и картин народной жизни.

Практическое занятие: Чтение и анализ рассказов «Срезал», «Микроскоп».



2


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6




Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: « Прогресс – это форма человеческого существования»: профессии в мире НТП.


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6






Содержание учебного материала




А. В. Вампилов. Обзор жизни и творчества. Нравственная проблематика пьесы «Старший сын».

Практическое занятие: Просмотр фрагментов к/ф «Старший сын». Беседа по фильму.



2


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Тема 9

Русское литературное зарубежье 1920-1990- годов (три волны эмиграции).

Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Вторая волна эмиграции. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР.







Тема 10

Зарубежная литература

XX века

Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Б. Шоу «Пигмалион. Проблема перевоспитания личности.

Э.Хемингуэй «Старик и море». Проблема внутренней силы человека и стремление к мечте.




Тема 11

Литература на современном этапе


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Общественно – культурная ситуация в России конца XX – начала XXI века.










Содержание учебного материала




Дифференцированный зачет.

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6




Максимальная нагрузка:

Обязательная нагрузка,

в том числе практические занятия



108

108

54




















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ учебной дисциплины «Литература »

3.1 Материально-техническое обеспечение


Учебная дисциплина изучается в кабинете для дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с ФГОС СОО.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1.Ноутбук

2.Проектор стационарный

3.Мультимедийная активная акустическая стереосистема





3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Литература. Учебник в 2-х частях. Часть 1. Под ред. Г. А. Обернихиной.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-432с.: ил. - Режим доступа:

http://pl136ufa.narod.ru/dokum2/litra1.pdf


2.Литература. Учебник в 2-х частях. Часть 2. Под ред. Г. А. Обернихиной.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-448с.: ил. – Режим доступа:

https://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment/106115167/106115167f.pdf


Дополнительная литература:

  1. Большая энциклопедия школьника. Литература/Красовский В.В. и др.-М.: Слово, Эксмо, 2006.-640с: ил.

  2. Русские писатели: Биографический словарь - справочник для школьников/О.А.Лукьянченко.- Изд.4-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-506с.

  3. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч 1./В.И.Сахаров, С.А.Зинин.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-336с.

  4. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч 2./В.И.Сахаров, С.А.Зинин.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-336с.

  5. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений; В 2-х ч. Ч 1.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-РС», 2009.-464с.

  6. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений; В 2-х ч. Ч 2.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-РС», 2009.-464с.



Интернет-ресурсы

infourok.ru

https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2rcq6Qwx0ySOzJzNQ

http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

http://numi.ru/ -методический центр NUMI.RU.

http://konf-zal.com/- Российский общеобразовательный журнал «Конференц-зал»


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Литература» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий и творческих работ.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры;

понимание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;

устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;

знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России.

умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;

способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;

осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

умение выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть;

владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):

конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;

умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);

сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике;

владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умение самостоятельно истолковывать прочитанное в устной и письменной форме, информационная переработка текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написание отзывов и сочинений различных жанров; владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

Общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.





Текущий контроль:

устный опрос, блиц-опрос, письменный опрос;

пересказ;

устный ответ;

составление конспектов;

аргументированный ответ;

комментированное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям;

письменный ответ на вопрос;

творческое задание;

сочинения разных жанров;

самостоятельная работа с учебником, текстом;

составление планов, опорных схем;

разноуровневые задания;

анализ и интерпретация лирических произведений;

оформление поэтического альбома;

презентация;

интеллектуальная игра;

тестирование;

реферат;

конкурс.


Промежуточная аттестация:

дифференцированный зачет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!