СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) с профессионально - ориентированным содержанием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»


Министерство образования Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский машиностроительный колледж»









Утверждаю:

Директор ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»

_______________А.А. Ефремов


«____»________2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОУД.02. Литература

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

на базе основного общего образования









Новосибирск

2023



Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02. Литература разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1583 от 09.12.2016);

Примерной рабочей программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г.)







Организация-разработчик: ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»




Разработчик: Блохина Ирина Антоновна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»









Рассмотрено и рекомендовано к утверждению предметно – цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин


Протокол № ____ от « _____» _____ 2023г

Председатель ПЦК ________________ А.М.Сарсембин









СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы……………………………………………..4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………….18

  3. Условия реализации программы………………………………………...33

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……..36


































  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй дисциплины

«Литература»


1.1 Область применения рабочей программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Литература».

1.2 Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).


1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины «Литература»

1.3.1. Цели освоения дисциплины «Литература»:

Цели изучения предмета «Литература» состоят в сформированности чувства причастности к отечест­венным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач,  сформулированных в ФГОС СОО.

1.3.2. Планируемые результаты освоения дисциплины «Литература»

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Личностные результаты освоения должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2. Патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;

ценностное отношение к государственным символам, ис­торическому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы.

3. Духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения.

4. Эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе.

5. Физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев.

6. Трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.

7. Экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России.

8. Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт;

2) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

3) работа с информацией:

владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;

создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;

владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы при изу­чении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

2) самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

3) принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

Предметные результаты

Предметные результаты по литературе должны обеспечивать:

ПР1 осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры;

ПР2 понимание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;

ПР3 устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;

ПР4 знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России.

ПР5 умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;

ПР6 способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;

ПР7 осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

ПР8 умение выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть;

ПР9 владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):

конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;

ПР10 умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);

ПР11 сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике;

ПР12 владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умение самостоятельно истолковывать прочитанное в устной и письменной форме, информационная переработка текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написание отзывов и сочинений различных жанров; ;владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

ПР13 умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.






1.4 Общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.






1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 108 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

108

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

108

в том числе:


практические занятия

46

Профессионально – ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2















2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература» (базовый уровень)


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практическая работа обучающихся


Объем часов

Планируемые образовательные результаты


Раздел 1

Русская литература XIX века.





Тема 1

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Введение.

Культурно – историческое развитие России во второй половине XIX в. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Журналистика.



















































Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Драма «Гроза». Жанровое своеобразие. Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Образ Катерины в контексте культурно – исторической ситуации в России в середине XIX – «женский вопрос».

Практическое занятие: Написание сочинения.







2



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова: детство, юность, зрелость. Понятие «обломовщины» в романе А.И. Гончарова.

Практическое занятие: Просмотр фрагментов из к/ф «Несколько дней из жизни И.А. Обломова» и беседа.




1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Моя будущая профессия: ожидания/реальность».

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


И. С. Тургенев. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия. Проблематика романа.

Евгений Базаров – новый герой, «отрицающий все».

Практическое занятие: Сравнительная характеристика Е. Базарова и П.П. Кирсанова.




1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Что значит быть мастером своего дела?»

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Н. С. Лесков. Тема трагической судьбы женщины в повести «Леди Макбет Мценского уезда».

Практическое занятие: Аналитическое чтение повести «Леди Макбет Мценского уезда».



2



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. Е. Салтыков-Щедрин. Тематика и проблематика сказок.

Практическое занятие: Комментированное чтение «Истории одного города» (отдельные главы).



1



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Петербург Достоевского. Образ Родиона Раскольникова.

Практическое занятие: Причины преступления: внешние и внутренние. Теория Раскольникова и её крушение.

Практическое занятие: Письменная работа «Трагедия семьи Мармеладовых».


2



2







ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6




























Содержание учебного материала

6

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Л. Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя.

Роман – эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. «Мысль народная» в романе.

Знакомство с героями романа.

Нравственные искания Андрея Болконского.

Путь нравственных исканий Пьера Безухова.

Образ Наташи Ростовой.

Практическое занятие: Просмотр фрагментов из к/ф С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (с комментариями учителя).

Практическое занятие: Написание сочинения.










2


2








ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. П. Чехов. Личность и судьба писателя.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

Практическое занятие: Игра «Детективное расследование» (по рассказу «Ионыч»).

Практическое занятие: Характеристика героев пьесы «Вишневый сад».



1


1



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Каждый должен быть величествен в своем деле».


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 2

Поэзия второй половины XIX века.


























Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные темы в лирике Ф.И.Тютчева: родина, природа, любовь. «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К.Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «Я помню время золотое…».






Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А.А.Фет. Жизненный и творческий путь А.А.Фета.

«Вечные» темы в лирике поэта: природа, любовь, родина. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…».







Содержание учебного материала




Урок-концерт по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Практическое занятие: Чтение наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Основные темы творчества.

Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанровое своеобразие. Фольклорная основа.

Практическое занятие: Игра «Поэтическая лаборатория». Анализ и интерпретация стихотворений: «Памяти Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Памяти приятеля», «Сеятелям».

Практическое занятие: Подбор цитат по теме: «Тяжелая жизнь народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»».





1




1




ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 3

Зарубежная литература XIX века.

Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тенденции развития зарубежной литературы в XIX веке.




Раздел 2

Литература XX века

Тема 4

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века





























Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Серебряный век: общая характеристика и основные представители.

Поэзия Н. Гумилева.




Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Незнакомка», «В ресторане».

Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров.

Практическое занятие: Письменный анализ стихотворения «Незнакомка».

Практическое занятие: «Образ Родины в лирике А. Блока».






1

1





ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

1



2

Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


И. А. Бунин. Сведения из биографии.

Пейзажная лирика И.А.Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Трагизм любви в рассказе «Темные аллеи».




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

А. И. Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый браслет».

Практическое занятие: Диспут «Что это: любовь или сумасшествие?»


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

Содержание учебного материала

3

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. М. Горький. Жизнь и творчество. Романтические произведения писателя.

Два образа жизни в рассказе «Старуха Изергиль».

Пьеса «На дне» - социально – философская драма. Изображение правды жизни в пьесе. Спор о назначении человека.






Практическое занятие: Чтение по ролям пьесы «На дне».

Сбор материала о прошлом и настоящем героев (выписывание цитат).

Практическое занятие: Устное сочинение по теме: «Есть ли будущее у героев пьесы «На дне»?

2


2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Умение вести диалог – это талант». Диалог как средство характеристики человека.

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 5

Особенности развития литературы 1920-ых годов
















В. Маяковский. Жизнь и творчество. Основные темы творчества: революция, назначение поэта и поэзии, любовь. Сатира Маяковского.

Поэма «Облако в штанах». Образ лирического героя – бунтаря и его возлюбленной.






Практическое занятие: Выразительное чтение и анализ стихотворений «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Практическое занятие: Письменный анализ сатирического стихотворения «Прозаседавшиеся».

1



1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: «Вроде просто найти и расставить слова»: стихотворения о труде и мастерстве.

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Основные темы творчества: природа, Родина, любовь. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»

Практическое занятие: Образ Родины в поэзии С. А. Есенина.

Практическое занятие: Творческая работа «Тема природы в лирике

С. А. Есенина».







1

2





ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 6

Особенности развития литературы 1930-х – начала 1940-х годов


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества: назначение поэта и поэзии, любовь, родина.

Анализ и интерпретация стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Тоска по родине», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи растут как звезды и как розы…»






Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. П. Платонов. Сведения из биографии.

Характерные черты времени в повести «Котлован».




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Чтение и анализ стихотворений «Мы живем, под собою не чуя страны…», «Ленинград», «Notre Dame», «Selentium».




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. А. Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества.

Судьбы людей в годы Гражданской войны в романе «Белая гвардия».

Практическое занятие: Просмотр из к/ф «Дни Турбиных» (с комментариями учителя).

Практическое занятие: Пересказ по теме: «Характеристика семьи Турбиных».



1



1



ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Практическое занятие: Написание сочинения-миниатюры по теме: «Нравственный выбор героев романа «Белая гвардия».

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

3

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


М. А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя.

Трагический пафос «Донских рассказов».

Роман – эпопея «Тихий Дон». Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Трагедия Григория Мелехова (чтение и анализ отдельных сцен).

Практическое занятие: Просмотр фрагментов к/ф «Тихий Дон» (с комментариями учителя).







1




ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Тема 7

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет












Тема 8

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов





























Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков.

Песни времен Великой Отечественной войны.




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь.

Основные темы творчества: любовь к родной земле, Родине, поэтическое мастерство, любовь. Выразительное чтение и анализ стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Не с теми я, кто бросил земли…».

Практическое занятие: Комментированное чтение поэмы «Реквием».








1




ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Б. Л. Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики: любовь и поэзия, жизнь и смерть. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «»Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».







Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. Т. Твардовский. Сведения из биографии. Основные темы поэзии (обзор).





Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Н. М. Рубцов. Жизнь и творчество. Мир русской деревни и картины родной природы.

Практическое занятие: Анализ стихотворений «Звезда полей», «Вечерний звон», «Березы», «Не пришла», «Поэзия».



1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Тема родины в лирике Р.Гамзатова.

Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…».






Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Н. Заболоцкий. Основные темы лирики (произведения по выбору).




Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


В.С. Высоцкий. Знакомство с творчеством поэта, актера, исполнителя.




Содержание учебного материала




Б. Васильев.

Практическое занятие: Подвиг девушек – зенитчиц и старшины Васкова в повести «А зори здесь тихие…»


2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала




В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах».

Практическое занятие: Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах».



1


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6


А. И. Солженицын. Обзор жизни и творчества. «Лагерная» тема в повести «Один день Ивана Денисовича».

Практическое занятие: Беседа по повести «Один день Ивана Денисовича».



1


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Содержание учебного материала




В. М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение народного характера и картин народной жизни.

Практическое занятие: Чтение и анализ рассказов «Срезал», «Микроскоп».



2


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6




Содержание учебного материала




Профессионально – ориентированное содержание: « Прогресс – это форма человеческого существования»: профессии в мире НТП.


1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6






Содержание учебного материала




А. В. Вампилов. Обзор жизни и творчества. Нравственная проблематика пьесы «Старший сын».

Практическое занятие: Просмотр фрагментов к/ф «Старший сын». Беседа по фильму.



2


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Тема 9

Русское литературное зарубежье 1920-1990- годов (три волны эмиграции).

Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Вторая волна эмиграции. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР.







Тема 10

Зарубежная литература

XX века

Содержание учебного материала

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Б. Шоу «Пигмалион. Проблема перевоспитания личности.

Э.Хемингуэй «Старик и море». Проблема внутренней силы человека и стремление к мечте.




Тема 11

Литература на современном этапе


Содержание учебного материала

1

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6



Общественно – культурная ситуация в России конца XX – начала XXI века.










Содержание учебного материала




Дифференцированный зачет.

2

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6




Максимальная нагрузка:

Обязательная нагрузка,

в том числе практические занятия



108

108

54























3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ учебной дисциплины «Литература »

3.1 Материально-техническое обеспечение


Учебная дисциплина изучается в кабинете для дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с ФГОС СОО.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1.Ноутбук

2.Проектор стационарный

3.Мультимедийная активная акустическая стереосистема





3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Литература. Учебник в 2-х частях. Часть 1. Под ред. Г. А. Обернихиной.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-432с.: ил. - Режим доступа:

http://pl136ufa.narod.ru/dokum2/litra1.pdf


2.Литература. Учебник в 2-х частях. Часть 2. Под ред. Г. А. Обернихиной.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-448с.: ил. – Режим доступа:

https://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment/106115167/106115167f.pdf


Дополнительная литература:

  1. Большая энциклопедия школьника. Литература/Красовский В.В. и др.-М.: Слово, Эксмо, 2006.-640с: ил.

  2. Русские писатели: Биографический словарь - справочник для школьников/О.А.Лукьянченко.- Изд.4-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-506с.

  3. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч 1./В.И.Сахаров, С.А.Зинин.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-336с.

  4. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч 2./В.И.Сахаров, С.А.Зинин.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-336с.

  5. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений; В 2-х ч. Ч 1.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-РС», 2009.-464с.

  6. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений; В 2-х ч. Ч 2.-8-е изд.-М.: ООО «Русское слово-РС», 2009.-464с.



Интернет-ресурсы

infourok.ru

https://www.youtube.com/channel/UC8VJfY2rcq6Qwx0ySOzJzNQ

http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

http://numi.ru/ -методический центр NUMI.RU.

http://konf-zal.com/- Российский общеобразовательный журнал «Конференц-зал»

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Литература» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий и творческих работ.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры;

понимание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;

устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;

знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России.

умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;

способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;

осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

умение выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть;

владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):

конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;

умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);

сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике;

владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умение самостоятельно истолковывать прочитанное в устной и письменной форме, информационная переработка текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написание отзывов и сочинений различных жанров; владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

Общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.







Текущий контроль:

устный опрос, блиц-опрос, письменный опрос;

пересказ;

устный ответ;

составление конспектов;

аргументированный ответ;

комментированное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям;

письменный ответ на вопрос;

творческое задание;

сочинения разных жанров;

самостоятельная работа с учебником, текстом;

составление планов, опорных схем;

разноуровневые задания;

анализ и интерпретация лирических произведений;

оформление поэтического альбома;

презентация;

интеллектуальная игра;

тестирование;

реферат;

конкурс.


Промежуточная аттестация:

дифференцированный зачет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!