СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературепо литературе для 8класса по программе Г.С.Меркина, ФГОС, 2018-19учебный год.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8кл. соответствует ФГОС, предназначена для общеобразовательной школы,рассчитана на 2ч. в неделю ( 68ч.). Материал дополнен уроками из списка С,введен региональный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературепо литературе для 8класса по программе Г.С.Меркина, ФГОС, 2018-19учебный год.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ Октябрьской СОШ

_______ Н.В.Смолина

Приказ по школе

№_______от __________20 __ г.



Рабочая программа

по литературе

для 8 общеобразовательного класса



Составлена

Осицыной М.А.,

учителем русского языка и литературы



2018 – 2019 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), а также в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, авторской программы по литературе для 5-9 классов й (автор-составитель Г. С. Меркин, С.А. Зинин) М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014; федерального перечня учебников ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего – 68 часов.  

Программа обеспечена учебником для 8 кл. общеобразовательных  учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016


Содержание предмета дополнено

- краеведческими знаниями через фрагментарное включение материалов в урок (РК) «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области» в виде сообщения; проекта; урока-исследования; литературной экскурсии и др. как средство изучения и пропаганды культурного наследия родного края

- изучением произведений литератур народов России М.Джалиль. «Мои песни», Р.Г. Гамзатов. «Журавли»;

- произведением из списка С (Д. Сабитова «Где нет зимы»)


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»:


Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы )и др.


Метапредметными результатамиизучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; знать имена писателей и поэтов, чьи биографические страницы связаны с литературными страницами Ярославского края;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

К концу 8класса ученик научится

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

• выделять нравственную проблематику народных песен как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа,

• обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в раз- личных ситуациях речевого общения;

• выразительно читать народные песни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания.


• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ самостоятельно или по составленному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; •

работать с книгой и другими источниками информации.

Ученик получит возможность научиться

• сравнивая произведения лирики разных народов, определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

• исполнять лирические народные песни

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

• создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно или под руководством учителя;

• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)


3.Содержание программы учебного предмета «Литература»

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историче­ская песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фоль­клорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на­чало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писате­лю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными про­изведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихо­творения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Пе­сни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).



История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и систе­мы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, лю­бовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исто­рической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основ­ные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романти­ческое движение; поэтический синтаксис (риторические фигу­ры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, со­ставление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы, русское чиновничество в сатирическом изобра­жении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи­нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия, развитие по­нятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантасти­ческий элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирова­ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ин­сценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли­тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев



Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность харак­тера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фраг­ментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется уча­щимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотво­рении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); вырази­тельные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составле­ние словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкаль­ных записей.

А.А.Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­ный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзапи­си, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л. Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чув­ство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, компо­зиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы XX века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое свое­образие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитат­ный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, кинематографические версии ранних расска­зов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто­рина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сати­ра, ирония, сарказм (расширение представлений о поня­тиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармо­нии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочине­ние-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к со­чинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по матери­алам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;

Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;

В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля…»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повество­вания. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на гра­ницы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рас­сказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характери­зующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на ки­ноэкране.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульет­та ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами:история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, со­общения учащихся.


Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»

В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский. «За далью даль» (отрывок).

Для домашнего чтения







Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты но­ченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негро­мок…», «Муза».

А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Пер­вая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Де­душка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы XX века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы пе­ред столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»

A.Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

B.Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

4.Тематическое планирование

п/п


Наименование раздела

Количество часов

Формы и сроки контроля

1.

Введение. Художественная литература и история

1


2.

Из устного народного творчества

2


3.

Древнерусская литература

3


4.

Литература 18 века

3


5.

Литература 19 века

32

Р.Р.

Р.Р.

Р.Р.

К.Р.

6.

Литература 20 века

22

Р.Р. ,Р.Р.

К.Р.

7.

Зарубежная литература

4


8.

Итоговый урок

1



Итого

68 часов




5.Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Виды деятельностити уч-ся

Формы контроля

1

04.09

Художественная литература и история

1

Сообщения,

анализ поэтики

пересказ, сообщение

2

07.09

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»


1

Сообщения,

анализ поэтики

различные виды чтения

3

11.09

«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне»

1

Работа со статьей учебника, сам. Работа учащихся, работа с иллюстрациями

составление словаря одной из исторических песен

4

14.09

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

1

Работа со статьей учебника, сам. Работа учащихся, работа с иллюстрациями

различные виды чтения и пересказа

5

18.09

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.Р.Р. Анализ эпизода

1

Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

формулировки и запись выводов, работа с иллюстрациями


6

21.09

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1

Рассказ учителя, сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

наблюдения над лексическим составом произведений

7

25.09

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

1

фронтальный опрос, работа в микрогруппах, анализ поэтического текста

выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос,


8

28.09

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

Выразительное чтение, анализ поэтического текста

различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов,.

9

02.10

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

1

Работа с терминами, конспектирование

различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов

10

05.10

Поэты круга Пушкина:

Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.

1

Групповые выступления учащихся, мини-презентации

устные сообщения, подбор вопросов, анализ статьи

11

09.10

Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»

1

Конспектирование, работа в парах

составление цитатного плана, выразительное чтение


12

12.10

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».

1

Анализ поэтического текста

анализ, чтение наизусть

13

16.10

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1

Уметь рассказывать о творческом пути поэта

запись тезисного плана, выразительное чтение

14

19.10

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы. Эпизод, сюжет, персонажи

выразительное чтение




15

23.10

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

1

Уметь давать характеристику образа. Поэма , образ Выразительно читать

составление вопросов по статье, устные высказывания

16

26.10

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости

1

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы. Эпизод, сюжет, персонажи

анализ эпизодов, разные виды чтения

17

06.11

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой.

1

Уметь давать характеристику образа. Поэма , образ Выразительно читать

анализ эпизодов, разные виды чтения,

18

09.11

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

1

Уметь давать характеристику образа. Поэма , образ Выразительно читать


устные сообщения, работа со статьей учебника

19

13.11

Р.Р.Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению

написание сочинения

20

16.11

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

Поэт, поэзия, лирика.

подготовка тезисов, разные виды пересказа

21

20.11

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»

1

Уметь давать характеристику образа. Поэма , образ Выразительно читать

составление характеристики героя

22

23.11

«Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский.

1

Уметь находить особенности сюжета. Олицетворение, эпиграф, эпитет

различные виды чтения, составление цитатного плана,

23

27.11

Р.Р. Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Уметь давать характеристику образа. Поэма , образ Выразительно читать

анализ, выразительное чтение наизусть

24

30.11

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»


1

Сатира , юмор

устное сочинение

работа с иллюстрациями

25

04.12

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1

Уметь сопоставлять персонажей. Сравнение, гипербола, сатира

различные виды чтения и комментирова­ния, работа с иллюстрациями

26

07.12

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.


1

Сравнение, гипербола, сатира

подготовка вопросов для обсуждения.

27

11.12

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.


1

Уметь рассказывать о творческом пути поэта

составление цитатного плана

инсценировка

28

14.12

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению

написание сочинения

29

18.12

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1

Уметь отвечать на вопросы учебника, определять жанр, составлять характеристику литературного героя,

составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ

30

21.12

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.

1

Уметь выделять основные черты характера героя, передавать с помощью интонации, мимики, жестов

различные виды пересказа


31

25.12

Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

«Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»

1

Уметь сопоставлять образы дороги в разных стихотворениях, анализировать стихотворение. Тема, лирический герой, повторы

анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть

32

28.12

Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1

Образ, композиция


выразительное чтение наизусть,.

33-34

11.01

15.01



1) Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», 2)«Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

2

Уметь сопоставлять образы дороги в разных стихотворениях, анализировать стихотворение. Тема, лирический герой, повторы

устное рисование, выразительное чтение наизусть

35

18.01

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

устные сообщения, работа со статьей учебника

36

22.01

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

1

Уметь анализировать, определять главную мысль. Пейзаж, система художественных образов

различные виды пересказа, работа с иллюстрациями

37

25.01

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1

Уметь анализировать текст, используя схему анализа. Пьеса

рисунки учащихся, составление

тезисного плана,


38

29.01

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

устные сообщения, работа со статьей учебника

39

01.02

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы учебника, анализировать текст, определять жанр. Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры

различные виды пересказа, работа с иллюстрациями

40

05.02

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.

1

Уметь анализировать текст, определять жанр. Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры

рисунки учащихся, составление

тезисного плана

41

08.02

Контрольная работа по теме «Литература 19 века».

1


тест

42

12.02

Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».











1








Сообщение, Национальная самобытность

различные виды чтения

43

15.02

Горький М. «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

1

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Выделение главной мысли, рефлексия. Жанр, эпизод, сюжет, персонажи

различные виды пересказа, цитат­ный план,


44

19.02

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

1

Выделение главной мысли, рефлексия. Жанр, эпизод, сюжет, персонажи

анализ, выразительное чтение

45-46

22.02



26.02


1).Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта.

2).Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям»

2

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

выразительное чтение наизусть,


47

1.03

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1

Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять

различные виды пересказа, цитат­ный план

48

05.03

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа. Тема, центральные и второстепенные образы, смысл названия

различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа


49

12.03

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

1

Уметь анализировать эпизод, выполнять языковой разбор. Приёмы создания образа

различные виды чтения, цитатный план, выразительное чтение

50

15.03

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор. Язык художественного произведения

Инд.з: проект «Л Ошанин. Инд.з: проект «Л. Ошанин.Жизнь и творчество»

51

19.03

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) РК Стихи и баллады Л Ошанина.

1

Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению

сочинение-рассуждение

52

22.03

Поэзия М.В.Исаковского. « Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы» М. Джалиль. «Мои песни», Р.Г. Гамзатов. «Журавли»

1

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Творческая биография, смысл заглавия

Презентации, выразительное чтение

53

02.04



Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».


1

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Эпизод, сюжет, персонажи

различные виды чтения



54

05.04

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

1

Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр

различные виды пересказа, цитат­ный план,


55

09.04

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

Уметь определять авторскую позицию. Позиция автора

презентации


56

12.04

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

Уметь определять авторскую позицию, основную мысль

различные виды чтения и пересказа, инд. з : сообщение о писателях Ярославсого края.

57

16.04

Вн.чт. «Музы не молчали» (стихи поэтов 20в. о войне) РК Проза Ярославского края о Великой Отечественной войне.

1

Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы

выразительное чтение наизусть,


58

19.04

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского

1

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

презентации


59

23.04

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости

1

Виды информации в художественном тексте. Творческая биография

различные виды чтения, цитатный план,

60

26.04

Р.Р.Классное сочинение по повести Распутин В.Г «Уроки французского»

1

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

презентации

61-62

30.04


03.05

Внеклассное чтение по литературе 20 века

1.Поэты второй половины ХХ в.: Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. (1-2 стихотворения по выбору уч-ся)

2. Настоящие ценности в романе Д. Сабитовой «Где нет зимы».

2

Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы

составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления

63

07.05

Годовая контрольная работа.

1


Тест

64

10.05

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

1

Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета.

анализ, разные виды чтения, пересказа.

65

14.05

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

1

Уметь выявлять жанровое своеобразие рассказа, интерпретировать, находить элементы сюжета. Тема, сюжет

анализ, разные виды чтения, пересказа, инсценировка

66-67

17.05


21.05

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и


художественная идея романа.

2

Уметь различать виды пересказа

дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся

68

24.05

Итоговый урок. Что читать летом.

1









АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ


В 8 классе есть учащиеся имеющие рекомендации ПМПК об обучении в СКК VII вида. Эти дети обучаются вместе с основным контингентом. Содержание программы полностью совпадает с минимумом содержания образования, поэтому отдельной программы не предусмотрено. Рабочая программа учитывает дифференцированный подход к учащимся, рекомендованным ПМПК VII вид обучения: вопросно-ответная форма, тестовые домашние и классные задания, составление плана.

п/п

Тема урока


1

Художественная литература и история

пересказ, сообщение

2

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»


различные виды чтения

3

«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне»

составление словаря одной из исторических песен

4

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

различные виды чтения и пересказа

5

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

Работа в рабочей тетради

6

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

Работа в рабочей тетради

7

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос,


8

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

различные виды чтения и пересказ

9

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

Пересказ фрагмента

10

Поэты круга Пушкина:

Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.


11

Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»



составление цитатного плана, выразительное чтение


12

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».

анализ,чтение наизусть

13

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

запись тезисного плана, выразительное чтение

14

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

выразительное чтение


15

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

составление вопросов по статье, устные высказывания

16

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости

анализ эпизодов, разные виды чтения

17

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой.

анализ эпизодов, разные виды чтения,

18

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.


устные сообщения, работа со статьей учебника

19

Р.Р.Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Работа с опорой на план

20

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

Работа с опорой на план

21

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»


составление характеристики героя

22

Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский.

различные виды чтения, составление цитатного плана,

23

Р.Р. Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

анализ, выразительное чтение наизусть

24

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»

устное сочинение

работа с иллюстрациями


25

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

различные виды чтения и комментирова­ния, работа с иллюстрациями

26

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

Работа с опорой на план

27

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.

составление цитатного плана

28

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Работа с опорой на план

29

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ

30

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.

Пересказ фрагмента


31

Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

«Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»

Работа с опорой на план, выразительное чтение наизусть

32

Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова. РК Карабиха в жизни поэта Н.А.Некрасова.

выразительное чтение наизусть,.

33-34

1) Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», 2)«Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

устное рисование, выразительное чтение наизусть

35

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

устные сообщения, работа со статьей учебника

36

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

различные виды пересказа, работа с иллюстрациями

37

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

рисунки учащихся, составление

тезисного плана,

38

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

устные сообщения,

39

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

работа с иллюстрациями

40

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.

рисунки учащихся, составление

тезисного плана

41

Контрольная работа по теме «Литература 19 века».

тест Работа с опорой на план

42

Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».


43

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

различные виды пересказа, цитат­ный план,


44

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

анализ, выразительное чтение

45-46

1).Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта.

2).Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям»

выразительное чтение наизусть,


47

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

Пересказ фрагмента цитат­ный план

48

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

Работа с опорой на план сложный план к сочинению, подбор эпиграфа

49

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

цитатный план, выразительное чтение


50

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

Инд.з: проект «Л Ошанин.Жизнь и творчество»

51

Р.Р.«Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) РКСтихи и баллады Л Ошанина.

сочинение-рассуждение

52

Поэзия М.В.Исаковского. « Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы»


Презентации, выразительное чтение

53

Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью –


даль».

различные виды чтения



54

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

различные виды пересказа, цитат­ный план,


55

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

презентации


56

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

различные виды чтения и пересказа

57

Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне) РК Проза Ярославского края о Великой Отечественной войне.

выразительное чтение наизусть,


58

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

презентации


59

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости

различные виды чтения, цитатный план,

60

Р.Р.Классное сочинение по повести Распутин В.Г «Уроки французского»


Работа в рабочей тетради

61-62

Внеклассное чтение по литературе 20 века.Поэты второй половины ХХ в.: Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. (1-2 стихотворения по выбору уч-ся)

2. Настоящие ценности в романе Д. Сабитовой «Где нет зимы».


составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления

63

Контрольная работа.

Тест

64

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

анализ, разные виды чтения, пересказа.

65

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

анализ, разные виды чтения, пересказа, инсценировка

66-67

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

Пересказ фрагмента

68

Итоговый урок. Что читать летом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!