СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения обучающегося 4 класса с ОВЗ VII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения обучающегося 4 класса разработана на основе рабочих программ «Перспектива» (1-4 классы). Для реализации рабочей программы используется УМК «Перспектива»: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях «Просвещение», 2014 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения обучающегося 4 класса с ОВЗ VII вида»


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Рабочая программа для 4 класса

(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения для 4 класса разработана на основе рабочих программ «Перспектива» (1-4 классы). Для реализации рабочей программы используется УМК «Перспектива»: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях «Просвещение», 2014 год.


Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.



Данная рабочая программа разработана для учащегося 4-б класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по литературному чтению для 4 класса и реализуется в течение года.

Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстни­ков. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специально­го обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости ин­дивидуализируется и содержание основной программы обуче­ния.

Данная рабочая программа скорректирована на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса Л. Ф. Климановой, Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников для индивидуального обучения. В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.


Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. Целевое назначение: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебным планом школы, индивидуальными учебными планами учащихся в соответствии с Положением об организации обучения больных учащихся и детей, находящихся в социально-опасном положении.



Содержание программы


Книга в мировой культуре: высказывания и пословицы о книге, о знании; о книгах из «Повести временных лет», из очерка М.Горького «Как я учился». Маленькая энциклопедия книги. Научно-познавательная статья «Удивительная находка».

Истоки литературного творчества: пословицы разных народов. Святой источник. Из книги притчей Соломоновых. Притча о сеятеле. Милосердный самарянин. Былины: «Исцеление Ильи Муромца», «Ильины три поездочки (поэтический и прозаический варианты). Мифы: «Славянский миф», мифы древней Греции «Деревянный конь». Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки». Притчи: «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».

О Родине, о пдвигах, о славе: К.Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».Н.Языков «Мой друг»! С.Романовский «Русь». Святитель Филарет Московский «Святая Русь». Александр Невский. Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Михаил Кутузов. Ф.Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р.Рождественский «Реквием». А.Приставкин «Портрет отца». Е.Благинина «Папе на фронт». С.Фурин «Чтобы солнышко светило». В.Орлов «Разноцветная планета». Ф.Семяновский Фронтовое детство».Маргарита Климанова Небо голубое…» Творческий проект «Нам не нужна война».

Жить по совести любя друг друга: произведения А.Толстого, И.Сурикова, А.Гайдара, М.Зощенко, И.Пивоваровой, Н.Носова, В.Драгунского.

Литературная сказка: Якоб и Вильгельм Гримм «Белоснежка и семь гномов. Шарль Перро «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица». Ганс-Христиан Андерсен «Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка», «Чайник». И.Токмакова «Сказочка о счастье». С.Т.Аксаков «Аленький Цветочек».Э.Хоггарт «Мафин печёт пирог».

Великие русские писатели: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. К.Паустовский «Сказки А.С.Пушкина». Сказки и стихотворения А.С.Пушкина. Стихи Ф.И.Тютчева, И.И.Козлова, М.Ю.Лермонтова. Произведения Л.Н.Толстого, И.С.Никитина, И.А.Бунина, Н.А.Некрасова.

Место учебного предмета в учебном плане

По индивидуальной программе на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчита­на на (30 учебных недель, т.к. обучающийся приступил к занятиям 08.10.2018г.).


Педагогические  условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок  рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.









Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»


урока


Тема урока


Тип урока

Основное содержание обучения

Дата

проведения урока

план

факт

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Урок рефлексии.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения в них будут изучаться.



2.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности.

Урок «открытия» нового знания.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятия: библиотека, каталог, аннотация.

Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Группировать высказывания по темам.



3

Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

История книги. Удивительная находка. Пересказ текста.

Урок «открытия» нового знания.


Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Находить в тексте устаревшие слова. Составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе.

Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.



4

Вводный урок. Основные понятия раздела. Виды устного народного творчества. Сочинение по теме.

Урок «открытия» нового знания.

Предполагатьна основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам.



5

Библия – главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

Урок «открытия» нового знания.

Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч.



6

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

Урок «открытия» нового знания.

Урок «открытия» нового знания.

Выявлять особенности былинного текста.

Находить аналогии с реальными историческими событиями.

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине.



7

Славянский миф. Особенности мифа.

Урок «открытия» нового знания.

Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать о чём будет рассказываться в тексте дальше.



8

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

Урок «открытия» нового знания.

Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.



9

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. Три бабочки.

Урок «открытия» нового знания.

Составлять сказку по аналогии с данной сказкой.



10

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.



11

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.

Урок «открытия» нового знания.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц.



12-13

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В.Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

Урок «открытия» нового знания.

Рассуждать о том, что такое подвиг. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии.



14

А.Приставкин. Портрет отца. В.Костецкий. Возвращение.

Урок «открытия» нового знания.

Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии.



15

Е.Благинина.Папе на фронт. В.Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. Ф.Семяновский. Фронтовое детство. Фотография – источник получения информации.

Урок «открытия» нового знания.

Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Сравнивать произведения литературы и живописи.



16

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».

Урок систематизации знаний.

Подбирать близкие слова к слову «Родина». Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.



17

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: ответственность . совесть.

А.К.Толстой.Детство Никиты. Смысл рассказа.

Урок «открытия» нового знания.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять смысл понятий: ответственность, совесть. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях.




18

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

Урок «открытия» нового знания.

Читать вслух и про себя. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков.



19

М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

Урок «открытия» нового знания.

Читать вслух и про себя. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков.



20

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок.

Урок «открытия» нового знания.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.



21

Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок.Белоснежка

Урок «открытия» нового знания.

Знакомиться с творчеством братьев Гримм. Выявлять особенности немецких народных сказок.



22

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.

Урок «открытия» нового знания.

Знакомиться с творчеством Ш. Перро. Выявлять особенности народной и литературной сказки.



23

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. . Судьба героев сказки. Чайник. Смысл сказки.Создание сказки по аналогии.

Урок «открытия» нового знания.

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Определять главную мысль. Отрабатывать навыки выразительного чтения.



24

С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

Урок «открытия» нового знания.

Сравнивать сказки разных писателей. Называть героев, волшебные предметы и события, волшебных помощников каждой истории. Характеризовать героев сказки; называть качества героев.



25

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: метафора, олицетворение, эпитет , сравнение. Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки.К. Паустовский.Сказки А.С.Пушкина. Подготовка сообщений на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С.Пушкина».

Урок «открытия» нового знания.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение,эпитет, метафора, сравнение.

Познакомить с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Называть изученные произведения А.С.Пушкина.



26


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой.

Урок «открытия» нового знания.

Выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение. Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок.



27

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны.

Урок «открытия» нового знания.

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Понимать и правильно читать стихи поэта. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности.




28

М.ЮЛермонтов Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

Урок «открытия» нового знания.

Выявлять особенности художественного и исторического текстов. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения. Читать произведение выразительно, выбрав нужную интонацию.



29

Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

Урок «открытия» нового знания.

Определять нравственный смысл сказочного текста. Находить в тексте средства художественной выразительности. Читать наизусть произведение. Отрабатывать навыки выразительного чтения.



30

Обобщение по курсу литературного чтения.

Урок систематизации знаний.

Обобщить полученные знания на уроках литературного чтения.









Планируемые результаты:

Обучающийся научится:

• читать текст бегло, правильно, осознанно

• читать про себя произведения различных жанров;

• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;

• находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

• находить метафоры и сравнения на примере загадки;

• различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;

• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

• составлять план, озаглавливать текст;

• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

• находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

• пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;

• произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;

• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;

• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом.


Учебно-методическая литература

1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений / Климанова Л.Ф. ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013.

2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение 4 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных. учреждений: в 2 ч. / М.: Просвещение, 2016.

3. Климанова Л.Ф. Уроки по литературному чтению. 4 класс: пособие для учителя / А. А. Климанова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы (ЭОР)

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Сайт УМК «Перспектива»: http://prosv.ru/umk/perspectiva

3. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info

4. Образовательный портал: http://www.uroki.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!