СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс УМК "Школа России"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3



Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол заседания

от «29» августа 2019 г. № 1

Руководитель МО

О.В.Пащенко ___________


Принято

Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3

от «30» августа 2019 г.

№ 11

Утверждаю

Директор МБОУ ОСОШ № 3

________________

М.М. Кушнарева

Приказ от «30» августа 2019г.

№ 337




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературному чтению

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 2 «а» класс

Количество часов в неделю - 4 часа, по программе - 136 часов

Учебный год 2019-2020

Учитель Лесник Елена Владимировна
















Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

- нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 25.04.2018 г. № 137 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 »;

- приказом МБОУ ОСОШ № 3 от 30.08.2019 № 337 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 на 2019-2020 учебный год».



Сведения об учебной программе


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы по литературному чтению в начальной школе и авторской программы по литературному чтению во 2 классе, автор Л. Ф. Климанова. Программы начального общего образования. Москва. (Москва Просвещение, 2015).

Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебные недели. В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий на 2019-2020 уч. год программа реализуется в объёме 136 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме .


Учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение: Учебник для 2-го класса в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2015, УМК «Школа России», № 1.1.1.2.5.2 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».


Цели изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи программы:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».



Планируемые предметные результаты освоения курса

«Литературное чтение»

Предметные

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);

  • выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);

  • определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.


Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).


Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

  • Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

  • Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.


Познавательные УУД

  • Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.

  • Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.

  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).


Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

  • Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

  • Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

  • Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.


Личностные

  • Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).

  • Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.

  • Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.

  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

  • Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).

  • Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.

  • Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.

  • Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

  • Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.

  • Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.

  • Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.

  • Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.

  • Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.

  • Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.

  • Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.

  • Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.

  • Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.

  • Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).

  • Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях.

  • Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.

  • Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.

  • Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.

  • Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.

  • Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

  • Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

  • Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

  • Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.

  • Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.

  • Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.



Требования к уровню подготовки обучающихся


№ п/п

Содержательные линии

Планируемые результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

Виды речевой и читательской деятельности

– читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;

– читать наизусть стихотворения разных авторов;

– читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

– эмоционально воспринимать

произведения разных жанров и видов;

– называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;

– выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

– строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от 1 и 3 лица;

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– понимать средства авторской

оценки героя (имя, портрет, речь героя);

– оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

– составлять описание природы, предметов

– отличать искусство от науки;

– представлять сходство и

различие литературы и других

видов искусства (музыка, живопись);

– определять тему произведения;

– пересказывать текст подробно и выборочно;

– сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

– осознавать особенности интерпретации литературных

произведений в театре и кино;

– воспринимать поэзию как

особый взгляд на мир;

– осознавать наличие художественного вымысла в произведении;

– узнавать традиционные вы

разительные средства фольклора;

– понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения

к изображаемому;

– определять тональность

и характер произведения (героический, юмористический).










2

Круг детского чтения

– ориентироваться в книге по

оглавлению, находить форзац,

главы учебника; выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ»,

«эпизод», «репродукция», «эпи

граф» и др.;

– находить разделы «Твой год»,

«Проверь себя»; ориентироваться в заданиях учебника по

значкам;

– пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания «Прочитай дополнительно»;

– дополнительно знакомиться

с произведениями в хрестоматии;

– представлять тематическое

многообразие литературы разных времен и народов.

– различать тематику книг,

понимать назначение различных книг;

– ориентироваться в мире

детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литера

туры;

– определять особенности

произведений зарубежной литературы;

– рассказывать (в том числе

по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях,

книгах;

– ориентироваться в публичной библиотеке;

– называть одно периодическое детское литературно художественное издание.

3

Литературоведческая пропедевтика

– различать диалогический и

монологический характер произведения;

– различать особенности построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, считалки, скороговорки и др.);

– узнавать особенности народной сказки;

– понимать особенности жанра рассказа;

– различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть;

– пересказывать сюжет, находить элементы сюжета;

– узнавать изобразительно выразительные средства литературного языка (сравнение, звукопись);

– различать виды рифмовки,

придумывать точную рифму

– воспринимать и оценивать

эмоциональный тон художественного текста, следить за его

изменением в тексте;

– понимать юмор, насмешку,

иронию;

– различать точку зрения героя и автора на событие;

– анализировать систему героев и событий произведения;

– пользоваться выразительными средствами произведения

при рассказе о героях и событиях;

– находить неточные и составные рифмы;

– воспринимать изобразительные возможности ритма.

4

Творческая деятельность учащихся

– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

– выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения;

– придумывать точную рифму;

– сочинять устное рассуждение

на свободную тему;

– подбирать и (или) создавать

иллюстрации к литературному

произведению;

– озаглавливать произведение

и его части.

– осознанно использовать при

выразительном чтении паузы,

логические ударения, выбирать

темп речи;

подбирать точное и вырази

тельное слово в соответствии

с задачей высказывания;

– пересказывать небольшие

тексты с творческой задачей;

– сочинять устные рассказы

и небольшие тексты на заданную тему и по плану, передавая

собственное отношение к изображаемому;

– сочинять устно и письменно

произведения разных жанров

по образцу


Содержание учебного курса


Вводный

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. Старинные и современные книги. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга» Высказывания о книге К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа

Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...» Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели

 А. Пушкин вступление к поэме «Руслан и Людмила», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котёнок»

О братьях наших меньших

Н. Сладков «Они и мы», Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок», В.Бианки «Музыкант», «Сова»

Из детских журналов

  Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка»

Люблю природу русскую. Зима

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима — аукает...», «Береза». Русская народная сказка «Два Мороза», С. Михалков. «Новогодняя быль»; А. Барто. «Дело было в январе…»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет…»

Писатели детям

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок», А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили ужа», «Вовка – добрая душа». Юмористические рассказы Н.Н.Носова «Затейники», «Живая шляпа», «На горке»

Я и мои друзья

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»

Люблю природу русскую. Весна

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», « В бурю»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот…»; И. Бунин. «Матери»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…»; С. Васильев. «Белая берёза».

И в шутку и всерьёз

 Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»;  Г. Остер. «Будем знакомы», В.Драгунский «Тайное становиться явным»

Литература зарубежных стран

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».


Структура курса

Тема (раздел)

Количество часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1 час

2

Самое великое чудо на свете

4 часа

3

Устное народное творчество

15 часов

4

Люблю природу русскую. Осень

8 часов

5

Русские писатели

14 часов

6

О братьях наших меньших

12 часов

7

Из детских журналов

9 часов

8

Люблю природу русскую. Зима

9 часов

9

Писатели детям

17 час

10

Я и мои друзья

10 часов

11

Люблю природу русскую. Весна

10 часов

12

И в шутку и всерьез

14 часов

13

Литература зарубежных стран

13 часов


136 часов


Кол-во часов

Формы контроля

Четверть

К-во час. в неделю

Всего часов


К/р




По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт

По плану

Факт

1

4

32










2

4

32


1








3

4

42










4

4

30


1








Итого

136


2











График контрольных работ

Тема

Форма работы

Дата

1

«Пройденный материал за 1 полугодие»


Контрольная работа № 1

25.12.2019

2

«Пройденный материал за 2 полугодие»

Контрольная работа № 2

19.05.2020





























Календарно-тематическое планирование


п/п


урока

в теме

Дата

Скоррек

тирован

ная дата,

пояснение

Тема урока

Формы контрля

I четверть – 32 часа

«Вводный урок по курсу литературного чтения» - 1 час

1

1

03.09.2019


Введение. Знакомство с учебником.


«Самое великое чудо на свете» - 4 часа

2

1

04.09.2019


Игра «Крестики-нолики».


3

2

05.09.2019


Самое великое чудо на свете.


4

3

06.09.2019


Библиотеки.

Проект «Почему интересно ходить в библиотеку?»


5

4

10.09.2019


Книги.


«Устное народное творчество» - 15 часов

6

1

11.09.2019


Устное народное творчество.


7

2

12.09.2019


Русские народные песни.


,8

3

13.09.2019


Русские народные потешки и прибаутки.


9

4

17.09.2019


Скороговорки, считалки, небылицы.


10

5

18.09.2019


Загадки, пословицы, поговорки.


11

6

19.09.2019


Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…»


12

7

20.09.2019


Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».


13

8

24.09.2019


Сказка «У страха глаза велики».


14

9

25.09.2019


Сказка «Лиса и тетерев».


15

10

26.09.2019


Сказка «Лиса и журавль».


16

11

27.09.2019


Сказка «Каша из топора».


17

12

01.10.2019


Сказка «Гуси-лебеди».


18

13

02.10.2019


Сказка «Гуси-лебеди».


19

14

03.10.2019


Викторина по сказкам «Обожаемые сказки».


20

15

04.10.2019


Обобщение по разделу. Проверим себя.


«Люблю природу русскую. Осень» - 8 часов

21

1

08.10.2019


Люблю природу русскую. Осень.


22

2

09.10.2019


Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».


23

3

10.10.2019


К.Бальмонт «Поспевает брусника…».

А Плещеев «Осень наступила…».


24

4

11.10.2019


А Фет «Ласточки пропали…».


25

5

15.10.2019


«Осенние листья» – тема для поэтов.


26

6

16.10.2019


В.Берестов «Хитрые грибы».


27

7

17.10.2019


М.Пришвин «Осеннее утро».

И.Бунин «Сегодня так светло кругом…».


28

8

18.10.2019


Обобщение по разделу  «Люблю природу русскую. Осень». Проверим себя.


«Русские писатели» - 14 часов

29

1

22.10.2019


А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…»


30

2

23.10.2019


Стихи А.Пушкина.


31

3

24.10.2019


А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.


32

4

25.10.2019


А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».


II четверть – 32 часа

33

5

05.11.2019


А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».


34

6

06.11.2019


Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина».


35

7

07.11.2019


И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».


36

8

08.11.2019


И.Крылов «Стрекоза и Муравей».


37

9

12.11.2019


Л.Толстой «Старый дед и внучек».


38

10

13.11.2019


Л.Толстой «Филиппок».


39

11

14.11.2019


Л.Толстой «Филиппок».


40

12

15.11.2019


Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».


41

13

19.11.2019


Весёлые стихи.


42

14

20.11.2019


Обобщение по разделу «Русские писатели». Проверим себя.


«О братьях наших меньших» - 12 часов

43

1

21.11.2019


О братьях наших меньших.


44

2

22.11.2019


И.Пивоварова «Жила-была собака…».


45

3

26.11.2019


В.Берестов «Кошкин щенок».


46

4

27.11.2019


Домашние животные.


47

5

28.11.2019


М.Пришвин «Ребята и утята».


48

6

29.11.2019


М.Пришвин «Ребята и утята».


49

7

03.12.2019


Е.Чарушин «Страшный рассказ».


50

8

04.12.2019


Е.Чарушин «Страшный рассказ».


51

9

05.12.2019


Б.Житков «Храбрый утёнок».


52

10

06.12.2019


В.Бианки «Музыкант».


53

11

10.12.2019


В.Бианки «Сова».


54

12

11.12.2019


Обобщение и оценка достижений по разделу «О братьях наших меньших». Проверим себя.


«Из детских журналов» - 9 часов

55

1

12.12.2019


Из детских журналов.


56

2

13.12.2019


Д.Хармс «Игра».


57

3

17.12.2019


Д.Хармс «Вы знаете?..»


58

4

18.12.2019


Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи».


59

5

19.12.2019


Д.Хармс «Что это было?»


60

6

20.12.2019


Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»


61

7

24.12.2019


Ю.Владимиров «Чудаки».


62

8

25.12.2019


"Пройденный материал за 1 полугодие".

Контроль ная работа №1

63

9

26.12.2019


А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Подготовка к выполнению проекта «Мой любимый детский журнал.


«Люблю природу русскую. Зима» - 9 часов

64

1

27.12.2019


Люблю природу русскую. Зима.


III четверть – 42 часа


65

2

09.01.2020


Стихи о первом снеге.


66

3

10.01.2020


Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…».


67

4

14.01.2020


С.Есенин «Поёт зима –аукает…»,


68

5

15.01.2020


Сказка «Два Мороза».


69

6

16.01.2020


С.Михалков «Новогодняя быль».


70

7

17.01.2020


А.Барто «Дело было в январе…».


71

8

21.01.2020


Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Проверим себя.


72

9

22.01.2020


Игра «Поле чудес».


«Писатели детям» - 17 часов

73

1

23.01.2020


Писатели – детям.


74

2

24.01.2020


К.Чуковский «Путаница».


75

3

28.01.2020


К.Чуковский «Радость».


76

4

29.01.2020


К.Чуковский «Федорино горе».


77

5

30.01.2020


К.Чуковский «Федорино горе».


78

6

31.01.2020


С.Маршак «Кот и лодыри».


79

7

04.02.2020


С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».


80

8

05.02.2020


С.Михалков «Мой щенок».


81

9

06.02.2020


А. Барто «Верёвочка».


82

10

07.02.2020


А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».


83

11

11.02.2020


А.Барто «Вовка – добрая душа».


84

12

12.02.2020


Н.Носов «Затейники».


85

13

13.02.2020


Н.Носов «Живая шляпа».


86

14

14.02.2020


Н.Носов «Живая шляпа».


87

15

18.02.2020


Н.Носов «На горке».


88

16

19.02.2020


Н.Носов «На горке».


89

17

20.02.2020


Обобщение по разделу «Писатели – детям». Проверим себя.


Я и мои друзья» - 10 часов

90

1

21.02.2020


Я и мои друзья.


91

2

25.02.2020


Стихи о дружбе и обидах.


92

3

26.02.2020


Н.Булгаков «Анна, не грусти!»


93

4

27.02.2020


Ю.Ермолаев «Два пирожных».


94

5

28.02.2020


В.Осеева «Волшебное слово».


95

6

03.03.2020


В.Осеева «Волшебное слово».


96

7

04.03.2020


В.Осеева «Хорошее».


97

8

05.03.2020


В.Осеева «Почему?»


98

9

06.03.2020


В.Осеева «Почему?»


99

10

10.03.2020


Обобщение «Я и мои друзья». Проверим себя.


«Люблю природу русскую. Весна» - 10 часов

100

1

11.03.2020


Люблю природу русскую. Весна.


101

2

12.03.2020


Стихи Ф.Тютчева о весне.


102

3

13.03.2020


Стихи А.Плещеева о весне.


103

4

17.03.2020


А.Блок «На лугу».


104

5

18.03.2020


С.Маршак «Снег теперь уже не тот…».


105

6

19.03.2020


И.Бунин «Матери».


106

7

20.03.2020


А.Плещеев «В бурю».


IV четверть – 30 часов

107

8

31.03.2019


Е.Благинина «Посидим в тишине».


108

9

01.04.2020


Э.Мошковская «Я маму мою обидел».


109

10

02.04.2020


Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Проверим себя.


«И в шутку и всерьез» - 14 часов

110

1

03.04.2020


И в шутку и всерьёз.


111

2

07.04.2020


Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?».


112

3

08.04.2020


Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.


113

4

09.04.2020


Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.


114

5

10.04.2020


Э.Успенский «Чебурашка».


115

6

14.04.2020


Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…».


116

7

15.04.2020


Стихи Э.Успенского.


117

8

16.04.2020


Стихи В.Берестова.


118

9

17.04.2020


Стихи И.Токмаковой.


119

10

21.04.2020


Г.Остер «Будем знакомы».


120

11

22.04.2020


Г.Остер «Будем знакомы».


121

12

23.04.2020


В.Драгунский «Тайное становится явным».


122

13

24.04.2020


В.Драгунский «Тайное становится явным».


123

14

28.04.2020


Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Проверим себя.


«Литература зарубежных стран» - 13часов

124

1

29.04.2020


Литература зарубежных стран.

Подготовка к выполнению проекта «Мой любимый писатель-сказочник».


125

2

30.04.2020


Американские и английские народные песенки.


126

3

06.05.2020


Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы…»


127

4

07.05.2020


Ш.Перро «Кот в сапогах».



128

5

08.05.2020


Ш.Перро «Кот в сапогах».


129

6

12.05.2020


Ш.Перро «Красная шапочка».


130

7

13.05.2020


Г.-Х.Андерсен «Принцесса на горошине».


131

8

14.05.2020


Э.Хогарт «Мафин и паук».


132

9

15.05.2020


Э.Хогарт «Мафин и паук».


133

10

19.05.2020


«Пройденный материал за 2 полугодие».

Контроль ная работа №2

134

11

20.05.2020


Проект «Мой любимый писатель-сказочник».


135

12

21.05.2020


КВН «Цветик-семицветик».


136

13

22.05.2020


Повторение пройденного материала за год.




Критерии оценки уровня достижения обучающихся по литературному чтению и читательской деятельности

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определённом темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворения, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имён детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.)

Чтение и читательская деятельность в разных классах нач. школы имеет специфические особенности. В 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки: -искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-неправильная постановка ударений (более 2);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; -неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

-не более 2 неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-неточности при формулировке основной мысли произведения;

-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.д.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Это может быть проза или стихотворение, больший или меньший по объёму текст, различный по сложности слоговой структуры слов. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово средней длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учёта проверки результатов навыков чтения в 4 классе учитель пользуется следующей схемой:





Схема учёта навыка чтения во 2-4 классах

Фамилия

ученика

Темп чтения, при котором осознаёт основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразительное

чтение

Общая оценка

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить 3 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель, май)

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» (отлично)-уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта (два недочёта приравниваются к одной ошибке ); логичность и полнота изложения.

«4» (хорошо) – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса» самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу» не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» (удовлетворительно)-достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более

3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» (плохо)- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

«1» (очень плохо») – ставится в том случае, когда ответы ученика идут вразрез с программой и не соответствуют её.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы» Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.) Эта оценка ставится как дополнительная, в журнал не вносится, находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке.


Учебно-методическое обеспечение, оборудование


Учебно-методический комплекс


Автор

Название учебника, класс

Год издания

Издательство

№ в Перечне

1

Л. Ф. Климанова

Литературное чтение:

Учебник для 2 кл.


2015

М.:Просвещение

1.1.1.2.5.2.


Методическая литература

2

С.В. Кутявина

Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой

2 класс

2015

Москва.

ВАКО

3

Л. Ф. Климанова

Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 2 кл.

2011

М.:Просвещение

4

Абросимова Е.Е.,

Мурашкина И.А.

Комплексные задания к текстам. 2 класс

2012

Саратов: Лицей

5

Лободина Н.В

Чтение 1-4 класс. Тесты для проверки техники и выразительности чтения

2007

Волгоград,

Издательство «Учитель»

6

О.Н. Тишурина

Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.

2009

Москва,

Дрофа







Справочная литература

1

Институт стратегических исследований в образовании РАО

А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

2011

Москва «Просвещение»

2

Асмолова А.Г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

2011

Москва «Просвещение»

3

Ковалёва Г.С.

Логинова О.Б.

Планируемые результаты начального общего образования

2011

Москва «Просвещение»

4

Кондаков А.М.

Кезина Л.П.

Примерные программы по учебным предметам

В 2 частях

2011

Москва

«Просвещение»

5

Данилюк А.Я.

Кондаков А.М.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2011

Москва

«Просвещение»

Печатные пособия

1

Иллюстрации к литературным произведениям;

2

Портреты писателей;

3

Репродукции произведений живописи;

4

Перфокарты, карточки по темам программы

Компьютерные и информационно–коммуникативные средства

1

Персональный компьютер

2

Интерактивная доска

3

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Экранно - звуковые пособия

1

Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы

2

Презентации по темам программы

Лабораторное оборудование

1

Наборные полотна для демонстрационного материала

Интернет-ресурсы


Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»

http://www.zankov.ru/

http://school-collection.edu.ru/

www.center.fio.ru    

http://www.maro.newmail.ru   

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html   

http://www.int-edu.ni






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!