Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе «Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение». 1-4 классы/ сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н.– 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 81 с.», утверждённой МОН ДНР (приказ № 682 от 13.08.2021).
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016.
Во 2 классе на уроки литературного чтения отводится 133 ч (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 40 слов в минуту читать осознанно с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть), переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения;
понимать смысл прослушанного/прочитанного текста;
различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы, загадки, небылицы, народные песни, бытовые и волшебные сказки) и художественной литературы (рассказы, литературные сказки, басни, стихотворения);
определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить последовательность событий в произведении, описывать характер героя, оценивать поступки героев произведения; находить в тексте портрет героя; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); осознанно применять изученные литературные понятия для анализа произведения;
отвечать на вопросы или составлять высказывание на заданную тему по содержанию произведения (не менее 4 предложений); задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; формулировать устно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста и подтверждать ответ примерами из текста; участвовать в беседе по прочитанному, подробно и выборочно пересказывать содержание произведения; рассказывать о прочитанной книге; сочинять по аналогии с прочитанным (загадки, небольшие сказки, рассказы); инсценировать;
ориентироваться в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.
Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения урока | Прим. |
по плану | по факту |
I четверть |
Тема № 1. «Самое великое чудо на свете» (5 ч) |
1 | 1 | Знакомство с учебником «Литературное чтение». | 01.09 | | |
2 | 2 | Самое великое чудо на свете. Знакомство с названием раздела. | 03.09 | | |
3 | 3 | Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». | 06.09 | | |
4 | 4 | Книги. Создание книг. | 07.09 | | |
5 | 5 | Высказывание о книгах. Р.Сеф. Читателю. Оценка достижений по разделу «Самое великое чудо на свете» | 10.09 | | |
Тема № 2. «Устное народное творчество» (10 ч) |
6 | 1 | Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. | 13.09 | | |
7 | 2 | Потешки и прибаутки – малые жанры русского народного творчества. Считалки и небылицы. | 14.09 | | |
8 | 3 | Загадки – малые жанры русского народного творчества. Пословицы и поговорки. | 15.09 | | |
9 | 4 | Внеклассное чтение. Народные сказки. Ю. Мориц. Сказка по лесу идет… | 17.09 | | |
10 | 5 | Русская народная сказка. Петушок и бобовое зёрнышко. Соотнесение смысла пословиц со сказочным текстом. | 20.09 | | |
11 | 6 | Русская народная сказка. У страха глаза велики. Рассказывание сказки по плану. | 21.09 | | |
12 | 7 | Русская народная сказка. Лиса и тетерев. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. | 22.09 | | |
13 | 8 | Русская народная сказка. Лиса и журавль. Соотнесение смысла пословиц со сказочным текстом. | 24.09 | | |
14 | 9 | Русская народная сказка. Каша из топора. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. | 27.09 | | |
15 | 10 | Русская народная сказка. Гуси-лебеди. Оценка достижений. | 28.09 | | |
Тема № 3. «Люблю родную природу. Осень» (10 ч) |
16 | 1 | Знакомство с названием раздела. Осенние загадки. | 29.09 | | |
17 | 2 | Лирические стихотворения. Ф.Тютчев. Есть в осени первоначальной. К.Бальмонт. Поспевает брусника. | 01.10 | | |
18 | 3 | Осенние картины природы. А.Плещеев. Осень наступила. А.Фет. Ласточки пропали. | 04.10 | | |
19 | 4 | Осенние листья. А.Толстой. Осень. Осыпается весь наш бедный сад (наизусть). С.Есенин. Закружилась листва золотая. | 05.10 | | |
20 | 5 | Средства художественной выразительности. В.Брюсов. Сухие листья. | 06.10 | | |
21 | 6 | Внеклассное чтение. Стихи об осени. | 08.10 | | |
22 | 7 | Средства художественной выразительности. И.Токмакова. Опустел скворечник. | 11.10 | | |
23 | 8 | Сравнение художественного и научно-популярного текстов. В.Берестов. Хитрые грибы. Грибы (Из энциклопедии) | 12.10 | | |
24 | 9 | Сравнение поэтического и прозаического текстов. М.Пришвин. Осеннее утро. И.Бунин. Сегодня так светло кругом. | 13.10 | | |
25 | 10 | Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | 15.10 | | |
Тема № 4. «Русские писатели» (14 ч) |
26 | 1 | Знакомство с названием раздела. А.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». | 18.10 | | |
27 | 2 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Вот север, тучи нагоняя (наизусть). | 19.10 | | |
28 | 3 | А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Сравнение литературной и народной сказок. | 20.10 | | |
29 | 4 | А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Картины моря в сказке. | 22.10 | | |
30 | 5 | А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика героев произведения. | 25.10 | | |
31 | 6 | И.А.Крылов. Басни. Лебедь, Рак и Щука (наизусть). Сравнение басни и сказки. | 26.10 | | |
32 | 7 | И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы. | 27.10 | | |
33 | 8 | Внеклассное чтение. Рассказы русских писателей. | 29.10 | | |
II четверть |
34 | 9 | Л.Н.Толстой. Старый дед и внучек. | 08.11 | | |
35 | 10 | Л.Н.Толстой. Филипок. Характеристика героев произведения. | 09.11 | | |
36 | 11 | Л.Н.Толстой. Филипок. Подробный пересказ. | 10.11 | | |
37 | 12 | Л.Н.Толстой. Правда всего дороже. | 12.11 | | |
38 | 13 | Л.Н.Толстой. Котёнок. Нравственный смысл произведения. | 15.11 | | |
39 | 14 | Оценка достижений по разделу «Русские писатели» | 16.11 | | |
Тема № 5. «О братьях наших меньших» (12 ч) |
40 | 1 | Знакомство с названием раздела. Рассказы и стихи о животных. Н.Сладков. Они и мы. А.Шибаев. Кто кем становится? | 17.11 | | |
41 | 2 | Приёмы сказочного текста в стихотворении. Б.Заходер. Плачет киска в коридоре… И.Пивоварова. Жила-была собака… | 19.11 | | |
42 | 3 | Весёлые стихи о животных. В.Берестов. Кошкин щенок. Характер героев. | 22.11 | | |
43 | 4 | М.Пришвин. Ребята и утята. Нравственный смысл поступков. | 23.11 | | |
44 | 5 | М.Пришвин. Ребята и утята. Пересказ по плану. | 24.11 | | |
45 | 6 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных. | 26.11 | | |
46 | 7 | Е.Чарушин. Страшный рассказ. Выборочный пересказ. | 29.11 | | |
47 | 8 | Б.Житков. Храбрый утёнок. Характеристика героев. | 30.11 | | |
48 | 9 | В.Бианки. Музыкант. Выборочный пересказ. | 01.12 | | |
49 | 10 | В.Бианки. Сова. Нравственный смысл поступков. | 03.12 | | |
50 | 11 | В.Бианки. Сова. Выборочный пересказ. | 06.12 | | |
51 | 12 | Оценка достижений по разделу «О братьях наших меньших» | 07.12 | | |
Тема № 6. «Из детских журналов» (10 ч) |
52 | 1 | Знакомство с названием раздела. Вопросы из детских журналов. | 08.12 | | |
53 | 2 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс. Игра. | 10.12 | | |
54 | 3 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс. Вы знаете? | 13.12 | | |
55 | 4 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс, С.Маршак. Весёлые чижи. | 14.12 | | |
56 | 5 | Проверочная работа. Чтение вслух. | 15.12 | | |
57 | 6 | Внеклассное чтение. Произведения из детских журналов. | 17.12 | | |
58 | 7 | Д.Хармс. Что это было? Н.Гернет, Д.Хармс. Очень-очень вкусный пирог. Ю.Владимиров. Чудаки. Выразительное чтение. | 20.12 | | |
59 | 8 | Произведения из детских журналов. А.Введенский. Учёный Петя. | 21.12 | | |
60 | 9 | Проект «Мой любимый детский журнал». | 22.12 | | |
61 | 10 | А.Введенский. Лошадка. Оценка достижений по разделу «Из детских журналов». | 24.12 | | |
Тема № 7. «Люблю родную природу. Зима» (10 ч) |
62 | 1 | Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. | 27.12 | | |
63 | 2 | Первый снег. И.Бунин. Зимним холодом пахнуло. К.Бальмонт. Светло-пушистая снежинка. | 28.12 | | |
III четверть |
64 | 3 | Лирические стихотворения. Я.Аким. Утром кот принёс на лапках (наизусть). | 10.01 | | |
65 | 4 | Лирические стихотворения. Ф.Тютчев. Чародейкою Зимою. | 11.01 | | |
66 | 5 | С.Есенин. Поёт зима – аукает. С.Есенин. Берёза. Слова, которые помогают представить зимние картины. | 12.01 | | |
67 | 6 | Русская народная сказка. Два Мороза. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. | 14.01 | | |
68 | 7 | С.Михалков. Новогодняя быль. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. | 17.01 | | |
69 | 8 | Весёлые стихи о зиме. А.Барто. Дело было в январе (наизусть). А.Прокофьев. Как на горке, на горе. | 18.01 | | |
70 | 9 | Внеклассное чтение. Стихи о зиме. | 19.01 | | |
71 | 10 | Оценка достижений по разделу «Люблю родную природу. Зима». | 21.01 | | |
Тема № 8. «Писатели – детям» (14 ч) |
72 | 1 | Знакомство с названием раздела. К.И.Чуковский. Путаница. Радость. Настроение стихотворения. | 24.01 | | |
73 | 2 | К.И.Чуковский. Федорино горе. Приём звукописи как средство создания образа. | 25.01 | | |
74 | 3 | С.Я.Маршак. Кот и лодыри. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. | 26.01 | | |
75 | 4 | С.В.Михалков. Мой секрет. Сила воли. Характеристика героя произведения. | 28.01 | | |
76 | 5 | С.В.Михалков. Мой щенок. Характеристика героя произведения. | 31.01 | | |
77 | 6 | А.Л.Барто. Веревочка. Мы не заметили жука. Настроение стихотворения. | 01.02 | | |
78 | 7 | А.Л.Барто. В школу. Вовка – добрая душа. Характеристика героя произведения. | 02.02 | | |
79 | 8 | Юмористические рассказы для детей. Н.Н.Носов. Затейники. | 04.02 | | |
80 | 9 | Юмористические рассказы для детей. Н.Н.Носов. Живая шляпа. | 07.02 | | |
81 | 10 | Н.Н.Носов. Живая шляпа. Выборочный пересказ. | 08.02 | | |
82 | 11 | Внеклассное чтение. Произведения о детях. | 09.02 | | |
83 | 12 | Юмористические рассказы для детей. Н.Н.Носов. На горке. | 11.02 | | |
84 | 13 | Н.Н.Носов. На горке. Подробный пересказ на основе картинного плана. | 14.02 | | |
85 | 14 | Оценка достижений по разделу «Писатели – детям». | 15.02 | | |
Тема № 9. «Я и мои друзья» (10 ч) |
86 | 1 | Знакомство с названием раздела. В. Берестов. За игрой. Э.Мошковская. Я ушёл в свою обиду. В. Берестов. Гляжу с высоты на обиду. | 16.02 | | |
87 | 2 | В.Лунин. Я и Вовка. | 18.02 | | |
88 | 3 | Н. Булгакова. Анна, не грусти! Соотнесение название рассказа с пословицей. | 21.02 | | |
89 | 4 | Ю. Ермолаев. Два пирожных. Главная мысль произведения. | 22.02 | | |
90 | 5 | В. Осеева. Волшебное слово. Сила волшебных слов в произведении. | 25.02 | | |
91 | 6 | В.Осеева. Хорошее. Соотнесение название рассказа с пословицей. | 28.02 | | |
92 | 7 | В.Осеева. Почему? Смысл названия рассказа. | 01.03 | | |
93 | 8 | В.Осеева. Почему? Нравственно-этические представления. | 02.03 | | |
94 | 9 | Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о дружбе. | 04.03 | | |
95 | 10 | Оценка достижений по разделу «Я и мои друзья» | 07.03 | | |
Тема № 10. «Люблю родную природу. Весна» (10 ч) |
96 | 1 | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. | 09.03 | | |
97 | 2 | Ф. Тютчев. Зима недаром злится. Весенние воды. Приём контраста в создании картин зимы и весны. | 11.03 | | |
98 | 3 | А. Плещеев. Весна. Сельская песенка. Приём контраста в создании картин зимы и весны. | 14.03 | | |
99 | 4 | А. Блок. На лугу. С. Маршак. Снег уже теперь не тот. Слово как средство создания весенней картины природы. | 15.03 | | |
100 | 5 | Женский день. И. Бунин. Матери (в сокращении). А. Плещеев. В бурю. | 16.03 | | |
101 | 6 | Е. Благинина. Посидим в тишине. Э.Мошковская. Я маму мою обидел. | 18.03 | | |
102 | 7 | День Победы. С.Васильев. Белая берёза. | 21.03 | | |
103 | 8 | Проект «Газета «День Победы — 9 мая». | 22.03 | | |
104 | 9 | Внеклассное чтение. Стихи о весне. | 23.03 | | |
105 | 10 | Оценка достижений по разделу «Люблю родную природу. Весна». | 25.03 | | |
IV четверть |
Тема № 11. «И в шутку и всерьёз» (15 ч) |
106 | 1 | Знакомство с названием раздела. Б.Заходер. Товарищам детям. Что красивей всего? | 04.04 | | |
107 | 2 | Весёлые стихи. Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 05.04 | | |
108 | 3 | Весёлые стихи. Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 06.04 | | |
109 | 4 | Э.Успенский. Чебурашка (из сказка «Крокодил Гена и его друзья»). | 08.04 | | |
110 | 5 | Э.Успенский. Чебурашка (из сказка «Крокодил Гена и его друзья»). Пересказ текста. | 11.04 | | |
111 | 6 | Э.Успенский. Если был бы я девчонкой. Память. | 12.04 | | |
112 | 7 | Э.Успенский. Над нашей квартирой (отрывок наизусть). Память. | 13.04 | | |
113 | 8 | В.Берестов. Знакомый. Путешественники. Кисточка. | 15.04 | | |
114 | 9 | И.Токмакова. Плим. В чудной стране. | 18.04 | | |
115 | 10 | Г.Остер. Будем знакомы. Авторское отношение к читателю. | 19.04 | | |
116 | 11 | Г.Остер. Будем знакомы. Пересказ текста. | 20.04 | | |
117 | 12 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы. | 22.04 | | |
118 | 13 | В.Драгунский. Тайное становится явным. Герои юмористического рассказа. | 26.04 | | |
119 | 14 | В.Драгунский. Тайное становится явным. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. | 27.04 | | |
120 | 15 | Оценка планируемых достижений по разделу «И в шутку и всерьѐз». | 29.04 | | |
Тема № 12. «Литература зарубежных стран» (13 ч) |
121 | 1 | Знакомство с названием раздела. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | 03.05 | | |
122 | 2 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». | 04.05 | | |
123 | 3 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылек». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | 06.05 | | |
124 | 4 | Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей. | 10.05 | | |
125 | 5 | Ш.Перро. Кот в сапогах. | 13.05 | | |
126 | 6 | Ш.Перро «Кот в сапогах». Составление рассказа по иллюстрации. | 16.05 | | |
127 | 7 | Проверочная работа. Чтение вслух. | 17.05 | | |
128 | 8 | Ш.Перро. Красная шапочка. Чтение фрагмента пьесы. | 18.05 | | |
129 | 9 | Г.Х.Андерсен. Принцесса на горошине. Пересказ сказки. | 20.05 | | |
130 | 10 | Э.Хогарт. Мафин и паук. | 23.05 | | |
131 | 11 | Э.Хогарт. Мафин и паук. Выборочный пересказ. | 24.05 | | |
132 | 12 | Проект «Мой любимый писатель – сказочник». | 25.05 | | |
133 | 13 | Оценка достижений по разделу «Литература зарубежных стран» | 27.05 | | |