Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Ардона Ардонского района РСО-Алания
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №1 от «___» __________2021 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________Вазиева М.В. «____»____________2021 г. | «Утверждаю» Директор школы № 3 _________Ачеев В. Х. «___»___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
2 КЛАСС
(базовый уровень)
3 часа в неделю (всего 102 часа)
составлена на основе:
авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой "Литературное чтение. 1-4 классы", являющейся составной частью системы УМК "Школа России"
в соответствии с основными положениями:
Федерального государственного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса;
образовательной программы школы и учебным планом на 2021–2022 учебный год
Составитель:
Калаева Светлана Сосланбековна
Педагогический стаж: 27 лет
Квалификационная категория: высшая
2021 - 2022 учебный год
Авторская программа Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной 2011г ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Учебник «Литературное чтение» 2 класс авторы: Климанова Л.Ф, Бойкина М.В.. Москва, «Просвещение», 2021 г. 1,2 часть
2. Рабочая тетрадь: «Литературное чтение» 2, класс. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В.. Москва, «Просвещение», 2020 г.
На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 102 ч (3 часa в неделю, 34 учебные недели).
Данная линия учебников рекомендована Министерством образования и науки РФ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе;
- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
- умение выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
- чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
- умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;
- общее представление о мире некоторых профессий.
Учащийся получит возможность для формирования:
- интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- интереса к слову, родному языку;
- первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;
- умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
- начальных представлений о культурных традициях своего народа;
- чувства ответственности за мир животных;
- понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащийся получит возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; l
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»); l фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные
Учащийся научится: :
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащийся получит возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные
Учащийся научится:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; l находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды
Учащийся получит возможность научиться: :
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
изучения курса «Литературное чтение» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; l распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащийся получит возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащийся получит возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;
составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Формы организации учебного процесса.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
умение читать целыми словами и словосочетаниями;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
замер скорости чтения;
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Нормы отметок навыков техники чтения (слов/мин)
Второй класс |
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Объём, оцениваемый при выразительном чтении:
2 класс - 1/4 стр.
3 класс - 1/3 стр.
4 класс - 1/2 стр.
Отметки выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности.
Отметка "5" ставится ученику, если он:
понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие);
читает целыми словами (2 полугодие);
читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передаёт содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка "4" ставится ученику, если он:
читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Отметка "3" ставится ученику, если он:
читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвёрдо, читает монотонно.
Отметка "2" ставится ученику, если он:
читает монотонно, по слогам (1полугодие);
читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
допускает более 6 ошибок;
искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
при чтении наизусть стихотворения текст воспроизводит не полностью.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание |
| Самое великое чудо на свете | 2 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. Старинные и современные книги. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга» Высказывания о книге К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа. |
| Устное народное творчество | 12 | Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...» Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». |
| Люблю природу русскую. Осень | 7 | Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро». |
| Русские писатели | 9 | А. Пушкин вступление к поэме «Руслан и Людмила», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек», «Филиппок», «Правда всего дороже», «Котёнок» |
| О братьях наших меньших | 8 | Н. Сладков «Они и мы», Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок», В. Бианки «Музыкант», «Сова» |
| Люблю природу русскую. Зима | 10 | И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима — аукает...», «Береза». Русская народная сказка «Два Мороза», С. Михалков. «Новогодняя быль» |
| Писатели детям | 14 | К.И. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Маршак «Кот и лодыри». С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок», А.Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили ужа», «Вовка – добрая душа». Юмористические рассказы Н.Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа», «На горке» |
| Я и мои друзья | 7 | В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?» |
| Люблю природу русскую. Весна | 9 | Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», «В бурю»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот…»; И. Бунин. «Матери»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…»; С. Васильев. «Белая берёза». |
| И в шутку и всерьёз | 10 | А. Введенский. «Ученый Петя», Д. Хармс. «Вы знаете?..» Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер. «Будем знакомы», В. Драгунский «Тайное становится явным» |
| Литература зарубежных стран | 14 | Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С. Андерсен. «Огниво». |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | тесты | проекты | Техника чтения |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 | | 1 | |
2 | Устное народное творчество | 12 | 1 | | |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 7 | 1 | | |
4 | Русские писатели | 9 | 1 | | |
5 | О братьях наших меньших | 8 | 1 | | |
6 | Люблю природу русскую. Зима | 10 | 1 | | 1 |
7 | Писатели детям | 14 | 1 | | |
8 | Я и мои друзья | 7 | 1 | | 1 |
9 | Люблю природу русскую. Весна | 9 | 1 | | |
10 | И в шутку и в серьёз | 10 | 1 | | |
11 | Литература зарубежных стран | 14 | 2 | 1 | 1 |
| Всего | 102 | 12 | 3 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (102 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
I четверть - 9 учебных недель – 27 часов (в т.ч 1к/р, 1 викторина, 1 тест) |
Самое великое чудо на свете – 2 часа |
| Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела: «Самое великое чудо» | 1 | | |
| Библиотеки. Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека» | 1 | | |
Устное народное творчество – 12 часов |
| Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество | 1 | | |
| Русские народные песни | 1 | | |
| Потешки, прибаутки | 1 | | |
| Скороговорки, считалки, небылицы Загадки, пословицы, поговорки | 1 | | |
| Народные сказки. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | | |
| Входной контроль. Работа с текстом. | 1 | | |
| Сказка «У страха глаза велики» | 1 | | |
| Сказка «Лиса и тетерев» | 1 | | |
| Сказка «Каша из топора» | 1 | | |
| Сказка «Лиса и журавль» | 1 | | |
| Сказка «Гуси-лебеди» | 1 | | |
| Викторина по сказкам. Оценка достижений по разделу «Устное народное творчество» | 1 | | |
Люблю природу русскую. Осень – 7 часов |
| Знакомство с разделом. Люблю природу русскую. Осень. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | | |
| К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | 1 | | |
| А. Фет «Ласточки пропали…» | 1 | | |
| «Осенние листья» - тема для поэтов | 1 | | |
| В. Берестов «Хитрые грибы» | 1 | | |
| М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 | | |
| Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Тест. | 1 | | |
Русские писатели – 9 часов |
| А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» Стихи А.С. Пушкина. | 1 | | |
| А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | 1 | | |
| А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | |
| Обобщение по теме «Сказки Пушкина» | 1 | | |
| И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 1 | | |
| И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | | |
II четверть - 7 учебных недель – 21 час (в т. ч. 1к/р, 1 проверка навыка чтения, 2 теста) |
| Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | 1 | | |
| Л. Толстой «Филиппок » | 1 | | |
| Оценка достижений по разделу «Русские писатели». Тест. | 1 | | |
О братьях наших меньших – 8 часов |
| Знакомство с разделом. О братьях наших меньших Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | | |
| В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | | |
| Нравственный смысл поступков. Домашние животные. | 1 | | |
| М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | | |
| Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | | |
| Б. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | | |
| В. Бианки «Музыкант» | 1 | | |
| В. Бианки «Сова» Оценка планируемых достижений по разделу «О братьях наших меньших». Тест. | 1 | | |
Люблю природу русскую. Зима – 10 часов |
| Знакомство с разделом: «Люблю природу русскую. Зима» Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | | |
| И. Бунин. Стихотворение «Первый снег» | 1 | | |
| К. Бальмонт. Стихотворение «Снежинка» (в сокращении). | 1 | | |
| Я. Аким «Утром кот принёс на лапках». | 1 | | |
| Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит». | 1 | | |
| С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза». | 1 | | |
| Русская народная сказка «Два мороза» | 1 | | |
| С. Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
| Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Полугодовой контроль. Работа с тестом. | 1 | | |
| Оценка своих достижений за 1 полугодие (навык чтения) | 1 | | |
III четверть – 10 учебных недель – 30 часов (в т. ч. 1 проверка навыка чтения, 3 теста) |
Писатели детям – 14 часов |
| Знакомство с разделом: «Писатели – детям» К. Чуковский «Путаница» | 1 | | |
| К. Чуковский «Радость» | 1 | | |
| К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | | |
| . К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | | |
| С. Михалков «Сила воли» | 1 | | |
| С. Михалков «Мой щенок» | 1 | | |
| А. Барто «Верёвочка» | 1 | | |
| А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1 | | |
| А. Барто «Вовка добрая душа» | 1 | | |
| Н. Носов «Затейники» | 1 | | |
| Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | | |
| В. Осеева «Синие листья» | 1 | | |
| Н. Носов «На горке» | 1 | | |
| Оценка достижений по разделу «Писатели –детям». Тест. | 1 | | |
Я и мои друзья – 7 часов |
| Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 1 | | |
| В. Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
| В. Осеева «Хорошее» | 1 | | |
| В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | | |
| Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду…» В. Берестов «За игрой» | 1 | | |
| В. Осеева «Почему?» | 1 | | |
| Оценка достижений по разделу «Я и мои друзья». Навык чтения. | 1 | | |
Люблю природу русскую. Весна – 9 часов |
| Знакомство с разделом: «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | | |
| Стихи Ф.Тютчева о весне. | 1 | | |
| Стихи А. Плещеев «Весна», С. Дрожжин «Весеннее царство» | 1 | | |
| А. Блок «На лугу» | 1 | | |
| А. Плещеев «В бурю» | 1 | | |
| И. Бунин «Матери» | 1 | | |
| Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 | | |
| С. Васильев «Белая береза» | 1 | | |
| Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Тест | 1 | | |
IV четверть – 8 учебных недель – 24 часа (в т. ч, 1к/р, 2 теста, 1 проверка навыка чтения, 1 КВН) |
И в шутку и всерьез – 10 часов |
| Знакомство с разделом: «И в шутку и всерьёз» А. Введенский. «Ученый Петя» | 1 | | |
| Д. Хармс. «Вы знаете?..» | 1 | | |
| И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | | |
| Б. Заходер. Песенка Винни-Пуха | 1 | | |
| Б. Заходер. Песенка Винни-Пуха | 1 | | |
| Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Если бы я был девчонкой…», «Память» | 1 | | |
| Э. Успенский «Чебурашка» | 1 | | |
| В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | | |
| Г. Остер «Будем знакомы» | 1 | | |
| Оценка планируемых достижений по разделу «И в шутку и всерьёз». Тест | 1 | | |
Литература зарубежных стран, обобщение – 14 часов |
| Знакомство с разделом: «Литература зарубежных стран» Американские и английские народные песенки. | 1 | | |
| Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | | |
| Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | | |
| Ш. Перро «Красная Шапочка» | 1 | | |
| Г. Х. Андерсен «Огниво» | 1 | | |
| Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети». | 1 | | |
| Оценка достижений по разделу «Литература зарубежных стран». Тест | 1 | | |
| Любимые сказки. Внеклассное чтение | 1 | | |
| Промежуточная аттестация. Работа с текстом. | 1 | | |
| Обобщающий урок Проект: «Мой любимый писатель – сказочник». | 1 | | |
| Презентация проектов. | 1 | | |
| Итоговое повторение и закрепление. КВН «Цветик-семицветик» | 1 | | |
| Оценка своих достижений за 2 полугодие (навык чтения) | 1 | | |
| Резерв | 1 | | |
Лист корректировки рабочей программы
ФИО учителя | Класс | Предмет | Количество часов | Причины невыполнения программы | Компенсирующие мероприятия | Сроки осуществления |
По плану в соответствии с программой | Проведено фактически |
I четверть |
| | | | | | | |
Вывод: Дата: Подпись: |
II четверть (или I-ое полугодие) |
| | | | | | | |
Вывод: Дата: Подпись: |
III четверть |
| | | | | | | |
Вывод: Дата: Подпись: |
IV четверть (или II -ое полугодие) |
| | | | | | | |
Вывод: Дата: Подпись: |
2021 – 2022 уч. год |
| | | | | | | |
Вывод (по итогам года): Дата: Подпись (учитель): Подпись (зам. директора по УВР): Дата: |