СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого»


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по литературному чтению с учётом программы А.А.Плешакова «Школа России»

  • Рабочая программа ориентирована на учебник:




Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство, год выпуска

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

Литературное чтение

4

М.: «Просвещение», 2020г.







Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В 4 классе на уроки литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели в классе).


Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечест­ву, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия}
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации»
составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

умение использовать простейшие видь, анализа различных текстов:

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта:

умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отече­ству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно­стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен­ной литературы;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к дру­гому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи­мопонимания.

У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обу­чения:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств её осуществления;

овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача­ми, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуника­ции и составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, по­строения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зре­ния и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представле­ний, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематиче­ском чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элемен­тарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поиско­вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться спра­вочными источниками;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


















Содержание программы (102 часа)

Наименование разделов и тем

Часы

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Вступительная статья.

1

Анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского».

9

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по со­держанию словами текста; владение моно­логической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и син­таксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

3

Чудесный мир классики.

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужикубрал камень».

А. П. Чехов «Мальчики».

18

Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); извлечение необходимой ин­формации из прослушанных текстов, пре­образование объекта из чувственной фор­мы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и ус­ловий действия, контроль и оценка процес­са и результатов деятельности; использо­вание речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.


4

Поэтическая тетрадь.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зим­ние сумерки нянины сказки...».
И. А. Бунин «Листопад».

10

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста.

5

Литературные сказки.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».


12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к
прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произ­вольное построение речевого высказыва­ния; анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несуществен­ных); формирование умения формулиро­вать свои эмоционально-оценочные сужде­ния; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

6

Делу время - потехе час.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».


7

Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

7

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человеч­ков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловы­ми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»


6

Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

8

Поэтическая тетрадь.

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства.

6

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста.

9

Природа и мы.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

9

Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над со­держанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный.

10

Поэтическая тетрадь.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу».

Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь».

С. А. Есенин «Лебёдушка».

6

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста.

11

Родина.

И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине».

А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком блеске». Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».

6

Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утвержде­ний; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

12

Страна Фантазия.

Е С. Велтистов «Приключения Элек­троника». С. Булычев «Путешествие Длись».

6

определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: сформирование умения Формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

13

Зарубежная литература.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г. Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлеф «Святая ночь». «В На­зарете».

12

Умение размышлять над содержанием произведений. выражать своё прочитанному, отвечать на держанию словами текста; выявлять в тек­сте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в вы­яснении их смысла.








Тематический план базового курса «Литературное чтение» в 4 классе


п/п


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося,

ч.

Теоретическое обучение,

ч.

Проверочные работы, (тесты)

ч.

Контрольные работы,

ч.

Самостоятельные работы (проекты),

ч.

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

-

-

-

2

Летописи, былины, жития

9

8

1

-

-

3

Чудесный мир классики

18

17

1

-

1

4

Поэтическая тетрадь 1

10

8

1

1

-

5

Литературные сказки

12

11

1

-

-

6

Делу время- потехе час

7

6

1

-

-

7

Страна детства

6

5

1

-

-

8

Поэтическая тетрадь

5

4

1

-

-

9

Природа и мы

8

7

1

-

-

10

Поэтическая тетрадь

6

5

1

-

-

11

Родина

5

4

1

-

-

12

Страна Фантазия

5

4

1

-

-

13

Зарубежная литература

10

8

1

1

-


Итого:

102

90

12

2

1

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

(«Школа России» к учебнику Л.Ф.Климановой)

(102 часа)

п/п

Содержание

(раздел, тема)

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть (27часов)


  1. вВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (1 ЧАС)

1.1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1



летописи, былины, жития. (9 ч)

2.1

Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития».

1



2.2

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1



2.3

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

1



2.4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1



2.5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1



2.6

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

1



2.7

Сергий Радонежский – святой земли русской. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

1



2.8

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

1



2.9

Проект «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений.

1



чудесный мир классики. (18ч)

3.1

Знакомство с разделом «Чудесный мир классики».

1



3.2

А. Слонимский об А. С. Пушкине. «Няне».

1



3.3

А. С. Пушкин «Туча». «Унылая пора!»

1



3.4

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…».

1



3.5

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…».

1



3.6

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…».

1



3.7

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.

1



3.8

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1



3.9

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1



3.10

Л. Н. Толстой «Детство».

1



3.11

Л. Н. Толстой. «Детство».

1



3.12

А. П. Чехов «Мальчики».

1



3.13

А. П. Чехов «Мальчики».

1



3.14

Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений.

1



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. (8 ч)

4.1

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». К. Ушинский «Четыре желания».

1



4.2

Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». «Ещё земли печален вид…».

1



4.3

А. А. Фет «Весенний дождь». А. А. Фет «Бабочка».

1



2 ЧЕТВЕРТЬ (21 час)

4.4

Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». «Где сладкий шепот…».

1



4.5

И. С. Никитин «В синем небе над полями…».

1



4.6

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…».

1



4.7

И. А. Бунина «Листопад».

1



4.8

Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя.

1



литературные сказки. (13 ч)

5.1

Знакомство с разделом «Литературные сказки». В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1



5.2

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1



5.3

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1



5.4

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1



5.5

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

1



5.6

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

1



5.7

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

1



5.8

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1



5.9

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1



5.10

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1



5.11

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1



5.12

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Проверим себя.

1



5.13

Проверка техники чтения №1 за 1 полугодие

1



делу время – потехе час. ( 7 ч)

6.1

Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1



6.2

-6.3

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

2



3 ЧЕТВЕРТЬ (30 ЧАСОВ)

6.4- 6.5

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

2



6.6

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1



6.7

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений.

1



страна детства. (9 ч)

7.1

Знакомство с разделом «Страна детства». Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1



7.2

Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».

1



7.3

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1



7.4

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1



7.5

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».




7.6

М. М. Зощенко «Ёлка».

1



7.7

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства».

1



7.8

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».




7.9

Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений.

1



природа и мы. (10 ч)

9.1

Знакомство с разделом «Природа и мы». Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

1



9.2

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

1



9.3-9.4

С. А. Есенин «Лебёдушка».

2



9.5

М. М. Пришвин «Выскочка».

1



9.6-9.7

А. Куприн «Барбос и Жулька».

2



9.8-9.9

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

2



9.10

Проект «Природа и мы». Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверим себя.

1



родина. (7 Ч)

11.1

Знакомство с разделом «Родина». И. С. Никитин «Русь».

1



11.2

Знакомство с разделом «Родина». И. С. Никитин «Русь».

1



11.3

С. Д. Дрожжин «Родине».

1



11.4

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

1



11.5

Поэтический вечер.

1



11.6

ПРОЕКТ «Они защищали Родину».

1



11.7

Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений.

1




4 четверть (24часа)




страна фантазия. (8 ч)

12.1

Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

1



12.2-12.3

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

2



12.4-12.6

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

3



12.7

Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва и Е. Велтистова.

1



12.8

Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений.

1



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. (16Ч)

13.1

Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1



13.2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1



13.3

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1



13.4

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1



13.5

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1



13.6

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1



13.7

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1



13.8

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1



13.9

С. Лагерлёф «Святая ночь».

1



13.10

С. Лагерлёф «Святая ночь».

1



13.11

Сказки Ш. Перро.

1



13.12

Сказки Ш. Перро.

1



13.13

Французские народные сказки.

1



13.14

Тестирование (в рамках промежуточной аттестации).

1



13.15

Проверка техники чтения.

1



13.16

Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений.

1



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!