СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке(русском) 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке(русском) 4 класс»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» на 2022 – 2023 уч. год для начального общего образования разработана на основе:

1.Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.


2.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.


3.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в

образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего

образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год.


4.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 08.04.2015 г №1/15).


5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373.


6.Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 3 г.Черепанова»


    • систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:

– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа;


–приобщение к литературному наследию своего народа;


– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;


– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»

Личностные результаты:


    • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;


    • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;

    • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;


    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


    • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;


    • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

    • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД


  • осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя);


  • планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);


  • определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/ неудовлетворѐнность, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;


  • анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.


Познавательные УУД


  • понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);


  • пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;


    • осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;


    • осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;


    • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;


    • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Коммуникативные УУД

    • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;


    • формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.


    • строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнѐра по общению, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;


    • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, доступные оценочные средства.


Предметные результаты


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Виды речевой и читательской деятельности


  • воспринимать на слух различные виды текстов;


  • различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;


  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • читать и понимать жанры устного народного творчества;


  • при чтении отражать настроение автора читаемого текста.


Творческая деятельность

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;


  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;


  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).


  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;


  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;


  • соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;



Литературоведческая пропедевтика:

  • различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы;


  • отличать прозаический текст от поэтического;


  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.


  • находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);


  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России.

Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)


Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Развитие устной и письменной речи (на основе литературных произведений)


Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).

Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

4 класс (17 ч.)

Летописи. Былины. Жития.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”. Летопись — источник исторических фактов.

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”.


Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”.

Устное народное творчество.

Русская народная сказки. «О молодильных яблоках и живой воде», «Финист – ясный сокол», «Никита – кожемяка» Характеристика героев сказки.

Родина

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске...” Тема стихотворения.

Авторское отношение к изображаемому. Стихи русских поэтов. Поэтический вечер.

Проект: “Они защищали Родину”.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (17 часов)

Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО. Целевым приоритетом на уровне НОО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;

  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.


Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество музейного педагога с учителями-

предметниками, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, вебинары, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся;

групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;

использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний;

Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.

Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности. При этом развивается системность мышления, гибкость ума, умение обобщать, мыслить абстрактными понятиями, благодаря межпредметным погружениям и полипредметным декадам формируется целостная картина мира. Немаловажное значение имеет воспитательный эффект полипредметного подхода – скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей позволяют усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся.



п/п

Тема

Количество часов

Летописи. Былины. Жития (8 часов)

1/1

Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”.

1

2/2

События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

3/3

Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”. Летопись — источник исторических фактов.

1

4/4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.

1

5/5

Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”. Сказочный характер былины.

1

6/6

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

7/8

Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”. Сочинение по картине.

1

8/8

Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”. Сочинение по картине.

1

Устное народное творчество (4 часа)

1/9

Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»». Характеристика героев сказки.

1

2/10

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол». Характеристика героев сказки.

1

3/11

Русская народная сказка «Никита - кожемяка». Характеристика героев сказки.

1

4/12

Викторина по русским народным сказкам.

1

Родина (5 часов)

1/13

И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

1

2/14

С. Д. Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому.

1

3/15

А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске...”Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

1

4/16

Образ природы и родины в стихах русских поэтов. Поэтический вечер.

1

5/17

Тест.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!