СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению по программе "ШколаРоссии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование  к курсу Литературного чтения по программе Школа России 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению по программе "ШколаРоссии"»




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности /неспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- апатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для

создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты

освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Литературное чтение



Выпускники осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).




Содержание учебного предмета



Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.








Тематическое планирование 1 класс

п./п.

Тема

Количество часов

1.

Добукварный период

16

2.

Букварный период

64

3.

Послебукварный период

12

4.

Вводный урок (систематический курс)

1

5.

Жили – были

7

6.

Сказки, загадки, небылицы

7

7.

Апрель, апрель, звенит капель

5

8.

И в шутку и всерьёз

6

9.

Я и мои друзья

7

10.

О братьях наших меньших

7

11.

Повторение

2

Итого:


132



Тематическое планирование 2 класс

п./п.

Тема

Количество часов

1.

Самое великое чудо на свете

1

2.

Устное народное творчество

13

3.

Люблю природу русскую. Осень

8

4.

Русские писатели

13

5.

О братьях наших меньших

10

6.

Из детских журналов

9

7.

Люблю природу русскую. Зима

10

8.

Писатели — детям

18

9.

Я и мои друзья

12

10.

Люблю природу русскую. Весна

10

11.

И в шутку и всерьез

14

12.

Литература зарубежных стран

12

13.

Повторение

6

Итого:


136



Тематическое планирование 3 класс

п./п.

Тема

Количество часов

1.

Самое великое чудо на свете

2

2.

Устное народное творчество

10

3.

Поэтическая тетрадь 1

8

4.

Великие русские писатели

20

5.

Поэтическая тетрадь 2

10

6.

Литературные сказки

9

7.

Были-небылицы

10

8.

Поэтическая тетрадь 3

7

9.

Люби живое

18

10.

Поэтическая тетрадь 4

8

11.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

13

12.

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»

5

13.

Зарубежная литература

13

Итого:


136



Тематическое планирование 4 класс

п./п.

Тема

Количество часов

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником

1

2.

Летописи. Былины. Жития

6

3.

Чудесный мир классики

18

4.

Поэтическая тетрадь №1

9

5.

Литературные сказки

12

6.

Делу время – потехе час

7

7.

Страна детства

7

8.

Поэтическая тетрадь№2

4

9.

Природа и мы

12

10.

Поэтическая тетрадь№3

8

11.

Родина

5

12.

Страна Фантазия

5

13.

Зарубежная литература

8

Итого:


102



Календарно-тематическое планирование 1класс

п. /п.

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Добукварный период 16ч

1.

«Азбука» — первая учебная книга.

1

03.09

2.

Речь устная и письменная.

1

04.09

3.

Слово и предложение.

1

05.09

4.

Слог.

1

06.09

5.

Ударение.

1

10.09

6.

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

11.09

7.

Звуки в словах.

1

12.09

8.

Слог-слияние

1

13.09

9.

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

17.09

10.

Гласный звук а, буквы А, а.

1

18.09

11.

Гласный звук о, буквы О, о.

1

19.09

12.

Гласный звук и, буквы И, и.

1

20.09

13-14

Гласный звук ы, буква ы.

2

24.09,25.09

15-16.

Гласный звук у, буквы У, у.

2

26.09,27.09

Букварный период 64ч.

17, 18.

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.

2

01.10,02.10

19,20.

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

2

03.10,004.10

21,22.

Согласные звуки к, к’, буквы К, к.

2

08.10,09.10

23,24.

Согласные звуки т, т, буквы Т, т.

2

10.10,11.09

25,26.

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.

2

15.10,16.10

27,28.

Согласные звуки л, л, буквы Л, л.

2

17.10,18.10

29,30.

Согласные звуки в, в’, буквы В, в

2

22.10,23.10

31,32.

Гласные буквы Е, е.

2

24.10,25.10

33,34.

Согласные звуки п, п’, буквы П, п.

2

05.11,06.11

35,36.

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

2

07.11,08.11

37,38.

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

2

12.11,13.11

39,40.

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

2

14.11,15.11

41,42.

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.

2

19.11,20.11

43.

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.

1

21.11

44-46.

Гласные буквы Я, я.

3

22.11,26.11,27.11

47,48.

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

2

28.11,29.11

49,50

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

2

03.12,04.12

51,

52.

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

2

05.12,06.12

53,

54.

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

2

10.12,11.12

55,

56.

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.

2

12.12,13.12

57-59.

Гласные буквы Ё, ё.

3

17.12,18.12,19.12

60,61.

Звук j, буквы Й, й.

2

20.12,24.12





62,

63.

Согласные звуки

х, х, буквы Х, х.

2

25.12,26.12

64,65.

Гласные буквы Ю, ю.

2

27.12,10.01

66-68.

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.

3

14.01,15.01,16.01

69-71.

Гласный звук э, буквы Э, э.

3

17.01,21.01,22.01

72-75.

Мягкий глухой согласный звук щ.

Буквы Щ, щ.

3

23.01,24.01,28.01

76,77.

Согласные звуки ф, ф, буквы Ф, ф

2

29.01,30.01

78,79.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

2

31.01,04.02

80.

Русский алфавит

1

05.02

Послебукварный период 12ч.


06.02

81.

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1

07.02

82.

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. Наше Отечество.. Пословицы и поговорки о Родине

1

11.02

83.

История славянской азбуки. (В. Крупин. Первоучители словенские.)

1

12.013.022

84.

В. Крупин. Первый букварь.. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки

1

14.02

85.

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

1

25.02

86.

Л.Н. Толстой и К.Д Ушинский Рассказы для детей.

1

26.02

87.

К.И. Чуковский. Телефон.. Путаница. Небылица К. Чуковского для детей

1

27.02

88.

В.В. Бианки. Первая охота.

1

28.02

89.

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть

1

04.03

90.

М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. Герой рассказа.

1

05.03

91.

Стихи А. Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С. Михалкова

1

06.03

92.

Проект: «Живая Азбука»

Наши достижения.

1

07.03


(систематический курс)

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Вводный урок – 1 ч.

1.

Знакомство с учебником «Литературное чтение».

1

11.03

Жили – были – 7 ч.

2.

В.Данько «Загадочные буквы».

1

12.03

3.

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

1

13.03

4.

С.Чёрный «Живая азбука»

1

14.03

5.

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» Г.Сапгир «Про медведя»

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?

1

18.03

6.

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

19.03

7.

Из старинных книг

1

20.03

8.

Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»

Наши проекты: «Создаём музей «Город букв»

1

21.03

Сказки, загадки, небылицы - 7 ч.

9.

Е.Чарушин «Теремок»

1

01.04

10.

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

02.04

11.

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

1

03.04

12.

Рифмы Матушки Гусыни. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки гусыни»

1

04.04

13.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»(отрывок)

1

08.04

14.

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

09.04

15.

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме«Сказки,загадки,небылицы»

1

10.04

Апрель, апрель, звенит капель -5 ч.

16.

А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна», А.Плещеев «Сельская песенка»

1

11.04

17.

Т. Белозёров «Подснежники»

С.Маршак «Апрель»

1

15.04

18.

Стихи – загадки писателей

И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина,

Е Трутневой

1

16.04

19.

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.

Произведения из старинных книг

1

17.04

20.

Обобщение по теме «апрель, апрель. Звенит капель…»

Наши проекты:

«Составляем сборник загадок».

1

18.04

И в шутку и всерьёз -6 ч.

21.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я.Тайц «Волк» Г.Кружков «РРРЫ»

1

22.04

22.

Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

1

23.04

23.

К.Чуковский Федотка»

О.Дриз «Привет»

О.Григорьев «Стук»

1

24.04

24.

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

25.04

25.

К.Чуковский «Телефон»

1

29.04

26.

Из старинных книг. Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

1

30.04

Я и мои друзья – 7ч.

27.

Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок»

1

06.05

28.

29.

В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет»

2


08.05,13.05

30.

С.Маршак «Хороший день» Я.Аким «Моя родня»

1

14.05

31.

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Ю.Энтин «Про дружбу»

1

15.05

32.

Из старинных книг Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка»

1

16.05

33.

Обобщение по теме «Я и мои друзья»

Проектная деятельность: Альбом «Наш класс – дружная семья» Год первый.

1

20.05

О братьях наших меньших – 7ч.

34.

М.Пляцковский «Цап Царапыч»

Г.Сапгир»Кошка»

1

21.05

35.

В.Берестов» Лягушата»

Как хорошо уметь читать. В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет»

1

22.05

36.

Д.Хармс «Храбрый ёж» Н.Сладков «Лисица и ёж»

1

23.05

37.

Повторение. Из старинных книг.

С. Аксаков «Гнездо»

1

27.05

38.

Проверим себя.

1

28.05

Повторение-2ч.

39-40

Проверка техники чтения

2

29.05,30.05











Календарно-тематическое планирование 2класс

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

Самое великое чудо на свете (1 ч)

1.

Р.С.Сеф «Читателю»

1

02.09

Устное народное творчество (13 ч)

2.

Русские народные песни

1

03.09

3.

Русские народные потешки и прибаутки, считалки и небылицы

1

04.09

4.

Загадки, пословицы и поговорки

1

05.09

5.

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»

1

09.09

6,7.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики»

2

10.09,11.09

8.

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1

12.09

9.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1

16.09

10.

Русская народная сказка «Каша из топора»

1

17.09

11.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

18.09

12.

А.А.Шибаев «Вспомни сказку»

1

19.09

13.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

1

23.09

14.

Внеклассное чтение. «Обожаемые сказки»

1

24.09

Люблю природу русскую. Осень(8ч)

15,16.

Нравится ли вам осень? Осенние загадки, Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

2

25.09,26.09

17.

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»

1

30.09

18.

А.Фет «Ласточки пропали…»А.Толстой «Осень»

1

01.10

19.

«Осенние листья» - тема для поэтов В.Берестов «Хитрые грибы»

1

02.10

20.

Внеклассное чтение. Осенний хоровод.

1

03.10

21.

М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

1

07.10

22.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

1

08.10

Русские писатели(13ч)

23.

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

1

09.10

24-27.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

4

10.10,14.10,15.10,16.10

28,29.

И.А.Крылов «Биография». И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

2

17.10,21.10

30.

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

22.10

31,32.

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» Л.Н.Толстой «Филиппок»

1

23.10

33.

Л.Н.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»

1

30.10

34.

Внеклассное чтение. Весёлые стихи.

1

05.11

35.

Обобщение по разделу «Русские писатели»

1

06.11

О братьях наших меньших (10 ч)

36.

О братьях наших меньших

1

07.11

37,38.

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок»

1

11.11

39-40.

Домашние животные М.М. Пришвин «Ребята и утята»

2

12.11,13.11

41.

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

1

14.11

42.

Б.С. Житков «Храбрый утёнок»

1

18.11

43.

В.В. Бианки «Музыкант»

1

19.11

44.

Внеклассное чтение. В.В. Бианки «Сова»

1

20.11

45.

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

1

21.11

Из детских журналов (9 ч)

46.

Из детских журналов

1

25.11

47,48.

Д.Хармс «Игра» , «Вы знаете?..»

2

26.11,27.11

49,50.

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи», «Что это было?»

2

28.11,02.12

51.

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

03.12

52.

Внеклассное чтение. Ю.Владимиров «Чудаки»

1

04.12

53.

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

1

05.12

54.

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Проект: «Мой любимый детский журнал»

1

09.12

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

55.

Нравится ли вам зима? Зимние загадки

1

10.12

56.

Стихи о первом снеге

1

11.12

57,58.

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

С.Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза»

2

12.12,16.12

59.

Русская народная сказка «Два Мороза»

1

17.12

60.

С.Михалков «Новогодняя быль»

1

18.12

61.

А.Барто «Дело было в январе…», С.Д.Дрожжин «Улицей гуляет…»

1

19.12

62.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1

23.12

63,64.

Внеклассное чтение. Стихи о зиме. Разноцветные страницы

2

24.12,25.12

Писатели — детям (18 ч)

65,66.

К.И.Чуковский. Биография К.Чуковский «Путаница»

2

26.12,30.12

67.

К.Чуковский «Радость»

1

13.01

68,69.

К.Чуковский «Федорино горе»

2

14.01,15.01

70.

С.Я.Маршак. Биография

1

16.01

71.

С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

1

20.01

72.

С.В.Михалков. Биография

1

21.01

73.

С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

1

22.01

74.

С.Михалков «Мой щенок»

1

23.01

75,76.

А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка – добрая душа»

2

27.01,28.01

77.

Н.Носов «Затейники»

1

29.01

78,79

Н.Носов «Живая шляпа»,

2

30.01,03.02

80.

Внеклассное чтение. Стихи С.В.Михалкова.

1

04.02

81,82.

Обобщение по разделу «Писатели – детям»

2

05.02,06.02

Я и мои друзья (12ч)

83,84.

Я мои друзья. Стихи о дружбе и обидах

1

10.02

85,86.

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

2

11.02,12.02

87.

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1

13.02

88,89

В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее»

2

17.02,18.02

90.

В.Осеева «Почему?»

1

19.02

91.

Е.А.Благинина. Биография.

1

20.02

92.

В.Н.Орлов «На печи», «Простокваша»

1

25.02

93.

Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой.

1

26.02

94.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

1

27.02

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

99,100

Стихи о маме. И. Бунин, А. Плещеев. Чтение наизусть. Е. Благинина, Э.Мошковская.

2

02.03,0303

101.

С. Васильев «Белая берёза».

1

04.03

102.

Проект (тема на выбор).

1

05.03

103.

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о весне (по выбору)

1

10.03

104.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую Весна».

1

11.03

И в шутку и всерьез (14 ч)

105.

И в шутку и всерьез.

1

12.03

106.

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего».

1

16.03

107.

А. Милн «Винни – Пух и все, все, все». Обзор книги.

1

17.03

108.

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

1

18.03

109.

Э. Успенский «Чебурашка»..

1

19.03

110.

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». «Над нашей квартирой», «Память».

1

30.03

111.

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка

1

31.03

112.

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1

01.04

113.

Г. Остер «Будем знакомы».

1

02.04

114.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

06.04

115.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

09.04

116.

Весёлые произведения детских писателей.

1

13.04

117.

Внеклассное чтение. Стихи Э. Успенского.

1

16.04

118.

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

1

20.04

Литература зарубежных стран (12 ч)

119.

Литература зарубежных стран

1

21.04

120.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

1

22.04

121.

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

1

23.04

122.

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

1

27.04

123.

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

1

28.04

124.

Ш. Перро. «Кот в сапогах».

1

29.04

125.

Промежуточная аттестация

1

30.04

126.

Ш. Перро «Красная шапочка».

1

06.05

127.

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

07.05

128.

Внеклассное чтение. Ш.Перро. «Кот в сапогах».

1

12.05

129.

Э. Хогарт «Мафин и паук».

1

13.05

130.

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1

14.05

Повторение (6ч)

131,132.

Проект: «Мой любимый писатель сказочник»

2

18.05,19.05

133

Литературная игра «Как хорошо уметь читать».

1

20.05

134-136.

Совершенствование знаний по предмету

3

21.05,25.05,26.05



Календарно-тематическое планирование 3класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Самое великое чудо на свете (2 ч.)

1.

Рукописные книги Древней Руси

1

03.09

2.

Первопечатник Иван Федоров

1

04.09

Устное народное творчество( 10ч.)

3.

Русские народные песни. Небылицы Докучные сказки

1

05.09

4,5.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

2

06.09,10.09

6.

Входная контрольная работа

1

11.09

7.

Иван-царевич и Серый волк

1

12.09

8,9.

Сивка-бурка

2

13.09

10.

Обобщение. Устное народное творчество

1


11,12.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

2


Поэтическая тетрадь 1 (8ч.)

13.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

1


14.

А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

1


15.

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

1


16.

И.С Никитин «Полно, степь моя…»

1


17.

И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы»

1


18,19.

И.З.Суриков «Детство. Зима»

2


20.

Обобщение. Страницы русской классики

1


Великие русские писатели (20ч.)

21.

Внеклассное чтение. Любимые стихи. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1


22.

А.С.Пушкин «За весной, красой природы»

1


23.

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1


24-26.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

3


27-28.

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

2


29.

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1


30.

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

1


31.

М.Ю.Лермонтов «Утес», «Горные вершины»

1


32-33.

А.Н.Толстой «Акула. Прыжок»

2


34-36.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

3


37.

Л.Н.Толстой, «Какая бывает роса на траве»

1


38.

Обобщение. Л.Н.Толстой

1


39,40.

Обобщение. Великие русские писатели

2


Поэтическая тетрадь 2 (10ч.)

41,42.

А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

2


43.

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1


44-45.

И.А.Бунин «Детство»

2


46.

И.А.Бунин «Полевые цветы»

1


47-48.

Обобщение. Поэтическая тетрадь

2


49,50.

Проверка техники чтения

2


Литературные сказки (9ч)

51-52.

Вн чт.Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

2


53.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1


54.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1


55.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1


56-57.

В.Ф.Одоевский. Обобщение

2


58,59.

Обобщение. Литературные сказки

2


Были-небылицы 10ч.

60.

Внеклассное чтение Расскзы Бианки. Рассказы, повести А.Воронковой М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»

1


61,62.

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»

2


63-65.

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

3


66-68.

А.И.Куприн «Слон»

3


69.

Обобщение. Были-небылицы

1


Поэтическая тетрадь 3 ( 7ч)

70,71.

Вн. чт.Книги А. Митяева об Армии и ее героях. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

2


72.

Саша Черный «Воробей», «Слон»

1


73,74.

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

2


75,76.

С.А.Есенин «Черемуха»

2


«Люби живое»18ч.

77-78.

Вн. чт.«Мама и мы», М.М.Пришвин «Моя Родина»

2


79,80.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2


81.

В.И. Белов «Малька провинилась»

1


82.

В.И.Белов «Еще про Мальку»

1


83,84.

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

2


85-87.

Б.С.Житков «Про обезьянку»

3


88,89.

В.Л.Дуров «Наша Жучка»

2


90,91.

В.П.Астафьев «Капалуха»

2


92.

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

1


93,94.

Обобщение. «Люби живое»

2


Поэтическая тетрадь 4 ( 8ч)

95.

Вн. чт.Книги о космонавтах. С.Я Маршак «Гроза днем»

1


96.

А.Л.Барто «Разлука»

1


97.

А.Л. Барто «В театре»

1


98.

С.В.Михалков «Если»

1


99.

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»

1


100,101.

Обобщение. Поэтическая тетрадь

2


102.

Проверка техники чтения

1


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 13ч.

103.

Вн. чт.Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1


104.

А.П.Платонов «Еще мама»

1


105,106.

М.М.Зощенко «Золотые слова»

2


107,108.

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

2


109,110.

Н.Н.Носов «Федина задача»

2


111,112.

Н.Н.Носов «Телефон»

2


113,114.

В.Ю.Драгунский «Друг детства»

2


115.

Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

2


По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» 5ч

116.

Внеклассное чтение

Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

1


117.

Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

1


118.

Р. Сеф «Веселые стихи»

1


119,120.

Обобщение. По страницам детских журналов.

2


Зарубежная литература 13ч.

121,122.

Внеклассное чтение

«Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персий» Древнегреческий миф

2


123-125.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

3


126,127.

Обобщение. Зарубежная литература.

2


128.

Проверка техники чтения.

1


129-133.

Чтение дополнительной литературы.

4


134.

Тематика летнего чтения.

1


135.


1


136.


1














Календарно-тематическое планирование 4класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

02.09

Летописи. Былины. Жития(6ч)

2.

Летопись как жанр литературы. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

03.09

3.

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина.

1

04.09

4.

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

1

09.09

5.

«Житие Сергия Радонежского». Внеклассное чтение. Путешествие по земле русской, богатырской. Игры русского народа.

1

10.09

6.

Входная контрольная работа.

1

11.09

7.

Обобщение по теме: «Летописи. Былины. Жития».

1

16.09

Чудесный мир классики (18ч)

8.

П. Ершов «Конёк-горбунок». Знакомство с произведением.

1

17.09

9.

П. Ершов «Конёк-горбунок».

1

18.09

10.

Сравнительная характеристика русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

23.09

11.

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

1

24.09

12.

Внеклассное чтение. Урок-путешествие в лето..

1

25.09

13.

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

30.09

14.

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

01.10

15.

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях».

1

02.10

16.

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека

1

07.10

17.

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

1

08.10

18.

Внеклассное чтение. Стихи М.Ю. Лермонтоваж

1

09.10

19.

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка)..

1

14.10

20.

Л.Н. Толстой «Детство». Характеристика Николеньки.

1

15.10

21.

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень

1

16.10

22.

А. П. Чехова «Мальчики»..

1

21.10

23.

А.П.Чехов «Мальчики».

1

22.10

24.

Внеклассное чтение. Рассказы А.П.Чехова.

1

23.10

25.

Обобщение знаний по теме: «Чудесный мир классики».

1

05.11

Поэтическая тетрадь №1 (9ч)

26.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко».

1

06.11

27.

А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».

1

11.11

28.

Е. А. Баратынский «Весна, весна!..», «Где сладкий шепот…»

1

12.11

29.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

13.11

30.

Внеклассное чтение. Осенний хоровод.

1

18.11

31.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

19.11

32.

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние Сумерки».

1

20.11

33.

И. Бунин «Листопад».

1

25.11

34.

Обобщение и систематизация знаний по изученному материалу.

1

26.11

Литературные сказки (12ч)

35.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

27.11

36.

Рассказы В.Ф.Одоевского.

1

02.12

37.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

03.12

38.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»..

1

04.12

39.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе

1

09.12

40.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

1

10.12

41.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

1

11.12

42.

Внеклассное чтение. Сказы П. Бажова.

1

16.12

43.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

17.12

44.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

18.12

45.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

23.12

46.

Обобщение знаний по разделу: «Литературные сказки». Проверка навыка чтения.

1

24.12

Делу время – потехе час (7ч)

47.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

25.12

48.

Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского и Зощенко.

1

30.12

49.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

13.01

50.

В. Ю. Драгунский «Главные реки»..

1

14.01

51.

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

1

15.01

52.

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

20.01

53.

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

21.01

Страна детства (7ч)

54.

Внеклассное чтение. «Волшебница – Зима».

1

22.01

55.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

27.01

56.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

28.01

57.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

29.01

58.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

03.02

59.

М. М. Зощенко «Елка».

1

04.02

60.

Внеклассное чтение. К. Паустовский «Похождение жука-носорога».

1

05.02

Поэтическая тетрадь№2 (4ч)

61.

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

10.02

62.

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

11.02

63.

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

1

12.02

64.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

17.02

Природа и мы (12ч)

65.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1

18.02

66.

Внеклассное чтение. Рассказы А.Куприна, М.Пришвина.

1

19.02

67.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1

25.02

68,69.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

2

26.02,02.03

70.

М.М.Пришвин «Выскочка».

1

03.03

71.

Е.И.Чарушин «Кабан

1

04.03

72.

Внеклассное чтение. Рассказ И.Тургенева «Собака».

1

10.03

73 -75.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

3

11.03,16.03,17.03

76.

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1

18.03

Поэтическая тетрадь№3 (8ч)

77.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

1

30.03

78.

Внеклассное чтение. Произведения В.П.Астафьева.

1

31.03

79.

С. А. Клычков «Весна в лесу».

1

01.04

80.

Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

1

06.04

81.

Н. М. Рубцов «Сентябрь».

1

07.04

82.

С. А. Есенин «Лебедушка».

1

08.04

83.

С. А. Есенин «Лебедушка».

1

13.04

84.

Внеклассное чтение. Стихи С.А.Есенина.

1

14.04

Родина (5ч)

85.

И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине».

1

15.04

86.

Промежуточная аттестация

1

20.04

87.

А. В. Жигулин «О, Родина!
В неярком блеске».

1

21.04

88.

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».

1

22.04

89.

Обобщение по разделу «Родина».

1

27.04

Страна Фантазия (5ч)

90.

Внеклассное чтение. В мире фантастики.

1

28.04

91.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

29.04

92.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

06.05

93.

Кир Булычев «Путешествие Алисы

1

12.05

94.

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

1

13.05

Зарубежная литература (8ч)

95.

Внеклассное чтение. «Чтобы помнили…»

1

18.05

96.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

19.05

97.

.Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

20.05

98.

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

25.05

99.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

26.05

100.

Внеклассное чтение. В стране литературных героев.

1

27.05

101,102.

Резервные уроки

2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!