Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Покровка
П Р И Н Я Т О Решением педагогического совета МБОУ СОШ с. Покровка Протокол №_____ от ______________ | | У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор МБОУ СОШ с.Покровка ___________ Л.В. Моночкова Приказ №_____ от _____________ |
Рабочая программа
учебного курса «Литературное краеведение»
5-7 классы
Разработана Орловой Ниной Геннадьевной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории. |
с. Покровка, 20____ год.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
«Литературное краеведение»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературному краеведению являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
•вырабатывать бережное отношение к природе;
•осознавать себя патриотом своей малой родины;
•осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов и красоты природы родного края;
•вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературному краеведению являются:
Коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
Регулятивные:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Познавательные:
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературному краеведению являются:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
2. Содержание учебного курса «Литературное краеведение»
5 класс - 17 часов
6 класс - 34 часа
Курс литературного краеведения в 5-6 классах направлен на изучение произведений пензенских поэтов и прозаиков о жизни и быте нашего края, его прошлом и настоящем. Способствует решению задач литературоведческого образования, а также соприкасаясь с богатейшей литературой Пензенской земли, сделает знания учащихся белее конкретными, глубокими, и не только обогатит их местным фактическим материалом, но и будет формировать патриотическую гордость за свою родину.
Изучение литературного краеведения в 5-6 классах предусматривает систему уроков, в которой запрограммирован рост самостоятельности учащихся, их приобщение к различным видам литературно-краеведческой работы, возможность для творчества учителя и учеников.
Своеобразие литературно-краеведческого курса состоит в том, что в нем широко используются местные (в узком смысле слова) материалы, связанные с родной семьей, с родными местами, с писателями-земляками.
Разнообразны и формы занятий: наряду с экскурсиями, видеоуроками, читательскими конференциями, инсценировками используются различные виды собирательной деятельности.
При изучении произведений продолжается формирование читательских умений и навыков у учащихся 5-6 классов: чтение вслух и про себя, пересказ прозы, выразительное чтение.
7 класс – 34 часа
Курс 7 класса является одним из звеньев в системе изучения литературного краеведения. В нем сохраняются основные концептуальные подходы к изучению данного учебного предмета: приобщение учеников к богатой культуре родного края, обогащение этических и культурных основ личности, формирования чувства уважения и родства с представителями разных культур, языков и верований.
Курс литературного краеведения в 7 классе продолжает способствовать расширению кругозора и углублению знаний учащихся о малой родине. При подборе текстов учитывается возраст учащихся, их интерес к приключениям, к истории, к ярким, необычным людям. Хрестоматия для 7 класса «Слово о родной земле» побуждает учителя акцентировать внимание учащихся не только на расширение кругозора знаний о жизни, быте, прошлом и настоящем нашего края, в ней идет речь о литературе, об искусстве слова, поэтому важно учитывать образную природу читаемых текстов, их художественное своеобразие. Учитывая возрастные особенности учеников, хрестоматия включает задания по работе со справочной и научной литературой. В 7 классе расширяется роль пропедевтики литературоведческих знаний. Ученики получают представление об историческом жанре, об автобиографической прозе. Важнейшей особенностью курса являются очные заочные экскурсии в литературные и краеведческие музеи.
5 класс
I тема. «С чего начинается Родина?» Введение.
Значение курса литературного краеведения. Понятие «малой» родины.
1.Урок-концерт. Стихи К. Симонова «Родина», В. Тушновой «Вот говорят: Россия…», Н. Рыленкова «Как мне родных полей не знать» и др.
Стихи поэтов Пензенского края о любви к родной земле, к «малой родине», с которой начинается любовь к родной стране: Матрена Смирнова «Милая роща», Федор Ракушин «Я часто вижу ночь сырую», Борис Милавин «Я в лес вхожу. Какая благодать!». Песни «С чего начинается Родина?» В Баснера, «Милая роща» О. Гришина.
Стихи поэтов с. Покровка Бековского района о «малой родине»: Ольга Карасева «Мое село», Татьяна Червякова «Чем пахнет деревня?», Мария Моксина «Вот они поля мои родные».
Слайды пейзажей Пензенского края, Бековской земли и села Покровка.
2.Урок-экскурсия. Экскурсия в областной литературный музей.
Экскурсия в краеведческий музей р.п. Беково.
3.Экскурсия «Кругом родные все места» по памятным местам с. Покровка: Мемориал Воинской Славы – памятник защитникам Советской власти – Березовая аллея – Святой источник «Явленный» - Сад у старой школы. Стихотворения Дины Злобиной, Александра Сазонова, Виктора Агапова и др.
II тема. Страницы прошлого.
1.Интегрированный урок истории и литературного краеведения в комнате Славы Библиотечно - досугового центра с. Покровка. «История Пензенского края с древнейших времен». Г.Е. Горланов «Очерки истории культуры Пензенского края». Г.В. Мясникова «Город – крепость Пенза». К.Д. Вишневский, Н.М. Инюшкин «Наследие».
2.Урок – игра. Путешествие на машине времени. Дать представление учащимся о далеких эпохах, о прошлом родного края или села, где они живут, подготовить к восприятию фольклора.
III тема. Фольклор. Народные сказки.
Знакомство с «малыми формами» фольклора родного края: загадки, пословицы, поговорки. Первая «фольклорная экспедиция» - собирание фольклорного материала.
Защита проекта.
Книга О.П. Мартыненко «Фольклор Пензенской области».
Народные промыслы Пензенского края. Выставка рисунков.
Русские народные сказки. А.П. Анисимова. Слово о писателе. Разнообразие
фольклорных жанров в книгах А. Анисимовой. Сказка «Охотник и колдун».
Наблюдение над языком сказки. Конкурс «Самый внимательный читатель».
Сказка «Иван Зеленый». Инсценирование отдельных эпизодов.
Творческая работа «Сочини сказку».
IV тема. Народные сказки мордвы.
Фольклор народов, живущих в Пензенской области. Посещение выставки национальных костюмов, предметов быта и промыслов в БДЦ с. Покровка.
Вторая «Фольклорная экспедиция» - запись сказок бытующих в с. Покровка.
Сказки записанные А.П. Анисимовой: «Юрт-ава», «Красавица Варана».
Встреча с поэтом, гармонистом, исполнителем собственных песен, лауреатом конкурса «Играй гармонь» Маташовым Василием Федоровичем, жителем с. Покровка.
V тема. Литературные сказки.
Творчество поэтессы, фольклористки, сказочницы А.П. Анисимовой.
Песни: «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит».
Стихи: «Поля раздольные», «Мчатся поезда», «Девушка Май».
Фонозапись песен на слова А.П. Анисимовой в исполнение хора им. Пятницкого.
Сказка «Птица Радость». Анализ сказки. Сравнение с произведениями А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Г.Х. Андерсена.
VI тема. И.А. Крылов и Пензенский край.
Пребывание И.А. Крылова в усадьбе Зубрилово.
Ода «Уединение». Язык «высокой» поэзии в оде «Уединение».
Бессмертный жанр басни. Образы животных в баснях И.А. Крылова. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Поучительный характер басен. Мораль басни «Свинья под дубом». Своеобразие языка басен И.А. Крылова. Сравнение языка высокой поэзии и меткость языка басен.
VII тема. Творчество Н.И. Каткова.
Выражение народной мудрости в баснях Н.И. Каткова. Басня «Река и Океан», «Басня про Петю». Мораль, и формы ее воплощения в баснях Каткова.
VIII тема. М.Ю. Лермонтов и Пензенский край.
Раннее детство поэта. Заочная экскурсия в музей-заповедник Тарханы.
Отрывок из стихотворения «1 января…». Анализ отрывка. Творческая работа: устное описание любимого уголка природы.
Стихотворение «Бородино». Пензенские источники стихотворения «Бородино».
Произведения М.Ю. Лермонтова, посвященные Кавказу и его людям. Сказка «Ашик - Кериб». Сопоставление сказки с прочитанными ранее произведениями.
IX тема. Пензенские писатели – детям.
Творчество Веры Клавдиевны Звягинцевой. Тема родины в стихотворениях, посвященных городу Кузнецку: «Поездная», «Нет, не заменит никто», «Калитка». Творческая работа учащихся: сочинение-описание «Нет, не заменит никто никогда мне первой любви моей к милой земле».
Стихи Виктора Даниловича Агапова: «Березинка, Березинка», «Чаадавка». Анализ стихотворений. Работа в группах.
Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного краеведения «Искусство Тимофея Никитича Зоткина». Стихотворение «В селе Абашееве». Презентация абашевской игрушки.
X тема. Обобщающий урок.
Повторение курса литературного краеведения.
Защита проекта: Знаменитые люди нашего села.
6 класс
I тема. Введение. Мифы народов Поволжья.
Мифы народов мира. Мифы древних славян. Сходство и различие мифа и сказки.
Легенды и предания, записанные А.П. Анисимовой: «Почему Сура так называется»,
«О реке Айва», «Мокшанская княгиня Нарчатка», «Большая сосна». Легенда и сказка – сходство и различие. Творческая работа учащихся: Портреты персонажей легенд Пензенского края.
II тема. Вяземский П.А. и Пензенский край.
Слово о поэте. Пребывание поэта на пензенской земле. Стихотворение «Саловка».
Стихотворение «Зимние карикатуры». Сопоставление стихов Вяземского П.А. и «Бесы» Пушкина А.С.
III тема. О. Савин «Пишу тебе в Пензу».
Творчество выдающегося краеведа, историка Олега Михайловича Савина.
Знакомство с книгами «Пенза литературная», «Памятные места Пензенской области», «Венок Лермонтову», «Пишу тебе в Пензу». Книжная выставка.
Фрагменты из произведения «…Написал историю Пугачевщины». Обучение написанию доклада. Составление литературной карты области.
IV тема. М.Ю. Лермонтов.
Стихи о природе. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Прекрасны вы, поля земли родной», «Вечер после дождя». Анализ стихотворений. Чтение изученных стихов М.Ю. Лермонтова наизусть.
Юношеская повесть М.Ю. Лермонтова «Черкесы». Анализ поэмы.
С.А. Андреев-Кривич «Тарханская пора», «В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтово», «У Кормилицына пруда».
Андроников И.Л. «Земляк Лермонтова»
Викторина по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
V тема. Н.С. Лесков и Пензенский край.
Слово о писателе. Пензенский период жизни Н.С. Лескова.
«Мелочи архиерейской жизни».
Словарная работа.
VI тема. Ф.В. Гладков. Творческий путь писателя.
Автобиографическое произведение «Повесть о детстве».
Работа с литературной картой Пензенской области.
VII тема. Стихи пензенских поэтов о природе родного края.
Чтение стихов о родном крае изученных ранее. Стихи А. Сазонова, О Савина, В. Застрожного, М. Смирновой, Д. Злобиной, Ф. Ракушина. Сравнение стихов.
Работа с литературной картой Пензенской области.
Стихи поэтов с. Покровка: Марии Моксиной, Ольги Карасевой.
VIII тема. В. Канин.
Слово о писателе.
Главы из повести. В. Канина «На тропе Батыевой».
Характеристика героев повести.
Эпоха становления русского государства.
История возникновения г. Пенза.
Словарная работа.
Творческая работа: «Зарисовки к повести».
IX тема. Обобщающий урок.
Защита проекта: «Писатели с. Покровка»
7 класс.
I тема. Введение в курс литературного краеведения в 7 классе.
1. Заседание редколлегии литературного журнала.
2. Творчество поэтов с. Покровка.
II тема Пословицы и поговорки.
Нравственные ценности русского народа в пословицах и поговорках.
Словарь В.И. Даля.
Работа с толковым словарем и словарем литературоведческих терминов.
Собирание и запись пословиц и поговорок с. Покровка.
Защита проекта: «Пословицы и поговорки моего села».
III тема.Г. Ф. Державин и Пензенский край.
Творчество Г.Ф. Державина.
Отрывок из стихотворения «Осень во время осады Очакова». Выразительные средства языка в стихотворени
IV тема. И.И. Лажечников. «Ледяной дом».
Сведения о пребывании Лажечникова в Пензенском крае. Отрывок из воспоминаний писателя о первой встрече с В.Г. Белинским «Заметки для биографии Белинского».
Эпоха Анны Иоанновны. «Ледяной дом» - фрагменты из романа.
Исторические лица в романе и их характеристика.
Художественный образ и его прототип в исторической прозе.
V тема. М.Н. Загоскин «Юрий Милославский».
Слово о писателе – доклады учащихся.
Историческая основа романа «Юрий Милославский, или русские в 1612 году».
Сравнительная характеристика героев, анализ эпизода по плану.
Работа со словарями и справочниками.
VI тема. М.Ю. Лермонтов.
Лермонтов – писатель, поэт, драматург.
Заочная экскурсия в музей-заповедник «Тарханы».
Тарханские источники «Песни про купца Калашникова».
Работа с толковым словарем.
Справка об исследователе и собирателе биографии Лермонтова В.Х. Хохрякове. Справка о литературоведе и исследователе творчества Лермонтова Б.М. Эйхенбауме.
VII тема. М.Е. Салтыков – Щедрин и Пензенский край.
Информация о службе М.Е. Салтыкова – Щедрина в Пензенском крае.
Заочная экскурсия по улицам города, связанная с пребыванием великого сатирика в Пензе.
Предисловие к очерку «Старый кот на покое» из книги «Пампадуры и Пампадурши».
Читательское отношение учащихся к сатирическим произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Особенности комического у М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Рассказчик и автор в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.
VIII тема. Л.Н. Толстой на Пензенской земле.
IX тема. Максим Горький в Пензе.
X тема. В.В. Маяковский в Пензе.
Слово о писателе.
Словотворчество В.В. Маяковского.
Особенности стихотворного ритма.
Работа со словарем С.И. Ожегова.
XI тема. Творчество Аделя Кутуя.
Знакомство с творчеством татарского писателя Аделя Кутуя.
Публицистическое произведение «Тоскую».
Самостоятельное изучение повести «Неотосланные письма».
Необычная форма произведения – повесть в письмах.Проблема любви в произведении.
Диспут о любви на основе повести.
XII тема. Пензенские поэты о Великой Отечественной войне.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, русского народа, трудности и радости грозных лет войны в стихах пензенских поэтов: Лев Зефиров «Солдат служил», «Танк на пьедестале», Александр Сазонов «Отец», «Разговор с отцом», Михаил Кириллов «Пенза. 1941-й», Олег Савин «Вечный огонь», Николай Куленко «Пиджак отца», Дина Злобина «Ни улице Мира». Сведения об авторах. Анализ стихов. Индивидуальные образы героев В.О.В.
Стихи поэтов села Покровка о Великой Отечественной войне, о ветеранах войны.
Собирание краеведческого материала о ветеранах с. Покровка.
Памятники в г. Пенза, посвященные военной тематике.
XIII тема. К.С. Бадигин.
Творчество В.С. Бадигина. Роман «На морских дорогах» - жанровые особенности.
Сообщения учащихся о книгах К.С. Бадигина – жанр, сюжет, главные герои.
XIV тема. Обобщающий урок.
Защита проекта «Знаменитые люди нашего села»
Экскурсия в краеведческий музей р.п. Беково.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
5 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов |
3 | 4 | |
С чего начинается Родина? Введение. (1 час) | |
1 | ВВЕДЕНИЕ. «С чего начинается Родина» - экскурсия по памятным местам с. Пяша. | 1 |
Страницы прошлого. (1 часа) | |
2 | Страницы прошлого. Заочная экскурсия по литературным местам Пензенской области | 1 |
Фольклор. Народные сказки. (4 часов) | |
3 | Повторение изученного о фольклоре. «Малые жанры» фольклора родного края. | 1 |
4 | Праздник Святого Покрова. Пословицы, поговорки, загадки, игры. Русские народные сказки | 1 |
5 | Сказка «Охотник и колдун» | 1 |
6 | Сказка «Иван Зеленый» | 1 |
Народные сказки мордвы. (2 часа) | |
7 | Мордовские народные сказки. Сказка «Юрт-ава» | 1 |
8 | Сказка «Красавица Варана» . Мордовские сказки нашего села | 1 |
Литературные сказки (2 часа) | |
9 | Сочинители сказок. Литературные сказки. Сказка Анисимовой «Птица Радость». | 1 |
10 | Анализ сказки Анисимовой «Птица Радость» | 1 |
И.А. Крылов и Пензенский край. (1 часа) | |
11 | И.А. Крылов и Пензенский край. Басня «Свинья под дубом» | 1 |
Творчество Н.И. Каткова. (2 часа) | |
12 | Басни Каткова | 1 |
13 | Собирание краеведческого материала на тему: Зимние колядки, игры, обряды с. Пяша. | 1 |
М.Ю. Лермонтов и Пензенский край (2 часов) | |
14 | Тарханы…. Детство М. Лермонтова. | 1 |
15 | Заочная экскурсия по Тарханам. Сказка «Ашик – Кериб» | 1 |
Пензенские писатели – детям (1 часа ) | |
16 | Стихи Звягинцевой. Стихи В. Агапова. Чтение стихов о родном крае. | 1 |
Повторение курса литературного краеведения. (1 часов) | |
17 | Повторение курса литературного краеведения. Проект « Знаменитые люди моего села». | 1 |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Введение. Мифы народов Поволжья | 1 |
2 | Мифы народов Поволжья | 1 |
3 | П.А. Вяземский и Пензенский край. Стихотворения «Саловка», «Зимние карикатуры» | 1 |
4 | О.М. Савин. «Пишу тебе в Пензу» | 1 |
5 | О.М. Савин. «Пишу тебе в Пензу» Фрагменты из произведения «…Написал историю Пугачевщины». | 1 |
6 | М.Ю. Лермонтов. Детство и отрочество поэта | 1 |
7 | Стихи М.Ю. Лермонтова о природе. | 1 |
8 | М.Ю. Лермонтов «Черкесы» | 1 |
9 | Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова. | 1 |
10 | С.А. Андреев – Кривич «Тарханская пора». Знакомство с писателем и его книгой. | |
11 | С.А. Андреев – Кривич «В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтово» | 1 |
12 | С.А. Андреев – Кривич «В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтово». Анализ произведения. | 1 |
13 | С.А. Андреев – Кривич «У Кормилицына пруда» | 1 |
14 | И.Л. Андроников «Земляк Лермонтова» | 1 |
15 | Викторина по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 |
16 | Н.С. Лесков и Пензенский край | 1 |
17 | Н.С. Лесков «Мелочи архиерейской жизни» | 1 |
18 | Ф.В. Гладков. Слово о писателе | 1 |
19 | Ф.В. Гладков.«Повесть о детстве»- автобиографическая повесть. | 1 |
20 | Ф.В. Гладков.«Повесть о детстве». – фрагменты из глав II, III, V. | 1 |
21 | Ф.В. Гладков.«Повесть о детстве». Глава 6, 7,14,16, 21. | 1 |
22 | Работа с литературной картой Пензенской области. | 1 |
23 | Стихи пензенских поэтов о природе родного края. | 1 |
24 | Стихи А. Сазонова, О Савина, В. Застрожного. Сравнение стихов. | 1 |
25 | Стихи поэтов с. Покровка: Марии Моксиной, Ольги Карасевой. | 1 |
26 | В. Канина. Слово о писателе. | |
27 | Главы из повести. В. Канина «На тропе Батыевой». Характеристика героев повести. | 1 |
28 | Главы из повести. В. Канина «На тропе Батыевой». | 1 |
29 | История возникновения г. Пенза. | 1 |
30 | Творческая работа: «Зарисовки к повести». | 1 |
31 | Собирание краеведческого материала: «Писатели с. Покровка» | 1 |
32 | Составление презентации «Писатели с. Покровка» | 1 |
33 | Повторение курса литературного краеведения. | 1 |
34 | Обобщающий урок. Защита проекта: «Писатели с. Покровка» | 1 |
7 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов |
3 | 4 | |
1 | Введение. | 1 |
2 | Пословицы и поговорки: русские, мордовские, чувашские, татарские | 1 |
3 | Пословицы и поговорки с. Покровка. Сбор краеведческого материала | 1 |
4 | Защита проекта: Пословицы и поговорки моего села. | 1 |
5 | Г.Р. Державин на Пензенской земле | 1 |
6 | Н.И. Лажечников «Ледяной дом». Слово о писателе. | 1 |
7 | Н.И. Лажечников «Ледяной дом». Эпоха Анны Иоанновны в романе | 1 |
8 | Н.И. Лажечников «Ледяной дом». Эпоха Анны Иоанновны в романе | 1 |
9 | Н.И. Лажечников «Ледяной дом». Исторические лица в романе | 1 |
10 | М.Н. Загоскин «Юрий Милославский». Слово о писателе | 1 |
11 | М.Н. Загоскин «Юрий Милославский». Историческая основа романа | 1 |
12 | М.Н. Загоскин «Юрий Милославский». | 1 |
13 | Заочная экскурсия в музей-заповедник «Тарханы». | 1 |
14 | Тарханские источники «Песни про купца Калашникова» | 1 |
15 | Знакомство с юношескими драмами поэта | 1 |
16 | Знакомство с юношескими драмами поэта | 1 |
17 | М.Е. С.- Щедрин и Пензенский край | 1 |
18 | М.Е. С.- Щедрин «Старый кот на покое» | 1 |
19 | М.Е. С.- Щедрин «помпадуры и помпадурши» | 1 |
20 | Л.Н. Толстой на Пензенской земле | 1 |
21 | М. Горький в Пензе | 1 |
22 | В.В. Маяковский в Пензе | 1 |
23 | Творчество Аделя Кутуя. Знакомство с писателем | 1 |
24 | Адель Кутуй. «Неотосланные письма» | 1 |
25 | Адель Кутуй. «Неотосланные письма» | 1 |
26 | Пензенские поэты о Великой Отечественной войне | 1 |
27 | Пензенские поэты о Великой Отечественной войне | 1 |
28 | Ветераны ВОВ с. Покровка. Сбор краеведческого материала. | 1 |
29 | К.С. Бадигин. Знакомство в писателем | 1 |
30 | К.С. Бадигин «На морских дорогах». Чтение и обсуждение романа | 1 |
31 | К.С. Бадигин «На морских дорогах». Чтение и обсуждение романа | 1 |
32 | К.С. Бадигин «На морских дорогах». Чтение и обсуждение романа | 1 |
33 | К.С. Бадигин «На морских дорогах». Чтение и обсуждение романа | 1 |
34 | Обобщающий урок. Защита проекта: Знаменитые люди нашего села. Экскурсия в краеведческий музей р.п. Беково. | 1 |
2