СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедии 2 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает специфику логопедической работы по профилактике нарушений устной и письменной речи в специальной (коррекционной) школе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии 2 класс»


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «школа-интернат№12»





УТВЕРЖДАЮ

Директор

КГБОУ ШИ№12

__________________ М.В.Лопатин

Приказ №___от «___» _______20__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛОГОПЕДИИ

2 КЛАСС





















Рассмотрена на

педагогическом совете

от «____» _____20___г.






Составила: Задорожная Наталья Владимировна,

учитель-логопед







Вяземский 2017

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ №12

4.Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа учитывает:

- психофизическую структуру речевых процессов в норме и особенностей развития этого процесса обучающимися с нарушением познавательной деятельности;

- психоневрологическую патологиюобучающихся;

- все виды речевых нарушений обучающихся.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние его возможности и резервы; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевойи Г.В.Чиркиной; идеи ряда учёных (Г.А. Каше, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Д. Забрамной, Р.И. Лалаевой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так как уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с нарушением интеллекта зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания, то решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, позволяющей приобретать обучающимися базовые учебные действия.


Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Программа предусматривает специфику логопедической работы по профилактике нарушений устной и письменной речи в специальной (коррекционной) школе:

1.В связи с тем, что у обучающихся начальных классов коррекционной школы-интернат ведущим нарушением явля­ется недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы с ними направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2.С учетом характера нарушений речи обучающихся логопедическая работа проводится над речевой системой в целом.

3.В процессе логопедической работы лежит принцип поэтапного формирования умственных действий.

4.Важнейшее значение придаётся дифференцированному подходу, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности.

5.Коррекция нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) тесно связана с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной мото­рикой ребенка.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у школьников с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отраба­тываются этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы с обучающимися яв­ляется частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у детей с интеллектуальными нарушениями исчезают в других ситуациях, на другом речевом мате­риале. В связи с этим правильные речевые навыки закрепляются в различных си­туациях.

9. Учитывается быстрая утомляемость, склонность к охранительному торможе­нию детей с нарушением интеллекта.

10. Тщательно дозируются задания и речевой материал. Специфика познаватель­ной деятельности детей с ограниченными возможностями обусловливает необходимость по­степенного усложнения заданий и речевого материала.

11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков задаётся определенный, не очень быстрый темп работы.

12. Поддерживается у обучающихся интерес к исправлению речи воздействием на их эмоциональную сферу.

13. В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с ограниченными возможностями носят стой­кий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми.

14. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у обучающихся обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя и воспитателей.


Адресат

Данная программа носит коррекционно-развивающий характер, разработана для обучающихся с ОВЗ с СНР различной степени, имеющих нарушение познавательной деятельности, фонетической стороны речи, фонематических процессов и оптические нарушения, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

При составлении рабочей программы учитывались межпредметные связи и интегрирование материала по предметам. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, письму. Представлены групповые логопедические занятия.

Цель программы  

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основные задачи

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

  1. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

  2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса младших школьников с СНР.

  3. Формирование грамматического строя речи.

  4. Развитие связной речи младших школьников.

  5. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  6. Развитие способности к словесному творчеству на уровне,

соответствующем возрасту и развитию ребенка.


Данная программа позволит наиболее рационально организовать работу группы детей с СНР, обеспечить единство требований педагогов и логопеда в формировании полноценной речевой деятельности.


Этапы коррекционной работы:

Диагностический этап, который решает следующие задачи:

  • определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем);

  • проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;

  • выявить индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память;

  • выявить наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Диагностика проводится в период с 1-3 недели сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Коррекционно-развивающий этап, его задача:

  • оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков.

Проводится на фонетическом, лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях.

Оценочный этап, его задачи:

  • подведение итогов коррекционной работы в течение учебного года;

  • оценка динамики работы с обучающимися младших классов;

  • качественный и количественный анализ ошибок, анализ эффективности путей и средств коррекционно-развивающей работы.

В программе представлены разделы:

  • тема занятия, соответствующая тематике урока письма;

  • лексическая тема, соответствующая урокам развития речи;

базовые учебные действия – те умения, которыми обучающиеся должны оперировать на уровне:

- грамматического материала;

- лексического материала.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 30 минут.

Занятия проводятся:

2 класс – 2 раза в неделю

Учебно-тематический план 2 класс.

Наименование

Количество часов

1.

Звуки и буквы.

3

2.

Дифференциация гласных и согласных.

21

3.

Работа на уровне слова.

16

4.

Работа на уровне предложения.

20

5.

Предлог

3

6.

Работа на уровне текста.

5


ИТОГО:

68



Планируемые результаты к уровню подготовки обучающихся 2 класса

по логопедии

Обучающиеся должны научиться:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, Р-Л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.


по чтению и развитию речи

Обучающиеся должны научиться:

  • читать по слогам короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

по развитию устной речи

Обучающиеся должны научиться:

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

  • составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги и некоторые наречия.

  • назвать свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.



















Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

2 класс



Дата проведения

Тема занятия / Лексическая тема

Наглядные пособия

ЦОРы

Базовые учебные действия

1.

01.09.17

Простое предложение.

«Школа».

Схемы предложений.

Сюжетные картинки


  • Деление простого предложения на слова.

  • Составление схем предложений.

  • Ответы на вопросы логопеда (школа).

2.

07.09.17

Выделение предложения из текста.

«Пришкольный участок».

Карточки с текстом.


  • Выделение предложения из текста.

  • Определение количества слов в предложении.

  • Закрепление правила записи предложения.

  • Составление короткого рассказа по личным наблюдениям.

3.

08.09.17

Слово в составе предложения.

«В школе».

Карточки с текстом.

Сюжетные картинки.


  • Выделение предложений из текста (3-4 предложения).

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Беседа по картине по плану.

4.

14.09.17


Простое предложение (закрепление).

Пересказ текста

«После школы».

Таблица звуков

  • Определение количества слов в предложении.

  • Расстановка точек в конце предложения.

  • Пересказ прочитанного текста по плану.

5.

15.09.17

Составление предложений по картинкам. «Осень».

Сюжетные картинки.


  • Составление и запись предложений по картинкам.

  • Составление схем предложений.

  • Ответы на вопросы логопеда.

6.

21.09.17.

Гласные звуки и буквы. «Овощи».

Таблица звуков

  • Выделение из слов гласных звуков и букв.

  • Слоговой анализ слов.

  • Составление предложений по предметным картинкам.

7.

22.09.17.

Гласные ударные и безударные.Рассказ-описание «Овощи».

Сюжетные картинки

  • Нахождение в словах гласных в сильной и слабой позиции.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Составление рассказа-описания по плану (овощ).

8.

28.09.17

Согласные звуки и буквы. «Огород».

Сюжетные картинки.

  • Звукобуквенный анализ слов, выделение согласных.

  • Выделение согласных в предложениях.

  • Активизация имеющихся знаний учащихся, беседа по картине.

9.

29.09.17.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Сюжетные картинки.








  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Образование слов по первым буквам, запись, составление схем.

  • Составление короткого рассказа, используя личный опыт, и с опорой на сюжетные картинки.

10.

05.10.17.

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация Б-П.


Предметные картинки «Фрукты».

  • Выделение в слове согласных, определение по звонкости-глухости.

  • Распределение слов по группам: звонкие согласные в начале слова – глухие согласные в начале слова.

  • Соотнесение слов и картинок (слова-паронимы).

  • Ответы на вопросы по картинкам (фрукты).

  • Составление рассказа-описания по плану.

11.

06.10.17.

Звуки В-Ф.

Предметные картинки «Грибы».


  • Распределение слов по наличию звука.

  • Чтение предложений,

нахождение слов с парными согласными В-Ф.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Описание предметов по картинкам (грибы).

12.

12.10.17.

Дифференциация В-Ф.


Предметные картинки «Ягоды».

  • Умение вставлять пропущенную букву в слове (слова-паронимы).

  • Распределение слов, картинок по наличию звука.

  • Сравнение слов с парными согласными.

  • Составление рассказа-описания по плану (ягоды).

13.

13.10.17.

Звуки Д-Т.

Рассказ «В лесу».

  • Составление слов из букв разрезной азбуки.

  • Замена глухого согласного на звонкий согласный, сравнение слов.

  • Составление рассказа по опорным картинкам «В лесу».


14.

19.10.17.

Дифференциация Д-Т.

Предметные картинки «Семья».

  • Сравнительный звукобуквенный анализ слов.

  • Работа с деформированным предложением.

  • Составление предложений со словами-паронимами.

  • Беседа о составе семьи детей.

15.

20.10.17.

Парные звонкие и глухие согласные.

Беседа

«Вечером в семье».

Сюжетная картинка «Вечером в семье».

  • Слоговой анализ.

  • Замена глухих согласных на звонкие согласные, сравнение слов.

  • Распределение картинок, слов по наличию заданного звука.

  • Составление рассказа по сюжетной картине и с опорой на личный опыт детей.

16.

26.10.17.

Звуки Г-К.

Предметные картинки «Виды одежды».

  • Чтение слов парами, сравнение по значению и звучанию.

  • Распределение слов по наличию звука.

  • Дифференциация понятий «осенняя» и «зимняя» одежда.

17.

27.10.17.

Дифференциация Г-К.

«Бережное отношение к одежде».

  • Подбор подходящих по смыслу слов в предложении.

  • Распределение картинок по наличию заданного звука.

  • Беседа о бережном отношении к одежде с целью её сохранения.

18.

09.11.17.

Дифференциация З-С.

Предметные картинки «Обувь».

  • Чтение парами слов, сравнение по смыслу, звучанию.

  • Составление слов из букв разрезной азбуки.

  • Добавление пропущенной буквы в словах.

  • Составление предложений по вопросам (обувь).

  • Отгадывание загадок (обувь).

19.

10.11.17.

Дифференциация

Ш-Ж.

Предметные картинки «Обувь». (различение по сезонам).

  • Закрепление правила правописания слогов ЖИ-ШИ в словах.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Выделение согласных звуков, их анализ по глухости-звонкости.

  • Нахождение различий и характеристика сезонной обуви.

  • Составление рассказа-описания (обувь).

20.

16.11.17.

Дифференциация С-Ш. «Уход за обувью».

Предметные картинки «Обувь».

  • Выделение начального звука в словах.

  • Распределение картинок, слов по наличию заданного звука.

  • Подбор подходящих по смыслу слов в конце предложения.

  • Составление детьми рассказа об уходе за обувью с включением примеров из личного опыта.

21.

17.11.17.

Дифференциация З-Ж.

Загадки по теме «Одежда. Обувь».

  • Распределение слов по наличию заданного звука.

  • Изменение предложений по образцу.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Отгадывание загадок.

22.

23.11.17.

Свистящие и шипящие звуки.

Стихотворение

«Я одеться сам могу».

  • Согласование существительных с прилагательными (слова-паронимы).

  • Дополнение предложений по вопросам и картинкам.

  • Разучивание стихотворения.

23.

24.11.17.

Дифференциация Р-Л.

«Приметы зимы».


Схемы предложений.



  • Сравнение слов парами по наличию заданного звука.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Составление предложений по опорным словам.

  • Беседа о природных изменениях зимой.


24.

30.11.17.

Аффрикаты. Звук и буква Ц. «Зима»


Буквы разрезной азбуки.


.

  • Выделение начального звука, определение наличия заданного звука в словах.

  • Составление слов из букв разрезной азбуки.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Составление предложений с соблюдением смысловой последовательности (зима).

25.

01.12.17.

Дифференциация Ц-С.

Сюжетная картина

«У кормушки».

  • Сравнение слов, чёткое проговаривание.

  • Дополнение предложений по вопросам и картинкам.

  • Ответы на поставленные вопросы с опорой на картину.

26.

07.12.17.

Звук и буква Ч.

Дифференциация Ч-Т.

«В лесу зимой».


Сюжетные картинки,

буквы разрезной азбуки.


  • Составление слов из букв разрезной азбуки.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Составление схем предложений.

  • Составление рассказа-описания с опорой на сюжетные картинки.

27.

08.12.17.

Звук и буква Щ.

Дифференциация Щ-Ш.

«Домашние животные зимой».


Предметные картинки, карточки


  • Чтение слов парами, сравнение по звучанию, написанию, значению.

  • Добавление пропущенных букв

в словах.

  • Составление предложений, схем.

  • Актуализация имеющихся знаний у учащихся об уходе за домашними животными зимой.

28.

14.12.17.

Звуки и буквы

Ч, Щ, Ц. Беседа по картине.

Сюжетные картинки

«На ферме».

  • Выделение согласных звуков, определение их места в словах.

  • Распределение картинок, слов по наличию заданного звука.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Составление предложений, схем.

  • Составление предложений по картине, опорным словам.

29.

15.12.17.

Твёрдые и мягкие согласные.

«Уход за домашними животными зимой».

Карточки с предложениями.


  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.

  • Запись слов парами, сравнение по написанию, значению.

  • Добавление слов в предложениях.

  • Диалог об уходе за животными зимой из личного опыта детей.

30.

21.12.17.

Деление слов на слоги. «Профессии на транспорте».

Предметные картинки.


  • Выделение гласных в словах.

  • Определение количества слогов в словах.

  • Составление предложений по опорным словам.

  • Подбор действия к предметам: машинист (что делает?)....

31.

22.12.17.

Перенос слов по слогам. «Профессии»


Предметные картинки.

  • Перенос слов по слогам.

  • Слоговой синтез: составление слов из данных слогов.

  • Выделение ударных гласных в слове.

  • Составление предложений по опорным картинкам и словам (профессии).

32.

28.12.17.

Ударение в слове.

«Профессия моих родителей».

Индивидуальные карточки.


  • Выделение голосом ударного слога.

  • Определение сильной позиции гласного в слове.

  • Постановка ударения в двусложных словах.

  • Активизация имеющихся знаний детей о профессиях родителей.

  • Составление рассказа по вопросам логопеда.

33.

29.12.17.

Ударные и

безударные гласные в слове.

«Профессии на стройке».

Предметные картинки.

  • Дифференциация гласных сильной и слабой позиции.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Деление слов на слоги, постановка ударения.

  • Беседа по сюжетным картинкам.

34.

11.01.18.

Слова, обозначающие предметы.

«Трудовые действия».


Предметные картинки.

  • Называние предметов, чтение слов, соотнесение с картинками.

  • Постановка вопросов к словам-предметам.

  • Составление и запись предложения по опорным словам.

  • Анализ предложений.

  • Составление предложений по сюжетным картинкам (трудовые действия).

35.

12.01.18.

Различение названий предметов по вопросам:

кто? что?

Сюжетная картинка, тетради.

  • Группировка предметов по вопросам: кто? что?

с использованием предметных картинок.

  • Запись слов по группам.

  • Составление предложений и их схем.

  • Подбор действия к предметам (с опорой на картинки).

  • Игра «Кто чем работает?»

36.

18.01.18

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. «Профессии. Швея».

Предметные картинки «Профессии. Швея».

  • Дифференциация слов единственного и множественного числа.

  • Запись слов по группам (с использованием картинок).

  • Запись предложений, изменяя слова, данные в скобках

(ед. и множ. число).

  • Выделение из текста слов ед. и множ. числа.

  • Составление предложений по сюжетным картинкам.

37.

19.01.18

Сравнение сходных по назначению предметов.

«Профессии».

Игра «В ателье».

Предметные картинки.

  • Сравнение предметов по назначению, внешнему виду.

  • Постановка вопросов к словам.

  • Составление предложений при сравнении предметов.

  • Развитие диалогической речи (заказчик и портной).

38.

25.01.18.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

Карточки с предложениями, предметные картинки.

  • Чтение предложений, выделение имён, фамилий людей, запись слов, постановка вопросов.

  • Составление предложений по опорным картинкам.

  • Закрепление имеющихся знаний о видах магазинов.

39.

26.01.18

Большая буква в кличках животных.

Сюжетные картинки, тетради.

  • Составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

  • Выделение и запись слов, обозначающих клички животных.

  • Звукобуквенный анализ слов.

  • Беседа по вопросам с опорой на сюжетные картинки.

40.

01.01.18

Правописание имён собственных и употребление их в предложении.

Индивидуальные карточки

  • Выделение имён собственных в тексте.

  • Составление и запись предложений, используя имена собственные.

  • Составление схемы предложения.

  • Развитие диалогической речи.

41.

02.02.18

Действие и его название.

«Ранняя весна».

Сюжетная картинка

«Ранняя весна».

Индивидуальные карточки, тетради

  • Запись предложений, нахождение слов-предметов, слов-действий, их выделение.

  • Выполнение детьми движений, называние их действий.

  • Постановка вопросов к выделенным словам-действиям.

  • Активизация имеющихся знаний детей об изменениях в природе ранней весной.

42.


Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы

Что делает?

Что делают?

«Дикие животные весной».

Предметные картинки «Дикие животные

  • Запись слов-действий по группам: ед.имнож.числа.

  • Подбор подходящих глаголов к существительным.

  • Работа с деформированным предложением.

  • Составление схем предложений.

  • Составление предложений о действиях животных весной.

43.


Название предметов и их действий.

«Пословицы и поговорки о весне».

Карточки с текстом, тетради.

  • Образование глаголов от существительных.

  • Нахождение глаголов в тексте, их запись.

  • Запись предложений, составление схем.

  • Ответы на вопросы логопеда с использованием глаголов.

  • Толкование пословиц и поговорок о весне.

44.


Слова, обозначающие действия неодушевлённых предметов.

«Весна.

Первые приметы весны». сюжетные картинки,

Карточки с загадками

  • Чтение и отгадывание загадок, выделение слов-действий, постановка к ним вопросов.

  • Подбор глаголов к существительным.

  • Составление предложений о ранней весне с опорой на слова и сюжетные картинки.

45.


Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов.

Серии сюжетных картинок

  • Образование полных имён и подбор к ним действий.

  • Ответы на вопросы по сюжетной картинке, запись существительных и глаголов.

  • Составление схемы предложения.

  • Составление рассказа по сюжетным картинкам.

46.


Различение предметов по их действиям.

«Уход за комнатными растениями».


  • Запись предложений, выделение слов-действий, постановка к ним вопросов.

  • Отгадывание предмета по его действиям.

  • Подбор глаголов по теме «Уход за комнатными растениями».

47.


Предлог - как отдельное слово.

«Весна»


Сюжетные картинки «Весна». Карточки с предложениями, тетради


  • Выделение из предложений предлогов.

  • Запись предложений, определение количества слов.

  • Нахождение различительных признаков ранней весны и середины весны, их приметы.

48.


Раздельное написание предлогов со словами. «Домашние животные весной».


  • Дополнение начатого предложения по картинкам с использованием предлогов.

  • Запись предложений, выделение предлогов.

  • Ответы на вопросы по картинкам (животные).

49.


Пространственная ориентация с помощью предлогов.

Работа по картине

«На скотном дворе».

  • Ответы на вопрос: где находится предмет?

  • Запись предложений с предлогами.

  • Составление предложений по данным схемам (с предлогами).

  • Составление связного рассказа с опорой на сюжетную картину.

50.


Простое предложение.

«Труд людей весной на селе».

Сюжетная картина. Карточки с предложениями, тетради


  • Определение количества слов в предложении.

  • Составление схемы предложения.

  • Беседа по вопросам логопеда с опорой на сюжетную картину (сельскохозяйственые работы весной).

51.


Предложение в тексте. «На школьном огороде».

Карточки с предложениями.

.


  • Определение количества предложений в небольшом тексте.

  • Расстановка знаков препинания.

  • Составление краткого рассказа с использованием личного опыта о работе на школьном огороде.

52.


Работа с деформированным предложением.

«Труд людей весной».


Карточки с предложениями.

  • Установление смыслового и грамматически правильного порядка слов в предложении.

  • Объяснение значений слов.

  • Составление схемы предложений.

  • Заканчивание предложений подходящими по смыслу словами (работа весной).

53.


Завершение начатого предложения. «Раннецветущие растения».


Предметные картинки «Раннецветущие растения».

Карточки с предложениями,


  • Определение места слова в предложении.

  • Добавление пропущенного слова в предложении.

  • Составление схемы предложений.

  • Активизация имеющихся знаний о первоцветах.

54.


Работа с деформированным предложением. «Весенние цветы».

Предметные картинки «Весенние цветы. Ландыш. Мать-и-мачеха».

  • Определение порядка слов в предложении.

  • Добавление пропущенных слов, подходящих по смыслу, в предложения.

  • Составление описания весеннего цветка (ландыш, мать-и-мачеха).

55.


Составление письменных ответов на вопросы.«Раннецветущие растения».


Предметные картинки «Раннецветущие растения. Черёмуха». Карточки с предложениями, тетради

  • Согласование слов в предложении (добавление слов, подходящих по смыслу, в любом месте предложения: начало, середина, конец).

  • Запись ответов на поставленные вопросы.

  • Выделение внешних признаков растения.

56.


Порядок слов в предложении.

Сюжетные картинки «Город».

Карточки с предложениями, тетради

  • Установление смыслового и грамматически правильного порядка слов в предложении.

  • Составление и запись предложений по схемам.

  • Добавление пропущенного слова в предложение (по смыслу).

  • Дифференциация понятий «село-город».

57.


Правила написания предложения. «Наш город».

Карточки с предложениями, тетради

  • Выделение первого слова, постановка знака препинания в конце предложения.

  • Определение количества слов в предложении.

  • Составление связного рассказа о городе по плану.

58.


Предложение (закрепление). «Жизнь в городе».

Предметные картинки (транспорт, торговые дома, театр, музей, фонтан) и т.д.

  • Составление из разрозненных слов предложений.

  • Расстановка знаков препинания в конце предложений.

  • Запись короткого текста, выделение предложений.

  • Составление предложений о жизни в городе по картинкам (транспорт, торговые дома, театр, музей, фонтан).

59.


Предложение в тексте. «Насекомые».


Предметные картинки «Насекомые».


  • Выделение в тексте границ предложений.

  • Запись предложений, составление схем.

  • Ответы на вопросы логопеда по картинкам (насекомые).

60.


Составление письменных ответов на вопросы к тексту. Работа с текстом «Живой вертолёт».

Карточки с предложениями, текстом, тетради

  • Чтение текста, передача содержания (устно).

  • Составление предложений-ответов на вопросы.

  • Запись предложений, составление схем предложений.

  • Составление пересказа текста.

61.


Выделение предложений из текста. «Полезные и вредные насекомые».

Картинки по теме. Карточки с предложениями, текстом. тетради

  • Определение количества предложений в тексте.

  • Анализ предложения: выделение начала – первого слова, постановка знака препинания в конце предложения.

  • Составление схем предложений.

  • Чтение текста о насекомых, ответы на вопросы предложениями из текста.

62.


Последовательный порядок предложений в тексте. «Насекомые».

Загадки «Насекомые». Карточки с предложениями, текстом, кроссворд.

  • Определение места предложения в тексте.

  • Установление смыслового порядка предложений в тексте.

  • Составление схемы предложений.

  • Отгадывание загадок, кроссвордов (насекомые).

63.


Связь предложений в тексте. «Правила дорожного движения».

Карточки с текстом, тетради

  • Определение смысловой последовательности предложений в тексте.

  • Выделение частей текста (начало, середина, конец).

  • Запись предложений, составление схем.

  • Активизация имеющихся знаний учащихся о правилах поведения на дороге.

64.


Работа с деформированным текстом. «Правила дорожного движения».

Загадки по теме «Правила дорожного движения». Карточки с текстом, тетради

  • Подбор подходящих по смыслу глаголов в предложения.

  • Расстановка разрозненных предложений в тексте, связанных грамматически и по смыслу.

  • Запись короткого текста.

  • Отгадывание загадок.

65.


Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок. «Дорога в школу».

Сюжетные картинки.

  • Составление предложений с опорой на картинки.

  • Установление последовательности предложений, составление связного текста.

  • Определение количества предложений.

  • Составление детьми рассказа о безопасном пути в школу.

66.


Коллективное составление текста с последовательной записью. «Правила дорожного движения».

Карточки с текстом, тетради

  • Определение смысловой последовательности предложений в тексте.

  • Выделение частей текста (начало, середина, конец).

  • Запись предложений, составление схем.

  • Активизация имеющихся знаний учащихся о правилах поведения на дороге.

67.


Коллективные ответы на вопросы по картинке. «Правила дорожного движения».

Загадки по теме «Правила дорожного движения». Карточки с текстом, тетради

  • Подбор подходящих по смыслу глаголов в предложения.

  • Расстановка разрозненных предложений в тексте, связанных грамматически и по смыслу.

  • Запись короткого текста.

  • Отгадывание загадок

68.


Составление рассказа по вопросному плану

«Лето»

План рассказа. Сюжетная картинка.

  • Определение и раскрытие темы рассказа;

    • Составление полного высказывания






































Список литературы

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

14. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

15. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

16.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

18. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

19. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.

20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!