Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «школа-интернат№12»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор КГБОУ ШИ№12 |
__________________ М.В.Лопатин |
Приказ №___от «___» _______20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИИ
2 КЛАСС
Рассмотрена на
педагогическом совете
от «____» _____20___г.
Составила: Задорожная Наталья Владимировна, учитель-логопед |
Вяземский 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ №12
4.Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа учитывает:
- психофизическую структуру речевых процессов в норме и особенностей развития этого процесса обучающимися с нарушением познавательной деятельности;
- психоневрологическую патологиюобучающихся;
- все виды речевых нарушений обучающихся.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние его возможности и резервы; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевойи Г.В.Чиркиной; идеи ряда учёных (Г.А. Каше, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Д. Забрамной, Р.И. Лалаевой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с нарушением интеллекта зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания, то решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, позволяющей приобретать обучающимися базовые учебные действия.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Программа предусматривает специфику логопедической работы по профилактике нарушений устной и письменной речи в специальной (коррекционной) школе:
1.В связи с тем, что у обучающихся начальных классов коррекционной школы-интернат ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы с ними направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
2.С учетом характера нарушений речи обучающихся логопедическая работа проводится над речевой системой в целом.
3.В процессе логопедической работы лежит принцип поэтапного формирования умственных действий.
4.Важнейшее значение придаётся дифференцированному подходу, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности.
5.Коррекция нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) тесно связана с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторикой ребенка.
6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у школьников с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отрабатываются этапы закрепления правильных речевых навыков.
7. Характерной для логопедической работы с обучающимися является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у детей с интеллектуальными нарушениями исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим правильные речевые навыки закрепляются в различных ситуациях.
9. Учитывается быстрая утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта.
10. Тщательно дозируются задания и речевой материал. Специфика познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала.
11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков задаётся определенный, не очень быстрый темп работы.
12. Поддерживается у обучающихся интерес к исправлению речи воздействием на их эмоциональную сферу.
13. В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с ограниченными возможностями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми.
14. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у обучающихся обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя и воспитателей.
Адресат
Данная программа носит коррекционно-развивающий характер, разработана для обучающихся с ОВЗ с СНР различной степени, имеющих нарушение познавательной деятельности, фонетической стороны речи, фонематических процессов и оптические нарушения, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
При составлении рабочей программы учитывались межпредметные связи и интегрирование материала по предметам. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, письму. Представлены групповые логопедические занятия.
Цель программы
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Основные задачи
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса младших школьников с СНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи младших школьников.
Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие способности к словесному творчеству на уровне,
соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Данная программа позволит наиболее рационально организовать работу группы детей с СНР, обеспечить единство требований педагогов и логопеда в формировании полноценной речевой деятельности.
Этапы коррекционной работы:
Диагностический этап, который решает следующие задачи:
определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем);
проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;
выявить индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память;
выявить наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Диагностика проводится в период с 1-3 недели сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Коррекционно-развивающий этап, его задача:
оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков.
Проводится на фонетическом, лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях.
Оценочный этап, его задачи:
подведение итогов коррекционной работы в течение учебного года;
оценка динамики работы с обучающимися младших классов;
качественный и количественный анализ ошибок, анализ эффективности путей и средств коррекционно-развивающей работы.
В программе представлены разделы:
тема занятия, соответствующая тематике урока письма;
лексическая тема, соответствующая урокам развития речи;
базовые учебные действия – те умения, которыми обучающиеся должны оперировать на уровне:
- грамматического материала;
- лексического материала.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 30 минут.
Занятия проводятся:
2 класс – 2 раза в неделю
Учебно-тематический план 2 класс.
№ | Наименование | Количество часов |
1. | Звуки и буквы. | 3 |
2. | Дифференциация гласных и согласных. | 21 |
3. | Работа на уровне слова. | 16 |
4. | Работа на уровне предложения. | 20 |
5. | Предлог | 3 |
6. | Работа на уровне текста. | 5 |
| ИТОГО: | 68 |
Планируемые результаты к уровню подготовки обучающихся 2 класса
по логопедии
Обучающиеся должны научиться:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, Р-Л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
по чтению и развитию речи
Обучающиеся должны научиться:
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.
по развитию устной речи
Обучающиеся должны научиться:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги и некоторые наречия.
назвать свойства изученных предметов и их частей;
обобщать названия изученных групп предметов.
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
2 класс
№ | Дата проведения | Тема занятия / Лексическая тема | Наглядные пособия ЦОРы | Базовые учебные действия |
1. | 01.09.17 | Простое предложение. «Школа». | Схемы предложений. Сюжетные картинки | Деление простого предложения на слова. Составление схем предложений. |
2. | 07.09.17 | Выделение предложения из текста. «Пришкольный участок». | Карточки с текстом. | Выделение предложения из текста. Определение количества слов в предложении. |
3. | 08.09.17 | Слово в составе предложения. «В школе». | Карточки с текстом. Сюжетные картинки. | Выделение предложений из текста (3-4 предложения). Звукобуквенный анализ слов. |
4. | 14.09.17 | Простое предложение (закрепление). Пересказ текста «После школы». | Таблица звуков | Определение количества слов в предложении. Расстановка точек в конце предложения. |
5. | 15.09.17 | Составление предложений по картинкам. «Осень». | Сюжетные картинки. | Составление и запись предложений по картинкам. Составление схем предложений. |
6. | 21.09.17. | Гласные звуки и буквы. «Овощи». | Таблица звуков | |
7. | 22.09.17. | Гласные ударные и безударные.Рассказ-описание «Овощи». | Сюжетные картинки | Нахождение в словах гласных в сильной и слабой позиции. Звукобуквенный анализ слов. |
8. | 28.09.17 | Согласные звуки и буквы. «Огород». | Сюжетные картинки. | Звукобуквенный анализ слов, выделение согласных. Выделение согласных в предложениях. Активизация имеющихся знаний учащихся, беседа по картине. |
9. | 29.09.17. | Дифференциация гласных и согласных звуков. | Сюжетные картинки. | Образование слов по первым буквам, запись, составление схем. Составление короткого рассказа, используя личный опыт, и с опорой на сюжетные картинки. |
10. | 05.10.17. | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация Б-П. | Предметные картинки «Фрукты». | Выделение в слове согласных, определение по звонкости-глухости. Распределение слов по группам: звонкие согласные в начале слова – глухие согласные в начале слова. Соотнесение слов и картинок (слова-паронимы). Ответы на вопросы по картинкам (фрукты). Составление рассказа-описания по плану. |
11. | 06.10.17. | Звуки В-Ф. | Предметные картинки «Грибы». | нахождение слов с парными согласными В-Ф. |
12. | 12.10.17. | Дифференциация В-Ф. | Предметные картинки «Ягоды». | Распределение слов, картинок по наличию звука. |
13. | 13.10.17. | Звуки Д-Т. | Рассказ «В лесу». | Составление слов из букв разрезной азбуки. Замена глухого согласного на звонкий согласный, сравнение слов. |
14. | 19.10.17. | Дифференциация Д-Т. | Предметные картинки «Семья». | Работа с деформированным предложением. Составление предложений со словами-паронимами. |
15. | 20.10.17. | Парные звонкие и глухие согласные. Беседа «Вечером в семье». | Сюжетная картинка «Вечером в семье». | Слоговой анализ. Замена глухих согласных на звонкие согласные, сравнение слов. Распределение картинок, слов по наличию заданного звука. |
16. | 26.10.17. | Звуки Г-К. | Предметные картинки «Виды одежды». | Чтение слов парами, сравнение по значению и звучанию. Распределение слов по наличию звука. |
17. | 27.10.17. | Дифференциация Г-К. | «Бережное отношение к одежде». | Подбор подходящих по смыслу слов в предложении. Распределение картинок по наличию заданного звука. |
18. | 09.11.17. | Дифференциация З-С. | Предметные картинки «Обувь». | Чтение парами слов, сравнение по смыслу, звучанию. Составление слов из букв разрезной азбуки. Добавление пропущенной буквы в словах. Составление предложений по вопросам (обувь). Отгадывание загадок (обувь). |
19. | 10.11.17. | Дифференциация Ш-Ж. | Предметные картинки «Обувь». (различение по сезонам). | Закрепление правила правописания слогов ЖИ-ШИ в словах. Звукобуквенный анализ слов. Выделение согласных звуков, их анализ по глухости-звонкости. Нахождение различий и характеристика сезонной обуви. Составление рассказа-описания (обувь). |
20. | 16.11.17. | Дифференциация С-Ш. «Уход за обувью». | Предметные картинки «Обувь». | Выделение начального звука в словах. Распределение картинок, слов по наличию заданного звука. Подбор подходящих по смыслу слов в конце предложения. |
21. | 17.11.17. | Дифференциация З-Ж. | Загадки по теме «Одежда. Обувь». | Распределение слов по наличию заданного звука. Изменение предложений по образцу. |
22. | 23.11.17. | Свистящие и шипящие звуки. | Стихотворение «Я одеться сам могу». | Согласование существительных с прилагательными (слова-паронимы). Дополнение предложений по вопросам и картинкам. |
23. | 24.11.17. | Дифференциация Р-Л. «Приметы зимы». | Схемы предложений. | Сравнение слов парами по наличию заданного звука. Звукобуквенный анализ слов. |
24. | 30.11.17. | Аффрикаты. Звук и буква Ц. «Зима» | Буквы разрезной азбуки. . | Выделение начального звука, определение наличия заданного звука в словах. Составление слов из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов. |
25. | 01.12.17. | Дифференциация Ц-С. | Сюжетная картина «У кормушки». | Сравнение слов, чёткое проговаривание. Дополнение предложений по вопросам и картинкам. |
26. | 07.12.17. | Звук и буква Ч. Дифференциация Ч-Т. «В лесу зимой». | Сюжетные картинки, буквы разрезной азбуки. | Составление слов из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов. Составление схем предложений. |
27. | 08.12.17. | Звук и буква Щ. Дифференциация Щ-Ш. «Домашние животные зимой». | Предметные картинки, карточки | Чтение слов парами, сравнение по звучанию, написанию, значению. Добавление пропущенных букв в словах. Составление предложений, схем. |
28. | 14.12.17. | Звуки и буквы Ч, Щ, Ц. Беседа по картине. | Сюжетные картинки «На ферме». | Выделение согласных звуков, определение их места в словах. Распределение картинок, слов по наличию заданного звука. Звукобуквенный анализ слов. Составление предложений, схем. Составление предложений по картине, опорным словам. |
29. | 15.12.17. | Твёрдые и мягкие согласные. «Уход за домашними животными зимой». | Карточки с предложениями. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах. Запись слов парами, сравнение по написанию, значению. Добавление слов в предложениях. |
30. | 21.12.17. | Деление слов на слоги. «Профессии на транспорте». | Предметные картинки. | Выделение гласных в словах. Определение количества слогов в словах. Составление предложений по опорным словам. |
31. | 22.12.17. | Перенос слов по слогам. «Профессии» | Предметные картинки. | Перенос слов по слогам. Слоговой синтез: составление слов из данных слогов. Выделение ударных гласных в слове. |
32. | 28.12.17. | Ударение в слове. «Профессия моих родителей». | Индивидуальные карточки. | Определение сильной позиции гласного в слове. Постановка ударения в двусложных словах. Активизация имеющихся знаний детей о профессиях родителей. Составление рассказа по вопросам логопеда. |
33. | 29.12.17. | Ударные и безударные гласные в слове. «Профессии на стройке». | Предметные картинки. | Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги, постановка ударения. |
34. | 11.01.18. | Слова, обозначающие предметы. «Трудовые действия». | Предметные картинки. | Называние предметов, чтение слов, соотнесение с картинками. Постановка вопросов к словам-предметам. Составление и запись предложения по опорным словам. Анализ предложений. |
35. | 12.01.18. | Различение названий предметов по вопросам: кто? что? | Сюжетная картинка, тетради. | с использованием предметных картинок. |
36. | 18.01.18 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. «Профессии. Швея». | Предметные картинки «Профессии. Швея». | Дифференциация слов единственного и множественного числа. Запись слов по группам (с использованием картинок). Запись предложений, изменяя слова, данные в скобках (ед. и множ. число). |
37. | 19.01.18 | Сравнение сходных по назначению предметов. «Профессии». Игра «В ателье». | Предметные картинки. | Сравнение предметов по назначению, внешнему виду. Постановка вопросов к словам. Составление предложений при сравнении предметов. |
38. | 25.01.18. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | Карточки с предложениями, предметные картинки. | Чтение предложений, выделение имён, фамилий людей, запись слов, постановка вопросов. |
39. | 26.01.18 | Большая буква в кличках животных. | Сюжетные картинки, тетради. | Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Выделение и запись слов, обозначающих клички животных. |
40. | 01.01.18 | Правописание имён собственных и употребление их в предложении. | Индивидуальные карточки | Выделение имён собственных в тексте. Составление и запись предложений, используя имена собственные. Составление схемы предложения. |
41. | 02.02.18 | Действие и его название. «Ранняя весна». | Сюжетная картинка «Ранняя весна». Индивидуальные карточки, тетради | Запись предложений, нахождение слов-предметов, слов-действий, их выделение. Выполнение детьми движений, называние их действий. Постановка вопросов к выделенным словам-действиям. |
42. | | Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? «Дикие животные весной». | Предметные картинки «Дикие животные | Подбор подходящих глаголов к существительным. Работа с деформированным предложением. Составление схем предложений. |
43. | | Название предметов и их действий. | «Пословицы и поговорки о весне». Карточки с текстом, тетради. | Образование глаголов от существительных. Нахождение глаголов в тексте, их запись. Запись предложений, составление схем. Ответы на вопросы логопеда с использованием глаголов. |
44. | | Слова, обозначающие действия неодушевлённых предметов. | «Весна. Первые приметы весны». сюжетные картинки, Карточки с загадками | Чтение и отгадывание загадок, выделение слов-действий, постановка к ним вопросов. Подбор глаголов к существительным. |
45. | | Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов. | Серии сюжетных картинок | Образование полных имён и подбор к ним действий. Ответы на вопросы по сюжетной картинке, запись существительных и глаголов. Составление схемы предложения. |
46. | | Различение предметов по их действиям. «Уход за комнатными растениями». | | Запись предложений, выделение слов-действий, постановка к ним вопросов. Отгадывание предмета по его действиям. Подбор глаголов по теме «Уход за комнатными растениями». |
47. | | Предлог - как отдельное слово. «Весна» | Сюжетные картинки «Весна». Карточки с предложениями, тетради | Выделение из предложений предлогов. Запись предложений, определение количества слов. Нахождение различительных признаков ранней весны и середины весны, их приметы. |
48. | | Раздельное написание предлогов со словами. «Домашние животные весной». | | Дополнение начатого предложения по картинкам с использованием предлогов. Запись предложений, выделение предлогов. |
49. | | Пространственная ориентация с помощью предлогов. | Работа по картине «На скотном дворе». | Ответы на вопрос: где находится предмет? Запись предложений с предлогами. Составление предложений по данным схемам (с предлогами). |
50. | | Простое предложение. «Труд людей весной на селе». | Сюжетная картина. Карточки с предложениями, тетради | |
51. | | Предложение в тексте. «На школьном огороде». | Карточки с предложениями. . | Определение количества предложений в небольшом тексте. Расстановка знаков препинания. |
52. | | Работа с деформированным предложением. «Труд людей весной». | Карточки с предложениями. | Установление смыслового и грамматически правильного порядка слов в предложении. Объяснение значений слов. Составление схемы предложений. |
53. | | Завершение начатого предложения. «Раннецветущие растения». | Предметные картинки «Раннецветущие растения». Карточки с предложениями, | Определение места слова в предложении. Добавление пропущенного слова в предложении. Составление схемы предложений. |
54. | | Работа с деформированным предложением. «Весенние цветы». | Предметные картинки «Весенние цветы. Ландыш. Мать-и-мачеха». | Определение порядка слов в предложении. Добавление пропущенных слов, подходящих по смыслу, в предложения. Составление описания весеннего цветка (ландыш, мать-и-мачеха). |
55. | | Составление письменных ответов на вопросы.«Раннецветущие растения». | Предметные картинки «Раннецветущие растения. Черёмуха». Карточки с предложениями, тетради | Согласование слов в предложении (добавление слов, подходящих по смыслу, в любом месте предложения: начало, середина, конец). Запись ответов на поставленные вопросы. |
56. | | Порядок слов в предложении. | Сюжетные картинки «Город». Карточки с предложениями, тетради | Составление и запись предложений по схемам. Добавление пропущенного слова в предложение (по смыслу). |
57. | | Правила написания предложения. «Наш город». | Карточки с предложениями, тетради | Выделение первого слова, постановка знака препинания в конце предложения. Определение количества слов в предложении. |
58. | | Предложение (закрепление). «Жизнь в городе». | Предметные картинки (транспорт, торговые дома, театр, музей, фонтан) и т.д. | Расстановка знаков препинания в конце предложений. Запись короткого текста, выделение предложений. Составление предложений о жизни в городе по картинкам (транспорт, торговые дома, театр, музей, фонтан). |
59. | | Предложение в тексте. «Насекомые». | Предметные картинки «Насекомые». | Выделение в тексте границ предложений. Запись предложений, составление схем. |
60. | | Составление письменных ответов на вопросы к тексту. Работа с текстом «Живой вертолёт». | Карточки с предложениями, текстом, тетради | Чтение текста, передача содержания (устно). Составление предложений-ответов на вопросы. Запись предложений, составление схем предложений. |
61. | | Выделение предложений из текста. «Полезные и вредные насекомые». | Картинки по теме. Карточки с предложениями, текстом. тетради | Определение количества предложений в тексте. Анализ предложения: выделение начала – первого слова, постановка знака препинания в конце предложения. Составление схем предложений. Чтение текста о насекомых, ответы на вопросы предложениями из текста. |
62. | | Последовательный порядок предложений в тексте. «Насекомые». | Загадки «Насекомые». Карточки с предложениями, текстом, кроссворд. | Определение места предложения в тексте. Установление смыслового порядка предложений в тексте. Составление схемы предложений. Отгадывание загадок, кроссвордов (насекомые). |
63. | | Связь предложений в тексте. «Правила дорожного движения». | Карточки с текстом, тетради | Выделение частей текста (начало, середина, конец). Запись предложений, составление схем. |
64. | | Работа с деформированным текстом. «Правила дорожного движения». | Загадки по теме «Правила дорожного движения». Карточки с текстом, тетради | Подбор подходящих по смыслу глаголов в предложения. Расстановка разрозненных предложений в тексте, связанных грамматически и по смыслу. Запись короткого текста. |
65. | | Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок. «Дорога в школу». | Сюжетные картинки. | Составление предложений с опорой на картинки. Установление последовательности предложений, составление связного текста. Определение количества предложений. |
66. | | Коллективное составление текста с последовательной записью. «Правила дорожного движения». | Карточки с текстом, тетради | Выделение частей текста (начало, середина, конец). Запись предложений, составление схем. |
67. | | Коллективные ответы на вопросы по картинке. «Правила дорожного движения». | Загадки по теме «Правила дорожного движения». Карточки с текстом, тетради | Подбор подходящих по смыслу глаголов в предложения. Расстановка разрозненных предложений в тексте, связанных грамматически и по смыслу. Запись короткого текста. |
68. | | Составление рассказа по вопросному плану «Лето» | План рассказа. Сюжетная картинка. | Определение и раскрытие темы рассказа; |
Список литературы
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
15. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
16.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
18. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
19. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.
20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.