СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедии НОДА (3) 2 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии НОДА (3) 2 класса»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»





СОГЛАСОВАНО

Руководитель СППС

______________Т.А. Денисова

«_____»__________ 20____г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

______________В.В. Неупокоева

«_____»__________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от____________№______












Рабочая программа

для обучающейся 2 класса с

нарушениями опорно-двигательного аппарата (3 вариант)












Составитель: Вильямова О.Н.,

учитель-логопед










г. Биробиджан,

2020-2021 год

Пояснительная записка

Систематические занятия по программе «Логопедия» предоставят возможность ребёнку овладеть простыми, но необходимыми приёмами улучшения разборчивости речи, обогатить словарный запас, научиться оформлять в устной форме свои мысли, располагать слова в предложении в определенной последовательности, связывать предложения в тексте. Специально подобранные задания позволят улучшить синхронность голоса, дыхания и артикуляции, сформируют у обучающихся умение анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, получат возможность использовать средства дополнительной и альтернативной коммуникации для общения с окружающими.

На занятиях у детей может быть сформировано умение правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов, умение соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению), проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя, понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании, умение воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями, умение общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения, навыки использования альтернативные и дополнительные системы общения, которые являются улучшающими или заменяющими самостоятельную речь.

Цель курса – формирование и коррекция коммуникативной функции речи, направленные на социальную адаптацию ребенка с церебральным параличом и умственной отсталостью.

На занятиях речевой практики во 2 классе решаются следующие задачи:

  • формировать длительность и плавность речевого выдоха;

  • обучить детей простым речевым шаблонам;

  • обучить детей применять усвоенные навыки в различных ситуациях;

  • обеспечить усвоения общественного опыта умений действовать совместно с

взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

  • способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

  • обогащать языковую базу устных высказываний;

  • учить строить связные устные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.

    Общая характеристика рабочей программы

Учащиеся научатся:

-формировать выразительную сторону речи;

-строить связные устные высказывания;

Учащийся получит возможность научиться:

- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами

в записи;

-выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

-выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться,

прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие

выражения;

- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих

родственников;

- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых

ситуаций;

-объяснять, как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);

-участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

Место программы в учебном плане

Данная программа предусматривает индивидуальные занятия с речевым тренингом. Занятия проходят 2 раза в неделю. При необходимости содержание занятий дублируется в ходе индивидуальной коррекционной работы. Срок реализации программы: второе полугодие, в количестве 32 занятий, время занятий 30-35 мин.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-принятие статуса «ученик», на уровне положительного отношения к школе;

-заинтересованность посещением занятий;

-принятие соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-положительное отношение к коррекционным занятиям;

-проявление самостоятельности в выполнении учебных заданий;

-проявление готовности к безопасному и бережному поведению в обществе;

-доброжелательность в отношении к окружающим людям;

-умение проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- формирование умения планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные

связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативных УУД:

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах),

договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

Предметные результаты:

- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

- овладения первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

- пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в составе предложения;

- слушать рассказ учителя-логопеда, а также читаемый текст;

- самостоятельно выразительно читать текст;

- редактировать простое и сложное предложение;

Содержание курса с указанием форм организации занятий

Выраженной особенностью умственно отсталых детей с ДЦП является нарушение

целенаправленной деятельности, поведения, эмоционально-волевой сферы. Им свойственны

непоследовательность в изложении мыслей, неумение выделять главное в содержании рассказа, в сюжетной картинке. Обнаруживается крайняя неравномерность в усвоении знаний по отдельным предметам.

Нарушения речи у умственно отсталых детей являются вторичными, зависящими от недоразвития познавательной деятельности (Петрова В.Г., Соботович Е.Ф.) Исследователи выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей:

1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.

2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может написать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.

3 уровень. Понимание читаемых текстов ограничено. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно написать простые слова и короткие фразы. В письменных рассказах отмечаются выраженные нарушения.

Проведение занятий направлено на развитие умений учащихся понимать и сознательно строить и произносить словесные сообщения разных типов. Форма проведения занятий преимущественно игровая.

На занятиях дети научатся простейшим приёмам эффективного восприятия и запоминания вербальной и визуальной информации.

Работа по развитию связной речи с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью, должна проводиться с учетом специфики речевого недоразвития. Дети с ДЦП с легкой умственной отсталостью младшего школьного возраста не знают значения многих слов, лексический запас крайне ограничен . У детей нарушены семантические представления, языковые абстракции и обобщения не сформированы.


























Тематическое планирование


Тема занятия

Краткое содержание занятия

Кол. Час.

Основные виды деятельности обучающихся на занятии.

Общение

Какое бывает общение, его правила. Вежливые слова.

5

Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом. Ответы на вопросы учителя

Как ходить в гости. Угощение для гостей

«Муха- Цокотуха» К.И. Чуковский. В гости к Мухе- Цокотухе. Рассказ Н.Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»

5

Прослушивание сказок с последующей инсценировкой. Составление рассказа по картинке. Описание понравившегося героя сказки или рассказа.

За покупками в супермаркет

Магазин, где все можно купить. Правила поведения в магазине. Презентация по теме.

5

Составление рассказа по картинке. Определение отдела магазина по описанию.

Мы идем в магазин

Цель похода в магазин. С кем мы ходим в магазин.

4

Составляем список покупок.

Игра: « Мы пришли в магазин»

Торговый центр. Магазин одежды.

Праздничная

одежда. Гигиена одежды.

Презентация по теме

Сезонная одежда. Одежда в школе и дома.


4

Подбор сюжетных картинок. Ролевая игра по теме. Исключение лишнего предмета одежды с объяснением.

Поздравь с праздником родных и друзеи

Праздники. Дни рождения. Новый год. 8 марта. 23 февраля. Крещение и т.д.

5

Составление поздравления по образцу и придумывание подарков для родных и друзей.

Поздравь с праздником родных и друзеи

Составляем поздравление для друзей и родных к празднику. Если к тебе пришли гости.

4

Ролевая игра по теме. Оценивание себя в речевой ситуации по вопросам учителя.

Итого: 32 часа











Методическая литература

1. Алехина С.В. (ответственный редактор) Создание специальных условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование» - М., 2012

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.

Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с. (серия «Инклюзивное образование»)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!