Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
СОГЛАСОВАНО Руководитель СППС ______________Т.А. Денисова «_____»__________ 20____г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ______________В.В. Неупокоева «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от____________№______ |
|
Рабочая программа
для обучающейся 2 класса с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (3 вариант)
Составитель: Вильямова О.Н.,
учитель-логопед
г. Биробиджан,
2020-2021 год
Пояснительная записка
Систематические занятия по программе «Логопедия» предоставят возможность ребёнку овладеть простыми, но необходимыми приёмами улучшения разборчивости речи, обогатить словарный запас, научиться оформлять в устной форме свои мысли, располагать слова в предложении в определенной последовательности, связывать предложения в тексте. Специально подобранные задания позволят улучшить синхронность голоса, дыхания и артикуляции, сформируют у обучающихся умение анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, получат возможность использовать средства дополнительной и альтернативной коммуникации для общения с окружающими.
На занятиях у детей может быть сформировано умение правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов, умение соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению), проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя, понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании, умение воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями, умение общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения, навыки использования альтернативные и дополнительные системы общения, которые являются улучшающими или заменяющими самостоятельную речь.
Цель курса – формирование и коррекция коммуникативной функции речи, направленные на социальную адаптацию ребенка с церебральным параличом и умственной отсталостью.
На занятиях речевой практики во 2 классе решаются следующие задачи:
формировать длительность и плавность речевого выдоха;
обучить детей простым речевым шаблонам;
обучить детей применять усвоенные навыки в различных ситуациях;
обеспечить усвоения общественного опыта умений действовать совместно с
взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
обогащать языковую базу устных высказываний;
учить строить связные устные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.
Общая характеристика рабочей программы
Учащиеся научатся:
-формировать выразительную сторону речи;
-строить связные устные высказывания;
Учащийся получит возможность научиться:
- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами
в записи;
-выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
-выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие
выражения;
- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих
родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых
ситуаций;
-объяснять, как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
-участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
Место программы в учебном плане
Данная программа предусматривает индивидуальные занятия с речевым тренингом. Занятия проходят 2 раза в неделю. При необходимости содержание занятий дублируется в ходе индивидуальной коррекционной работы. Срок реализации программы: второе полугодие, в количестве 32 занятий, время занятий 30-35 мин.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-принятие статуса «ученик», на уровне положительного отношения к школе;
-заинтересованность посещением занятий;
-принятие соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-положительное отношение к коррекционным занятиям;
-проявление самостоятельности в выполнении учебных заданий;
-проявление готовности к безопасному и бережному поведению в обществе;
-доброжелательность в отношении к окружающим людям;
-умение проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- формирование умения планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;
Познавательные УУД:
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные
связи, делать выводы, формулировать их;
Коммуникативных УУД:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах),
договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
Предметные результаты:
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- овладения первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
- пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в составе предложения;
- слушать рассказ учителя-логопеда, а также читаемый текст;
- самостоятельно выразительно читать текст;
- редактировать простое и сложное предложение;
Содержание курса с указанием форм организации занятий
Выраженной особенностью умственно отсталых детей с ДЦП является нарушение
целенаправленной деятельности, поведения, эмоционально-волевой сферы. Им свойственны
непоследовательность в изложении мыслей, неумение выделять главное в содержании рассказа, в сюжетной картинке. Обнаруживается крайняя неравномерность в усвоении знаний по отдельным предметам.
Нарушения речи у умственно отсталых детей являются вторичными, зависящими от недоразвития познавательной деятельности (Петрова В.Г., Соботович Е.Ф.) Исследователи выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей:
1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.
2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может написать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.
3 уровень. Понимание читаемых текстов ограничено. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно написать простые слова и короткие фразы. В письменных рассказах отмечаются выраженные нарушения.
Проведение занятий направлено на развитие умений учащихся понимать и сознательно строить и произносить словесные сообщения разных типов. Форма проведения занятий преимущественно игровая.
На занятиях дети научатся простейшим приёмам эффективного восприятия и запоминания вербальной и визуальной информации.
Работа по развитию связной речи с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью, должна проводиться с учетом специфики речевого недоразвития. Дети с ДЦП с легкой умственной отсталостью младшего школьного возраста не знают значения многих слов, лексический запас крайне ограничен . У детей нарушены семантические представления, языковые абстракции и обобщения не сформированы.
Тематическое планирование
Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол. Час. | Основные виды деятельности обучающихся на занятии. |
Общение | Какое бывает общение, его правила. Вежливые слова. | 5 | Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом. Ответы на вопросы учителя |
Как ходить в гости. Угощение для гостей | «Муха- Цокотуха» К.И. Чуковский. В гости к Мухе- Цокотухе. Рассказ Н.Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» | 5 | Прослушивание сказок с последующей инсценировкой. Составление рассказа по картинке. Описание понравившегося героя сказки или рассказа. |
За покупками в супермаркет | Магазин, где все можно купить. Правила поведения в магазине. Презентация по теме. | 5 | Составление рассказа по картинке. Определение отдела магазина по описанию. |
Мы идем в магазин | Цель похода в магазин. С кем мы ходим в магазин. | 4 | Составляем список покупок. Игра: « Мы пришли в магазин» |
Торговый центр. Магазин одежды. | Праздничная одежда. Гигиена одежды. Презентация по теме Сезонная одежда. Одежда в школе и дома. | 4 | Подбор сюжетных картинок. Ролевая игра по теме. Исключение лишнего предмета одежды с объяснением. |
Поздравь с праздником родных и друзеи | Праздники. Дни рождения. Новый год. 8 марта. 23 февраля. Крещение и т.д. | 5 | Составление поздравления по образцу и придумывание подарков для родных и друзей. |
Поздравь с праздником родных и друзеи | Составляем поздравление для друзей и родных к празднику. Если к тебе пришли гости. | 4 | Ролевая игра по теме. Оценивание себя в речевой ситуации по вопросам учителя. |
Итого: 32 часа |
Методическая литература
1. Алехина С.В. (ответственный редактор) Создание специальных условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование» - М., 2012
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с. (серия «Инклюзивное образование»)