2 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения: Основная школа/составитель В.С. Савинов-М: Просвещение,2011.ООО. (стандарты 2 поколения) и обеспечения УМК: Кугужаныш марий йылме программе 1-11 класс Йошкар-Ола, 2011; Учебного плана МОБУ «Русскокукморская СОШ»; Методической рекомендации образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей, Йошкар-Ола, 2011г.
Курс «Марийский (государственный) язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с марийским языком как генетически родным языком основной части населения республики и одним из языков финно-угорской языковой группы, основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель предполагает овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Для достижения поставленных целей изучения марийского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке в рамках тем, предусмотренных программой, формирование умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями, ситуациями общения; на основе совершенствования речевых навыков развивать мышление, воображение, память и внимание младших школьников;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;
овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования (в рамках требований программы);
воспитание у учеников уважительного отношения к марийскому языку как духовному богатству народа, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей, чувства сопричастности к его сохранению; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.
Учебный план для образовательного учреждения отводит 34 часа для обязательного изучения марийского (государственного) языка во 2 классе по 1 часу в неделю.
1.Планируемые результаты освоения курса
Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;
- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
2.Содержание учебного предмета
Систематический курс (2-4 классы) марийского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Важными в начальном курсе «Марийского языка» является разделы «Слово. Предложение. Текст». Основные универсальные учебные действия по этому разделу обучающиеся приобретают в период обучения грамоте по русскому языку. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. На уроках марийского языка при работе над темой «Звуки и буквы» необходимо направить на правильное произношение марийских звуков, а также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции. Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, как на уроках русского, так и на уроках родного языка. Поэтому универсальные учебные действия, указанные в программе каждого раздела развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении марийскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных учебных действий в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
3.Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку 2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Виды и формы контроля | Дата |
план | факт |
1 | Давайте познакомимся. Палыме лийына. | 1 | Туныктышын йодышлан вашештен мошташ | Беседа | | |
2 | Местоимения. Олмештыш мут. | 1 | Этикет шомак-влакым, личный олмештыш мут-влакым вашмутышто чын кучылташ. | Беседа | | |
3 | Числа от 1 до 10. 1 гыч 10 марте олмештыш мут-влак. | 1 | 1 гыч 10 марте Чот мутым вашмутышто кучылташ; пырля шинчышейолташым тергаш. Чот мутым жап ойлымаште кучылташ. | Индивидуальная работа | | |
4 | Моя семья. Мыйын ешем. | 1 | Мут ден предложений –влакым шке шонымым каласымаште чын кучылтмаш. Притяжятельный суфиксан мут-влакым ойлымаште да возымаште чын кучылташ | Беседа | | |
5 | Моя семья. Мыйын ешем. | 1 | Мут ден предложений –влакым шке шонымым каласымаште чын кучылтмаш. Притяжятельный суфиксан мут-влакым ойлымаште да возымаште чын кучылташ | Беседа | | |
6 | Где ты живешь? Где ты учишься? Тый кушто илет? Тый кушто тунемат? | 1 | Кушто илымым, улмым, лиймым пален налаш йодышым чын шындаш. Илыме кундем нерген шке шонымашым каласаш. Предложений –влакым рдаман чот мутым кучылтын чонаш. | Групповая работа | | |
7 | Употребление вопросов кто? что? Тиде ко? Тиде мо? | 1 | Мут – влаклан КО? МО? Йодышым чын шындаш. Предметын могай улмыжым каласен мошташ. | Групповая работа | | |
8 | Составление диалогов. Диалогым чонымаш. | 1 | Айдемылан да янлыклан йодышым чын шындаш. | Беседа, групповая работа | | |
9 | Употребление прилагательных. Пале мутым кучылтмаш. | 1 | Ваш-Ваш йодышым шындаш да вашмутым пуаш. | Беседа | | |
10 | Сколько тебе лет? Тылат мыняр ий? | 1 | Чот мут- влакым чын каласаш да возаш. Предложений- влакым кулеш мут дене кошартен мошташ. | Беседа, опрос | | |
11 | В зоопарке. Зоопаркыште. | 1 | Тунеммше мут-влакым монолог сынан текстым чонгымаште кучылташ. | Групповая работа | | |
12 | Стихи о животных. Янлык-влак нерген почеламут. | 1 | Почеламутым сылнын лудмаш | Выразительное чтение | | |
13 | Мой друг. Мыйын йолташем | 1 | Йолташ нерген ойлымо годым олмештым мутым кучалташ. | Опрос, групповая работа | | |
14 | Профессии и место работы. Паша да пашам ыштыме вер. | 1 | Предложений-влакым чонымо годым глаголым чын кучалташ. Туныктышын темлыме мут дене предложенийым чонаш. | Беседа | | |
15 | Зима. Новый год. Теле. У ий. | 1 | Действийым ончыктышо мутым ед. да мн. Числаште каласаш тунемаш. У ийым вашлийме нерген каласаш тунемаш. | Беседа | | |
16 | Неделя. Арня. | 1 | У мут – влакым шарнаш, мут сочетанийым да предложенийым чонаш. Йодышлан вашмутым пуаш тунемаш. | Групповая работа | | |
17 | Порядковые числительные. Чот мут –влак. | 1 | | Опрос, групповая работа | | |
18 | Сколько времени. Мыняр жап. | 1 | Йодышлан вашмутым пуэн мошташ тунемаш. Марий почеламутым сылнын лудаш тунемаш. | Беседа | | |
19 | Утром. Эрдене. | 1 | Мут ден предложений – влакым у ситуаццийыште каласаш туныкташ. | Беседа | | |
20 | Какой сегодня месяц? Какое число? Таче могай тылзе? Могай числа? | 1 | Лум мут ден чот мутан мут сочетанийым мутланымаште кучылташ. | Беседа, опрос | | |
21 | Времена года. Идалык жап. | 1 | Йодышан предложений-влакым возаш. | Беседа, групповая работа | | |
22 | Весной. шошым | 1 | Шорен каласыме конструкцийым кучылташ. Почеламутым сылнын лудаш, тун ойым каласаш. | Групповая работа | | |
23 | Любимая игрушка. Йоратыме модышна. | 1 | Йоратыме модыш нерген текстым чонаш тунемаш. Пырля шинчыше йолташыж деч йоратыме модыш нерген йодаш. Лум мутын шуко чотшым ончыктышо суффикс – влакым кучылташ. | Беседа | | |
24 | Наша еда. Мемнан кочкышна. | 1 | Мут – влкын значенийыштым шарнаш, мут сочетанийым, изи предложенийым чонаш. Мутланымаште глаголын шорымо формыжым кучылташ | Беседа, групповая работа | | |
25 | За столом. Устолторышто. | 1 | Диалогым чонымаште этикет шомак – влакым кучылташ. | Групповая работа | | |
26 | День рождения кота. Пырысын шочмо кечыже. | 1 | Текстым лудаш, кулеш информацийым муаш. Действийым ончыктышо мут – влакым чын кучылташ. Марий калык кочкыш нерген предложенийым чонаш. | Беседа, групповая работа | | |
27 | В деревне. Ялыште | 1 | Ко кушто улмым ончыктышо мут- влакым кучылтен, йодышлан вашешташ. Суретыште ончыктымо йоны-лышым муаш, чын вашмутымчонаш. Шке илыме вер нерген предложенийым чонаш. | Беседа, групповая работа | | |
28 | В саду и в огороде. Сад-пакчаште. | 1 | Йодышым чын шындаш, вашмутым йолташ деч йодаш. Возымо мутышто йонылышым муаш, чын возаш. | Опрос, беседа | | |
29 | Во дворе. Кудывечыште. | 1 | Суретыште У мут-влакым муаш, мутер дене пашам ышташ.Почеламутым чын да сылнын лудаш. | Беседа | | |
30 | Играем сказку. Йомакым модына. | 1 | Марий калыкын йомакым палаш. Предлженийым марий йылмыш кусараш. Текстыште йодышлан вашмутым муаш. Предложенийыш кулеш мутым шынден возаш. | Групповая работа | | |
31 | Играем сказку. Йомакым модына. | 1 | Вопросительный, повествовательный предложений- влакым, обращенийым ойлымо годым чын кучылт мошташ. | Групповая работа | | |
32 | Родина. Шочмо вер. | 1 | | Беседа | | |
33 | Повторение изученного. | 1 | | | | |
34 | Контрольная работа за год | 1 | | Итоговая контрольная работа | | |