Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мишутинская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «МишутинскаяСОШ»
_____________________И. А. Шерстнева
«___»____________ 20 г.
Приказ №_____ от ________
Рабочая программа
по математике
для 5 «А» класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель математики
Середин Николай Иванович
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же на основе ООП основного общего образования МБОУ «Мишутинская СОШ», учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Мишутинская СОШ», примерная программа основного общего образования по математике, С.М. Никольский.Учебник по математике для 5 класса для общеобразовательных учреждений, М.:Просвещение, 2016 год, автор С.М. Никольский.
Рабочая программа предназначена для 5 класса общеобразовательной школы и обеспечивает соответствие общим целям и задачам обучения предмету «математика», предусмотренным государственным стандартам образования.
Программа направлена на всестороннее развитие обучающего, на создание основ и навыков математических вычислений, на самостоятельную работу по изучению постижению основ математических наук, а так же на самостоятельную работу в области межпредметных наук. Актуальность программы для МБОУ «Мишутинская СОШ» заключается в возможности каждому ученику самореализоваться в решении важной задачи интеллектуального развития и формирования личности.
Цель данной программы:
обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта-перехода от суммы «предметных результатов» к «метапредметным результатам».
Задачи данной программы:
- приобретение математических знаний и умений:
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности:
- освоение компетенций учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
По учебному плану на 2018-2019 учебный год на изучение математики в 5 классе отводится 170 часов, по 5 часов в неделю, по авторской программе 170 часов.
2. Тематическое планирование
№ п.п | Наименование раздела | Всего часов | Из них кол-во |
Контрольных работ |
1 | Повторение курса математики 4 класса | 5 часов | |
2 | Натуральные числа и нуль | 43 часов | 2 часа |
3 | Измерение величин | 30 часов | 2 часа |
4 | Делимость натуральных чисел | 17 часов | 1 час |
5 | Обыкновенные дроби | 64 часов | 3 часа |
6 | Итоговое повторение курса математики | 11 часов | 1 час |
ИТОГО: | | 170 часов | 9 часов |
Краткое содержание учебного курса.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | Повторение курса математики 4 класса | 5 | |
2 | Натуральные числа и ноль. | 43 | Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление на цело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач. |
3 | Измерение величин. | 30 | Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач. |
4 | Делимость натуральных чисел. | 17 | Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. |
5 | Обыкновенные дроби (61 ч). | 64 | Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач. |
6 | Итоговое повторение курса математики | 11 | |
3. Планируемые результаты изучения программы по математике в 5 классе.
Личностные результаты.
Личностные универсальные учебные действия.
• представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, старинные системы записи чисел, старинные системы мер; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
• ориентация в системе требований при обучении математике;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках математики.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;
• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию на уроках математики и в математической деятельности;
• анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);
• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить учебные цели;
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
• брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);
• осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• самостоятельно давать определение понятиям;
• строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если:
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов | Виды Деятельности (УУД) | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения |
1 | Повторение курса математики 4 класса | 5 | | | |
1-2 | Повторение. Действия с числами. | 2 ч. | | 01.09-08.09 | |
3 | Повторение. Величины. Единицы измерения величин. | 1 ч. | | 01.09-08.09 | |
4 | Повторение. Решение уравнений. | 1 ч. | | 04.09-08.09 | |
5 | Повторение. Решение задач на движение. | 1 ч. | | 04.09-08.09 | |
2 | Натуральные числа и нуль | 43 | Коммуникативные: -Развить у учащихся представление о месте математики в системе наук; - Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; - Контролировать действия партнера; - Договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, в том числе к ситуации столкновения интересов. Регулятивные: -Формировать целевые установки учебной деятельности; - Учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - Различать способ и результат действия; - Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок; - Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: - Различать методы познания окружающего мира по его целям. - Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - Ориентировать на разнообразие способов решения задач. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - Владеть общим приемом решения задач. - Проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям. | | |
6 | Ряд натуральных чисел. | 1 ч. | 11.09-15.09 | |
7 | Десятичная система записи натуральных чисел. | 1 ч. | 11.09-15.09 | |
8-9 | Сравнение натуральных чисел. | 2 ч. | 11.09-15.09 | |
10-11 | Сложение. Законы сложения. | 2 ч. | 11.09-15.09 18.09-22.09 | |
12-14 | Вычитание | 3 ч. | 18.09-22.09 | |
15-17 | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. | 3 ч. | 18.09-22.09 25.09-29.09 | |
18-20 | Умножение. Законы умножения. | 3 ч. | 25.09-29.09 | |
21-22 | Распределительный закон | 3 ч. | 02.10-06.10 | |
23-25 | Сложение и вычитание. | 3 ч. | 02.10-06.10 09.10-13.10 | |
26 | Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и нуль» | 1 ч. | 09.10-13.10 | |
27-29 | Работа над ошибками. Умножение чисел столбиком. | 3 ч. | 09.10-13.10 | |
30-31 | Степень с натуральным показателем. | 2 ч. | 16.10-20.10 | |
32-34 | Деление нацело. | 3 ч. | 16.10-20.10 | |
35-36 | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. | 2 ч. | 23.10-27.10 | |
37-39 | Задачи на «части». | 3 ч. | 23.10-27.10 | |
40-42 | Деление с остатком. | 3 ч. | 06.11-10.11 | |
43-44 | Числовые выражения. | 2 ч. | 06.11-10.11 | |
45 | Контрольная работа № 2 по теме: «Натуральные числа и нуль» | 1 ч. | 13.11-17.11 | . |
46-48 | Работа над ошибками. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | 3 ч. | 13.11-17.11 | |
3 | Измерение величин | 30 | Коммуникативные: - Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; - Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов: - Контролируют действия партнера. Регулятивные: - Учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок. - Различать способ и результат действия. - Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: - Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - Ориентировать на разнообразие способов решения задач; - Владеют общим приемом решения задач; - Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. - Проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | | |
49 | Прямая. Луч. Отрезок. | 1 ч. | 13.11-17.11 | |
50-51 | Измерение отрезков. | 2 ч. | 20.11-24.11 | |
52-53 | Метрические единицы длины. | 2 ч. | 20.11-24.11 | |
54-55 | Представление натуральных чисел на координатном луче. | 2 ч. | 20.11-24.11 27.11-01.12 | |
56-57 | Окружность и круг. Сфера и шар. | 2 ч. | 27.11-01.12 | |
58-60 | Углы. Измерение углов. | 3 ч. | 27.11-01.12 04.12-08.12 | |
61 | Контрольная работа № 3 по теме: «Измерение величин» | 1 ч. | 04.12-08.12 | |
62-63 | Работа над ошибками. Треугольники. | 2 ч. | 04.12-08.12 | |
64-65 | Четырехугольники. | 2 ч. | 11.12-15.12 | |
66-67 | Площадь прямоугольника. Единицы площади. | 2 ч. | 11.12-15.12 | |
68-69 | Прямоугольный параллелепипед. | 2 ч. | 11.12-15.12 18.12-22.12 | |
70-71 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. | 2 ч. | 18.12-22.12 | |
72-73 | Единицы массы. | 2 ч. | 18.12-22.12 | |
74-77 | Задачи на движение. | 4 ч. | 25.12-29.12 | |
78 | Контрольная работа № 4 по теме: «Измерение величин». | 1 ч. | 25.12-29.12 | |
4 | Делимость натуральных чисел | 17 | Коммуникативные: - Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; - Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. - Контролируют действия партнера. Регулятивные: - Учитывают правило в планировании и контроле способа решения. - Различают способ и результат действия. - Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. - Осуществляют пошаговый контроль по результату. Познавательные: - Ориентируются на разнообразие способов решения задач. - строят речевое высказывание в устной и письменной форме. - Владеют общим приемом решения задач. | | |
79-80 | Свойства делимости. | 2 ч. | 15.01-19.01 | |
81-83 | Признаки делимости. | 3 ч. | 15.01-19.01 | |
84-85 | Простые и составные числа. | 2 ч. | 22.01-26.01 | |
86-88 | Делители натурального числа | 3 ч. | 22.01-26.01 | |
89-91 | Наибольший общий делитель. | 3 ч. | 29.01-02.02 | |
92-94 | Наименьшее общее кратное. | 3 ч. | 29.01-02.02 05.02-09.02 | |
95 | Контрольная работа № 5 по теме: «Делимость натуральных чисел» | 1 ч. | 05.02.-09.02 | |
5 | Обыкновенные дроби | 64 | Регулятивные: -Учитывают правило в планировании и контроле способа решения. - Различают способ и результат действия; - Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: - Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. -Ориентируются на разнообразие способов решения задач. - Владеют общим приемом решения задач. - Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: -Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. - Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. - Контролируют действия партнера. | | |
96 | Работа над ошибками. Понятие дроби. | 1 ч. | 05.02.-09.02 | |
97-99 | Равенство дробей. | 3 ч. | 05.02.-09.02 12.02-16.02 | |
100-103 | Задачи на дроби. | 4 ч. | 12.02-16.02 | |
104-107 | Приведение дробей к общему знаменателю. | 4 ч. | 19.02-22.02 | |
108-110 | Сравнение дробей. | 3 ч. | 26.02-02.03 | |
111-113 | Сложение дробей. | 3 ч. | 26.02-02.03 05.03-07.03 | |
114-117 | Законы сложения | 4 ч. | 12.03-16.03 | |
118-121 | Вычитание дробей. | 4 ч. | 19.03-23.03 | |
122 | Контрольная работа № 6 по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 ч. | 04.04-06.04 | |
123-126 | Работа над ошибками. Умножение дробей. | 4 ч. | 04.04-06.04 | |
127 | Законы умножения. Распределительный закон. | 1 ч. | 09.04-13-04 | |
128 | Законы умножения. Распределительный закон. | 1 ч. | 09.04-13-04 | |
129-132 | Деление дробей. | 4 ч. | 09.04-13-04 16.04-20.04 | |
133-134 | Нахождение части числа и числа по его части. | 2 ч. | 16.04-20.04 | |
135 | Контрольная работа № 7 по теме: «Обыкновенные дроби» | 1 ч. | 16.04-20.04 | |
136-138 | Работа над ошибками. Задачи на совместную работу. | 3 ч. | 16.04-20.04 | |
139-141 | Понятие смешанной дроби. | 3 ч. | 23.04-27.04 | |
142-144 | Сложение смешанных дробей. | 3 ч. | 23.04-27.04 | |
145-147 | Вычитание смешанных дробей. | 3 ч. | 30.04-04.05 | |
148-152 | Умножение и деление смешанных дробей. | 5 ч. | 30.04-04.05 | |
153 | Контрольная работа № 8 по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 ч. | 07.05-11.05 | |
154-156 | Работа над ошибками. Представление дробей на координатном луче. | 3 ч. | | 07.05-11.05 | |
157-159 | Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 3 ч. | 14.05-18.05 | |
6 | Повторение | 11 | | | |
160 | Повторение по теме: «Натуральные числа». | 1 ч. | | 14.05-18.05 | |
161 | Повторение по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 ч. | | 14.05-18.05 | |
162 | Повторение по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 ч. | | 21.05-25.05 | |
163 | Повторение по теме: «Признаки делимости». | 1 ч. | | 21.05-25.05 | |
164 | Повторение по теме: «Измерение величин». | 1 ч. | | 21.05-25.05 | |
165 | Повторение по теме: «Многозначные числа». | 1 ч. | | 21.05-25.05 | |
166-167 | Повторение по теме: «Действия с дробями». | 2 ч. | | 21.05-25.05 28.05-31.05 | |
168 | Повторение по теме: «Делимость чисел». | 1 ч. | | 28.05-31.05 | |
169 | Итоговая контрольная работа № 9 по теме: «Повторение» | 1 ч. | | 28.05-31.05 | |
170 | Подведение итогов. | 1 ч. | | 28.05-31.05 | |
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п.п | Название | Авторы | Выходные данные |
1 | «Авторская программа С.М. Никольский по математике для 5 класса, ФГОС ООО (по учебнику Н.Я. Виленкин)». | С.М. Никольский | |
2 | «Математика 5 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. | С.М. Никольский | М.:Просвещение, 2016 год |
3 | «Преподавание математики в 5 и 6 классах. Методические рекомендации для учителя». | В.И.Жохов | М.: Мнемозина 2008 год |
4 | «За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средней школы». | Депман В. И., Виленкин Н. Я. | М.: Просвещение, 1989 год |
5 | «Дидактические материалы по математике». | А.С.Чесноков.,К.И. Нешков. | М.: Мнемозина 2000 год |
СОГЛАСОВАНО:
на заседании школьного
методического объединения учителей
протокол №__ от «___»_____2018 г.
Руководитель ШМО
__________/ /
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
___________/ Кушхова О.С./
«____»____________2018 г.