МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»
Рассмотрено на МО учителей математики и информатики_ (название учебного предмета) Протокол № _10_ от «_28__» мая 2020 г. Руководитель МО Береговая Т.М. ________________________ | Принято на педагогическом совете Протокол № 5 от «___ »июня 2020 г. Руководитель МС Ермоленко А.А. ____________________________ | Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 42 Путилова Н.Н. Приказ № 86.б от « 30» августа 2020г. |
Рабочая программа
математика
(наименование учебного предмета/курса)
6 класс
(класс)
2020-2021 уч.год.
(срок реализации программы)
г. Улан-Удэ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 6 класс составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
ООП ООО, учебным планом МАОУ СОШ №42, Уставом МАОУ СОШ №42 г.Улан-Удэ (далее — школа);
Примерной и авторской программы основного общего образования по математике: Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения); Программы по математике А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С Якир, Е. В. Буцко к учебнику А. Г. Мерзляк и др., (Издательский центр «Вентана-Граф», 2017).
Рабочая программа составлена к УМК Мерзляк А. Г. Учебник Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.
На изучение математики в 6 классе по учебному плану школы отводится 170 часа ( 5 ч в неделю, 34 недели).
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание математического образования в 6 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин, «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Курс математики 5-6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точки;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы ( столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Тема (раздел) | Содержание темы (раздела) | Планируемые предметные результаты освоения темы |
1 | Повторение - 4 ч | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса (3) Входная контрольная работа(1) | |
2 | Глава 1. Делимость натуральных чисел - 15 ч | § 1 Делители и кратные (2) § 2 Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 (2) § 3 Признаки делимости на 9 и на 3 (2) §4 Простые и составные числа (2) § 5 Наибольший общий делитель (3) § 6 Наименьшее общее кратное (3) Контрольная работа № 1 (1) | Учащиеся научатся: -формулировать определения понятий: делитель, кратное, простое и составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10; - описывать правила нахождения наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного нескольких чисел, разложения натуральных чисел на простые множители; - находить НОД и НОК; Учащиеся получат возможность: - углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости; - использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел. |
3 | Глава 2. Обыкновенные дроби - 37 ч | § 7 Основное свойство дроби (2) § 8Сокращение дробей (3) § 9 Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей (3) § 10 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (5) Контрольная работа № 2 (1) § 11 Умножение дробей (5) § 12 Нахождение дроби от числа (3) Контрольная работа № 3 (1) § 13 Взаимно обратные числа (1) § 14 Деление дробей (5) § 15 Нахождение числа по заданному значению его дроби (3) § 16 Преобразование обыкновенных дробей в десятичные (1) § 17 Бесконечные периодические десятичные дроби (1) § 18 Десятичное приближение обыкновенной дроби (2) Контрольная работа № 4 (1) | Учащиеся научатся: - формулировать определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа; - применять основное свойство дроби для сокращения дробей; -приводить дробь к новому знаменателю; - приводить дроби к наименьшему общему знаменателю; -сравнивать обыкновенные дроби; - выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями; -находить дробь от числа и число по заданному значению его дроби; -преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные; - находить десятичные приближения обыкновенной дроби. Учащиеся получат возможность: -научиться решать задачи на нахождение дроби от числа, нахождение числа по заданному значению его дроби другим способом; - развить навык построения логической цепочки рассуждения, сопоставлять полученный результат с условием задачи; - выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в конкретной ситуации. |
4 | Глава 3. Отношения и пропорции - 28 ч | § 19 Отношения (2) § 20 Пропорции (4) § 21Процентное отношение двух чисел (3) Контрольная работа № 5 (1) § 22 Прямая и обратная пропорциональные зависимости (2) § 23 Деление числа в данном отношении (2) § 24 Окружность и круг (2) Контрольная работа за 1 полугодие (1) § 25Длина окружности. Площадь круга (3) § 26 Цилиндр, конус, шар (1) § 27 Диаграммы (3) § 28 Случайные события. Вероятность случайного события (3) Контрольная работа № 6 (1) | Учащиеся научатся: - формулировать определения понятий: отношение, пропорция, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины; - применять основное свойство отношения и основное свойство пропорции; - приводить примеры и описывать свойства величин, находящихся в прямой и обратной пропорциональных зависимостях; - находить процентное отношение двух чисел; - делить число на пропорциональные части; -записывать с помощью букв основные свойства дроби, отношения, пропорции; -анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм; - представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм; - приводить примеры случайных событий; - находить вероятность случайного события в опытах с равновозможными исходами; - распознавать на чертежах и рисунках окружность, круг, цилиндр, конус, сферу, шар и их элементы; - распознавать в окружающем мире модели фигур; - строить с помощью циркуля окружность заданного радиуса; - изображать развертки цилиндра и конуса; - называть приближенное значение числа π; - находить с помощью формул длину окружности, площадь круга. Учащиеся получат возможность: - углубить и развить представления о геометрических фигурах; - научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач; - использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения задач из смежных предметов. |
5 | Глава 4. Рациональные числа и действия над ними - 65 ч | § 29 Положительные и отрицательные числа (2) § 30 Координатная прямая (2) § 31Числовые множества (2) § 32 Модуль числа (2) § 33 Сравнение чисел (2) Контрольная работа № 7 (1) § 34 Сложение рациональных чисел (4) § 35 Свойства сложения рациональных чисел (2) § 36 Вычитание рациональных чисел (5) Контрольная работа № 8 (1) § 37 Умножение рациональных чисел (4) § 38 Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент (3) § 39Распределительное свойство умножения (5) § 40Деление рациональных чисел (4) Контрольная работа № 9 (1) § 41Решение уравнений (5) § 42 Решение задач с помощью уравнений (6) Контрольная работа № 10 (1) § 43 Перпендикулярные прямые (3) § 44Осевая и центральная симметрии (2) § 45 Параллельные прямые (1) § 46 Координатная плоскость (4) § 47 Графики (2) Контрольная работа № 11(1) | Учащиеся научатся: - приводить примеры использования положительных и отрицательных чисел; - формулировать определение координатной прямой; - строить на координатной прямой точку с заданной координатой, определять координату точки; -характеризовать множество целых чисел, объяснять понятие множества рациональных чисел; -формулировать определение модуля числа, находить модуль числа; -сравнивать рациональные числа; -выполнять арифметические действия над рациональными числами; - записывать свойства арифметических действий над рациональными числами в виде формул; Называть коэффициент буквенного выражения; - применять свойства при решении уравнений; - решать текстовые задачи с помощью уравнений; - распознавать на чертежах и рисунках перпендикулярные и параллельные прямые, фигуры, имеющие ось симметрии, центр симметрии, указывать в окружающем мире модели этих фигур; - формулировать определения перпендикулярных и параллельных прямых, строить с помощью угольника перпендикулярные и параллельные прямые; - объяснять и иллюстрировать понятия координатной плоскости; - строить на координатной плоскости точки с заданными координатами, определять координаты точек на плоскости; - строить отдельные графики зависимостей между величинами по точкам; - анализировать графики зависимостей между величинами. Учащиеся получат возможность: - развивать представление о множествах; - развивать представление о числе и числовых системах; о роли вычислений в практике; - научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ; - развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; - овладеть специальными приемами решения уравнений; - применять аппарат уравнений для решения задач. |
6 | Повторение (2ч) | Решение задач (20) Итоговая контрольная работа (1) | |
Всего по курсу – 11 тематических контрольных работ + 3 промежуточная аттестация.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
№ | Тема | Кол-во часов часов |
1 | Повторение | 4 |
2 | Глава 1. Делимость натуральных чисел | 15 |
3 | Глава 2. Обыкновенные дроби | 37 |
4 | Глава 3. Отношения и пропорции | 28 |
5 | Глава 4. Рациональные числа и действия над ними | 65 |
6 | Повторение | 21 |
5. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Для индивидуальной работы со слабыми учащимися использовать платформу Учи.ру. Использовать данную платформу для подготовки к олимпиадам и во внеурочной деятельности
В случае длительной болезни ребенка рекомендовать обучение на платформе Якласс с составлением индивидуальных проверочных работ. Осуществлять консультации в ZOOM, поддерживать обратную связь с учеником и родителями через элжур.
Использовать платформы Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ, Решу ВПР для подготовки в выпускных классах и в классах, сдающих ВПР в течение всего учебного года .
В случае всеобщего дистанционного обучения использовать проведение онлайн-уроков в ZOOM и работу на платформе Якласс для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, контроля.
При необходимости допускается применение других цифровых ресурсов.