по специальности СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
ОУП. 05 Математика
по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
с. Починки 2022 г.
От «29» августа 2022 г.
Председатель ЦМК Бухалкина Е.С.
Составитель: Абросимова Е.А. – преподаватель учебного предмета ОУП. 05 Математика, ГБПОУ ПСХТ, первая квалификационная категория.
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 11.10.2022 г. № 70461
Учебный предмет «Математика» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Особое значение учебный предмет имеет при формировании и развитии общих компетенций:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПРб) и (ПРу) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Коды | Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛР 05 | сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
ЛР 06 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; |
ЛР 07 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
ЛР 08 | нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; |
ЛР 09 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
ЛР 10 | эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; |
ЛР 13 | осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. |
МР 01 | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
МР 03 | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
МР 05 | умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
МР 06 | умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
МР 07 | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
МР 08 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
ПРб 01 | сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; |
ПРб 02 | сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; |
ПРб 03 | владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; |
ПРб 04 | владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; |
ПРб 05 | сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; |
ПРб 06 | владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; |
ПРб 07 | сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; |
ПРб 08 | владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач; |
ПРу 01 | сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений; |
ПРу 02 | сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач; |
ПРу 03 | сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат; |
ПРу 04 | сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей; |
ПРу 05 | владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. | Повторение курса математики основной школы | 16 | ПРб 1, ПРб 4, ПРу 2 ЛР 05, ЛР 09, ЛР 13 МР 01, МР 04, МР 08 ОК 1-6, 9 |
1.1 | Введение. Математика в науке, технике и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении профессии. | 2 |
1.2 | Числа и вычисления. Выражения и их преобразования. | 2 |
1.3 | Целые, рациональные и действительные числа. | 2 |
1.4 | Уравнения и неравенства. Системы уравнений. | 2 |
1.5 | Приближённое значение величины и погрешности приближений. | 2 |
1.6 | Практико-ориентированные задачи. | 2 |
1.7 | Проценты в профессиональных задачах. | 2 |
1.8 | Входной контроль. | 2 |
Раздел 2. | Степени и корни. | 12 | ПРб 02, ПРб 04, ПРу 02 ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10 МР 03, МР 06, МР 07 ОК 1-6, 9 |
2.1 | Корни натуральной степени и их свойства. | 2 |
2.2 | Свойства степени с рациональным и действительным показателями. | 2 |
2.3 | Степенная функция, её свойства и график. | 2 |
2.4 | Иррациональные уравнения. | 2 |
2.5 | Иррациональные неравенства. | 2 |
2.6 | Контрольная работа № 1 «Степени и корни». | 2 |
Раздел 3. | Показательные уравнения и неравенства. | 12 | ПРб 02, ПРб 04, ПРу 02 ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10 МР 03, МР 06, МР 07 ОК 1-6, 9 |
3.1 | Показательная функция, её свойства и график. | 2 |
3.2 | Показательные уравнения. | 2 |
3.3 | Системы показательных уравнений. | 2 |
3.4 | Показательные неравенства. | 2 |
3.5 | Решение показательных уравнений и неравенств. | 2 |
3.6 | Контрольная работа № 2 «Показательные уравнения и неравенства». | 2 |
Раздел 4. | Логарифмические уравнения и неравенства. | 16 | ПРб 02, ПРб 04, ПРу 02 ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10 МР 03, МР 06, МР 07 ОК 1-6, 9 |
4.1 | Понятие логарифма. | 2 |
4.2 | Свойства логарифмов. | 2 |
4.3 | Логарифмическая функция, её свойства и график. | 2 |
4.4 | Логарифмические уравнения. | 2 |
4.5 | Логарифмические неравенства. | 2 |
4.6 | Общие методы решения уравнений. | 2 |
4.7 | Системы логарифмических уравнений. | 2 |
4.8 | Контрольная работа № 3 «Логарифмические уравнения и неравенства». | 2 |
Раздел 5. | Прямые и плоскости в пространстве. | 20 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 2 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08 МР 02, МР 04, МР 05, МР 07 ОК 1-6, 9 |
5.1 | Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. | 2 |
5.2 | Параллельные прямые в пространстве. | 2 |
5.3 | Параллельность прямой и плоскости. | 2 |
5.4 | Скрещивающиеся прямые в пространстве. Угол между прямыми. | 2 |
5.5 | Параллельность плоскостей. | 2 |
5.6 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 2 |
5.7 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. | 2 |
5.8 | Двугранный угол. Угол между плоскостями. | 2 |
5.10 | Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. | 2 |
5.11 | Контрольная работа № 4 «Прямые и плоскости в пространстве». | 2 |
Раздел 6. | Многогранники. | 16 | ПРб 01, ПРб 06, ПРу 02, ПРу 03 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08 МР 02, МР 04, МР 05, МР 07 ОК 1-6, 9 |
6.1 | Понятие многогранника. Вершины, ребра, грани многогранника. | 2 |
6.2 | Прямая и наклонная призма. Правильная призма. | 2 |
6.3 | Площадь поверхности призмы. | 2 |
6.4 | Понятие пирамиды. Правильная и усечённая пирамида. Сечение пирамиды. | 2 |
6.5 | Площадь боковой и полной поверхности пирамиды. | 2 |
6.6 | Правильные многогранники. | 2 |
6.7 | Построение сечений параллелепипеда и пирамиды. | 2 |
6.8 | Контрольная работа № 5 «Многогранники». | 2 |
Раздел 7. | Основы тригонометрии. | 16 | ПРб 03, ПРб 04, Пру 01, Пру 02 ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10 МР 03, МР 06, МР 07 ОК 1-6, 9 |
7.1 | Радианная мера угла. Определение тригонометрических функций: синус, косину, тангенс, котангенс. | 2 |
7.2 | Основные тригонометрические тождества. | 2 |
7.3 | Формулы приведения. | 2 |
7.4 | Синус, косинус, тангенс суммы и разности двух углов. | 2 |
7.5 | Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. | 2 |
7.6 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 2 |
7.7 | Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. | 2 |
7.8 | Контрольная работа № 6 «Основы тригонометрии». | 2 |
Раздел 8. | Тригонометрические уравнения. | 22 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 02 ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10 МР 03, МР 05, МР 06, МР 07 ОК 1-6, 9 |
8.1 | Функция y = sin x, её свойства и график. | 2 |
8.2 | Функция y = cos x, её свойства и график. | 2 |
8.3 | Функция y = tg x, её свойства и график. | 2 |
8.4 | Обратные тригонометрические функции. | 2 |
8.5 | Уравнение sin x= a. | 2 |
8.6 | Уравнение cos x = a. | 2 |
8.7 | Уравнение tg x = a, ctg x = a. | 2 |
8.8 | Решение уравнений методом разложения на множители. | 2 |
8.9 | Уравнения, сводящиеся к квадратным. | 2 |
8.11 | Контрольная работа №7 «Тригонометрические уравнения». | 2 |
Раздел 9. | Тела и поверхности вращения. | 14 | ПРб 01, ПРб 06, ПРу 02, ПРу 03 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08 МР 02, МР 04, МР 05, МР 07 ОК 1-6, 9 |
9.1 | Цилиндр. Сечения цилиндра. | 2 |
9.2 | Площадь поверхности цилиндра. | 2 |
9.3 | Конус. Сечения конуса. | 2 |
9.4 | Площадь поверхности конуса. | 2 |
9.5 | Усечённый конус. | 2 |
9.6 | Сфера и шар. | 2 |
9.7 | Контрольная работа № 8 «Тела и поверхности вращения». | 2 |
Раздел 10. | Объём и его измерения. | 14 | ПРб 01, ПРб 06, ПРу 02, ПРу 03 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08 МР 02, МР 04, МР 05, МР 07 ОК 1-6, 9 |
10.1 | Понятие объёма, единицы измерения объёма. | 2 |
10.2 | Объём прямой призмы. | 2 |
10.3 | Объём цилиндра. | 2 |
10.4 | Объём пирамиды. | 2 |
10.5 | Объём конуса. | 2 |
10.6 | Объём шара. | 2 |
10.7 | Контрольная работа № 9 «Объём и его измерения». | 2 |
Раздел 11. | Производная и её применение. | 26 | ПРб 01, ПРб 05, ПРу 02, ПРу 03, ПРу 04 ЛР 05, ЛР 09, ЛР 13 МР 01, МР 04, МР 05, МР 08 ОК 1-6, 9 |
11.1 | Понятие о пределе последовательности. Предел функции. | 2 |
11.2 | Понятие о производной функции, её физический смысл. | 2 |
11.3 | Производные основных элементарных функций. | 2 |
11.4 | Правила дифференцирования. Производные суммы, разности функций. | 2 |
11.5 | Правила дифференцирования. Производные произведения, частного. | 2 |
11.6 | Уравнение касательной к графику функции. | 2 |
11.7 | Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. | 2 |
11.8 | Построение общей схемы исследования функции. | 2 |
11.9 | Исследование функции с помощью производной и построение графиков функций. | 2 |
11.10 | Наибольшее и наименьшее значение функции. | 2 |
11.11 | Производная второго порядка. Выпуклости и точки перегиба. | 2 |
11.12 | Нахождение оптимального результата с помощью производной функции. | 2 |
11.13 | Контрольная работа № 10 «Производная и её применение». | 2 |
Раздел 12. | Координаты и векторы. | 16 | ПРб 08, ПРу 02 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08 МР 02, МР 04, МР 05, МР 07 ОК 1-6, 9 |
12.1 | Понятие вектора в пространстве. | 2 |
12.2 | Компланарные векторы. | 2 |
12.3 | Прямоугольная система координат в пространстве. | 2 |
12.4 | Использование координат и векторов при решении задач. | 2 |
12.5 | Проекция вектора на ось. Угол между двумя векторами. | 2 |
12.6 | Скалярное произведение векторов. | 2 |
12.7 | Решение задач. | 2 |
12.8 | Контрольная работа № 11 «Координаты и векторы». | 2 |
Раздел 13. | Интеграл и его применение. | 16 | ПРб 01, ПРб 05, ПРу 02, ПРу 03, ПРу 04 ЛР 05, ЛР 09, ЛР 13 МР 01, МР 04, МР 08 ОК 1-6, 9 |
13.1 | Первообразная и её свойства. | 2 |
13.2 | Правила нахождения первообразных. | 2 |
13.3 | Обозначение и вычисление интеграла. Формула Ньютона – Лейбница. | 2 |
13.4 | Геометрический смысл определённого интеграла. | 2 |
13.5 | Вычисление площадей с помощью интегралов. | 2 |
13.6 | Решение физических задач с помощью интегралов. | 2 |
13.7 | Интегральная формула объёма. | 2 |
13.8 | Контрольная работа № 12 «Интеграл и его применение». | 2 |
Раздел 14. | Комбинаторика, статистика и теория вероятности. | 14 | ПРб 07, ПРб 08, ПРу 02, ПРу 03, ПРу 05 ЛР 05, ЛР 07, ЛР 13 МР 01, МР 05, МР 07 ОК 1-6, 9 |
14.1 | Перестановки и размещения. | 2 |
14.2 | Сочетания. | 2 |
14.3 | Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 2 |
14.4 | Классическое и статистическое определение вероятности. | 2 |
14.5 | Дискретная величина и её числовые характеристики. | 2 |
14.6 | Понятия о задачах математической статистики. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики). | 2 |
14.7 | Контрольная работа № 13 «Комбинаторика, статистика и теория вероятности». | 2 |
15. | Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. | 2 | ПРб 01, ПРб 04, ПРу 02 ЛР 07, ЛР 09, ЛР 10 МР 01, МР 02, МР 04 ОК 1-6, 9 |
16. | Итоговый контроль. | 2 |
Всего: | 234 | |
- материалы экзамена.
1. Всероссийские интернет-олимпиады. - URL: https://online-olympiad.ru / (дата обращения: 12.07.2021). - Текст: электронный.