СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике (для детей с аутистическими отклонениями)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (для детей с аутистическими отклонениями)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республика Бурятия

Заиграевское РУО

МАОУ НАТЛ





РАССМОТРЕНО

Руководитель ЦТН "Эврика"

________________________

Марзунова О.Ю

протокол №1 от «24» июля 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УР

________________________

Зубарева Н.И.

протокол № 41 от «25» июля 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор лицея

________________________

Ардаева Г.С.

приказ № 79 от «27» июля 2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИВНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ

для обучающихся 6 классов



СОСТАВИЛА : УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

МАОУ НАТЛ МАРЗУНОВА О.Ю.











с Новоильинск 2023 год




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 5 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы, Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

- учебник М. Н. Перовой, Г.М. Капустиной «Математика». Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2019 г.

Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Программа носит   практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью,  готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Основной целью курса является подготовка учащихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  • формирование у обучающихся абстрактных понятий числа, величины, геометрической фигуры;

  • способствовать обучению школьников оформлять в собственной речи предметно-практическую деятельность и действия с числами;

  • развитие способностей мыслить отвлечённо, действовать с числами и множествами предметов;

  • развитие математических умений и навыков при решении арифметических задач;

  • воспитание интереса к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи адаптивных образовательных учреждений  — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.  Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.  Необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане 

 В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Математика» входит в образовательную область «Математика».


Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

6

2

34

68


 


4. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Рабочая программа для обучающихся 6 класса направлена на достижение обучающимися определенных личностных и предметных результатов, а также на формирование базовых учебных действий.

Изучение предмета «Математика» направлено на формирование следующих базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

  • осознавать себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договорённости;

  • понимать личную от­вет­с­т­вен­ность за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • отвечать на вопросы учителя по теме урока;

  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия:

  • соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из–за парты и т.д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные учебные действия:

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заменителями;

  • называть компоненты и результаты сложения и вычитания;

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;

  • выполнять умножение и деление;

  • писать и выполнять арифметические действия;

  • решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и записывать содержание задачи.


Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • знание числового ряда 1—1000 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 1000, с использованием счетного материала;

  • различие между устным и письменным сложением и вычитанием в пределах 1000;

  • знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

  • знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10.

  • понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного и т.п.

  • знание меры длины, массы и их соотношения;

  • знание меры времени и их соотношения;

  • умение различать случаи взаимного положения двух геометрических фигур.


Достаточный уровень:

  • знание числового ряда 1—1000 в прямом и обратном порядке;

  • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 1000;

  • знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

  • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию) и т.п.;

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

  • практически пользоваться переместительным свойством умножения;

  • понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного и т.п.

  • решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

  • решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;

  • узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге, чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

  • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

  • узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух пря, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

  • чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на бумаге;

  • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин.


Личностные результаты

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Методы диагностики и критерии результативности.

Оценка предметных результатов по учебному предмету «Математика» в 6 классе проводится по результатам выполнения обучающимися контрольных работ, устного и письменного опроса, оценка письменных работ. Контрольные работы проводятся по итогам каждой четверти и года (Приложение 1

В текущей оценочной деятельности результаты соотносятся с продемонстрированы обучающимися уровнем достижения предметных результатов.

Знания и умения обучающихся по математике оцениваются по ре­зультатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ .

Диагностика сформированости базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичная диагностика)

2 этап - декабрь (промежуточная диагностика)

3 этап - май (итоговая диагностика)

Сформированость базовых учебных действий оценивается по следующей системе:

«Да» (+) - умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе)

«Нет» (-) - не умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе)

«Не всегда» (!) - не всегда (вступает в контакт с педагогом, принимает помощь педагога, понимает инструкцию педагога, общается со сверстниками в классе)

Результаты диагностики заносятся в таблицу .

Формы организации учебной деятельности:

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

формы обучения - урок, практическая работа.

методы обучения:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

методы мониторинга знаний и умений обучающихся - классные и домашние работы, чертежи, рисунки, самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы, тесты, математический диктант, фронтальный и индивидуальный опрос.

Фронтальная форма работы применяется, когда все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с обучающимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов.

Групповая (звеньевая) форма применяется для решения всех основных дидактических проблем: закрепления и повторения, изучения нового материала. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами обучающихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами.

Парная форма применяется, когда в группе работают два человека. Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации.

Индивидуальная форма организации работы обучающихся  предусматривает самостоятельное выполнение учеником заданий, а также индивидуальную помощь педагога конкретному обучающемуся. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщение пройденного материала.



5. Содержание учебного предмета «Математика» 6 класс

Раздел 1 Дроби.

Тема 1. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.

- получение одной, нескольких долей предмета на основе предметно – практической деятельности;

- нахождение одной, нескольких долей числа;

Тема 2. Образование дробей.

- обыкновенная дробь, её образование;

- запись и чтение обыкновенных дробей;

- числитель, знаменатель дроби.

Тема 3. Сравнение дробей.

- обыкновенная дробь, её образование;

- запись и чтение обыкновенных дробей;

- числитель, знаменатель дроби.

Тема 4. Правильные и неправильные дроби.

- дроби правильные, неправильные: узнавание, называние, дифференциация;

- сравнение правильных и неправильных дробей с единицей.

Раздел 2 . Арифметические задачи.

Тема 1. Простые арифметические задачи на нахождение части числа.

- решение простых задач на нахождение части числа

Тема 2. Составные арифметические задачи.

- решение простых и составных задач в 2-3 арифметических действия.

Тема 3. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

- задачи на нахождение неизвестного компонента. (выполнять краткую запись условия задачи с помощью учителя, планировать решение задачи, объяснять выбор арифметических действий для решения задачи, выполнять решение задачи по заданному или самостоятельно составленному плану, наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия, записывать ответ);

- дифференциация задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Тема 4. Простые арифметические задачи на нахождение стоимости.

- составление и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с краткой записью задач в виде таблицы)

Тема 5. Разностное сравнение чисел.

- простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)»: моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи.

Тема 6. Кратное сравнение чисел.

- простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»: моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи.

Раздел 3. Геометрический материал.

Тема 1. Линия, отрезок, луч.

- линия: узнавание, называние, дифференциация;

- построение линий (прямой линии, луча, отрезка заданной длины, незамкнутой и замкнутой ломаной);

- использование букв латинского алфавита (А, B, C, D, E, K, M, O, P, S) для обозначения отрезка, ломаной линии.

Тема 2. Углы.

- виды углов;

- построение прямого угла с помощью чертёжного угольника;

- построение острого, тупого углов.

Тема 3. Прямоугольник (квадрат).

- элементы прямоугольника (квадрата), их свойства;

- построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного угольника, с помощью чертёжного угольника и циркуля;

- использование букв латинского алфавита (А, B, C, D, E, K, M, O, P, S) для обозначения геометрических фигур;

- взаимное положение на плоскости прямоугольника (квадрата) и линий (прямой, отрезка);

- диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства;

- построение диагоналей прямоугольника (квадрата).

Тема 4. Окружность, круг.

- окружность, круг, шар: узнавание, называние, дифференциация;

- радиус, центр окружности, круга;

- построение окружности с помощью циркуля.

Тема 5. Периметр многоугольника.

- вычисление длины ломаной (незамкнутой, замкнутой);

- многоугольники;

- периметр, вычисление периметра многоугольника.

Тема 6. Треугольник.

- элементы треугольника, название сторон треугольника;

- построение треугольника;

- вычисление периметра треугольника;

- взаимное положение на плоскости треугольника и линии (прямой, отрезка).

Тема 7. Различие треугольников по видам углов.

- различие треугольников по видам углов: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;

- построение прямоугольного треугольника.

Тема 8. Различие треугольников по длинам сторон.

- различие треугольников по длинам сторон: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Тема 9. Построение треугольников.

- моделирование, построение треугольников разных видов.

Тема 10. Круг, окружность. Линии в круге.

- обозначение радиуса окружности, круга: R;

- обозначение диаметра окружности, круга: Д;

- хорда;

- построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды.

Тема 11. Масштаб.

- масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100;

- построение отрезков в М 1:2; М 1:5;

- изображение длины и ширины предметов с помощью отрезков в масштабе М 1:5; М 1:10; М 1:100;

- построение прямоугольника в масштабе.

6. Тематическое планирование учебного предмета "Математика" 6 класс

(2 часов в неделю, 68 часов в год)

Разделы программы

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности (обучающихся)


Дроби


Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа

2

Получать одну, несколько долей предмета на основе предметно-практической деятельности.

Использовать математическую терминологию при нахождении одной и нескольких долей предмета, числа.

Находить одну, несколько долей числа.

Решать задачи практического содержания по нахождению одной и нескольких долей предмета, числа.

Слушать и анализировать выступления своих товарищей.


Дроби

Образование дробей

3

Образовывать, читать и записывать обыкновенные дроби.

Различать числитель и знаменатель дроби.

Использовать математическую терминологию при образовании дробей.


Дроби

Сравнение дробей.

3

Определять количество долей в одной целой.

Сравнивать доли.

Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с единицей.

Выполнятьсамостоятельно учебные задания.


Дроби

Правильные и неправильные дроби

3

Классифицировать дроби по их виду (правильные и неправильные).

Узнавать и различать правильные и неправильные дроби.

Использовать математическую терминологию при определении вида дробей.



Контроль и учёт знаний

1

Выполнять задания контрольной работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Умножение и деление чисел на 10, 100 (6 часов)

Арифметические

действия


Арифметические задачи



Умножение чисел 10,100 и на 10, 100.

3

Использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма решения примеров.

Выполнять умножение чисел 10, 100 и на 10, 100.

Решать простые арифметические задачи практического содержания по данной теме. (выполнять краткую запись условия задачи с помощью учителя, планировать решение задачи, объяснять выбор арифметических действий для решения задачи, выполнять решение задачи по заданному или самостоятельно составленному плану, наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия, записывать ответ)

Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.


Арифметические

действия


Арифметические задачи


Деление чисел на 10,100.

3

Использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма решения примеров.

Выполнять деление чисел на 10, 100.

Решать простые арифметические задачи практического содержания по данной теме. (выполнять краткую запись условия задачи с помощью учителя, планировать решение задачи, объяснять выбор арифметических действий для решения задачи, выполнять решение задачи по заданному или самостоятельно составленному плану, наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия, записывать ответ)

Планировать последовательность практических действий с помощью учителя.


Числа, полученные при измерении величин (9 часов)

Единицы измерения и их соотношения

Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.

Замена крупных мер мелкими.

Замена мелких мер крупными.

6

Называть единицы измерения, в том числе сокращенные обозначения.

Пользоваться таблицей соотношения мер.

Записывать числа, полученные при измерении, выраженные одной, двумя единицами измерения под диктовку.

Выражать числа, полученные при измерении в более мелких мерах (преобразовывать числа, полученные при измерении величин одной мерой и двумя мерами)

Выражать числа, полученные при измерении в более крупных мерах (преобразовывать числа, полученные при измерении величин с соотношением мер, равным 10 и 100)

Коллективно обсуждать предложенные учителем или возникающие в ходе работы учебные проблемы; выдвигать возможные способы их решения.


Единицы измерения и их соотношения

Меры времени. Год

1

Называть единицы измерения времени, в том числе сокращенные обозначения.

Пользоваться таблицей соотношения мер времени.

Иметь представление о високосном годе.

Обозначать порядковый номер каждого месяца с помощью цифр римской нумерации.



Контроль и учет знаний

1

Выполнять задания контрольной работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.




Контроль и учет знаний

1

Выполнять задания контрольной работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Умножение и деление чисел в пределах 1000 с переходом через разряд (24 часа)






Арифметические действия


Арифметические

задачи

Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд

10

Использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма деления с переходом через разряд

Выполнять деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд в пределах 1000 (с записью примера в столбик)

Решать простые арифметические задачи практического содержания по данной теме (выполнять краткую запись условия задачи с помощью учителя, планировать решение задачи, объяснять выбор арифметических действий для решения задачи, выполнять решение задачи по заданному или самостоятельно составленному плану, наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия, записывать ответ)

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Выполнятьсамостоятельно учебные задания.

Коллективно обсуждать предложенные учителем или возникающие в ходе работы учебные проблемы; выдвигать возможные способы их решения.



Контроль и учёт знаний

1

Выполнять задания контрольной работы

Оценивать результаты выполненной работы.

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Арифметические действия


Арифметические

задачи

Все действия в пределах 1000

14

Называть компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия.

Выполнять устные вычисления.

Решать устно задачи практического содержания.

Выполнять арифметические действия с трёхзначными числами.

Воспроизводить в устной речи алгоритм сложения и вычитания в процессе решения примеров.

Оценивать достоверность результата.

Производить разбор условия задачи, выделять вопрос задачи, составлять краткую запись, планировать ход решения задачи, формулировать ответ на вопрос задачи

Использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма умножения, деления чисел

Выполнять все действия с числами в пределах 1000.

Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с помощью учителя.



Контроль и учёт знаний

1

Выполнять задания контрольной работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Итоговое повторение (6 часов)

Геометрический материал (9 часов)


Прямоугольник(квадрат). Повторение








1








Давать определение прямоугольника (квадрата)

Узнавать прямоугольник (квадрат) среди других геометрических фигур.

Называть элементы и свойства прямоугольника (квадрата).

Называть стороны прямоугольника (квадрата) с помощью букв.

Чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам.

Определять взаимное положение на плоскости прямоугольника (квадрата) и линии

(прямой, отрезка)

Строить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника и циркуля.

Строить диагонали и их называть свойства.


Периметр многоугольника. Повторение


1

Узнавать и различать геометрические фигуры.

Строить геометрические фигуры с помощью чертежных инструментов.

Воспроизводить в устной речи алгоритм нахождения периметра.

Вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата.

Решать задачи практического содержания на нахождение периметра.


Окружность. Круг. Линии в круге. Повторение

1

Различать круг и окружность среди других геометрических фигур.

Называть элементы круга, окружности.

Строить окружность с помощью циркуля.

Узнавать, различать линии в круге (радиус, диаметр, хорда)

Строить их в окружности, круге.

Обозначать радиус окружности, круга: R

Обозначать диаметр окружности, круга: D


Треугольники. Различие треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников. Повторение

1

Узнавать треугольник среди других геометрических фигур.

Называть количество углов, вершин и сторон треугольника.

Называть треугольник буквами.

Определять с помощью чертежного угольника и называть вид угла.

Называть стороны треугольника (боковые стороны, основание).

Измерять стороны треугольника.

Различать треугольники по видам углов (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).

Строить прямоугольный треугольник с помощью чертежного угольника.

Воспроизводить определения видов треугольников по длинам сторон.

Различать треугольники по длинам сторон (разносторонний, равносторонний, равнобедренный)

Строитьтреугольники с помощью чертежных инструментов.

Моделировать и строить треугольники разных видов с помощью чертежных инструментов. (по трем сторонам, по двум сторонам, равносторонний)


Масштаб. Повторение

1

Давать определение масштаба.

Строить отрезки и геометрические фигуры (прямоугольник) в масштабе.

Изображать длину и ширину предметов с помощью отрезков в масштабе.


Куб, брус, шар. Повторение

1

Дифференцировать плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Узнавать и различать геометрические тела (куб, брус, шар).

Называть предметы, имеющие форму данных геометрических тел.



Треугольники повторение

3



7. Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса

Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по математике для 5 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:

Демонстрационные материалы:

- индивидуальные карточки;

- схемы, таблицы, алгоритмы;

- тесты;

- контрольные и проверочные задания;

- электронно-дидактические материалы;

- магнитная доска;

- наборное полотно


Учебно-методическая литература:

  1. Дидактические игры и упражнения А.А.Катаева, Е.А. Стребелева.–– М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.

  2. Дидактические игры и упражнения по математике. М.Н.Перова.  — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Занимательная математика Я.И.Перельман. Эксмо, 2017.

  5. Изучение геометрического материала в 5 - 6 классах. Пособие для учителя – дефектолога. О.Д. Бибина. Издательство: Владос, 2005.

  6. Методика преподавания математики в коррекционной школе М.Н.Перова.  — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  7. 0бучение наглядной геометрии во вспомогательной школе В.В.Эк, М.Н.Перова. — М.: Просвещение, 1992.

  8. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Пр., 2011 г.

  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида:5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2011.

  1. Путешествие по стране геометрии В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврич,1994.

  2. Рабочие программы по учебному предмету ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. (вариант1), 5-9 классы, Т.В. Алышева, А.П. Антропов, Д.Ю. Соловьёва.- М.: Просвещение, 2018 г.

Литература для учащихся:

  1. «Математика. 5 класс. Перова М.Н., Г.М. Капустина. Учебник. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ФГОС ОВЗ», Москва, Издательство: "Просвещение", 2019 г.

  2. «Математика. 5 класс». Рабочая тетрадь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ФГОС ОВЗ, М.Н. Перова, И.М. Яковлева

  3. Справочник по математике (геометрия) 5-9 класса для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. А. Г. Саламатова – М.: Владос, 2014.









Приложение 1

Система оценивания

Знания и умения обучающихся по математике оцениваются по ре­зультатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.


Оценка письменных работ.

При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу.

Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).


При оценке комбинированных письменных работ (в которых представлены и примеры и задачи)

- оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;

- оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

-оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий;

- оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.


Оценка устных ответов.

Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.

Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме как метод воспитательного воздействия на ребёнка.

Оценка «2 и 1» не ставится в журнал.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Математика»

в 6 классе для обучающихся с аутистическими отклонениями (интеллектуальными нарушениями)

(2 часов в неделю, 68 часов. )


Тема раздела / урока

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

Обыкновенные дроби



1

Нахождение одной доли предмета, числа.

Получать одну, несколько долей предмета на основе предметно-практической деятельности.

Использовать математическую терминологию при нахождении одной и нескольких долей предмета, числа.

Находить одну, несколько долей числа.

Решать задачи практического содержания по нахождению одной и нескольких долей предмета, числа.

Слушать и анализировать выступления своих товарищей.

1

2

Нахождение нескольких долей предмета, числа.

1

3

Обыкновенная дробь, ее образование.

Образовывать, читать и записывать обыкновенные дроби.

Различать числитель и знаменатель дроби.

Использовать математическую терминологию при образовании дробей.

1

4

Запись и чтение обыкновенных дробей.

1

5

Числитель, знаменатель дроби.

1

6

Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

Определять количество долей в одной целой.

Сравнивать доли.

Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с единицей.

Выполнять самостоятельно учебные задания.

1

7

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

1

8

Сравнение дробей с единицей.



1

9

Дроби правильные

Классифицировать дроби по их виду (правильные и неправильные).

Узнавать и различать правильные и неправильные дроби.

Использовать математическую терминологию при определении вида дробей.

1

10

Дроби неправильные

1

11

Сравнение правильных и неправильных дробей с единицей

1

12

Обыкновенные дроби. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполнять задания.

Использовать изученные приемы и способы вычислений.

1

Арифметические действия



13

Умножение 10,100 на число.

Использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма решения примеров.

Выполнять умножение (деление) чисел 10, 100 и на 10, 100.

Решать простые арифметические задачи практического содержания по данной теме.

Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.

1

14

Умножение числа на 10,100.

1

15

Деление на 10, 100 без остатка.

1

16

Деление на 10, 100 с остатком.

1

17

Умножение и деление 10,100 на число.

1

18

Умножение и деление числа на10, 100.

1

Единицы измерения и их соотношения



19

Преобразование чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Замена крупных мер мелкими мерами.

Называть единицы измерения, в том числе сокращенные обозначения.

Пользоваться таблицей соотношения мер.

Записывать числа, полученные при измерении, выраженные одной, двумя единицами измерения под диктовку.

Выражать числа, полученные при измерении в более мелких мерах (преобразовывать числа, полученные при измерении величин одной мерой и двумя мерами)

Выражать числа, полученные при измерении в более крупных мерах (преобразовывать числа, полученные при измерении величин с соотношением мер, равным 10 и 100)

Коллективно обсуждать предложенные учителем или возникающие в ходе работы. учебные проблемы; выдвигать возможные способы их решения.

1

20

Преобразование чисел, полученных при измерении величин двумя мерами. Замена крупных мер мелкими мерами.

1

21

Преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 10. Замена мелких мер крупными.

1

22


Преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 100. Замена мелких мер крупными.

1

23

Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел на 10, 100».

Выполнять задания контрольной работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

1

24

Работа над ошибками

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

1

25


Умножение круглых десятков на однозначное число.

Узнавать и различать круглые десятки и круглые сотни среди других чисел.

Выяснять, что знак (х) можно записать точкой.

Выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).

Решать задачи практического содержания, в которых по условию задачи содержатся круглые числа.

1

26

Умножение круглых сотен на однозначное число.

1

27

28

Деление круглых десятков на однозначное число.

2

29

30

Деление круглых сотен на однозначное число.

2

31

Умножение двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Раскладывать числа на разряды

Выполнять умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в столбик)

Решать простые арифметические задачи практического содержания по данной теме.



1

32

Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

33

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

34

Умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

35

Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

36

Проверка умножения.

Проверка деления.

Использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма выполнения проверки умножения и деления

Выполнять проверку умножения и деления двумя способами (проверка умножения умножением и делением и проверка деления умножением и делением)

1



37

Контрольная работа по теме «Умножение и деление в пределах 1000 без перехода через разряд».

Выполнять задания контрольной работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

1

38

Круг, окружность. Линии в круге.

Узнавать, различать круг и окружность среди других фигур.

Узнавать, различать линии в круге (радиус, диаметр, хорда).

Строить их в окружности, круге.

Обозначать радиус окружности, круга: R.

Обозначать диаметр окружности, круга: D.

1

39

Круг, окружность. Линии в круге.

1

40

Масштаб.

Давать определение масштаба.

Строить отрезки и геометрические фигуры (прямоугольник) в масштабе.

Изображать длину и ширину предметов с помощью отрезков в масштабе.

1

41

Масштаб.

1

42

Прямоугольник (квадрат).

Узнавать и различать прямоугольник (квадрат) среди геометрических фигур.

Строить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника и циркуля.

Давать определение прямоугольника (квадрата)

Строить диагонали и их называть свойства.

1

43

Прямоугольник (квадрат).

1

44

Периметр многоугольника.

Узнавать и различать геометрические фигуры.

Строить геометрические фигуры с помощью чертежных инструментов

Вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата.

1

45

Периметр многоугольника.

1

46


Куб, брус, шар.


Дифференцировать плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Узнавать и различать геометрические тела (куб, брус, шар).

Называть предметы, имеющие форму геометрических тел (куб, брус, шар).

1


47


Куб, брус, шар.


Дифференцировать плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Узнавать и различать геометрические тела (куб, брус, шар).

Называть предметы, имеющие форму геометрических тел (куб, брус, шар).

1


Арифметические задачи



48

Кратное сравнение чисел

Воспроизводить алгоритм кратного сравнения чисел.

Решать простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: "Во сколько больше (меньше) ...?".

Моделировать содержание задачи, выполнять решение, записывать ответ.

Сравнивать числа (с вопросами: "Во сколько больше (меньше) ...?".

1

49

Простые арифметические задачи на сравнение чисел с вопросом: «Во сколько раз больше …?»

1

50

Простые арифметические задачи на сравнение чисел с вопросом: «Во сколько раз меньше …?»

1




51

Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма деления с переходом через разряд.

Выполнять деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд в пределах 1000 (с записью примера в столбик).

Решать простые арифметические задачи практического содержания по данной теме.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Выполнять самостоятельно учебные задания.

Коллективно обсуждать предложенные учителем или возникающие в ходе работы учебные проблемы; выдвигать возможные способы их решения.

1

52

Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

53

Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

54

Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1


55-56

Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, когда десятки и сотни делятся без остатка.

2

57

Деление трехзначных чисел на однозначное число, когда сотни делятся с остатком.

1

58

Деление трехзначных чисел на однозначное число, когда в делимом на конце нуль.

1

59

Деление трехзначных чисел на однозначное число, когда в частном в середине получается нуль.

1


60-61

Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

2

62

Контрольная работа по теме «Умножение и деление в пределах 1000 с переходом через разряд».

Выполнять задания контрольной работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

1

63

Работа над ошибками

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

1

64

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.


1

65

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.


1

66

Решение примеров и задач.


1

67

Линия, отрезок, луч. Повторение.

Узнавать линию, луч, отрезок среди других геометрических фигур.

Различать геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок.

Чертить луч, прямую, отрезок по заданным размерам в различных положениях в тетради, на альбомном листе.

Измерять прямую, луч, отрезок с помощью линейки.

Записывать длину прямой, луча, отрезка одной, двумя единицами измерения.

1

68

Углы. Повторение.

Узнавать угол среди других геометрических фигур.

Определять с помощью чертежного угольника и называть вид угла.

Сравнивать углы по величине.

Чертить прямой, тупой и острый углы.

Находить углы каждого вида в предметах класса.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!