СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике и конструированию в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.

Основная цель курса "Математика и конструирование" в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность обучающихся (т.е. научить их счету), но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике и конструированию в 3 классе»



1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Математика и конструирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы: Математика и конструирование С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина, М: Просвещение, 2011

Программа реализуется посредством следующего методического комплекта: Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» для 3 кл. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л.- М., Просвещение, 2011 г.


Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.

Основная цель курса "Математика и конструирование" в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность обучающихся (т.е. научить их счету), но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.

Курс призван решать следующие задачи:

1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование
практических действий с чертёжными инструментами

3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов
логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной
практической деятельности младших школьников.

2. Общая характеристика учебного предмета

  • преемственность с традиционным построением начального курса математики, особенно с его арифметической линией, содержание и структура которой обеспечивает числовую грамотность обучающихся, умение решать текстовые задачи, знакомство с величинами и их измерением. Изучение арифметического материала организовано по ныне действующим учебникам и учебно-методическим пособиям М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.;

  • существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего расширение геометрических представлений и знаний обучающихся, развитие их
    пространственного воображения и логического мышления;

  • целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.




3. Описание места учебного предмета в плане

Курс «Математика и конструирование» рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Рабочая программа рассчитана на 35 часов (т.к. 35 учебных недель). Добавлен час на изучение темы «Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата)». В течении года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

5. Планируемые результаты изучения курса.


Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Воспитание чувства справедливости, ответственности.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.?Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1v и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

 — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

 

6. Содержание учебного предмета

Геометрическая составляющая

Построение отрезка, равного данному, с использованием цирку­ля и линейки без делений.

Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедрен­ный, равносторонний.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.

Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.

Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квад­рата). Свойства диагоналей прямоугольника.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с исполь­зованием свойств его диагоналей.

Свойства диагоналей квадрата.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадра­та). Площадь прямоугольного треугольника.

Деление окружности на 2, 4,-8. равных частей.

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.

Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

Вписанный в окружность треугольник.

Конструирование

Изготовление моделей треугольников различных видов.

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разны­ми способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух по­лос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.

Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоуголь­ник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторон­них треугольников.

Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).

Изготовление композиции «Яхты в море».

Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.

Изготовление модели часов.

Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».

Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.

Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.

Календарное планирование (35 ч)


Наименование разделов и тем

Количество часов

Практич.

работы





По программе

автора

По рабочей программе



1

Повторение геометрического материала.

2

2


2

Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида.

7

7

2

3

Периметр многоугольника. Чертёж.

11

11

3

4

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата).

2

3


5

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости.

9

9

3

6

Закрепление. Конструирование.

3

3

3


Итого

34

35

11










7. Календарно-тематическое планирование



п/п


Наименование раздела и тем

Часы учебн ого време ни


Характеристика основной деятельности ученика

Дата

План

Факт


1 четверть





1

Повторение пройденного.


1

Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, длина ломаной, прямоугольник, квадрат


5.09


2

Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники.

1

Повторение геометрического материала: многоугольники; построение отрезка с использованием циркуля

12.09


3

Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

1

Различать треугольники по сторонам и по углам.

19.09


4

Построение треугольника по трем сторонам.

1

Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки.

26.09


5

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный.

1

Вычерчивать треугольники разных видов.

3.10


6

Конструирование различных треугольников.









1

Изготавливать модели треугольников различных видов.

10.10


7

Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Практическая работа№1 «Изготовление модели пирамиды сплетением из двух полос»

1

Изготавливать различные модели треугольной пирамиды

17.10


8

Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды.

1

Изготавливать каркасную модель треугольной пирамиды из счётных палочек.

24.10


9

Обобщение по теме «Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида». Практическая работа№2 «Изготовление геометрической игрушки на основе равносторонних треугольников»

1

Изготавливать геометрическую игрушку «Флексагон». Применять полученные знания при выполнении заданий в Р.т.

31.10


10

Периметр многоугольника

1

Вычислять периметр многоугольника.

14.11



2 четверть





11

Свойства диагоналей прямоугольника.

1

Вычислять периметр многоугольника. Использовать свойства диагоналей прямоугольника при вычислении периметра треугольника.

21.11


12

Свойства диагоналей прямоугольника. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

1

Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

28.11


13

Чертёж. Практическая работа№3 «Изготовление по чертежам аппликации «Домик»

1

Изготавливать по чертежу аппликацию из различных частей определённым образом разрезанного квадрата.

5.12


14

Свойства диагоналей квадрата.

1

Вычислять периметр многоугольника. Использовать свойства диагоналей квадрата и прямоугольника при вычислении периметра.

12.12


15

Свойства диагоналей квадрата. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям.

1

Строить квадрат на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

19.12


16

Решение задач на нахождение периметра прямоугольника и квадрата.

1

Вычислять периметр многоугольника.

26.12



3 четверть





17

Чертёж. Практическая работа№4 «Изготовление по чертежам аппликации «Бульдозер»

1

Изготавливать по чертежу аппликацию.

16.01.2015


18-19

Закрепление по теме «Периметр многоугольника»

2

Вычислять периметр многоугольника.

23.01


20

Технологический рисунок. Практическая работа№5 «Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море»

1

Выстраивать композиции по технологическому рисунку

30.01


21

Площадь. Единицы площади. Сравнение площадей.

1

Сравнивать площади многоугольников.

6.02


22

Площадь прямоугольника (квадрата).

1

Вычислять площадь прямоугольника, квадрата.


13.02


23

Площадь прямоугольного треугольника.

1

Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов, площадь прямоугольного треугольника.


20.02


24

Разметка окружности.

1

Размечать окружность с помощью циркуля.

27.02


25

Деление окружности (круга) на 2,4,8 равных частей.

1

Делить окружность (круг) на 2,4,8 равных частей.

6.03


26

Деление окружности (круга) на равные части. Практическая работа№6 «Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей».

1

Изготавливать многолепестковый цветок из цветной бумаги. Делить окружность (круг) на 8 равных частей.

13.03


27

Деление окружности (круга) на 3,6,12 равных частей.

1

Делить окружность (круг) на 3,6,12 равных частей.

20.03



4 четверть





28

Деление окружности (круга) на равные части. Практическая работа№7 «Изготовление модели часов».

1

Изготавливать модель часов. Делить окружность (круг) на 12 равных частей.

3.04


29

Взаимное расположение окружностей на плоскости.

1

Чертить пересекающиеся. Непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности.

10.04


30

Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений).

1

Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

17.04


31

Вписанный в окружность треугольник.

1

Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг.

24.04


32

Обобщение по теме «Окружности». Практическая работа №8 «Изготовление аппликации «Паровоз».

1

Изготавливать аппликацию, проведя нужные измерения, сделав чертёж.

8.05


33

Практическая работа №9 «Изготовление и использование геометрической игры «Танграм».

1

Выполнить чертёж для изготовления предложенного изделия.

15.05


34

Оригами.

Практическая работа №10 «Изготовление изделия «Лебедь».

1

Работать в технике «оригами».

22.05


35

Техническое конструирование. Практическая работа №11 «Изготовление модели подъёмного крана и транспортёра».

1

Собирать несложные изделия из набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов.

29.05


















Материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Волкова С.И. Математика и конструирование 3 класс, Пособие для обучающихся образовательных учреждений. –

М.: Просвещение, 2011.




К


















Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки пред­метные, таблицы) в соответствии с основными те­мами программы обучения

Касса цифр и букв

Д



К













Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Компьютер ;

мультимедийный проектор;

электронное приложение к учебнику

Моро М.И. Москва Просвещение, 2012г.

Д

Д

К




Технические средства обучения

Аудиомагнитофон

Д











Демонстрационные пособия

Линейка

Линейка-треугольник

Геометрические фигуры(куб, шар, цилиндр, конус)

Геометрические фигуры для счёта (круги, треугольники, квадраты)



Настольная-развивающая игра « Учимся считать»


ДК

ДК

Д

ДК











Список используемой литературы.


1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.


2.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.


3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.


4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.


5.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.


6.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.


7.Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 176с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019234-7.


8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.


9.Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России», авт. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова и др., Москва «Просвещение» 2011г.


10. Программа. Математика и конструирование. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л., –М.: Просвещение, 2011.


«


























13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!