СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по модулю «Учимся писать изложения и сочинения» (русский, литература) части, формируемой участниками образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по модулю «Учимся писать изложения и сочинения» (русский, литература) части, формируемой участниками образовательного процесса

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по модулю «Учимся писать изложения и сочинения» (русский, литература) части, формируемой участниками образовательного процесса»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52» города Новосибирска


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель Заместитель Директор школы

методического директора по УВР

объединения учителей ________/Бричеева Р.А. /__________/Мазин К.А./

________/Зеленкова В.В./

«___» ___________ 2020 г. «___»__________ 2020 г. «___»____________2020 г.






Рабочая программа


по модулю «Учимся писать изложения и сочинения» (русский, литература)

части, формируемой участниками образовательного процесса














Класс: 2- 4

Составитель: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Репина Е. Г.















1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»; Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №52г. Новосибирска; на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся грамотно писать сочинение и изложение».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов", понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занятиям должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Цель:

Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников, совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Основные задачи:

1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.


Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

 занимательность;

 научность;

 сознательность и активность;

 наглядность;

 доступность;

 связь теории с практикой;

 индивидуальный подход к учащимся;

 принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

 принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: чтение по слогам, определение орфограмм, подчёркивание орфограмм, умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.

Особое внимание уделяется:

- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;

- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;

- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;

- построению текста (начало, основная часть, заключение);

- пониманию учеником, о чём он пишет.

Достижение планируемых результатов обучения осуществляется на основе реализации системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Исходя из уровня подготовки учеников на каждый отдельно взятом уроке применяются следующие формы, методы обучения:

формы обучения на уроке:


Методы обучения:


  • классно-урочные,

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • дифференцированное обучение


  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Репродуктивные

  3. Поисковые

  4. Творческие

  5. Эвристические

  6. Проблемные

  7. Диалогические

  8. Игровые.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника: личностно-ориентированная, деятельностная технология, здоровьесберегающие, игровые технологии, ИКТ, проектно-исследовательская деятельность и др.



2. Общая характеристика модуля

Отличительной особенностью модуля является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсами русского языка и литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа модуля обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

На уроках модуля учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения, небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование). Программа обеспечивает развитие выразительной устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественных и научно-познавательных произведений. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.

3 класс

              Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

4 класс

 Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с  параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.



3. Место модуля в учебном плане

Нормативный срок освоения модуля «Учимся писать изложения и сочинения» (русский + литература) на уровне начального общего образования – 3 года – 2,3,4 классы.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

2 класс

1

34

34

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34

Итого:

102

4. Ценностные ориентиры содержания модуля

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

5. Результаты изучения модуля.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обучающийся научится:

● испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

● осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

● относиться с уважением к представителям других народов;

● уважительно относиться к иному мнению;

● понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

● соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

● развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

● конструктивно разрешать проблемные ситуации;

● оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

● эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

● сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

● стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

  • сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обучающийся научится:

● понимать цели и задачи учебной деятельности;

● самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

● пользоваться справочной литературой (словарями);

● развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

● делать самостоятельные выводы;


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

● понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

● относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

● анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

● понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

● выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

● контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

● различать диалогическую и монологическую речь;

● составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

● составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

● пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

● писать изложения по составленному плану;

● составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

● говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

● делать полный и краткий пересказ текста;

● устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

● совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

● соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

6. Тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Речь - устная и письменная. Задания 1-2.

1

2.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 3-4.

1

3.

Речь - устная и письменная. Текст. "На горке" Задания 5-6.

1

4.

Речь - устная и письменная. Текст. "Метелица" Задания 7-8.

1

5.

Речь - устная и письменная. Последовательность предложений в тексте. Задания 9-11.

1

6.

С какой целью мы говорим? Задания 12-13

1

7

Предложения по цели высказывания… Задание 14

1

8.

С большой буквы…Наше Отечество. Задания 15-16

1

9.

С большой буквы… Задания 17-18

1

10.

С большой буквы… Река Волга. Задания 19-20

1

11.

"Ошибкоопасные" места. Задания 21-22

1

12.

Разделительный мягкий знак… Задания 23-24

1

13.

Разделительный мягкий знак. "Пчёлы и муха" Задания 25-26

1

14.

Разделительный мягкий знак. "Ошибкоопасные"места. Задания 27-28

1

15.

Разделительный мягкий знак… Задания 29-31

1

16.

Корень. Родственные слова. Кто больше ? Задания 32-33

1

17.

Корень. Родственные слова. Задания 34-36.

1

18.

Парные звонкие и глухие согласные. Задания 37-38

1

19.

Парные звонкие и глухие согласные. "Летний дождь" Задания 39-40.

1

20.

Парные звонкие и глухие согласные. "Разные ветры" Задания 41-42.

1

21.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 43-44.

1

22.

Парные звонкие и глухие согласные. Где ёжик? Задание 45.

1

23.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 46-47.

1

24.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задание 48.

1

25.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Изложение "Лисичка" Задание 49.

1

26.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Изложение "Кошка" Задание 50.

1

27.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. "Большой Полкан и маленький Мопс" Задание 51.

1

28.

Разделительный твердый знак. Изложение "Птичьи заботы" Задания 52-53

1

29.

Разделительный твердый знак. "Шишка" Задание 54

1

30.

Разделительный твердый знак. Изложение "Ёжик" Задания 55-56

1

31.

Разделительный твердый знак. Изложение с творческим заданием "Осень" Задание 57

1

32.

Обучающее изложение «Находчивая галка»Задание 58

1

33.

Разделительный твердый знак. Изложение "Знатная находка" Задание 59

1

34.

Изложение повествование. «Перезимовали» Задание 60

1

Итого:

34 часа



3 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. Задания 1-3

1

2.

Тема текста. Заголовок. Опорные слова. Задания 4-5

1

3.

Тема текста. Заголовок. Задания 6-8

1

4

Тема и основная мысль текста. Работа с орфограммами. Задания 9- 10

1

5-6.

Построение текста: начало, основная часть, концовка. План. Задания11 - 12; 13 - 15

2

7.

Определение порядка частей в тексте. Редактирование текста. Работа с орфограммами. Задания 16 - 17

1

8-9

Синонимы. Задания 18 - 20; 21 -22

2

10.

Какие бывают тексты? Работа со словом и словарем. Задания 23 - 24

1

11-12

Текст описание, повествование и рассуждение. Изложение по вопросам и опорным словам. Задания 25 -27; 28 -30


2

13.

Творческое изложение с элементами сочинения. Задание 31

1

14-15

План. Задания 32 -33; 34 - 36

2

16

Разделить так, как делили работу. Деление текста на части. Задания 37 - 39

1

17

Изложение "Крылатый будильник" Работа с орфограммами. Задания 40-41

1

18

Изложение "Музыкант" Работа с орфограммами. Задание 42

1

19

План. Изложение текста, используя пункты плана и слова для справок. Задания 42-43

1

20.

Сочинение по серии картинок «Прогулка по лесу» Задания 44-45

1

21

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» Задания 46 - 47

1

22

План. Задания 48- 50

1

23

Изложение "Солнце и весна" Знаки препинания. Задания 51 -52

1

24

Опорные слова. Задания 53-55

1

25.

Составление текста "Узоры на окнах" используя опорные слова и выражения. Задания 56- 58

1

26-28

План. Текст описание, повествование и рассуждение. Задания 59-61; 62-63; 64.

3

29

Сочинение «Весна» Задания 65-67

1

30

Изложение "Ёжик проснулся" по Г. Скребицкому и В. Чаплиной

Задания 68-69

1

31

Изложение "Когда бушевали метели" Задания 70-71

1

32-33

Текст описание, повествование и рассуждение. Работа с орфограммами. Задания 72-74; 75-77.

2

34.

Итоговое занятие. Задания 78-81.

1

Итого:

34 часа





4 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Как я отдыхал летом

1

2.

Сочинение по картине И. Левитана «Рожь»

1

3.

Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

1

4.

Что меня радует и что огорчает

1

5.

Сочинение-сказка «Если бы я был Волшебником…»

1

6.

Мои любимые игры и развлечения

1

7

Сочинение по серии картинок «На горке»

1

8.

Моя любимая книга

1

9.

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

1

10.

Сочинение по вопросам «Моя биография»

1

11.

Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

1

12.

Художник-зима

1

13.

Сказка о ёлочке

1

14.

Один день моей жизни

1

15.

Все работы хороши – выбирай на вкус

1

16.

Сочинение по картине Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

17.

Разговор солнышка с сосулькой

1

18.

Что такое доброта?

1

19.

Мое любимое время года

1

20.

Мои успехи и неудачи

1

21.

Если бы я был президентом

1

22.

Веточка березы в вазе

1

23.

Сочинение по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

24.

Мое любимое животное

1

25.

Сочинение-фантазия «Кулинарная сказка»

1

26.

Моя семья

1

27.

Сочинение-описание «Весенняя бабочка»

1

28.

Моя любимая игрушка

1

29.

Что я знаю о победе в Великой отечественной войне

1

30.

Моя школа

1

31.

Проверочная работа над предложением и текстом

1

32.

Май в нашем городе

1

33.

Прощай, начальная школа!

1

34.

Итоговое занятие

1

Итого:

34 часа



7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

1. Т.Н. Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.- М.: РОСТ, 2013

2. . Т.Н. Соколова. Учимся писать изложение и сочинение: М.: Издательство РОСТ, 2019

3. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. РОСТкнига, 2007

4. С.В. Загребельная. Обучение написанию сочинений в начальной школе. Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006


Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

- Классная доска

- Экран

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик,

-материалы: тетради, бумага писчая























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!