Рабочая программа предмета «Музыка» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного начального общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010 с учетом последующих изменений) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка
Предмет «Музыка» изучается на ступени основного начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1-4 классах в общем объеме 135 часов (при 1кл- 33ч,2-4кл. 34ч.)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности, обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы :
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- , видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников
Предметные результаты.
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Обучающийся получит возможность научиться:
Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных,а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Содержание предмета.
1 класс
Тема 1. Мир музыкальных звуков
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Тема 2. Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Тема 3. Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Тема 4. Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Тема 5. Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Тема 6. Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Тема 7. Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Тема 8. Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
2 класс
Тема 1. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников
Тема 2. Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Тема 3. Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
Тема 4. Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Тема 5. «Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.). «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Тема 6. Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Тема 7. Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
– импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.
Тема 8.Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.
3 класс
Тема 1. Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Тема 2. Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Тема 3. Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Тема 4. Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Тема 5. Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Тема 6. Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Тема 7. Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Тема 8.Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.
4 класс
Тема 1. Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Тема 2. Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Тема 3. Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Тема 4. Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Тема 5. Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Тема 6. Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Тема 7. Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Тема 8.Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов.
1 класс
Григ Э. «Пер Гюнт»: «Утро», «Шествие гномов», «Песня Сольвейг»
Кабалевский Д. «Труба и барабан», «Трубач и эхо»
Прокофьев С. «Детская музыка»: «Дождь и радуга», «Шествие кузнечиков», симфоническая сказка «Петя и волк»
Пьесы из альбомов для детей С.Майкапара, Е.Гнесиной, А.Гречанинова, А.Хачатуряна, Г.Свиридова, фортепианные миниатюры из «Школы игры на фортепиано» А.Николаева
Равель М. «Болеро»
Рахманинов С. «Итальянская полька», «Вокализ»
Римский-Корсаков Н. «Три чуда», «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Свиридов Г. «Ласковая просьба», «Колыбельная»
Сен-Санс К. «Карнавал животных»: «Слон», «Аквариум», «Кенгуру», «Лебедь»
Чайковский П. «Детский альбом»: «Старинная французская песенка», «Шарманщик поет», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Неаполитанская песенка», музыка из балетов: «Танец феи Драже», «Танец маленьких лебедей»; «Времена года»: «Октябрь» «Осенняя песня»)
Шуман Р. «Альбом для юношества»: «Первая утрата», «Дед Мороз», «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
2 класс
Глинка М. «Патриотическая песня»
Балет: фрагменты из балета «Щелкунчик» П.Чайковского, «Чиполлино» К.Хачатуряна
«Камаринская» в исполнении оркестра народных инструментов
Опера: фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Морозко» М.Красева
Русские народные песни в исполнении детских хоровых коллективов:
«Весна» (руководитель А.Пономарев),
«Преображение» (руководитель М.Славкин),
Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (руководитель В.Попов),
Детской хоровой студии «Пионерия» (руководитель Г.Струве)
Мусоргский М. «Картинки с выставки»: «Богатырские ворота», «Быдло»
Пьесы в простой 2-3-частной форме Гайдна, Моцарта, Бетховена
Рахманинов С. Второй фортепианный концерт, 1 часть (фрагмент), прелюдии (на выбор)
Чайковский П. «Времена года»: «Ноябрь» («На тройке»)
Штраус И. «Персидский марш», «Полька-пиццикато»
Шуман Р. «Альбом для юношества»: «Смелый наездник», «Солдатский марш»
3 класс
Бетховен Л. «Ярость по поводу потерянного гроша»
Бриттен Б. «Путеводитель по оркестру для молодежи»
Глинка М. «Арагонская хота»
Кабалевский Д. «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»
Инструментальная музыка народов России (народные и национальные инструменты): гармонь, балалайка, домра, гусли, рожок, свирель, окарина, жалейка, кугиклы, хомус, хомыс, курай, лимба, хур, чатхан и другие.
Концертная музыка: концерты солирующих инструментов с оркестром (Л.Бетховена, В.Моцарта, Ф.Мендельсона, П.Чайковского, Х.Родриго, Э.Грига и других)
Мусоргский М. «Картинки с выставки» в оркестровке М.Равеля
Песни народов, проживающих в национальных республиках России (на выбор)
Хоровые произведения в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.Александрова (песни о Великой Отечественной войне), Государственного академического русского народного хора), Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения и других
Русские народные песни: «Заплетися, плетень», «Ах, ты зимушка, зима», «Блоха» («Ой, как во зеленом во бору, да»), «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу», «Сею-вею снежок» и другие
4 класс
Произведения для симфонического, камерного, духового, народного, джазового оркестров:
оркестровые произведения А.Вивальди, М.Глинки, В.Блажевича, В.Андреева, джазовые композиции в исполнении оркестров Л.Утесова, О.Лундстрема
Песни народов мира в исполнении детских хоровых коллективов (на выбор)
Чайковский П. «Спящая красавица», Щедрин Р. «Конек-Горбунок»
Бриттен Б. «Давайте создадим оперу»
Роджерс Р. «Звуки музыки», Рыбников А. Мама («Волк и семеро козлят»)
Киномузыка и музыка к мультфильмам: «Морозко» (Н.Будашкина), «После дождичка в четверг» (Г.Гладков), «Приключения Буратино» (А.Рыбников), «Синяя птица» (И.Костел), «Винни Пух» (М.Вайнберг), «Ну, погоди» (А.Державин, А.Зацепин), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский)
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел 1класс. | Количество часов |
1. | Мир музыкальных звуков | 3ч |
2. | Ритм – движение жизни | 4ч. |
3. | Мелодия – царица музыки | 4ч. |
4. | Музыкальные краски | 3ч |
5. | Музыкальные жанры: песня, танец, марш | 6ч. |
6. | Музыкальная азбука или где живут ноты | 5ч. |
7. | Я – артист | 4ч. |
8. | Музыкально-театрализованное представление | 4ч. |
| 2класс. | 33часа. |
1. | Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды | 5ч. |
2. | Широка страна моя родная | 5ч. |
3. | Музыкальное время и его особенности | 3ч. |
4. | Музыкальная грамота | 3ч. |
5. | «Музыкальный конструктор» | 4ч. |
6. | Жанровое разнообразие в музыке | 5ч. |
7. | Я – артист | 5ч. |
8. | Музыкально-театрализованное представление | 4ч. |
| 3класс | 34часа. |
1 | Музыкальный проект «Сочиняем сказку». | 7ч |
2. | Широка страна моя родная | 4ч. |
3. | Хоровая планета | 4ч. |
4. | Мир оркестра | 5ч. |
5. | Музыкальная грамота | 3ч. |
6. | Формы и жанры в музыке | 3ч. |
7. | Я – артист | 4ч. |
8. | Музыкально-театрализованное представление | 4ч. |
| 4класс. | 34часа. |
1. | Песни народов мира | 3ч. |
2. | Музыкальная грамота | 2ч. |
3. | Оркестровая музыка | 5ч. |
4. | Музыкально-сценические жанры | 5ч. |
5. | Музыка кино | 6ч. |
6. | Учимся, играя | 2ч. |
7. | Я – артист | 5ч. |
8. | Музыкально-театрализованное представление | 6ч. |
| | 34часа. |
| Всего: | 135ч. |