СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 1-й класс по методике В.О.Усачевой, Л.В.Школяр

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования курса  «Музыка» и авторской программы Л .В. Школяр ,В.А .Школяр, В. О. Усачевой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 1-й класс по методике В.О.Усачевой, Л.В.Школяр»







Пояснительная записка


Программа по музыке составлена на основе нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.

Основная образовательная программа МОУ Удельнинской гимназии.

Авторская программа В.О.Усачевой, Л.В.Школяр под редакцией Н.Ф. Виноградовой, концепция «Начальная школа 21 века»

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.


Форма организации учебной деятельности.

Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. В современной школе основная форма обучения- урок. Урок-путешествие, урок-концерт, урок-игра, урок-угадайка, урок- пластического интонирования, «Я- дирижер» и т д.

Данная рабочая программа возможна при использовании в дистанционном формате проведения уроков.



Основные виды учебной деятельности.

На уроках музыки виды деятельности делятся на несколько подвидов.

Всё зависит от цели урока.

Обязательно проводится распевание (пение попевок, упражнений, работа над интонированием, дикцией, текстом и т.д.)

Разучивание нового материала или продолжение работы над предыдущим материалом. Сюда входит показ песни, разучивание мелодии, текста, работа над трудными местами.

Слушание: знакомство с творчеством композитора, слушание произведений, просмотр фильмов, фрагментов из балета, опер, мюзиклов, выступлений самих учащихся.

Контроль осуществляется на каждом этапе работы.


Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  • Формирование основ национальных ценностей российского общества.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

  • Развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  • Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

  • проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления;

  • воспринимать музыкальные произведения;

  • проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

  • знать о способности и способах (голосом, игрой на му­зыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего ми­ра человека;


Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живо­го и неживого в окружающем мире;

  • ориентироваться в многообразии музыкальных жан­ров (опера, балет, симфония и пр.);

  • различать характер музыки, её динамические, регист­ровые, тембровые, метроритмические, интонацион­ные особенности;

  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средстве осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

  • Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка».

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета «Музыка».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.


Основное содержание учебного предмета

Раздел 1.Истоки возникновения музыки (8 ч.)

Исследование звучания окружающего мира природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.

Раздел 2. Содержание и формы бытования музыки (16.)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений — добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна — в музыке отражён весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.

Простые песенные формы (двухчастная и трёхчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Аккомпанемент.

Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.

Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам.

Раздел 3. Язык музыки (9 ч.)

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.

Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр.

Мелодия — главный носитель содержания в музыке. Выразительные свойства мелодии. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Типы мелодического движения. Великие русские композиторы-мелодисты: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов.

Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.

Идея первого года обучения – дать обобщенный образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения.

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм бытования.

Третья содержательная линия – методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Данная рабочая программа возможна при использовании в дистанционном формате проведения уроков.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Истоки возникновения музыки

8

2

Содержание и формы бытования музыки

16

3

Язык музыки

9



33 ч.













Учебно-методическое обеспечение


- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, М.: Вентана-Граф, 2017

- Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 1 класс. Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д.

- Музыка: программа: 1-4 классы. Усачёва В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2018


Материально-техническое обеспечение


- Мультимедийный проектор

- Компьютер

- Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, презентации)

- Фортепиано

- Классная доска

- Портреты композиторов

Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Наименование

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Предметные умения

Метапредметные УУД

Личностные

1а, 1б, 1в,1г

1 г

Истоки возникновения музыки 8 часов

1

Введение в рождение музыки

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя

Проявлять эмоциональную отзывчивость

01.09.20-04.09.20





2

Что значит слышать музыку

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: воспринимать музыкальное произведение

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую

Оценивать результаты деятельности

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

07.09.20-11.09.20





3

Колыбельность- начало познания музыки

Различать характерные признаки основных жанров музыки

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов

Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Принимать позицию слушателя, исполнителя, давать оценку и самооценку музыкальной деятельности

14.09.20-18.09.20





4

Родные корни: родной язык

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на стр. учебника

Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного произведения

Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям

21.09.20-25.09.20





5

Родной музыкальный язык

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни

Познавательные: сравнивать музыкальные образы разных композиторов (Мусоргский, Чайковский)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Понимать чувства других людей и сопереживать им

28.09.20-02.10.20





6

В мире сказочных мелодий

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, загадки

Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу

Оценивать результаты деятельности

05.10.20-09.10.20





7

Играем в сказку

Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя муз. произведений

12.10.20-16.10.20





8

Идем в поход

Экспериментировать со звучащими предметами, подбирать ритмический аккомпанемент

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Регулятивные: выполнять учебные действия


19.10.20-23.10.20






Содержание и формы бытования музыки 16 часов

9

Музыкальные краски песни

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Оценивать результаты деятельности

26.10.20-30.10.20





10

Звучащий образ Родины

Размышлять о роли музыки в жизни родины

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу

Проявлять эмоциональную отзывчивость

09.11.20-13.11.20





11

Былины

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

16.11.20-20.11.20





12

«Дела давно минувших дней»

Приводить примеры песен, маршей, танцев

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Коммуникативные: задавать вопрос, формулировать собственное мнение

Оценивать результаты деятельности

23.11.20-27.11.20





13

Детская жизнь композиторов в их произведениях

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, помогает, утешает и т.д.

Познавательные:

коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

30.11.20-04.12.20





14

Идем в концертный зал

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы

Познавательные самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя муз. произведений.

07.12.20-11.12.20





15

Поход в музыкальный зоопарк

Определять краски в музыке (регистр. тембр, темп, динамические оттенки)

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Проявлять эмоциональную отзывчивость

14.12.20-18.12.20





16

Шелест к шороху спешит

Экспериментировать со звучащими предметами

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании

Регулятивные: выполнять учебные действия

Принимать позицию слушателя


21.12.20-29.12.20





17

Что может музыка

Поделиться своими впечатлениями о чувствах, передаваемых музыкой

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопрос, формулировать собственное мнение.

Регулятивные: выполнять учебные действия

Понимать чувства других людей и сопереживать им

11.01.21-15.01.21





18

Зима в музыке

Помочь войти в мир красоты зимней музыки

Познавательные: читать простое схематическое изображение

Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Оценивать результаты деятельности

18.01.21-22.01.21






19






Музыка в движении




Раскрыть характерные особенности музыки в движении




Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Представлять образ Родины, её прошлое, культурное наследие.

25.01.21-29.01.21








20

Где живут ноты

Различать знаковые системы, выделяя нотную запись

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

01.02.21-05.02.21





21

Музыка передает характер героев

Как музыка помогает тебе определить характер героя, его настроение

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Проявлять эмоциональную отзывчивость

08.02.21-12.02.21





22

Музы не молчали

Объяснять понятия солист, хор, оркестр. Отечество, память, подвиг

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Оценивать результаты деятельности

24.02.21-26.02.21





23

Русские обряды. Масленица

Участвовать в народных праздниках

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую

активного слушателя и исполнителя муз. произведений

01.03.21-05.03.21





24

Природа просыпается

Помочь войти в мир красоты весенней музыки

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Понимать чувства других людей и сопереживать им

08.03.21-12.03.21





Язык музыки 6 часов

25

Музыка в стихах о маме

Анализировать выразительные средства, определять их роль

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия

Уважительное отношение к родным: матери, бабушке

15.03.21-19.03.21





26

Мелодии и краски весны

Расширять художественные впечатления, развивать ассоциативное образное мышление

Познавательные: выбирать действие, формулировать цель

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Демонстрировать позицию активного слушателя

29.03.21-02.04.21





27

В музыкальном театре. Балет

Определять язык балета (пластика, танец, театр)

Познавательные: находить необходимую информацию

Коммуникативные: формулировать мнение

Регулятивные: выполнять учебные действия

Проявлять познавательный интерес

05.04.21-09.04.21





28

В музыкальном театре. Опера

Определять язык оперы (пение, игра, танец)

Познавательные: ориентироваться в информационном материале

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: преобразовывать поставленную задачу

Понимание значения музыкального искусства в жизни человека

12.04.21-16.04.21





29

Легко ли стать исполнителем?

Характеризовать деятельность исполнителя

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов всех участников

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности

19.04.21-23.04.21





30

Русские народные инструменты

Различать на слух музыкальные инструменты

Познавательные: ставить и формулировать проблемы

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Коммуникативные: проявлять активность вести диалог

Развитие эмоционального восприятия

26.04.21-30.04.21





31

В концертном зале

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные: проявлять активность в ведении диалога

Регулятивные: выбирать действия соответствии с поставленной задачей

Наличие эмоционального отношения к искусству

03.05.21-07.05.21





32

Музыкальная прогулка по выставке.

Слушать и «рисовать» в воображении картинки с выставки

Познавательные: осуществлять поиск информации

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Восприятие музыкального произведения, его настроения и характера

10.05.21-14.05.21





33

Что значит услышать музыку?

Размышлять о взаимосвязи жизненных и музыкальных явлений

Познавательные: выбирать способы решения задач

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

17.05.21-25.05.21





Итого: 33 часа




СОГЛАСОВАНО. Протокол № 1 заседания кафедры учителей начальных классов

от 24 августа 2020 г. Кузнецова Г. А. ___________

СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР Тертычная Г.В. _______________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!