МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»
Принята «Согласовано» «Утверждено»
педагогическим советом Заместитель директора по УВР: Директор школы:
« ____» ____________ 2017 г. __________ А.В.Денисова ___________В.Н.Хохлова
«___»______________ 2017г. «___»______________ 2017г.
Рабочая программа учебного предмета
Музыка
(наименование учебного предмета)
Начальное общее, 1 класс
(уровень образования)
33 часа_
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Составлена на основе программы по музыке к учебному комплексу для 1 классов (Авторы программы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагин.)
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(ФИО учителя, составившего рабочую программу)
Мухоршибирь, 2017г.
Музыка
Рабочая программа учебного курса «Музыка» разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учётом авторской программы по музыке «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. Начальная школа». 1-4 классы» (2011) полные выходные данные программы. Разработана на основе УМК «Школа России».
Предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений
Содержание учебного предмета
Тема | Формы организации уч.занятий | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
Музыка вокруг нас. 16 часов. |
«И Муза вечная со мной!» | урок-игра | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), |
Хоровод муз. | разучивание народных хороводов | Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. |
Повсюду музыка слышна. | урок-игра | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. |
Душа музыки – мелодия. | разучивание ритмических движений | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. |
Музыка осени. | экскурсия в осенний лес | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия |
Сочини мелодию. | урок-фантазия. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. |
«Азбука, азбука каждому нужна…» | разыгрывание инсценировок. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Знакомиться с элементами нотной записи. |
Музыкальная азбука. | урок-игра. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Знакомиться с элементами нотной записи. |
Обобщающий урок. | урок закрепления и обобщения знаний | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. |
Музыкальные инструменты. Бурятские музыкальные инструменты. | урок изучения и закрепления новых знаний. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). |
«Садко». Из русского былинного сказа. | комбинированный урок | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. |
Музыкальные инструменты. | урок изучения и закрепления новых знаний. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). |
Звучащие картины. | комбинированный урок. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. . Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. |
Разыграй песню. | комбинированный урок. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. |
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | урок закрепления и обобщения знаний | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. |
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок | урок закрепления и обобщения знаний | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполненииьмузыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. |
«Музыка и ты» 17 часов |
Край, в котором ты живешь. | урок изучения и закрепления новых знаний. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. |
Художник, поэт, композитор | урок обобщения и систематизации знаний. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Музыка утра. | комбинированный урок. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Музыка вечера. | комбинированный урок. | Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Музыкальные портреты. | урок изучения и закрепления новых знаний. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | комбинированный урок. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Музы не молчали. | комбинированный урок. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Мамин праздник. | комбинированный урок. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. |
Обобщающий урок. | урок обобщения и систематизации знаний. | Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. |
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | урок изучения и закрепления новых знаний | Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. |
Музыкальные инструменты. | урок изучения и закрепления новых знаний | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | урок обобщения и систематизации знаний. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Музыка в цирке. | комбинированный урок. | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Дом, который звучит. | урок изучения и закрепления новых знаний. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Опера-сказка. | урок закрепления знаний. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
«Ничего на свете лучше нету». | комбинированный урок. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Обобщающий урок. | урок обобщения и систематизации знаний. | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | К-во часов | Дата |
Музыка вокруг нас. 16 часов. |
1. | «И Муза вечная со мной!» Урок-игра. | 1ч. | |
2. | Хоровод муз. Разучивание народных хороводов | 1ч. | |
3. | Повсюду музыка слышна. Урок игра. | 1ч. | |
4. | Душа музыки – мелодия. Разучивание ритмических движений | 1ч. | |
5. | Музыка осени. Экскурсия в осенний лес | 1ч. | |
6. | Сочини мелодию. Урок фантазия | 1ч. | |
7. | «Азбука, азбука каждому нужна…» Разыгрывание инсценировка | 1ч. | |
8. | Музыкальная азбука. Урок-игра. | 1ч. | |
9. | Обобщающий урок. | 1ч. | |
10. | Музыкальные инструменты. Бурятские музыкальные инструменты. | 1ч. | |
11. | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1ч. | |
12. | Музыкальные инструменты. | 1ч. | |
13. | Звучащие картины. | 1ч. | |
14. | Разыграй песню. | 1ч. | |
15. | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1ч. | |
16. | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок | 1ч. | |
«Музыка и ты» 17 часов |
17. | Край, в котором ты живешь. | 1ч. | |
18. | Художник, поэт, композитор | 1ч. | |
19. | Музыка утра. | 1ч. | |
20. | Музыка вечера. | 1ч. | |
21. | Музыкальные портреты. | 1ч. | |
22. | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1ч. | |
23. | Музы не молчали. | 1ч. | |
24. | Мамин праздник. | 1ч. | |
25. | Обобщающий урок. | 1ч. | |
26. | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1ч. | |
27. | Музыкальные инструменты. | 1ч. | |
28. | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1ч. | |
29. | Музыка в цирке. | 1ч. | |
30. | Дом, который звучит. | 1ч. | |
31. | Опера-сказка. | 1ч. | |
32. | «Ничего на свете лучше нету». | 1ч. | |