СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»




1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  2. Положения о рабочей программе учителя-предметника, реализующего ФГОС НОО.

  3. Основной образовательной программы НОО МБОУ «Ворцинская основная общеобразовательная школа» на 2021-2026 годы.

  4. Учебного плана МБОУ "Ворцинская ООШ" на 2021-2022 учебный год.

5. Примерной Программы начального общего образования по музыке и Программы по музыкек учебнику для 4 класса общеобразовательной школы авторов: Е.Д.Критской, .П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной. Музыка. 4 класс. М., Просвещение, 2013.

6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021-2022 учебный год.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.


Цель формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи: - привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-клас­сиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

Отличительная особенность данной программы— охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкаль­ного искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Согласно учебному плану на изучение музыки отводится в 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания.



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

Личностные результаты:

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

Метапредметные результаты:

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнегомузицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.



Предметные результаты освоения программы должны отражать:

сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека:

сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Слушание музыки

Обучающийся:

1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.

8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Хоровое пение

Обучающийся:

1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.

2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.



Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

Обучающийся:

1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.

2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.

3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.

4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.

Основы музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота.Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийсяполучит возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).






















  1. Содержание учебного предмета, курса.

Песни народов мира

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).

Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.

Музыкальная грамота

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.

Содержание обучения по видам деятельности:

Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенныхритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).

Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.

Оркестровая музыка

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.

Музыкально-сценические жанры

Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».

Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).

Музыка кино

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

Содержание обучения по видам деятельности:

Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:

  • характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;

  • созданиеэмоциональногофона;

  • выражение общего смыслового контекста фильма.

Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).

Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.

Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.

Учимся, играя

Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.

Содержание обучения по видам деятельности:

Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.(Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».

Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.

Музыкально-театрализованное представление

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.







Содержание учебного материала 4 класса (34ч)

    1. Россия – Родинамоя (3 ч.)

С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России». Рассказ М.Горького «Как сложили песню»Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Образ защитника Отечества.

2. О России петь – что стремиться в храм (4 ч.)

Святые земли Русской. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Гимн, величание. Праздники Русской православной церкви. Пасха Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).

  1. День, полныйсобытий» (6 ч.)

Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане». Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

  1. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

  1. В концертномзале (5 ч.)

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах



  1. В музыкальномтеатре (6 ч.)

Драматургическое развитие в опере. Контраст. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальнаямелодика.

  1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(7 ч.)

Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня.Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).































4. Тематическое планирование

п/п

Наименованиетем, разделов



Датапроведения


план

факт

Раздел 1. Россия – Родина моя (3ч.)

1/1

Мелодия. Ты запой мне ту песню...



2/2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»



3/3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?»



Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм ( 4ч.)

4/1

Святые земли Русской. Илья Муромец.



5/2

Кирилл и Мефодий.



6/3

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангелвопияше.



7/4

Родной обычай старины. Светлый праздник



Раздел 3. День, полный событий (6ч.)

8/1

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»




9/2

Зимнее утро. Зимний вечер.



10/3

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. 



11/4

Ярмарочное гулянье.



12/5

Святогорский монастырь.



13/6

Приют, сияньем муз одетый.    



Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3ч.)

14/1

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструментыРоссии.



15/2

Народныепраздники. «Троица».



16/3

Контрольная работа №1 за I полугодие.



Раздел 5. В концертном зале (5ч.)

17/1

Анализ работ. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).



18/2

«Старый замок». Счастье в сирени живет…



19/3

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»



20/4

«Патетическая» соната. Годы странствий



21/5

Царит гармония оркестра.



Раздел 6. В музыкальном театре (6ч.)

22/1

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…).



23/2

Опера «Иван Сусанин» (сцена в лесу)



24/3

Исходила младешенька.ОпераМ.Мусоргского «Хованщина»).



25/4

Русский Восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы



26/5

Балет «Петрушка».



27/6

Театрмузыкальнойкомедии.



Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7ч.)

28/1

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.



29/2

Исповедь души. Революционный этюд.



30/3

Мастерство исполнителя.



31/4

В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара)



32/5

Музыкальный сказочник.



33/6

Контрольная работа №2 заII полугодие.



34/7

«Рассвет на Москве-реке». Обобщение.































Контрольно-измерительныематериалы.

Первоеполугодие

1.Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Вопросы: а) напиши название произведения, фамилию композитора, его сочинившего; б) какой голос исполняет это сочинение?

а)_____________________________ б)________________________________


2.Звучат мелодии: главная тема Концерта № 3 С. Рахманинова, мелодия арии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки, мелодия романса «Сирень»

С. Рахманинова.

Вопрос: какие из этих сочинений написаны С. Рахманиновым? Нужное — подчеркни.

а) Концерта № 3 С. Рахманинова б) Ария Ивана Сусанина


3. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина.

Вопрос: какие инструменты исполняют эту музыку?

____________________________________________________________________


4. Звучит фрагмент Ноктюрна из Квартета № 2 А. Бородина (повторно).

Вопрос: какое стихотворение созвучно этому произведению?

1.Какая ночь!Алмазная роса 2.Ночь пролетала над миром,

Живым огнем с огнями неба в споре, Сны на людей навевая;

Как океан,разверзлись небеса, С темно – лазоревой ризы

И спит земля – и теплется ,как море... Сыпались звезды,сверкая.

А.Фет А.Плещеев


а)_____________________________ б)________________________________


5.Звучит вступление к Сонате №8 Л. Бетховена.

Вопросы: Назови фамилию композитора, его сочинившего; б) какой принцип

развития положен в основу этого музыкального фрагмента? Нужное — подчеркни.

_____________________________________________________________________

Повтор_________ Контраст_____________ Вариативность_________________


6. Звучит одна из мазурок Ф. Шопена

Вопрос: назови фамилию композитора, его сочинившего; б) к какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное — подчеркни.

Вальс________ Полька _______ Мазурка _________ Полонез_______________


7.Назови песни, выученные на уроках музыки, которые ты могла бы: а) спеть одна; б) спеть в хоре.

Спеть одна_____________________________________________________________

Спеть в хоре___________________________________________________________


8.Как ты оцениваешь выразительность своего пения? Нужное — подчеркни.

Отлично Хорошо Плохо

9.Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из радио- или теле-
передач, которые ты послушал или посмотрел дома.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Второеполугодие

1.Звучит финал Сонаты № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Вопросы и задания: а) напиши название произведения, фамилию компози­тора его сочинившего; б) найди на доске первоначальную интонацию главной те­мы сочинения (поставь нужную цифру); в) в какой форме написано это сочине­ние: трехчастная, вариации, рондо? (Нужное — подчеркни.)

______________________________________________________________________

1 2 3 4

Трехчастная Вариации Рондо


2.Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Дево, радуйся!» и Вокализ
С. Рахманинова.

Вопросы и задания: а) напиши названия произведений, фамилию компози­тора; б) в чем сходство между ними, в чем — различие?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта.

Вопрос: а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это про­изведение? (Нужное — подчеркни.) Объясни свой выбор.

«Серьезная музыка» «Легкая музыка»

_________________________________________________________________________________________________________________________


4.Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе на гитаре.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Назови полюбившиеся тебе песни из программы по музыке для IV класса. ________________________________________________________________________________________________________________________


6.К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова (учитель читает): «Эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастаниесвета от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности.

Вопросы: а) Как называется это сочинение? Кто его сочинил? Какой принцип развития использует композитор?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!