Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МОАУ СОШ №2
ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«29» августа 2019г.
Рабочая программа
по музыке
(базовый уровень)
2 класс Б
Составитель:
Аверина Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2 ЩМР МО на 2016-2020 годы, авторской программы курса «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной (М.: «Просвещение» 2016г.), и соответствует учебному плану школы на 2019-2020 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности; эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого);
находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
различать звучание музыкальных инструментов;
различать жанры народной музыки и основные её особенности;
передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.;
воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
участвовать в музыкальных драматизациях.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять жанровое начало музыки;
оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Метапредметные результаты:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений;
узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Личностные результаты:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал;
формировать уважительное отношение к истории и культуре;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия – Родина моя (3 часа)
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Подбирать слова, отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
Воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
День, полный событий (6 часов)
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
«О России петь, что стремиться в храм» (5 часов)
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания в рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических. пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образное отечественного музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
В музыкальном театре (5 часов)
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лип опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развитии образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
В концертном зале (5 часов).
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часов).
Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Различать простые и сложные жанры музыки.
Различать лирические, эпические, драматические образы.
Высказывать суждения об основной идее.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения |
| Россия – Родина моя (3 часа) |
| Мелодия | 07.09 | |
| Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 14.09 | |
| Гимн России | 21.09 | |
| ИТОГО | 3 ч | |
| День, полный событий (6 часов) |
| Музыкальные инструменты (фортепиано) | 28.09 | |
| Природа и музыка. Прогулка. | 05.10 | |
| Танцы, танцы, танцы. | 12.10 | |
| Эти разные марши. Звучащие картины. | 19.10 | |
| Расскажи сказку. | 26.10 | |
| Колыбельные. Мама | 09.11 | |
| ИТОГО | 6 ч | |
«О России петь, что стремиться в храм» (5 часов) |
| Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 16.11 | |
| Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 23.11 | |
| Жанры молитвы. | 23.11 | |
| С Рождеством Христовым! | 30.11 | |
| Музыка на Новогоднем празднике. | 07. 12 | |
| ИТОГО | 5 ч | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
| Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 14.12 | |
| Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 21.12 | |
| Проводы зимы. | 28.12 | |
| Встреча весны. | 28.12 | |
| ИТОГО | 4 ч | |
В музыкальном театре ( 5 часов) |
| Сказка будет впереди. | 18.01 | |
| Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | 25.01 | |
| Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. | 01.02 | |
| Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! | 08.02 | |
| Увертюра. Финал. | 15.02 | |
| ИТОГО | 5 ч | |
В концертном зале (5 часов). |
| Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. | 22.02 | |
| Картинки с выставки. | 01.03 | |
| Музыкальное впечатление | 15.03 | |
| «Звучит нестареющий Моцарт». | 22.03 | |
| Увертюра. | 22.03 | |
| ИТОГО | 5 ч | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часов). |
| Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах! | 05.04 | |
| Всё в движении. Попутная песня. | 12.04 | |
| Музыка учит людей понимать друг друга. | 19.04 | |
| Два лада. Легенда. Природа и музыка. | 26.04 | |
| Печаль моя светла. Первый. | 17.05 | |
| Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? | 24.05 | |
| ИТОГО | 6 ч | |
| ИТОГО | 34 ч | |
11