«____»_____2018г. «____»____2018г. __________ Е.В.Потемкина
Руководитель МО Зам. Директора по УВР Приказ №___________
О.Н. Наумченко Л.В. Горбачева от «____»______ 2018г.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
25. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
27. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
1. Музыкальный центр
3. Компьютер
5. Экран
6. Мультимедиа проектор
7. Микрофоны
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
5. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
6. Интернет.
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Домаш нее задание |
план | факт | Предметные результаты | Личностные УУД Метапредметные УУД |
1. | | | Удивительный мир музыкальных образов. | Что роднит музыкальную и разговорную речь? Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная, инструментальная музыка. И.Ибряев «Школьный корабль»; К. Орф «Душа кипит»; Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова. | Знать, что роднит музыки и разговорную речь; классификацию музыкальных жанров. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.6-7 |
2. | | | Образы романсов и песен русских композиторов. | Расширение представлений о жанре романс. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель». Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова;Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня; В.Пукирев «Неравный брак». | Знать понятия: романс; способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.8-13 |
3. | | | Два музыкальных посвящения. Песня – романс. | Знакомство с шедеврами: вокальной и инструментальной музыки. Своеобразие почерка М.И.Глинки. М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье»; «Вальс-фантазия». | Знать что такое романс, вокализ, вокальная музыка. Уметь: определять приемы развития музыки. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей. выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.14-23 |
4. | | | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | Роль поэтического слова в романсе. Влияние формы и приемов развития на содержание романса. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье»; «Вальс-фантазия». М.Дунаевский «Брадобрей». | Знать, что такое вокализ, романс, вокальная музыка. Уметь: объяснять, как форма и приемы развития музыки помогают раскрыть образ. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.14-23 |
5. | | | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы. Жизнь и творчество С.В,Рахманинова. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. Роль мелодии и аккомпанемента в произведениях композитора. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень»; «Островок», Я. Дубравин «Страна читалия». | Знать понятие программная музыка. Уметь: выявлять составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Сравнивать исполнительские интерпретации. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.24-25 |
6. | | | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина. М.И.Глинка «Ария Сусанина» | Знать понятие программная музыка. Уметь: выявлять составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Владеть вокально-певческими навыками | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.26-29 |
7. | | | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. РНП «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина». А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице». | Знать особенности народной музыки, ее жанры. Уметь: называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки; анализировать музыкальные фрагменты. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.30-37 |
8. | | | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Знакомство с жанром – баркаролы. Исполнители бельканто. М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак Ф.Шуберт «Форель». Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский | Знать понятие: бельканто; имена великих оперных певцов. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.38-39 |
9. | | | «Старинной песни мир». Песни Франца Шуберта. | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. Викторина | Знать: основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада. Уметь: выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; сравнивать интонации музыкальных произведений. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.40-47 |
10. | | | Образы русской народной и духовной музыки. | Особенности развития народной и духовной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, Киевский распев «Свете тихий» П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»; «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» | Знать особенности развития народной музыки, ее жанры, кто такие скоморохи. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.48-49 |
11. | | | Русская духовная музыка. Духовный концерт. | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. И XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского «Не отвержи мене во время старости» М.Березовский (фрагмент). | Знать основные этапы развития духовной музыки; понятия: знаменный распев, партерное пение, а капелла, унисон. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.50-57 |
12. | | | В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | Углубленное знакомство с концертной симфонией В.Кикты «Фрески Софии Киевской. Кикта «Фрески Софии Киевской»«№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант». Б.Окуджава «Молитва | Знать понятия: фреска, орнамент; кто такие скоморохи. Уметь: узнавать музыкальные инструменты; анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.58-61 |
13. | | | Симфония-действо «Перезвоны» В.Гаврилина. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Гаврилин фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Молитва»; Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»Б.Окуджава «Молитва» | Знать: понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.62-65 |
14. | | | Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. | Мир музыки И.С.Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонии. Стиль барокко. И.С.Бах «Токката» ре минор. И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает». | Знать понятия: токката, фуга, хорал, полифония; особенности творчества И.С.Баха, стиля барокко. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.66-71 |
15. | | | Образы скорби и печали. | Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантата, реквием. Образы скорби и печали в религиозной музыке. В.А.Моцарт «Реквием»; Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»: «№1. Стабат матер долороза»«№13. Амен». | Знать понятия: реквием, кантата, полифония; основные факты из биографии Моцарта и Перголези. Уметь: определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства; анализировать музыкальные фрагменты. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.72-75 |
16. | | | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой. Тест «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | Знать: особенности творчества К.Орфа; понятие фортуна; кто такие ваганты. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.76-79 |
17. | | | Авторская музыка: прошлое и настоящее. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. Песни вагантов. Исполнители авторской песни. «Я не люблю» В. Высоцкий; «Песенка об открытой двери» Б. Окуджава»;Ю. Ким, Е. Крылатов «Ты человек». | Знать историю развития авторской песни. Уметь анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.80-87 |
18. | | | Джаз – искусство 20 века. | История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) Яркие представители джазовой музыки. Элла Фицджеральд, Луи Армстронг. «Бог осушит слезы» спиричуэл,«Город Нью-Йорк» блюз. | Знать: историю развития джаза; отличительные особенности блюза, спиричуэла. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.88-93 |
19. | | | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Единая основа всех искусств – жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные ) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная и непрограммная музыка. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Ф.Шопен «Революционный» этюд | Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная, симфоническая музыка; программная, непрограммная музыка; основные принципы развития музыкального произведения. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.96-97 |
20. | | | Могучее царство Ф.Шопена. | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. Ф.Шопен Полонез Ля мажор; Прелюдия № 24; «Революционный» этюд О. Хромушин «Из-за ссоры пустяковой». | Знать основные моменты из жизни Ф.Шопена. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах. | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.98-103 |
21. | | | Ночной пейзаж. | Жанр камерной музыки ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка – выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. Ноктюрн. П.Чайковский, Ноктюрн. Ф Шопен.;Ноктюрн из Квартета № 2 А.Бородин. | Знать понятие: ноктюрн. Уметь: проводить интонационно0образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.104-107 |
22. | | | Инструментальный концерт. | Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Барокко в музыке. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Времена года»; «Итальянский концерт» (1-я и 2-я часть, фрагменты) И. –С. Бах. | Знать: понятие инструментальный концерт; особенности стиля барокко. Уметь: выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.108-113 |
23. | | | Космический пейзаж. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатор). Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. «Космический пейзаж» Чарльз Айвз; «Мозаика» (фрагмент) Э.Артемьев. | Знать о современном музыкальном инструменте - синтезаторе. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов. | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.114-119 |
24. | | | Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель». | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести Пушкина «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.В.Свиридов | Знать основные факты биографии Г.Свиридова. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства выразительности музыкальных инструментов. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.120-127 |
25. | | | Образы симфонической музыки. | Связь музыки и литературы. Стиль композитора Г.Свиридова. Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении музыки оркестром. «Метель» Г.В.Свиридов - фрагменты. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание». | Знать понятия: оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра. Уметь выявлять средства выразительности музыкальных инструментов. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.128-131 |
26. | | | Мир образов камерной и симфонической музыки (обобщение). | Основной принцип музыкального развития – сходство, различие. Основной прием симфонического развития музыки- контраст. Образный строй Симфонии Симфония № 5 (фрагменты) Л. Бетховен. | Знать понятия: оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | |
27. | | | Симфоничес кое развитие музыкальных образов. | Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. Чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере симфонии №40 Моцарта и «Моцартианы» Чайковского. «Ave, verum» В.Моцарт; «Моцартиана» (оркестровая сюита № 4, 3-я часть) П.Чайковский. | Знать понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры инструментов. | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.132-137 |
28. | | | Программная увертюра. Увертюра Бетховена «Эгмонт. | Знакомство с жанром программная увертюра. Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт" Увертюра «Эгмонт», канон «Скорбь и радость» Л.Бетховен В.Баснер «На безымянной высоте»; Б.Окуджава «Нам нужна одна победа» | Знать понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.138-141 |
29. | | | Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». | Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»- фрагменты П.Чайковский. | Знать понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.142-149 |
30. | | | Мир музыкального театра. Балет. | Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах. Балет. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. «Ромео и Джульетта» балет (фрагменты) С.Прокофьев | Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. . Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.150-153 |
31.32. | | | Мир музыкального театра. Мюзикл. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах. Мюзикл. Мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайн (фрагменты). | Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. . Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.154-155 |
33. | | | Мир музыкального театра. Рок-опера. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах. Опера. Рок-опера. Опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты) К. Глюк;Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты) А.Журбин. | Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. . Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.158-159 |
34. | | | Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Продолжение воплощения сюжета трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке. Музыка к кинофильму «Ромео и Джульетта» Н. Рота. | Знать понятие: вокальная, инструментальная музыка. Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять форму музыкального произведения. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.160-161 |
«Выдающиеся русские исполнители – Шаляпин Ф., Ойстрах Д., Рихтер С. и другие»