Ростовская область Кашарский район п. Индустриальный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Индустриальная средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Индустриальной СОШ
Приказ от №
------------------- /Чупчикова Е.В./
Рабочая программа
по музыке
Количество часов 33
Уровень общего образования: начальное образование
Класс-2
Учитель Гуляченко Людмила Петровна
Программа разработана на основе «Программы для общеобразовательных школ по музыке», издательство Москва «Академкнига», 2014 и на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеев.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственному общеобразовательного стандарта, примерной программы по музыке и на основе авторской программы « Музыка » В.В. Алеев.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Индустриальная СОШ на 2018-2019 учебный год
- учебный план школы на 2018-2019 учебный год
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения музыки на ступени начального общего образования во 2 классе, из расчета 1учебного часа в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком школы на 2018- 2019 учебный год и с расписанием уроков на 2018 – 2019 учебный год на реализацию программы отводится 33часа.
Программа по музыке разработана в соответствии с Федеральными образовательными стандартами основного общего образования 2 -го поколения
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса «Музыка» во 2 классе направлено на достижение следующей цели:
- формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:
привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
привить основы художественного вкуса;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
сформировать потребность в общении с музыкой.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за отечество;
в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
в формировании и воспитании эстетического вкуса;
в формировании основ музыкальной культуры;
в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (33 ч.)
Музыкальная прогулка (1час)
Что включает в себя понятие «музыкальная прогулка»? Стоит только прислушаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика и т- п.). Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью. Музыкальные рейсы — прогулки с концертом. Музыкальный салон
Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1час)
Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, ее способность воздействовать на слушателя. Значение интонации для передачи состояний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира.
Осенины (1час)
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков (1час)
Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера - жанр музыкально-драматического искусства. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, либретто, сценический замысел. Общий характер музыки. Исполнители (оперные голоса). Либретто - литературная основа оперы
В оперном театре (1час)
Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет.
Осень: поэт, художник, композитор (1час)
Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов.
Весело - грустно (1часа)
Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке – система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. Музыкальный строй - согласованное сочетание музыкальных звуков. У музыки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музыка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая музыка)
Озорные частушки (2час)
Частушка - русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца
Мелодия - душа музыки (1час)
Основы музыкальной грамоты. Мелодия - душа музыки. Мелодия - многосоставный элемент музыки. Мелодическая линия
Творчество В.-А. Моцарта (1час)
Знакомство с биографией и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятельности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор
Интонации в музыке (1час)
Основы музыкальной грамоты. Что называется, интонацией в музыке. Интервал
в музыке - отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава
Ноты долгие и короткие (1час)
Основы музыкальной грамоты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие
Величественный орган (1час)
Орган - самый большой клавишный духовой инструмент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные мастера. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония
Балет (1час)
Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. Происхождение балета. Составные части балета. Балетные спектакли. Балетные исполнители. Балетные костюмы. Особенности балетной хореографии
Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1час)
Жанры музыки. Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет
в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. Рассмотреть, какие музыкальные образы характеризуют девочку, отважного Щелкунчика, мышиного короля
Зима: поэт, художник, композитор (1час)
Выразительные возможности музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы?
Музыкальный размер (2часа)
Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в музыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трехдольные размеры, смешанные размеры
«Марш Черномора» (1час)
Жанры музыки. Различие жанров музыкальных произведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.- характер страшный, отрывистый - это образ Черномора, коварного и злого волшебника; II ч. - характер легкий, прозрачный, мелодичный -впечатление волшебной сказки создано колокольчиками; III ч. - повторение)
Инструмент-оркестр. Фортепиано (1час)
Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов (роялей и пианино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. Выразительные возможности этого музыкального инструмента. Концерт как музыкальное произведение
Музыкальный аккомпанемент (1час)
Основы музыкальной грамоты. Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту
Праздник бабушек и мам (1час)
Воплощение в музыке чувства, настроения, эмоционального состояния человека. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт - музыкальная открытка, музыкальное поздравление
«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (1час)
Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев
Диезы, бемоли, бекары (1час)
Основы музыкальной грамоты. Альтерация (лат. alteration - изменение) - повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Пять знаков альтерации: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар
«Где это видано...» (1час)
Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Самовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная карусель. По-настоящему хорошая музыка характером своим всегда точно соответствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить
Тема весны в музыкальных произведениях (1час)
Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов весна разная. Слушаем и анализируем, как, какими красками музыку весны рисуют композиторы
Звуки-краски (1час)
Все звуки обладают собственной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окраски - тембр, благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого
Звуки клавесина (1час)
Клавесин - щипковый клавишный инструмент. Механизм, устройство клавесина. Выразительные возможности музыкального инструмента клавесина. Сходство и различие в звучании фортепиано и клавесина. Выдающиеся (известные) клавесинисты — композиторы и исполнители
Тембры-краски (1час)
Свойство звуковой окраски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов
«Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (1час)
Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватывающий разные стили, общим для которых являются простые, легкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. Популярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль
Музыка из детских кинофильмов (1час)
Знакомство с музыкальными произведениями из детских кинофильмов. Известные отечественные композиторы - авторы современной детской песни, их произведения для детского кинематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из кинофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.
Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре (1час)
Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В области личностных результатов:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие этических чувств;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;
владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;
узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Планируемые результаты | Виды деятельности обучающихся |
План | Факт | Понятия | Предметные результаты | Метапредметные |
| 3.09 | | Музыкальная прогулка | диск | Общий характер музыки. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика итд.). | Определение характера и настроения музыки | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о средствах музыкальной выразительности. | Устанавливать простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки. Осуществлять музыкально-ритмические движения |
| 10.09 | | «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского | диск | Значение интонации для передачи состояний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира. | Определение характера и настроения музыки | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре. Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль | Определять характер музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Передавать в пении различные интонации |
| 17.09 | | Осенины | диск | Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности Познавательные: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать осень в родном городе Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в осенний лес осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Иметь представления о праздновании Осенин на Руси. Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце. |
| 24.09 | | Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков | диск | Опера - жанр музыкально-драматического искусства Либретто - литературная основа оперы | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов декораций оперы Римского-Корсакова Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог | Иметь представления о воплощении сказочных сюжетов в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова. Играть на детских музыкальных инструментах. Воплощать образное содержание музыки в рисунке |
| 1.10 | | В оперном театре | диск | Увертюра - вступление к большому спектаклю, где звучат темы всех героев в инструментальном исполнении | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; | Понимать главные отличительные особенности оперного жанра. Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике. Иметь первоначальные представления о музыкальном сопровождении |
| 8.10 | | Осень: поэт, художник, композитор | диск | У художников - краски, у композиторов - звуки, у поэтов - слова | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Определять характер музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Передавать в пении различные интонации |
| 15.10 | | Весело - грустно | диск | Лад в музыке - система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы. Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре. | Определять мажор, минор |
| 22.10 | | Озорные частушки | диск | «Лад», «мажор», «Минор». | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять мажор, минор |
| 12.11 | | Озорные частушки | диск | Частушки бывают разными по тематике. Частушки -быстрые песни в четком ритме двудольного танца | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: строить сообщения в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять виды частушек); Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные для партнёра высказывания | Иметь представления о жанре частушки. Воплощать характер содержания частушек в пении |
| 19.11 | | Мелодия - душа музыки | диск | Мелодия - душа музыки. Мелодия - многосоставный элемент музыки. Мелодическая линия | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот. Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы | Понимать художественно- выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка. Воплощать выразительность мелодии в пении |
| 26.11 | | Творчество В.-А. Моцарта | диск. | Многообразие его деятельности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: исследовать с помощью Интернета высказывание о Моцарте. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания | Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов. Играть на детских музыкальных инструментах |
| 3.12 | | Интонации в музыке | диск | Интервал в музыке - отношение вы- сот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять характер музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Передавать в пении различные интонации |
| 10.12 | | Ноты долгие и короткие | диск | Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые) | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять длительность нот |
| 17.12 | | Величественный орган | диск | Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные мастера. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония | Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску. Иметь представления о роли органа в творчестве И. С. Баха |
| 24.12 | | Балет | диск | Балет, вариации, кордебалет. | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности). Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию | Понимать главные отличительные особенности жанра балета. Наблюдать за процессом развития в балетной музыке |
| 14.01 | | Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» | диск | «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о средствах музыкальной выразительности. | Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей |
| 21.01 | | Зима: поэт, художник, композитор | диск | Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. | Наличие интереса к предмету «Музыка» | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре. Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки. Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль | Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия. Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке |
| 28.01 | | Музыкальный размер | диск | Размер в музыке -количество и тип метрических единиц (долей) в такте; Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух-и трехдольные размеры, смешанные размеры | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). |
| 4.02 | | Музыкальный размер | диск | Размер в музыке - количество и тип метриче- ских единиц (долей) в такте; своеобразный Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух-и трехдольные размеры, смешанные размеры | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог | Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). |
| 11.02 | | «Марш Черномора» М.Глинки | . диск | Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.-) | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; | Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (маршевые жанры). Определять образное сходство и различия разделов одного музыкального произведения |
| 18.02 | | Инструмент-оркестр. Фортепиано | диск | Выразительные возможности этого музыкального инструмента. Концерт как музыкальное произведение | Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов. | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Распознавать звучание разных регистров фортепиано. Проводить тембровые аналогии между звучанием |
| 25.02 | | Музыкальный аккомпанемент | диск | Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты. | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы. Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре. | 1Определять выразительные и изобразительные особенности музыкального аккомпанемента в процессе слушания. Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия. Осуществлять музыкально-ритмические движения. Играть на детских музыкальных инструментах |
| 4.03 | | Праздник бабушек и мам | диск | . Праздничный концерт - музыкальная открытка, музыкальное поздравление | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Определять авторов изученных музыкальных произведений. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пении |
| 11.03 | | «Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова | диск | Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: строить сообщения в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления (определять персонажей оперы); Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные для партнёра высказывания | Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения. Исполнять ритмический аккомпанемент к песне |
| 18.03 | | Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова | диск | Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: сопоставлять стили и манеру главных героев. Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы | Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения. Исполнять ритмический аккомпанемент к песне |
| 1.04 | | Диезы, бемоли, бекары | диск | Альтерация (лат. alteration - изменение) – повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Пять знаков альтерации: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар | Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно) | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания | Различать особенности знаков альтерации в музыке. Выражать в музыкально- пластическом движении характер мелодии |
| 8.04 | | «Где это видано...» | диск | Самовыражение в музыке. | Наличие интереса к предмету «Музыка» | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Оценивать выразительность исполнения. Разыгрывать песню |
| 15.04 | | Тема весны в музыкальных произведениях | диск | Выразительные возможности музыки в опи- сании весенней природы. | Наличие интереса к предмету «Музыка» | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать моменты сходства. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу |
| 22.04 | | Звуки клавесина | . диск | Механизм, устройство клавесина. Выразительные возможности музыкального инструмента клавесина. Сходство и различие в звучании фортепиано и клавесина. | Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности). Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию | Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску. Определять черты общности между различными клавишными инструментами |
| 29.04 | | Тембры-краски | диск | Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов | Определение характера и настроения музыки | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: узнавать, называть и определять тембра музыкальных инструментов. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре | Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание |
| 6.05 | | «Эту музыку легкую... называют эстрадною...» | диск | Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. Популярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль | Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ). Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о любимых произведениях | Узнавать по изображению музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание |
| 13.05 | | Музыка из детских кинофильмов | . диск | Известные отечественные композиторы - авторы современной детской песни | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах |
| 20.05 | | Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре | диск | Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон) | Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; выполнять смысловые игры-импровизации Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; | Узнавать по изображению ведущие музыкальные театры мира |
Итого: 33 часа
Учебно-методическая литература
1. Алеев В.В, Кичак Т.Н. Музыка. Учебник. Москва «Дрофа»2014 г
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
2.Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
4.Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music
Технические средства обучения
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран проекционный,