СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая прпограмма по музыке составлена в соответсвии с ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьева/

30. 08. 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2017г. № _







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по музыке


1 класс

 

 




Бурлаевой Анны Юрьевны






РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 28.08.2017 г..

Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 29.08. 2017г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 30.08. 2017г.








с. Пригорское,

2017/2018 учебный год

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);

- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.

Рабочая программа по музыке для 1 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:

УМК:

- Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.С. Сергеевой, Е.Д. Критской : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.;

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2011г.;

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.;

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD).

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство».

Музыка изучается в 1 классе на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части (1ч), учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.

Рабочая программа по музыке для 1 класса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).

Срок реализации настоящей программы один год.



































  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.


Личностные результаты освоения образовательной программы:


  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

  • позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.


Метапредметные результаты освоения образовательной программы:


Регулятивные УУД:


  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);

  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.


Познавательные УУД:

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям

  • умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.


Коммуникативные УУД:

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).


Предметные результаты освоения образовательной программы:


Ученик научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);

  • проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);

  • воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Ученик получит возможность научиться:

  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно) динамики (громко- тихо);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


Оценка планируемых результатов


Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Музыка» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Отметка в 1 классе не выставляется, но на уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать простые музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности. Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной беседе. Тематический контроль осуществляется в устной беседе в форме фронтального опроса (включая творческие задания).


Формы контроля.


Результативность программы отслеживается посредством:

  • игры «Угадай-ка» по слушанию музыки;

  • индивидуальных творческих заданий;

  • творческих работ учащихся – сочинение сказок, стихов (устно), рисунков.

  • тест.


Критерии оценки тестовой работы:


Отметка «Справился»: нет ошибок или 1 ошибка;

Отметка «Справился»: 2-3 ошибки;

Отметка «Справился»: 4-5 ошибок;

Отметка «Не справился»: 6 и более ошибок.




















  1. Содержание учебного предмета



№ п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Контрольные работы

(тест, проект,

1.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

16


2.

Раздел 2. «Музыка и ты»

17

1, 1

ИТОГО

33

1,1










Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.


«Музыка вокруг нас» (16ч.)


Основная цель- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

И Муза вечная со мной! Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.

Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня - напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец - движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Музыка осени.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

«Азбука, азбука каждому нужна…». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.

«Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А. Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.

Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.

Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.

Пришло Рождество, начинается торжество.

Родной обычай старины. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Добрый праздник среди зимы. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.


«Музыка и ты »(17ч.)


Основная цель- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;


Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства.

Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

. Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве¬дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

Музы не молчали. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Мамин праздник. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке).

Музыка в цирке. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.

Опера-сказка.

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Музыкав кино. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.

Афиша. Проект «Афиша». Программа. Составление афиши и программы концерта.

Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных песен в течение всего года.


Содержание музыкального материала:


«Музыка вокруг нас»


  • «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.

  • Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.

  • «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.

  • «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.

  • Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

  • «Гусляр Садко». В. Кикта.

  • «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.

  • «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.

  • «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

  • «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

  • «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

  • «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

  • «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.

  • «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

  • «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.

  • «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

  • «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

  • «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.

  • Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.


«Музыка и ты»


  • Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

  • «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

  • «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.

  • «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

  • «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

  • «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.

  • «Наигрыш». А. Шнитке.

  • «Утро». Э. Денисов.

  • «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

  • «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.

  • «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.

  • «Вечер». В. Салманов.

  • «Вечерняя сказка». А. Хачатурян.

  • «Менуэт». Л. Моцарт.

  • «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

  • «Баба Яга». Детская народная игра.

  • «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

  • Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.

  • «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.

  • «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.

  • «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.

  • «Волынка». И. С. Бах.

  • «Колыбельная». М. Кажлаев.

  • «Колыбельная». Г. Гладков.

  • «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

  • Лютневая музыка. Франческо да Милано.

  • «Кукушка». К. Дакен.

  • «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.

  • «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.

  • Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.

  • «Клоуны». Д. Кабалевский.

  • «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

  • Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

  • «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.

  • «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.

  • «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.

  • «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.

  • «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

  • «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.












Календарно-тематическое планирование

по музыке в

1 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 33 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 33.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов; III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.


Количество контрольных работ –1 .

.




п/п

Тема занятия

Дата проведения занятия

План

Факт

«Музыка вокруг нас» - 16(ч.)

И Муза вечная со мной!



Хоровод муз.



Повсюду музыка слышна.



Душа музыки - мелодия.



Музыка осени.



Сочини мелодию.



«Азбука, азбука каждому нужна…»



Музыкальная азбука.



Обобщающий урок 1 четверти.



Музыкальные инструменты.



«Садко». Из русского былинного сказа.



Музыкальные инструменты.



Звучащие картины.



Разыграй песню



Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.



Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.



«Музыка и ты » - 17 (ч.)

Край, в котором ты живешь.



Художник, поэт, композитор.



Музыка утра.



Музыка вечера.



Музыкальные портреты.



Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.



Музы не молчали.



Мамин праздник.



Обобщающий урок 3 четверти.



Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.



«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.



Промежуточная аттестация. Тест.



Музыка в цирке. Дом, который звучит.



Опера-сказка.



Музыка в кино.



Афиша музыкального спектакля. Проект «Афиша».



Урок – концерт «Ничего на свете лучше нету».



































Литература

1. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.С. Сергеевой, Е.Д. Критской : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.;


2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2011г.;


3.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.;


4.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD).


Интернет-ресурсы:


1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru;


2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193:


3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/.urok




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!