МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей начальных классов. | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____- г | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 класса
(ФГОС НОО)
Разработана
учителем начальных классов
Крючковой С. М.
20120– 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. ООП НОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Степановой, Т. С. Шмагина, М., «Просвещение», 2010
в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Объем часов: - В неделю - 1час
- Общий объем часов - 34 часа.
Цели :
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих Задачи:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Основные формы, методы и средства обучения
С учётом требований ФГОС НОО второго поколения к результатам освоения ООПНОО для обеспечения учащихся начальной школы основами умения учиться в образовательном процессе используются современные эффективные педагогические технологии:
технология развития процессов восприятия (интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений); технология развития певческой культуры (тщательный отбор вокально-хорового репертуара, возможность применения игровых приемов обучения, использование методик развития слуха и голоса, учитывающих возрастные особенности школьников); технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки (интеграция с другими видами искусств); -информационно-коммуникационные технологии (использование и применение компьютерных технологий); здоровьесбережения; технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников ( участие в концертах, фестивалях).
Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Средства обучения: собственно учебные средства: наглядные пособия (учебные картины, плакаты , таблички с терминами, аудиозаписи), учебник Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка. 4 класс», учебные (столы, доска), презентации, технические средства (проектор, компьютер, аудиозаписи).
Виды и формы контроля: текущий, тематический, итоговый.
Учебно-методический комплект.
Учебники.
Е. Д. Критская Г. П. Сергеева Музыка Учебник. 3 класс М.: Просвещение, 2011 ..
Сроки реализации программы: один учебный год
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
Учащиеся научатся:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
Учащиеся научатся:
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений.
Содержание учебного предмета
Россия — Родина моя (5 ч)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал: Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский; «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого; «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»; Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка.
День, полный событий (4 ч)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал: «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Золушка» (фрагменты из балета); «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев; «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«О России петь — что стремиться в храм» (7 ч)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Прелюдия № 1 (до мажор) из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах; «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер; «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Садко и морской царь», русская былина (Печорская старина), Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко»; третья песнь Леля, проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки, русские, украинские народные песни.
В музыкальном театре (11 ч)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал: «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы). К. Глюк; «Снегурочка» (фрагменты из оперы); «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Спящая красавица» (фрагменты из балета). П. Чайковский; «Звуки музыки». Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл (фрагменты). А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 ч)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизации. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Музыкальный материал: «Мелодия». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев; «Весна», «Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина; «Слава солнцу, слава миру!», канон; Симфония № 40 (фрагмент финала). В. А. Моцарт; Симфония № 9 (фрагмент финала). Л. Бетховен; «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского; «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой; «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Музыканты», немецкая народная песня; «Камертон», норвежская народная песня; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Тематическое планирование
№п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Россия - Родина моя» | 5ч |
2 | «День - полный событий» | 4 ч |
3 | «О России петь - что стремиться в храм» | 7 ч |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 ч |
5 | В музыкальном театре | 11 ч |
6 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 4 ч |
Календарно - тематическое планирование
№ п.п | Дата проведения занятия | Тема урока | Примечание |
П | Ф |
1. | 4.09 | | Мелодия – душа музыки | |
2. | 11.09 | | Лирические образы русских романсов | |
3. | 18.09 | | Образы защитников Отечества в музыке | |
4. | 25.09 | | Кантата «Александр Невский» С. Прокофьева | |
5. | 2.10 | | Опера «Иван Сусанин» М. Глинки | |
6. | 9.10 | | Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов | |
7. | 161.0 | | Детские образы С. Прокофьева | |
8. | 23.10 | | Детские образы М. Мусоргского и П. Чайковского | |
9. | | | Обобщающий урок | |
10. | | | Два музыкальных обращения Богородице | |
11. | | | Образ матери в музыке, поэзии, живописи. | |
12. | | | Образ матери в современном искусстве | |
13. | | | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке | |
14. | | | Жанры величания и баллады в музыке и поэзии | |
15. | | | Подготовка к рождественскому празднику. | |
16. | | | Обобщение темы «О России петь - что стремиться в храм» | |
17. | | | Былина как древний жанр русского песенного фольклора | |
18. | | | Образы народных сказителей в русских операх | |
19. | | | Масленица – праздник русского народа | |
20. | | | Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки | |
21. | | | Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки | |
22. | | | Опера «Орфей и Эврика» К. В. Глюка | |
23. | | | Опера «Снегурочка» Н. Римского – Корсакова | |
24. | | | Вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» | |
25. | | | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р. Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова | |
26. | | | Жанр инструментального концерта | |
27. | | | Музыкальные инструменты: флейта, скрипка. | |
28. | | | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибенса | |
29. | | | Симфония №3 «Героическая» Л. Бетховена | |
30. | | | Финал симфонии №3 Мир Бетховена | |
31. | | | Музыка в жизни человека | |
32. | Джаз – одно из направлений современной музыки | |
33. | | | Мир композиторов: Г. Свиридов (маленькие кантаты) и С. Прокофьев («Шествие солнца») | |
34. | Обобщающий урок «В концертном зале» | |