Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка» предназначена для 3 класса. Теоретическое содержание программы «Музыка» отражает основные идеи музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевскогов направлении фундаментализации, (углубления общеобразовательного содержания). Курс формирует у обучающихся базовые компетенции в области искусства (продолжает, начатое базовым курсом «Музыка», ознакомление учащихся с основными содержательными линиями предмета, определенными в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования.
Образовательная область «Искусство, музыка». Это, прежде всего, линии:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Рабочая программа учебного курса составлена на основе программы по предмету «Музыка» для образовательных учреждений Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, Примерная программаосновного общего образования по музыке ориентирована на УМК «Музыка», авторы Е.Д.Критская, Г. П. Сергеева.
Предмет «Музыка» включает в себя изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана образовательного учреждения, создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно- эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.
На изучение предмета «Музыка» отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 часа.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
развить в процессе музыкальных занятий творческий потенциал, ассоциативность мышления, воображение через опыт музыкальной деятельности.
освоить учащимися основные закономерности музыкального искусства - интонационную природу музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки.
сформировать способы, умения и навыки творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.
Цели
развитие логического и ассоциативного мышления, культуры речи;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством.
формирование представлений об искусстве как части общечеловеческой культуры, о значимости музыки в жизни современного общества;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для искусства в целом, и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
овладение музыкальными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, применение в повседневной жизни;
Данная программа реализуется в 2019 – 2020 уч. году в 3классе. Характеристика учебного предмета:
Цель уроков музыки в 3 классе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание курса «Музыка» включает следующие тематические блоки:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экс- курсии |
I. | Тема №1. “Россия – Родина моя” | 5 ч. | | | | |
II. | Тема №2. “День, полный событий” | 4 ч. | | 1 ч. Обобщающий урок по теме | | |
III. | Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” | 4 ч. | | 1ч. Тестирование | | |
IV. | Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 4 ч. | | | | |
V. | Тема №5. “В музыкальном театре” | 6 ч. | | 1 ч. Обобщающий урок по теме | | |
VI. | Тема №6. “В концертном зале” | 6 ч. | | | | |
VII. | Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, такнадобно уменье” | 5 ч. | | 1ч. Тестирование | | |
| Итого | 34 ч. | | 4 ч. | | |
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Виды и формы контроля:
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Учебно-методическое обеспечение
Методические и учебные пособия
Фонохрестоматия
Дидактические материалы
Нотная хрестоматия