МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Денисова А.В. «___» ______________ 2023 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ Осипова Л.Г. «___» ___________2023 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
(наименование учебного предмета)
начальное общее образование, 3 класс
(уровень образования)
составлена на основе авторской программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, к учебнику «Музыка» 3 класс: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М., Просвещение, 2017.
34 часа
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2023 г.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету музыка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» 2- 4 кл Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.
Нормативные документы:
1. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373
2. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа/сост. Е.С.Савинов – М.: Просвещение 2010.
3. Программа «Музыка». Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина // Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Предмет «Музыка» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизация).
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности.
В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Музыка» отводится во 2-4 классах-34 часа (из расчета 1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка» 3 класс
Личностные результаты
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст
учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Россия-Родина моя (5ч)
Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».
День, полный событий (4ч)
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства. Вербное Воскресение. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины. Лель. Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
В музыкальном театре (6ч)
Опера «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзикл).
В концертном зале (6ч)
Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). Звучащие картины. Сюита «Пер Гюнт». «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. Мир Бетховена.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5ч)
Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. Мир Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Россия-Родина моя | 5ч |
2 | День, полный событий | 4ч |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4ч |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4ч |
5 | В музыкальном театре | 6ч |
6 | В концертном зале | 6ч |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5ч |
| | 34ч |
Тематическое планирование, в том числе, с учётом рабочей программы воспитания.
№ | раздел | кол-во часов | деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Россия-Родина моя | 5ч | Формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
2 | День, полный событий | 4ч | Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни, природе, искусстве. Воспитание любви к искусству, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства. Формирование умений рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4ч | Формирование образного художественного мышления детей, эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. Формирование и развитие навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя, умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4ч | Воспитание любви к Родине. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуры. Формирование и развитие у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ. |
5 | В музыкальном театре | 6ч | Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Приобщение к видам национального искусства. Воспитание чувств прекрасного. Формирование умений и навыков сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
6 | В концертном зале | 6ч | Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Приобщение к видам национального искусства. Воспитание чувств прекрасного. Формирование умений и навыков сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5ч | Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни, природе, искусстве. Воспитание любви к искусству, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства. Формирование умений рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий |
| Итого: | 34 час. | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Россия-Родина моя 5 часов |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1ч. | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Виват, Россия! | 1ч. | |
3 | Гимн России. Наша слава- русская держава. | 1ч. | |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1ч. | |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1ч. | |
День, полный событий 4 часа |
6 | Утро. | 1ч. | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1ч. | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1ч. | |
9 | Обобщающий урок. Бурятские мотивы. | 1ч. | |
«О России петь – что стремиться в храм» 4 часа |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1ч. | |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1ч. | |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1ч. | |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1ч. | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 часа |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1ч. | |
15 | Певцы русской старины. Лель. | 1ч. | |
16 | Звучащие картины. | 1ч. | |
17 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Разучивание народных песенок, закличек на основе местного фольклора. | 1ч. | |
В музыкальном театре 6 часов |
18 | Опера «Руслан и Людмила». | 1ч. | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф. | 1ч. | |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1ч. | |
21 | «Океан – море синее». | 1ч. | |
22 | Балет «Спящая красавица». | 1ч. | |
23 | В современных ритмах (мюзикл). | 1ч. | |
В концертном зале 6 часов |
24 | Музыкальное состязание (концерт). | 1ч. | |
25 | Музыкальные инструменты (флейта , скрипка). Бурятские национальные инструменты. | 1ч. | |
26 | Звучащие картины. | 1ч. | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1ч. | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1ч. | |
29 | Мир Бетховена. | 1ч. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 часов |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1ч. | |
31 | Мир Прокофьева. | 1ч. | |
32 | Певцы родной природы. Русские и бурятские песни о природе. | 1ч. | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1ч. | |
34 | Обобщающий урок. | 1ч. | |