ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по предмету музыка.
Программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс музыки на уровне начального общего образования по программе «Образовательная система «Школа России».
В соответствии с учебным планом школы на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В связи с выпадением ___________ уроков на праздничные дни, количество учебных часов сокращено на _______ часов. Материал данных уроков включен в уроки № ___________. Таким образом, содержание курса будет выдано за ________ уроков за счет уплотнения учебного материала.
Промежуточный контроль проводится в конце учебного года на заключительном уроке в форме урока-концерта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
СодержаниЯ учебного предмета, КУРСА
Россия – Родина моя (5 часа). Песенность музыки русских композиторов. Образы природы в романсах русских композиторов. Лирические образы природы вокальной музыки. Образы Родины, защитников отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата. Опера. Форма – композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
День, полный событий (5 часов). Жизненно-музыкальные впечатления ребенка»сутра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров: инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов(П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
О России петь – что стремиться в храм (4 часов). Образ Богородицы, Девы мари, материв музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси,. Праздники Русской православной церкви: Вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения(тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающих красоту материнства, любовь, добро.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа). Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика) былин. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле . Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
В музыкальном театре (6 часов). Путешествие в музыкальный театр. Систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Мюзикл – жанр легкой музыки.(Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
В концертном зале (6 часов). Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте(П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности )И. Бах, К. Глюк, Н.Паганине, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма(двухчастная. Трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (4 часа). Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство ХХ века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация, как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты – исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы природной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Россия – Родина моя | 5ч. |
2 | День, полный событий | 4 ч. |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 ч. |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 ч. |
5 | В музыкальном театре | 6 ч. |
6 | В концертном зале | 6 ч. |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 ч. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, курса, темы урока | Кол-во часов | Примечание (домашнее задание) | Дата |
| план | факт |
«Россия – Родина моя!» 5 ч. |
1 | Мелодия-душа музыки | 1 | У., с. 6-7 Р.т. , с3-4 | 06.09 | |
2 | Природа и музыка. (романс) Звучащие картины . | 1 | У, с. 8-10 Р.т. с. 5-7 | 13.09 | |
3 | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». Входной контроль (тестирование) | 1 | У., с. 14-15 Р.т. с. 10-13 | 20.09 | |
4 | Кантата С.С. Прокофьев «Александр Невский» | 1 | У, с. 16-17 | 27.09 | |
5 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». «Родина моя! Русская земля… Да будет во век сильна…» | 1 | Р.т., с. 18-21 | 29.09 | |
«День, полный событий» 4 ч. |
6 | Утро. | 1 | У., с24-25 | 04.10 | |
7 | Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек» | 1 | У, с.26-29 Р.т. с. 30-31 | 11.10 | |
8 | В детской. Игры и игрушки. На прогулке. | 1 | У, с. 30-35 | 18.10 | |
9 | Вечер (Тестирование.) | 1 | У, с. 36-37 Р.т. с 8-9 | 25.10 | |
«О России петь – что стремиться в храм» 4 ч. |
10 | Радуйся, Мария! «Богородице Деве, радуйся!» Древнейшая песнь материнства. | 1 | У.с. 40-45 | 01.11 | |
11 | «Тихая моя. Нежная моя, добрая моя, мама» | 1 | У. с. 46-57 | 08.11 | |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 | У. с. 48-51 | 15.11 | . |
13 | Святые земли русской. | | .У. с. 52-53 (У., с. 42–43) | 29.11 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч. |
14 | «Настрою гусли на старинный лад». Певцы русской старины. | 1 | У.с. 56-57 Р.т., с 14-15 | 06.12 | |
15 | Былина о Садко и Морском царе. | 1 | У. с. 58-61 | 13.12 | |
16 | «Лель , мой Лель…» | | У.с. 62-63 Р.т., с. 16-17 | 19.12 | |
17 | Звучащие картины «Прощание с Масленицей». | 1 | У.с. 64-67 | 27.12 | |
В музыкальном театре 6 ч. |
18 | Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлааф. Увертюра | 1 | У.с. 70-75 | 10.01 | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | У.с. 76-77 | 17.01 | |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу | 1 | У.с.7 8-83 | 24.01 | |
21 | Океан – море синее. | 1 | У.с. 84-85 Р.т. с. 28-29 | 31.01 | |
22 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 | У.с. 86-89 | 07.02 | |
23 | В современных ритмах. (Тестирование) | 1 | У.с. 90-91 Р.т. с. 6-7 | 14.02 | |
В концертном зале 6 ч. |
24 | Музыкальное состязание. | 1 | У.с. 92-95 | 21.02 | |
25 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | 1 | У.с. 96-99 | 07.03 | |
26 | Музыкальные инструменты. | 1 | У.с. 100-101 | 14.03 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. | 1 | У.С. 102-105 | 21.03 | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. | 1 | У.с. 106-111 | 28.03 | |
29 | Мир Л.Бетховена. | 1 | У.с, 112-113 | 04.04 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 ч. |
30 | «Чудо-музыка» Острый ритм джаза звуки. | 1 | У.с. 112-113 | 11.04 | |
31 | «Люблю я грусть твоих просторов» | 1 | У.с 120-121 Р.т. с. 22-25 | 25.04 | |
32 | Мир С. Прокофьева | 1 | У.с. 122-123 | 02.05 | |
33 | Певцы родной природы. (Тестирование) | 1 | У.с. 124-125 | 16.05 | |
34 | Прославим радость на земле. Концерт. | 1 | У.с. 126-127 | 23.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Дата планируемая | Причина переноса | Дата фактическая |
| | | |
| | | |