ПОЯСнИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов
(далее - Рабочая программа) разработана на основе авторской программы Музыка Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. (Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы: пособиедля учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы: пособиедля учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С., «Музыка».1 кл. учеб.для общеобразовательных учреждений.
3. Рабочая тетрадь для 1 класса. Хрестоматия музыкального материала. 1 кл.
4. Критская Е. Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С., «Музыка».2 кл. учеб.для общеобразовательных учреждений.
5. Рабочая тетрадь для 2 класса. Хрестоматия музыкального материала. 2 кл.
6. Критская Е. Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С., «Музыка». 3 кл. учеб.для общеобразовательных учреждений.
7. Рабочая тетрадь для 3 класса. Хрестоматия музыкального материала. 3 кл.
8. Критская Е. Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С., «Музыка». 4 кл. учеб.для общеобразовательных учреждений.
9. Рабочая тетрадь для 4 класса. Хрестоматия музыкального материала. 4 кл.
В рабочую программу изменения не внесены.
Формой организации учебного процесса является урок, а также нетрадиционные формы занятий: уроков – экскурсий, практических занятий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение музыки в 1 классе отводится 1 час в неделю (33часа в год), во 2-4 классах отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
В рабочую программу изменения не внесены
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
К концу учебного года учащиеся 1 класса научатся:
- определятьхарактер и настроениемузыки с учетомтерминов и образныхопределений, представленных в учебникедля 1 класса;
- проявлятьнавыкивокально-хоровойдеятельности (вовремяначинать и заканчиватьпение, уметьпетьпофразам, слушатьпаузы, правильновыполнятьмузыкальныеударения, четко и яснопроизноситьсловаприисполнении, пониматьдирижерскийжест);
- восприниматьмузыку различных жанров;
- эстетическиоткликатьсяна искусство, выражаясвоёотношение к нему в различныхвидахмузыкальнотворческойдеятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощенияразличныххудожественных образов;
К концу учебного года учащиеся 2 класса научатся:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация).
К концу учебного года учащиеся 3 класса научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
К концу учебного года учащиеся 4 класса научатся:
- расширять жизненно-музыкальных впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формировать постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формировать умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
Музыка вокруг нас 16 ч
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
Музыка и ты 17 ч
Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы защитников.
2 класс
«Россия – Родина моя». 3 ч
Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности.
«День, полный событий» 6 ч
Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразительные возможности.
«О России петь - что стремиться в храм». 4 ч
Колокольные звоны России. Музыкальный пейзаж. Святые земли русской. Жанр молитвы, хорала. Праздники русской православной церкви. Рождество Христово.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 5 ч
Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Обряды и праздники русского народа.
«В музыкальном театре» 5 ч
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Увертюра, Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Финал.
«В концертном зале». 5 ч
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. Партитура.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 6 ч
Композитор - исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Музыкальный и живописные пейзажи.
3 класс
«Россия - Родина моя!» 5 ч
Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ». Соединение изобразительного и выразительного в музыке.Знакомство с песенной культурой и традициями Белгородской области. Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон.
« День, полный событий» 4 ч
Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного.
«О России петь, что стремиться в храм» 4
Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч
Былина как древний жанр русского песенного фольклора.Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Имитация игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.
«В музыкальном театре» 6ч
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон.3-частная форма арии.ОбразыФарлафа, Наины. Увертюра. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.
«В концертном зале» 4 ч
Инструментальный концерт. Народная песня в концерте. Определение жанра концерта. Вариационное развитие народной темы в жанре концерта. Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 5ч
Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина. Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». Определение характерных элементов джазовой музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 ч
Композитор - исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Музыкальный и живописные пейзажи.
4 класс
Россия – Родина моя 3 ч
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно – образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
«О России петь – что стремиться в храм» 4 ч
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Музыкальный материал: «Земля Русская», стихира; «Былина о Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония №2 («Богатырская»), фрагмент 1-ой части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский
«День полный событий» 5 ч
«В краю великих вдохновений…» Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.Музыкальный материал: «В деревне» М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
В концертном зале 6 ч
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
В музыкальном театре 6 ч
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 7 ч.
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
тематическое планирование
1 КЛАСС
Количество часов в году: 33 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Музыка вокруг нас | 16 ч |
1 | И муза вечная со мной! (урок-путешествие) | 1 |
2 | Хоровод муз. (урок-экскурсия) | 1 |
3 | Повсюду музыка слышна. (урок-игра) | 1 |
4 | Душа музыки - мелодия (урок-путешествие) | 1 |
5 | Музыка осени. (урок-путешествие) | 1 |
6 | Сочиним мелодию.(урок-экскурсия) | 1 |
7 | Азбука, азбука каждому нужна…(урок-игра) | 1 |
8 | Музыкальная азбука. (урок-путешествие) | 1 |
9 | Обобщение по теме «Музыка вокруг нас». | 1 |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 |
11 | Звучащие картины. | 1 |
12 | Разыграем песню. | 1 |
13 | Родной обычай старины. | 1 |
14 | Добрый праздник среди зимы. | 2 |
15 | Добрый праздник среди зимы. | |
16 | Обобщение по теме «Музыка вокруг нас». Урок-викторина | 1 |
Музыка и ты | 17 ч |
17 | Край, в котором ты живёшь. | 1 |
18 | Поэт, художник, композитор. | 1 |
19 | Музыка утра. Музыка вечера. | 1 |
20 | Урок-викторина. Музыкальные портреты. | 1 |
21 | Разыграем сказку «Баба-Яга». Русская народная сказка. Музыкальные инструменты. | 1 |
22 | Мамин праздник. | 1 |
23 | У каждого народа свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. | 1 |
24 | Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 |
25 | Музыка в цирке. | 1 |
26 | Дом, который звучит. | 1 |
27 | Опера-сказка. | 1 |
28 | Ничего на свете лучше нету… | 1 |
29 | Афиша музыкального спектакля. | 1 |
30 | Программа концерта для родителей. | 1 |
31 | Твой музыкальный словарик | 1 |
32 | «А музыка звучит» | 1 |
33 | Урок-концерт. Обобщение по теме «Музыка и ты». | 1 |
тематическое планирование
2 КЛАСС
Количество часов в году: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Россия - родина моя | 3 ч |
1 | Мелодия. | 1 |
2 | Здравствуй, Родина моя! «Моя Россия». | 1 |
3 | Гимн России. Входная контрольная работа | 1 |
День, полный событий | 6 ч |
4 | Музыкальные инструменты. | 1 |
5 | Природа и музыка. «Прогулка». | 1 |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 |
9 | Обобщающий урок по теме: «Россия – Родина моя». | 1 |
О России петь – что стремиться в храм | 5 ч |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 |
11 | Святые земли русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. | 1 |
12 | Молитвы, жанр хорала | 1 |
13 | С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике | 1 |
14 | Обобщающий урок по теме: «О России петь – что стремиться в храм». | 1 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 |
16 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 |
17 | Выходили красны девицы. Бояре, а вы к нам пришли. | 1 |
18 | Проводы зимы, встреча весны. Обобщающий урок по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». | 1 |
В музыкальном театре | 5 ч |
19 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр: опера, балет | 1 |
20 | Волшебная палочка. | 1 |
21 | Театр оперы и балета. | 1 |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 |
23 | Какое чудное мгновенье. Увертюра, финал оперы «Руслан и Людмила». | 1 |
В концертном зале | 5 ч |
24 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева | 1 |
25 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 |
26 | Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40. Увертюра. | 2 |
27 | Обобщающий урок по теме «В концертном зале» | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 6 ч |
28 | Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты - орган. И. С. Бах. | 1 |
29 | Все в движении. Тройка. Попутная песня. | 1 |
30 | Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда | 1 |
31 | Природа и музыка. Весна. Осень. | 1 |
32 | Мир композитора. | 1 |
33 | Обобщающий урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Урок - концерт | 1 |
тематическое планирование
3 КЛАСС
Количество часов в году: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Россия – родина моя | 5 ч |
1 | Мелодия – душа музыки | 1 |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины | 1 |
3 | Виват, Россия! Наша слава- Русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский» | 1 |
5 | Да будет вовеки веков сильна… Опера «Иван Сусанин». | 1 |
День, полный событий | 4 ч |
6 | Утро. Портрет в музыке | 1 |
7 | «В каждой интонации спрятан человек». | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9 | Обобщающий урок по теме «Россия- Родина моя» | 1 |
О России петь, что стремиться в храм | 4 ч |
10 | Радуйся, Мария! Богородица Дева, радуйся | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства | 1 |
12 | Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! | 1 |
13 | Вербное воскресение. Вербочки. Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь владимир. | 1 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе | 1 |
15 | Певцы русской старины. Лель, мой Лель… | 1 |
16 | Звучащие картины. Прощание с масленицей. | 1 |
17 | Обобщающий урок. Музыкальные впечатления. | 1 |
В музыкальном театре | 6 ч |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою предания. Фарлаф. Увертюра. | 1 |
19 | Опера «Орфей и Эвредика». | 1 |
20 | Опера «Снегурочка».Волшебное дитя природы. | 1 |
21 | Опера «Снегурочка». Полна чудес могучая природа…В заповедном лесу. | 1 |
22 | Океан- море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 |
23 | В современных ритмах. Мюзиклы | 1 |
В концертном зале | 6 ч |
24 | Музыкальное состязание (концерт) | 1 |
25 | «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте. П. Чайковский | 1 |
26 | Музыкальные инструменты и звучащие картины. | 1 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная. | 1 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал Симфонии. МирБетховена. | 1 |
29 | Обобщающий урок по теме: «В концертном зале». | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 ч |
30 | Чудо – музыка. Музыка- вдохновение. | 1 |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. | 1 |
32 | Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. (Э. Григ, П. Чайковский) | 1 |
33 | Прославим радость на Земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 |
34 | Урок обобщения по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 1 |
тематическое планирование
4 КЛАСС
Количество часов в году: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Россия – родина моя | 3 ч |
1 | Мелодия. Ты запой мне эту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 1 |
3 | пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь. Входная контрольная работа. | 1 |
О России петь– что стремиться в храм… | 4 ч |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 |
5 | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. | 1 |
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». | 1 |
7 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 |
День, полный событий | 6 ч |
8 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения… | 1 |
9 | «Что за прелесть эти сказки!» «Три чуда.» | 1 |
10 | Ярмарочное гуляние. Святогорский монастырь. | 1 |
11 | «Приют, сияньем муз одетый…» | 1 |
12 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
13 | Обобщающий урок по теме: «День, полный событий» | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 ч |
14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 |
15 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». | 1 |
16 | Народные праздники. Троица. | 1 |
В концертном зале | 5 ч |
17 | Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Вариации на тему РОКОКО. | 1 |
18 | «Старый замок». Счастье в сирени живет… | 1 |
19 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 |
20 | «Патетическая соната». «Годы странствий» | 1 |
21 | Царит гармония оркестра. | 1 |
В музыкальном театре | 6 ч |
22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим… | 1 |
23 | Сцена в лесу | 1 |
24 | Исходила младешенька. | 1 |
25 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 |
26 | Балет «Петрушка». | 1 |
27 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 7 ч |
28 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
29 | Мастерство исполнителя. | 1 |
30 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
31 | Музыкальные инструменты. | 1 |
32 | Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве реке. | 1 |
33 | Образ Родины в музыке М. Мусорского. | 1 |
34 | Обобщение по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Урок-концерт | 1 |
20