СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- 5-е изд. перераб.-М: Просвещение, 2011г., авторской программы «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагин УМК «Школа России» Москва, «Просвещение», 2011 год и обеспечивает соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программе формирования универсальных учебных действий; федеральному перечню учебников; учебному плану МКОУ «СОШ №7».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 4 класс»

РП музыка 4 класс МКОУ СОШ № 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- 5-е изд. перераб.-М: Просвещение, 2011г., авторской программы «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагин УМК «Школа России» Москва, «Просвещение», 2011 год и обеспечивает соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программе формирования универсальных учебных действий; федеральному перечню учебников; учебному плану МКОУ «СОШ №7».

Цель музыкального образования и воспита­ния — формирование музыкальной культуры как неотъ­емлемой части духовной культуры школьников — наи­более полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Умение выявлять характерные особенности русской и зарубежной музыки (народной и профессиональной).

  2. Сформированные навыки эмоционально-осознанного восприятия музыки, умение анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе.

  3. Умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

  4. Умение выразительно исполнять музыкальные произведения в разных видах музыкально-практической деятельности.

  5. Сформированный навык творческой музыкально-эстетической деятельности.

  6. Владение основами музыкальной грамоты.


Используемый учебно- методический комплект

1.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1-4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011.

2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011.

3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 1-4 класс» /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С .Шмагина/ - 1 СD, mp3, кассета.

5. Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

6. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка». 1 – 4 классы. – М., Дрофа, 2010.

7. Средства ИКТ: компьютер со звуковой картой, компьютерные программы, обеспечивающие работу на уроках музыки, колонки, мультимедийный проектор, принтер, музыкальный центр.

8. Сборники песен, компакт-диски с аудио и видеозаписями опер, балетов, мюзиклов, концертных исполнений симфонических и камерных произведений, музыкального фольклора разных народов России.

    1. Портреты русских и зарубежных композиторов.




МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс «Музыка» относится к образовательной области «Искусство». На изучение курса «Музыка» в каждом классе на­чальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчита­на на 135 ч. Но в связи с тем, что адаптационный период в 1 классе проходит в сентябре – октябре, то в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4 2 2821 – 10, приемлемым является уплотнение содержания программы: количество часов в адаптационный период уменьшено на 7: 1 класс —26 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 34 часа (34 учебные недели). Согласно учебному плану МКОУ «СОШ№7» на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа рассчитана на 2019-2020 учебный год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные:

  • чувство гордости за Российский народ и историю России;

  • социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран;

  • уважительное отношение к культуре других народов;

  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • понимание функции искусства в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • понимание основ смыслового чтения художественного текста.

  • умение проводить аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса.

Регулятивные УУД:

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • в умении составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания.

КоммуникативныеУУД:

  • реализация собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера;

  • готовностьк логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

  • контроль, планирование и оценка собственных учебных действий.

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искус­ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том чис­ле на материале музыкальной культуры родного края, разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отноше­ние к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение.

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

Раздел 2: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Родной обычай старины.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник.

Кирилл и Мефодий. Обобщение.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Раздел 3: «День, полный событий» (6 ч.)

В краю великих вдохновений.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Что за прелесть эти сказки! Три чуда. 

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Ярмарочное гулянье.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Зимнее утро. Зимний вечер.

Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Приют, сияньем муз одетый.  Обобщение.  

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Оркестр русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Народные праздники.       «Троица».

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные игры. Обобщение.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5: «В концертном зале» (5 ч.)

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)

Счастье в сирени живет…

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

«Патетическая» соната.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Царит гармония оркестра. Обобщение.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Раздел 6: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Опера «Иван Сусанин».

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Исходила младешенька.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Русский восток.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Балет «Петрушка»

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Театр музыкальной комедии. Обобщнеие.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Мастерство исполнителя.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

В интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька».

Музыкальные инструменты- гитара.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.

Многозначность музыкальной речи. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года


Тематическое планирование

№ п./п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

1

«Россия — Родина моя»

3 ч.

2

«О России петь – что стремиться в храм»

4 ч.

3.

«День полный событий»

6 ч.

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Проверочная работа

2 ч

5

«В концертном зале»

5 ч.

6

«В музыкальном театре»

6 ч

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Музыка зарубежных стран

Итоговая тестовая работа


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата


план

факт

I полугодие -16 часов

Россия – Родина моя» (3 ч.)

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

1

03.09.20


2.

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

1

10.09.20


3.

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! 

1

17.09.20


О России петь – что стремиться в храм (4 ч.)

4

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

24.09.20


5

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

1

01.10.20


6

Родной обычай старины.

1

08.10.20


7

Кирилл и Мефодий.

1

15.10.20


День, полный событий (6 ч.)

8

В краю великих вдохновений.

1

22.10.20


9

Что за прелесть эти сказки. 3 чуда.

1

29.10.20


10

Ярмарочное гулянье.

1

12.11.20


11

Святогорский монастырь. Обобщение.

1

19.11.20


12

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

26.11.20


13

Приют, сияньем муз одетый.    

1

03.12.20


Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)

14

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России

1

10.12.20


15

Оркестр русских народных инструментов.

1

17.12.20


16

Народные праздники.       «Троица». Проверочная работа.

1

24.12.20


II полугодие-18 часов

В концертном зале (5 ч.)

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

1

14.01.21


18

Счастье в сирени живет…

1

21.01.21


19

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Обобщение.

1

28.01.21


20

«Патетическая» соната.

1

11.02.21


21

Царит гармония оркестра.

1

18.02.21


В музыкальном театре (6 ч.)

22

Опера «Иван Сусанин».

1

25.02.21


23

Опера «Иван Сусанин».

1

04.03.21


24

Исходила младешенька.

1

11.03.21


25

Русский восток.

1

18.03.21


26

Балет «Петрушка». Обобщение.

1

01.04.21


27

Театр музыкальной комедии.

1

08.04.21


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 ч.)

28

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

1

15.04.21


29

Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя.

1

22.04.21


30

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

В ФОРМЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1

29.04.21


31

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

1

06.05.21


32

Музыкальные инструменты - гитара.

1

13.05.21


33

Музыкальный сказочник. «Рассвет на Москве-реке».

1

20.05.21


34

Обобщение по итогам 4 четверти- заключительный урок – концерт.

1

27.05.21



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!