Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского /___________/О.В. Авилова/
Приказ от «30 » августа 2022 г. №186
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 «б» класс
Количество часов: 35 ч
Учитель: Буркот Татьяна Николаевна
Год составления: август 2022 год
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Примерной рабочей программы воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022г. №3/22).
Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им О.Казанского ст. Егорлыкская на 2022-2023 учебный год.
Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 29.06.2022г. №152/1.
Рабочая программа по музыке разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по музыке и авторской программы авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 4 класс», Москва, «Просвещение», 2019 год с логотипом ФГОС.
Согласно учебному плану на изучение музыки отводится в 4 классе 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2022-2023 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 35 часов.
Срок реализации программы 1 год.
.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера
эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру
положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями
уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения музыкального искусства в жизни человека
начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя
и исполнителя музыкальных сочинений
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности
эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам
вносить коррективы в свою работу
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости (под руководством учителя)
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий
адекватно оценивать правильность выполнения задания
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям
решать творческую задачу, используя известные средства
использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах
включаться в самостоятельную музыкально – творческую деятельность
участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы)
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить вопросы
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
формулировать свои затруднения
проявлять активность в решении познавательных задач
Предметные результаты
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Обучающийся научится:
слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
определять куплетную форму в тексте песен;
различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения (фортепиано и др.);
исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.
Обучающийся получит возможность научиться:
выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;
понимать элементарную запись ритма и простой интонации;
различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты), пение солисты и хора (мужского, женского или детского);
исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в коллективной исполнительской деятельности;
выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;
узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
различать звучание музыкальных инструментов, голосов;
узнавать произведения русского музыкально-поэтического творчества.
Обучающийся получит возможность овладеть:
первоначальными представлениями о музыкальном искусстве и его видах; о творчестве русских композиторов, о песенном творчестве для детей, об авторской и народной музыке;
элементарными музыкальными понятиями: звук, звукоряд, нота, темп, ритм, мелодия
3. Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. «Россия – Родина моя». (4 часа)
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская зародилась музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! Раскрываются следующие содержательные линии. Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, лирическая, хороводная. Особенности интонаций, ритмов, композиционного строения. Манеры исполнения. Лирические образы музыки С.В. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм». (4 часа)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздник праздников, торжество торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник. Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли русской (равноапостольные кн. Ольга, кн. Владимир, Илья Муромец). Их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресенья в музыке русских композиторов.
Раздел 3. «День, полный событий». (6 часов)
Приют спокойствия, трудов и вдохновения… Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярморочное гуляние. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый… Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с А.С, Пушкиным. Михайловские: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.), многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкальность поэзии А.С. Пушкина.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники (Троица). Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народной музыки. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублева.
Раздел 5. «В концертном зале». (5 часов)
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет… Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной и инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А.П. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижера и исполнительские коллективы.
Раздел 6. «В музыкальном театре». (6 часов)
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим... (3 действие) Сцена в лесу (4 действие). Исходила младёшенька. Русский восток. Сезам откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Раскрываются следующие содержательные линии. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». (7 часов)
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве реке. Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф.Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня). Выразительность музыкальной речи гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова и в музыке М. Мусоргского.
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Россия — Родина моя. | 4 |
2 | О России петь — что стремиться в храм. | 4 |
3 | День, полный событий. | 6 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
5 | В концертном зале. | 5 |
6 | В музыкальном театре. | 6 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | 7 |
| Итого: | 35 ч |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
«Россия – Родина моя». (4 часа) |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | 1 | 01.09 | | презентация к уроку, п/к |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | 08.09 | | презентация к уроку, п/к |
3 | Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | 1 | 15.09 | | учебник, презентация к уроку |
4 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | 1 | 22.09 | | учебник, презентация к уроку |
«О России петь - что стремиться в храм». (4 часа) |
5 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | 29.09 | | презентация, п/к былины: иллюстрация Ильи Муромца |
6 | Кирилл и Мефодий. | 1 | 06.10 | | презентация, п/к иллюстрация Кирилла и Мефодия |
7 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | 13.10 | | учебник, презентация к уроку |
8 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 20.10 | | презентация к уроку |
«День, полный событий». (6 часов) |
9 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 | 27.10 | | учебник, презентация к уроку |
10 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | 10.11 | | учебник, презентация к уроку |
11 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 | 17.11 | | учебник, презентация к уроку |
12 | Ярмарочное гулянье. | 1 | 24.11 | | учебник, презентация к уроку |
13 | Святогорский монастырь. | 1 | 01.12 | | презентация к уроку, картинки |
14 | Приют, сияньем муз одетый... | 1 | 08.12 | | учебник, презентация к уроку |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) |
15 | Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | 15.12 | | учебник, презентация к уроку, художественная литература |
16 | Оркестр русских народных инструментов. Музыкант – чародей. | 1 | 22.12 | | презентация к уроку, таблица музыкальных инструментов |
17 | Народные праздники. «Троица». | 1 | 29.12 | | учебник, презентация к уроку |
«В концертном зале». (5 часов) |
18 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. | 1 | 12.01 | | презентация к уроку, таблица музыкальных инструментов |
19 | Счастье в сирени живёт… | 1 | 19.01 | | учебник, презентация к уроку |
20 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы. | 1 | 26.01 | | презентация, п/к портрет композитора |
21 | Патетическая соната. | 1 | 02.02 | | учебник, презентация к уроку |
22 | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 1 | 09.02 | | учебник, презентация к уроку |
«В музыкальном театре». (6 часов) |
23 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 1 | 16.02 | | презентация, п/к портрет композитора |
24 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 1 | 02.03 | | учебник, презентация к уроку, художественная литература |
25 | Песня Марфы «Исходила младёшенька…» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского. | 1 | 09.03 | | учебник, презентация к уроку |
26 | Русский Восток. | 1 | 16.03 | | учебник, презентация к уроку, восточные мотивы |
27 | Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского. | 1 | 30.03 | | учебник, презентация к уроку |
28 | Театр музыкальной комедии. | 1 | 06.04 | | учебник, презентация к уроку |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». (7 часов) |
29 | Прелюдия. | 1 | 13.04 | | учебник, презентация к уроку |
30 | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | 20.04 | | учебник, презентация к уроку |
31 | Мастерство исполнителя. | 1 | 27.04 | | учебник, презентация к уроку |
32 | В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. | 1 | 04.05 | | презентация к уроку, таблица музыкальных инструментов |
33 | В интонации спрятан человек. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве – реке. | 1 | 11.05 | | учебник, презентация к уроку |
34 | В интонации спрятан человек. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве – реке. | | 18.05 | | учебник, презентация к уроку |
35 | В интонации спрятан человек. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве – реке. | | 25.05 | | учебник, презентация к уроку |
| Итого: | 35 ч | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «29 » 08. 2022г. №1 Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________________/Почивалова А.Н./ «30 » 08. 2022г. |
6. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |