МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_______ ____________
«___»_________2014г «___» _________ 2014г
Рабочая программа
по учебному курсу «Музыка»
4 класс
Разработана на основе примерной программы «Музыка»
(авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Куйдина Марина Константиновна.
с.Мухоршибирь
2014 – 2015 уч.год.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Музыка» в 4 классе отводится 1 ч в неделю. 35ч. в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Россия-Родина моя. | 4 ч. |
2 | День, полный событий. | 5ч. |
3 | В музыкальном театре. | 4ч. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3ч. |
5 | В концертном зале. | 6ч. |
6 | В музыкальном театре. | 2ч. |
7 | О России петь – что стремиться в храм | 4ч. |
8 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 2ч. |
9 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5ч. |
| Итого | 35 ч. |
Содержание тем учебного предмета.
Россия – Родина моя (4 часа).
Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.
День, полный событий (5 часов).
Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
В музыкальном театре (6 часов).
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.
В концертном зале (6 часов).
Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.
О России петь – что стремиться в храм (4 часов).
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли рус-ской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов).
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский. С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
Выявление характерных особенностей русской музыки ( народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
Воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и в не школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
Формирование постоянной потребн6отси с музыкой, искусством вне школы, в семье;
Формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
Развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях;
Расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства: литература, ИЗО, кино, театр и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
Совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности
Формы и средства контроля
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по музыке.
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится: проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); или: в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится: и нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Национально-региональный компонент.
Национально-региональный компонент просматривается на уроках:
1. Беседы знакомства с композиторами Бурятии и их произведениями
2. Знакомство с исполнителями Бурятии разных жанров
3. Использование местного материала на уроках.
4. Разучивание песенок, закличек на основе местного фольклора
5.Бурятские мотивы, русские и бурятские песни о природе.
6.Бурятские национальные инструменты.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета Музыка |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. Критская Е.Д.Музыка: учеб. для 4 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2014. 2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка»-рабочая тетрадь для уч. 4 кл. нач. шк., М.: Просвещение, 2014. |
Печатные пособия |
Портреты выдающихся музыкантов. Иллюстративные материалы. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Мультимедийные презентации. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение. |
Технические средства обучения |
Аудиопроигрыватель Персональный компьютер Мультимедийный проектор |
Национально-региональный компонент.
Тематическое планирование.
№ | Тема | дата |
1. | Россия – Родина моя! Гимн Бурятии. Музыкальные образы родного края. | |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. Бурятские народные песни. | |
3. | Зимнее утро, зимний вечер. Бурятские композиторы о природе. | |
4. | Композитор. Знакомство с бурятскими композиторами. | |
5. | Музыкальные инструменты. Инструменты нашего края. | |
6. | В музыкальном театре. Театр оперы и балета Бурятии. | |
7. | Праздников праздник. Бурятские народные праздники. | |
8. | Родной обычай страны. Сагаалган и его обычаи | |
9. | Народные праздники. Масленица. | |
10. | Музыкальный сказочник. Музыкальные бурятские сказки. | |
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
4 класс.
№ | Разделы и темы | кол-во часов | Дата |
Россия-Родина моя (4ч.) |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | 1 | |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | |
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 | |
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | |
День, полный событий (5ч.) |
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | |
6 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | |
7 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | |
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | |
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | 1 | |
В музыкальном театре (4ч.) |
10 -11 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 2 | |
12 | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 1 | |
13 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.) |
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | |
15 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | |
16 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | 1 | |
В концертном зале (6ч.) |
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 | |
18 | Старый замок. | 1 | |
19 | Счастье в сирени живет… | 1 | |
20 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | |
21 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | |
22 | Царит гармония оркестра. | 1 | |
В музыкальном театре (2ч.) |
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | |
24 | Балет «Петрушка» | 1 | |
«О России петь – что стремиться в храм» (4ч.) |
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | |
26 | Кирилл и Мефодий. | 1 | |
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник . | 1 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2ч.) |
29 | Народные праздники. Троица. | 2 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч.) |
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | |
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | |
32 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | |
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | 1 | |
| Итого | 35 | |