Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Рабочая программа учебного предмета «Музыка», 4 класс обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении музыки в начальной школе, являются:
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении музыки в начальной школе, являются:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения музыки в начальной школе отражают:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
«Музыка моего народа»
Ученик научится:
наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира;
анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа;
исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа;
воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
Ученик получит возможность:
участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Ученик научится:
воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись;
анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов;
исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов;
моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
Ученик получит возможность:
осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение;
определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный);
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Ученик научится:
воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира;
соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран;
инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;
сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
Ученик получит возможность:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
«Композитор – исполнитель – слушатель»
Ученик научится:
сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов;
называть изученные музыкальные сочинения и их авторов;
узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного);
узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая);
узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские);
передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
Ученик получит возможность:
импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении;
участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.;
участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации;
участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
Содержание учебного предмета «Музыка»
«Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.
Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов.
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
«Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов, отводимое на изучение темы |
1 | «Музыка моего народа» | 9 |
| Россия – Родина моя. | 1 |
| Музыка как энциклопедия жизни. | 2 |
| «Преданья старины глубокой». | 2 |
| Музыка в народном духе. | 2 |
| Сказочные образы в музыке моего народа. | 2 |
2 | «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» | 7 |
| «От Москвы- до самых до окраин» | 2 |
| Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | 2 |
| Миша и Маша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. | 3 |
3 | «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» | 10 |
| Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | 2 |
| Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | 2 |
| Как музыка помогает народам дружить? | 2 |
| Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 2 |
| Как прекрасен этот мир! | 2 |
4 | «Композитор – исполнитель – слушатель» | 8 |
| Композитор – творец красоты. | 2 |
| Галерея портретов исполнителей. | 2 |
| Вслушивайся и услышишь! | 4 |
| | |
Итого: | 35 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Колич. часов | Тип урока/ Форма прове дения | Планируемые результаты освоения материала | Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся | Оборудование, ЭОР | Система контроля | Примечание | | |
План | Факт | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
| | | | | | « Музыка моего народа» (9ч) | | | | | |
1 | | | Россия-Родина моя | 1 | Урок освоения новых знаний | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; | укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Вступительный | | |
2-3 | | | Музыка как энциклопедия жизни | 2 | Урок освоения новых знаний | развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности | умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии | формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий драматизация песни | |
4-5 | | | Преданья старины глубокой | 2 | Урок освоения новых знаний | общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства | применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Драматизация музыкальных произведений | |
6-7 | | | Музыка в народном духе | 2 | Урок освоения новых знаний | общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства | применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий | |
8-9 | | | Сказочные образы в музыке моего народа | 2 | Урок освоения новых знаний | развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека | овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера | продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий | |
| | | | | | «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» (7 ч) | | | | |
10-11 | | | От Москвы до самых до окраин | 2 | Урок освоения новых знаний | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума | развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Самоконтроль | |
12-13 | | | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | 2 | Урок освоения новых знаний | развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности | применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий | |
14- 15- 16 | | | Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России | 3 | Урок освоения новых знаний | общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства | участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей | продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий Взаимоконтроль | |
| | | | | | «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10ч) | | | | |
17-18 | | | Выразительность и изобразительность музыки народов мира | 2 | Урок освоения новых знаний | развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека | наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия | развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Взаимоконтроль Самоконтроль | |
19 20 | | | Своеобразие музыкальных интонаций | 2 | Урок освоения новых знаний | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума | продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Самоконтроль | |
21-22 | | | Как музыка помогает дружить народам? | 2 | Урок освоения новых знаний | развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека | наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия | развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Взаимоконтроль Самоконтроль | |
23-24 | | | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 2 | Урок освоения новых знаний | развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека | наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия | развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий | |
25 26 | | | Как прекрасен этот мир! | 2 | Урок освоения новых знаний | общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства | ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума | развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий | |
| | | | | | «Композитор-исполнитель-слушатель» (8 ч) | | | | |
27 28 | | | Композитор-творец красоты | 2 | Урок освоения новых знаний | Сравнить особенности Музыкальной речи разных композиторов | готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства | приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Самоконтроль | |
29-30 | | | Галерея портретов исполнителей | 2 | Урок освоения новых знаний | Узнавать и определять различные виды музыки | ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности | наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Взаимоконтроль | |
| | |
31- 32- 33 | | | Вслушивайся и услышишь! | 3 | Урок освоения новых знаний | Сравнить особенности музыкальной речи разных композиторов | ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности | наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий Взаимоконтроль Самоконтроль | |
34 35 | | | Рассвет на Москве-реке | 2 | Урок обобщения знаний | планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия | участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей | планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия | Индивидуальная групповая | Компьютер, музыкальные записи | Текущий | |
Приложение 2
Лист корректировки учебной программы
№ урока | Тема | Причина изменения в программе | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
5