Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
| Утверждена Директор школы ____________ Н.Б. Гурьева Приказ от 30 августа 2018 года № ___ __ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
5 класс
базовый уровень
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы Под руководством Д.Б. Кабалевского), методические рекомендации Алеева, Науменко, учебник Алеева, Науменко и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Программу разработала
учитель музыки
Лучкина О.В.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак:
«Музыка. Рабочая программа 5 класс»-М.Дрофа 2013.с 225.,и в соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №3.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта :
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе ля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
развивать интеллектуальный потенциал;
всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческойприобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Место курса в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5— 7 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
5 КЛАСС
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музы ки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня — верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке Живописность искусства.
«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия».
Подводим итоги.
№ п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | 9 ч |
2 | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» | 7 ч |
3 | Можем ли мы увидеть музыку?» | 10 ч |
4 | Можем ли мы услышать живопись?» | 9 ч |
| Итого: | 35 ч |
Календарно - тематическое планирование по музыке в 5 классе
№ | дата | тема | ч | Новые понятия |
1 | | Искусство в нашей жизни | 1 | Музыка народная, композиторская |
2 | | Что я знаю о песне? (региональный компонент) | 1 | A capella речитатив |
3 | | Как сложили песню? (региональный компонент) | 1 | Мелодичность напевность |
4 | | Песни без слов | 1 | Вокализ Инструментальная песня, либретто |
5 | | Другая жизнь песни | 1 | романс |
6 | | Жанр кантаты | 1 | Кантата, оратория, вокально-симфоническая поэма |
7 | | Опера | 1 | Опера, Монтеверди, либретто |
8 | | Балет | 1 | Балет, солист, кордебалет |
9 | | Превращение песен в симфонические мелодии | 1 | Симфония |
10 | | Музыка – главный герой сказки. | 1 | Солист, дуэт, трио, квинтет, секстет, октет. |
11 | | Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? | 1 | Чонгури, цимбалы, бандура, балалайка. |
12 | | Музыка – главный герой басни. | 1 | Квартет Камерная музыка, Скерцо, ноктюрн, Allegro moderato |
13 | | Чудо музыки в повестях К.Паустовского. | 1 | Септет, октет |
14 | | «Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант». (Э.Григ) | 1 | «Маленький принц» М.Таривердиев |
15 | | Музыка в жизни героев А.Гайдара | 1 | Романс, «Конь» Г.Струве |
16 | | Музыка в кинофильмах (региональный компонент) | 1 | Гамма, «Колокола» Е.Крылатов |
17 | | Можем ли мы увидеть музыку? (региональный компонент) | 1 | В.Белый «Орлёнок», синкопа |
18 | | Музыка передаёт движение (региональный компонент) | 1 | Френкель «Погоня» Е.Крылатов «Крылатые качели» |
19 | | Богатырские образы в искусстве (региональный компонент) | 1 | Кантата, Ария, увертюра |
20 | | Героические образы в искусстве (региональный компонент) | 1 | Триптих, «Кориолан» Л.Бетховен |
21-24 | | Музыкальный портрет (региональный компонент) | 4 | «Баба Яга» М.Мусоргский, Г.Струве «Музыка», ария И.Сусанина М.Глинка |
25 | | Картины природы в музыке (региональный компонент) | 1 | Музыкальный пейзаж |
26 | | Можем ли мы увидеть музыку? Проверочная работа. | 1 | |
27 | | Можем ли мы услышать живопись? | 1 | Тембр, цугом вокализ |
28 | | Музыкальные краски (региональный компонент) | 1 | Хабанера, аллегория, пиццикато |
29 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | Импрессионизм, Клод Дебюсси, арфа, сага |
30-31 | | Настроение картины и музыки (региональный компонент) | 2 | И.Козлов «Вечерний звон», «Малиновый звон» |
32 | | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины | 1 | И.Стравинский |
33-34 | | Вечная тема в искусстве. Проверочная работа. | 2 | Ф.Шуберт «Ave Maria», И.Бах, Гуно, «Сикстинская Мадонна» Рафаэль Санти |
35 | | Взаимосвязь музыки и литературы (обобщение) | 1 | |
СОГЛАСОВАНА Протокол заседания МО учителей музыки от _28_ августа 2018 года № 1 Руководитель МО __________ В.И. Остапенко | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________________Н.И. Сыч «_ 30_» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета протокол от 30 .08.18 _№ __1__ |