Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Музыка»
КЛАСС 6
Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Разработала:
Пажельцева Наталья Николаевна
учитель музыки
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;
2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» - 2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол № 2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ № 46 - ОД от 01.09.2016г.);
УМК Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А: -Усачева В. О. Музыка: 6 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана - Граф, 2016г.
На современном этапе модернизации российского образования приобщение подростков к музыке продолжает играть важнейшую роль в формировании нравственно - эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе
массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями
русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение
духовного опыта, запечатлѐнного в нѐм, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.
В основе данной позиции — ведущая идея концепции художественного образования детей и молодѐжи РФ: «Овладение человеком сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества - важнейший способ развития и формирования целостной личности, еѐ духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».
Программа выстроена с учетом ФГОС второго поколения и современной теории преподавания музыки как вида искусства. Ее основу составляют:
- опора на принципы и закономерности, вытекающие из интонационно-образной природы музыки (художественная дидактика);
- познание музыки в единстве процесса и результата как «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное» (теория обучения);
- воспитание умений и навыков исполнительской и слушательской культуры, являющихся критериями воспитанности музыкально - художественного мышления (теория воспитания).
Целью преподавания музыкального искусства в 6 классе основной школы является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрывать сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;
- изучение музыки как вида искусства во всѐм объѐме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и приѐмов исполнительства;
- знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;
- воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской куль туры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).
В учебном плане на изучение музыки в 6 классе отводится 1 час в наделю. Всего
35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всѐм многообразии его стилей, форм и жанров;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой
жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Содержание учебного предмета
Музыка в жизни, жизнь в музыке (6ч.)
Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих ценностей, раскрывающих «психику общественного человека» (Л.С. Выготский), его духовный мир. Музыкальное искусство — знаковая система особого рода, имеющая специфический эмоционально-интонационный язык, процессуальность, образные и временные характеристики.
Предназначение музыки — выражать ценностное отношение человека к миру и к самому себе с эстетических позиций.
Преобразующее воздействие музыкального искусства на чувства и мысли человека, на жизнь в целом.
Музыкальное восприятие как умение «слышать музыку и размышлять о ней» (14ч.)
Восприятие музыки — диалектическое единство умения слышать музыку и размышлять о ней.
Зависимость личностного восприятия музыки (понимания музыкальных сочинений) от степени проникновения в суть деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Комплекс эмоций, возникающих в процессе восприятия музыки: 1) отражающие композиторскую оценку явлений жизни; 2) вызываемые у слушателя, реагирующего на звучание и исполнительскую трактовку музыкального произведения; «рефлексивные»; 3) возникающие во время аналитической деятельности слушателя.
Яркие и ѐмкие музыкальные образы, определяющие эмоционально-чувственную составляющую восприятия: усвоено может быть лишь то, что пережито.
Ассоциативно-смысловое восприятие содержания музыкальной интервалики (консонансы, диссонансы, мелодическое и гармоническое их расположение, различные сочетания звукокомплексов и т. д.)
Законы художественного творчества (15ч.)
Понимание сущности взаимоотношений музыкальной и духовной культуры. Роль преобразующего воздействия музыки на человека.
Художественно - творческий процесс как непрерывное движение в сфере нравственных понятий, идеалов, образов в их взаимодействии и взаимопроникновении. Философское осмысление значения тире между датами: обозначение начала и окончания эпох, исторических периодов и событий, пути великих людей от рождения до смерти. Произведение искусства - документ эпохи. Возможность определить характерные черты эпохи, изучив личность композитора и его творчество.
Роль музыкальных произведений и творческих биографий композиторов в приобщении к мировой культуре. Категории «возвышенное» и «низменное», их нравственно-эстетические смыслы и диалектика взаимодействия. Выявление логики развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества. Моделирование художественно -творческого процесса как принцип раскрытия природы искусства и природы художественного творчества в целом. Опережающее отражение - механизм предвидения развития художественной идеи и средств еѐ выражения
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Дата проведения |
| | | часов | По плану | Фактически |
| | | | | |
Музыка в жизни, жизнь в музыке (6ч.) |
1 | Путь от рождения к смерти | 1 | | |
2 | Лента памяти. Эдвард Григ | 1 | | |
3 | Мысли и чувства человека становятся музыкой | 1 | | |
4 | Как можно услышать музыку | 1 | | |
5 | От примы до октавы | 1 | | |
6 | Лента памяти. П. Чайковский | 1 | | |
Музыкальное восприятие как умение «Слышать музыку и размышлять о ней» (14ч.) |
7 | П. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление | 1 | | |
8 | Штрихи к портрету. Письмо Татьяны | 1 | | |
9 | Штрихи к пртрету. Онегин и Ленский | 1 | | |
10 | Лента памяти. Л. Бетховен | 1 | | |
11 | Сонатная форма | 1 | | |
12 | Лента памяти. Моцарт | 1 | | |
13 | В.Моцарт «Дон Жуан | 1 | | |
14 | В.Моцарт. «Реквием» | 1 | | |
15 | Лента Памяти. К. М. фон Вебер | 1 | | |
16 | К. М. фон Вебер. Оберон | 1 | | |
17 | Лента памяти Ф.Шуберт | 1 | | |
18 | Ф.Шуберт. Баллады | 1 | | |
19 | Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь» | 1 | | |
20 | «Горные вершины спят во тьме ночной» | 1 | | |
Законы художественного творчества (15ч.) |
21 | «Волшебный рог мальчика» Г. Малера | 1 | | |
22 | Опять Шопен не ищет выгод | 1 | | |
23 | Этюд | 1 | | |
24 | Прелюдия | 1 | | |
25 | Вальс | 1 | | |
26 | Лента памяти. Дм. Шостакович | 1 | | |
27 | История ХХ века в симфониях | 1 | | |
28 | История ХХ века в киномузыке | 1 | | |
29 | Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский | 1 | | |
30 | Композиторы отечественного кинематографа. В.Соловьев - Седой | 1 | | |
31 | Композиторы отечественного кинематографа. Е.Крылатов | 1 | | |
32 | Композиторы отечественного кинематографа. А.Рыбников | 1 | | |
33 | Промежуточная аттестация по музыке за курс 6 класса. (Тестирование) | 1 | | |
34-35 | Законы художественного творчества | 1 | | |