СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 6 класса. УМК Сергеева, Критская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 6 класс»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

имени Николая Викторовича Кордюкова


ОБСУЖДЕНО

на заседании МО

протокол №

от августа 2015 г.

ПРИНЯТО

на педсовете

протокол №

от августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №

от августа 2015 г.

Директор ________________

Ларюшкина Н.И.



Рабочая программа

по музыке


6 класс

35 часов (1 час в неделю)



учитель: Земисева Ассоль Юрьевна





г. Кимовск






2015-2016 учебный год



Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-8кл.,./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина — Москва: "Просвещение", 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5—7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

Авторская программа «Музыка 5-7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы * общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы.- М. Просвещение, 2007;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно- методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е Д.Критской.



Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе б класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно- педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Цели изучения учебного курса.

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви-к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческогоголоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  • - овладение учащимися умений и навыков контроля и оценки своей деятельности;

  • - определение сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • - совершенствование умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Задачи:

Образовательные: Сформировать понятия, отмеченные в обязательном минимуме.

Развивающие: развивать абстрактное мышление, учить проводить аналогии

Воспитательные: воспитание внимательности, наблюдательности, умения выдвигать гипотезы, умение делать самоанализ, проводить самоконтроль

Образовательные технологии.

Личностно-ориентированное развивающее обучение на основе деятельностного подхода к обучению

Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Групповые технологии.








«Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана»












Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя





Авторы программы:


Критская Е.Д.,

6

1



Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.

Учебник, тетрадь «Музыка 6 класс»

Сергеева Г.П., Методическое пособие.











































Календарно тематическое планирование





Дата

Название темы

Слушание, пение

1

I четверть

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматического развития в вокальной и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

П. Булахов «Гори, гори ,моя звезда», А. Обухов «Калитка», А. Гурилев «Колокольчик», Д. Тухманов «Россия».

2


Богатство музыкальных образов(лирические); особенности их драматического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс. Жанр песни – романс. Песня – диалог. Инструментальная обработка романса.

А.Варламов «Красный сарафан», «Матушка, что во поле пыльно» рус. Нар. Песня, «Матушка, что во поле пыльно» М. Матвеев, В. Гаврилин «Мама» из вокального цикла «Земля».

3, 4


Отечественная музыкальная культура 19 века. Формирование русской классической школы – М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенность музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Д. Тухманов «Россия», М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», «Вальс – фантазия», П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица», С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка».

5


Отечественная музыкальная культура 19 века. Формирование русской классической школы – С.В. Рахманинов. Лирические образы романсов Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

С. Рахманинов «Сирень», «Здесь хорошо», «Весенние воды», «Островок»,

Ю. Визбор «Лесное солнышко».

6


Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин. Музыкальный образ и мастерство исполнения исполнителя. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И. Шаляпина. Артистизм и талант Шаляпина.

«Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка,

Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка

Песня варяжского гостя из оперы «Садко» Н. Римский – Корсаков.

Ю. Визбор «Лесное солнышко».

7


Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных песен. Песня – диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

«Матушка, что во поле пыльно» рус.нар. песня, М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно»

М.Мусоргский хор «Плыват лебедушка» из оперы «Хованщина».

М.Глинка хор «Разгулялися, разливалися», «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин». А. Морозов «В горнице».

8


Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения – бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

М. Глинка «Венецианская ночь», Ф. Шуберт «Форель», «Форелен – квинтете», «Серенада».

А. Морозов «В горнице».

9


Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Ф. Шуберт баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер – Дискау и в исполнении Б. Гмыря.

В. Шаинский «Багульник»

10

II четверть

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально – звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки рус. нар. песни, инструментальное музицирование.

Н. Римский –Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка», «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

«Свете тихий» Киевский распев

П. Чесноков «Да исправится молитва моя».

11


Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII и XVIII вв. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

М. Березовский Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости»

Б. Окуджава «Молитва»

12


Стилевое многообразие музыки XX столетия: развитие традиций русской классической школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

В. Кикта Концертная симфония «Фрески Софии Киевской» №3 «Орнамент», №6 «Борьба ряженых», №7 «Музыкант».

Б. Окуджава «Молитва».

13


Стилевое многообразие музыки XX столетия: развитие традиций русской классической школы. Связь музыки В. Гаврилина с народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

В. Гаврилин вокальный цикл «Времена года» : «Весна», «Осень».

Симфония – действо «Перезвоны»: «Вечерняя музыка», «Весело на душе», «Молитва», «Смерть разбойника», «Ерунда», «Ти-ри-ри».

Б.Окуджава «Молитва».

14, 15


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечное живое искусство, возвышающее душу человека. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-х частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок- обработка музыки И.С. Баха.

Токката и фуга d-moll И.С. Бах (классическое звучание и рок- обработка).

Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

«Рождественская оратория» №2, «Рождественская оратория»№4.

А.Городницкий «Атланты».

16


Стилевое многообразие музыки XX столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Дж. Перголези кантата «Стабат матер» №1, 13.

В. Моцарт «Реквием» I часть.

К. Орф Сценическая кантата «Кармина Бурана»: №1,2,5,8,20,21.

А.Городницкий «Атланты».

17

III четверть

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенно их взаимоотношения в различных пластах современного искусства: бардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. История становления авторской песни.

Д.Тухмановвокальная рок-сюита «По волне моей памяти»: «Из вагантов».

«Гаудеамус» Международный студенческий гимн.

А. Городницкий «Снег».

18


Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенно их взаимоотношения в различных пластах современного искусства: джаз – спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза(спиричуэл, блюз). Импровизационность, джазовые обработки.

Спиричуэл «Бог осушит мои слезы», спиричуэл «Вернемся с Иисусом».

Блюз «Сегодня я пою блюз».Дж. Гершвин «Любимый мой», М. Минков «Старый рояль». У. Хьюстон «I will always love you».

19


Особенности трактовки в драматической и лирической сферах музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра – ноктюрн. Программная и не программная музыка.

Ф.Шопен «Этюд»№2.

Прелюдия №24 d-moll

Я. Френкель «Баллада о гитаре и трубе».

20


Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная и инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки.

Ф.Шопен «Баллада №1»,

Я. Френкель «Баллада о гитаре и трубе».

21


Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная и инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра. Разнообразие музыкальных жанров в одном произведении. Расширение представления о жанре ноктюрна.

Ф. Шопен «Ноктюрн» f-moll.

П. Чайковский «Ноктюрн» cis-moll.

А. Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2».

Я. Френкель «Баллада о гитаре и трубе».

22


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, окружающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях. Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи Барокко. Программная музыка. Образ-пейзаж.

А. Вивальди цикл «Времена года»: «Весна», «Зима».

И.С. Бах «Итальянский концерт».

О. Митяев «Как здорово».

23


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ пейзажа. Приемы развития современной музыки. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Возможности электромузыкального инструмента.

Ч.Айваз «Космический пейзаж».

Э. Артемьев «Мозаика»

О. Митяев «Как здорово»

24, 25


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г. Свиридов. Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка композитора. Особенности развития образа в программной музыке.

Г. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Романс», «Венчание», «Военный марш».

Н.Зубов «Не уходи».

О. Митяев «Как здорово»

26, 27

IV четверть

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка Моцарта и Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построение музыкальной формы. Интерпретация и обработка классической музыки.

В. Моцарт «Симфония №40», «Авэ Мария»,

П. Чайковский «Моцартиана» оркестровая сюита №4.

Е. Крылатов «Ольховая сережка»


28, 29


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт»

Е. Крылатов «Ольховая сережка»

30, 31


Богатство музыкальных образов и особенности их драматического развития контраст (конфликт) в вокальной, вокально – инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

П. Чайковский Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

Н. Рота «Слова любви» из к/ ф «Ромео и Джульетта».

32,

33


Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта».

К. Глюк опера «Орфей и Эвредика»

А Журбин рок-опера «Орфей и Эвредика».

34

35


Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного искусства. Творчество отечественных композиторов – песенников – И.О. Дунаевский. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года (на выбор).

И. Дунаевский музыка из к/ф «Дети капитана Гранта».

М.Таривердиев «Мгновения» из к/ф

«Семнадцать мгновений весны»

Н. Рота Тема любви из к /ф «Ромео и Джульетта».

Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!