Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»__________2019 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
1 «Б» класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
Разработана на основе авторской программы по музыке для 1 класса Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной
срок реализации 1 год
Составитель:
учитель начальных классов,
Кряжева Лариса Витальевна
с. Топчиха 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии:
ФГОС НОО (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г № 373)
ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утверждено приказом директора № 50/3 от 02.09.2014г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утверждено приказом директора № 59 от 29.08.2019г)
Положением о разработке рабочей программы (утверждено приказом директора № 34/1 от 27.05.2016г)
Федеральным перечнем учебников (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2019 г № 345).
И на основе других материалов:
Примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Уроки музыки. Методические рекомендации Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2015.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по музыке на её реализацию отведено 33 часа.
Для проведения занятий по предмету «Музыка» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 1 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 33 недели (всего 33 часа). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 1 классе еженедельно 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 33 недели (всего 33 часа). С учетом этого программа составлена на 33 часа учебного времени.
Цели и задачи обучения предмету
Цельмассового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.
Виды контроля:
вводный, текущий, итоговый
фронтальный, устный
Формы (приемы) контроля:
самостоятельная работа, тест.
Для реализации рабочей программы на уроках музыки могут используются различные формы обучения:
• творческие задания;
• анализ музыкальных произведений;
• музыкальные викторины;
• уроки-концерты.
Игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений обучающихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы.
Формы организации урока:
• совместная с учителем учебно-познавательная деятельность
• работа в группах и самостоятельная работа детей.
Используемые технологии, формы и методы работы
Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета «Музыка»
в 1 классе на 2019- 2020 учебный год
Количество недельных часов- 1
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
МУЗЫКА ВОКРУГ НАС (16 ЧАСОВ) |
1. | И муза вечная со мной! | 1 | 04.09 | 04.09 |
2. | Хоровод муз. | 1 | 11.09 | 11.09 |
3. | Повсюду музыка слышна. | 1 | 18.09 | 18.09 |
4. | Душа музыки – мелодия. | 1 | 25.09 | 25.09 |
5. | Музыка осени. | 1 | 02.10 | 02.10 |
6. | «Сочини мелодию. | 1 | 09.10 | 09.10 |
7. | Азбука, азбука каждому нужна. | 1 | 16.10 | 16.10 |
8. | Музыкальная азбука. | 1 | 23.10 | 23.10 |
9. | Музыкальные инструменты. | 1 | 06.11 | 06.11 |
10. | Садко. | 1 | 13.11 | 13.11 |
11. | Музыкальные инструменты. | 1 | 20.11 | 20.11 |
12. | Звучащие картины. | 1 | 27.11 | 27.11 |
13. | Разыграй песню. | 1 | 04.12 | 04.12 |
14. | Пришло Рождество, начинается торжество. | 1 | 11.12 | 11.12 |
15. | Родной обычай старины. | 1 | 18.12 | 18.12 |
16. | Добрый праздник среди зимы. | 1 | 25.12 | 25.12 |
МУЗЫКА И ТЫ (17 ЧАСОВ). |
17. | Край, в котором ты живёшь. | 1 | 15.01 | 15.01 |
18. | Поэт, художник, композитор. | 1 | 22.01 | 22.01 |
19. | Музыка утра. | 1 | 29.01 | 29.01 |
20. | Музыка вечера. | 1 | 05.02 | 05.02 |
21. | Музыкальные портреты. | 1 | 12.02 | 12.02 |
22. | Разыграй сказку. | 1 | 26.02 | 26.02 |
23. | У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | 04.03 | 04.03 |
24. | Музы не молчали. | 1 | 11.03 | 11.03 |
25. | Мамин праздник. | 1 | 18.03 | 18.03 |
26. | Музыкальные инструменты. | 1 | 01.04 | 01.04 |
27. | Чудесная лютня. | 1 | 08.04 | 08.04 |
28. | Звучащие картины. | 1 | 15.04 | 15.04 |
29. | Музыка в цирке. | 1 | 22.04 | 22.04 |
30. | Дом, который звучит. | 1 | 29.04 | 29.04 |
31. | Опера- сказка | 1 | 06.05 | 06.05 |
32. | Ничего на свете лучше нету… | 1 | 13.05 | 13.05 |
33. | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик | 1 | 20.05 | 20.05 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература для учащихся:
Учебник «Музыка»1 класс. Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2015.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование и приборы.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Мултимедийный проектор, экран;
Персональный компьютер.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
№ | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ №…от..) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |