Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 7 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
7 КЛАСС
Рабочая программа по предмету «Музыка» для пятого класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, примерной программой общего образования по музыке «Музыка 5-8 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, М., Просвещение, 2018.
С учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020).
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета музыка
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД
Учащиеся научатся:
о расширенном представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества;
развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
о познаниях различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;
выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона;
понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;
идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального «Портфолио» для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров;
осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно- исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
устойчивому проявлению способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Информационные УУД
Учащиеся научатся:
умением сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;
использование информационно-коммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов;
владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;
умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда.
В 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Основное содержание программы: Раздел 1 – «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко – эпические , драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально - драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы ( классический и характерный), па – де - де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений . Мастерство исполнителя (
«искусство внутри искусства»)6 выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2 – «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (19 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно – симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла6 поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Музыка» для 7 класса. (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,Москва. «Просвещение» 2018 г.)
Фонохрестоматия для 7 класса. «Комплекс уроков по музыке.CD».(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.)
Календарно-тематическое планирование 7 класс (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол -во часо в | Дата проведения |
| Раздел I – «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» | 16 | 7 А | 7 Б | 7 В |
1. | Классика и современность. | 1 | 06.09 | 06.09 | 03.09 |
2. | Музыкальная драматургия - развитие музыки. | 1 | 13.09 | 13.09 | 10.09 |
3. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая-судьба народная». «Родина моя! Русская земля». | 1 | 20.09 | 20.09 | 17.09 |
4. | В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. | 1 | 27.09 | 27.09 | 24.09 |
5. | Литературные страницы. «Улыбка» Р. Бредбери. | 1 | 04.10 | 04.10 | 01.10 |
6. | Симфония №5 Л. Бетховена. | 1 | 11.10 | 11.10 | 08.10 |
7. | Героическая тема в русской музыке. | 1 | 18.10 | 18.10 | 15.10 |
8. | В музыкальном театре. Балет. | 1 | 25.10 | 25.10 | 22.10 |
9. | Обобщение материала I четверти. | 1 | 01.11 | 01.11 | 05.11 |
10. | Камерная музыка. Вокальный цикл. | 1 | 15.11 | 15.11 | 12.11 |
11. | Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 1 | 22.11 | 22.11 | 19.11 |
12. | Прелюдия. | 1 | 29.11 | 29.11 | 26.11 |
13. | Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 | 06.12 | 06.12 | 03.12 |
14. | «Concerto grosso» А. Шнитке. | 1 | 13.12 | 13.12 | 10.12 |
15. | Сюита. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. | 1 | 20.12 | 20.12 | 17.12 |
16. | Обобщение материала I полугодия. | 1 | 24.12 | 24.12 | 23.12 |
| Раздел II – «Основные направления музыкальной культуры» | 19 | | | |
17. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. | 1 | 17.01 | 17.01 | 16.01 |
18. | «Высокая месса» И. С. Баха. От страдания к радости. | 1 | 24.01 | 24.01 | 23.01 |
19. | Литературные страницы «Могила Баха» Д. Гранина. | 1 | 31.01 | 31.01 | 30.01 |
20. | «Всенощное бдение» С. Рахманинов. Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 | 04.02 | 04.02 | 03.02 |
21. | Литературные страницы «Христова всенощная» И. Шмелёва. | 1 | 14.02 | 14.02 | 13.02 |
22. | Рок-опера «Иисус Христос-супер-звезда». | 1 | 18.02 | 18.02 | 17.02 |
23. | Рок-опера «Иисус Христос-супер-звезда». | 1 | 21.02 | 21.02 | 20.02 |
24. | Вечные темы. Главные образы. | 1 | 02.03 | 02.03 | 01.03 |
25 | Светская музыка. Соната. Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховена. | 1 | 10.03 | 10.03 | 09.03 |
26. | Соната №11 В. А. Моцарта. | 1 | 14.03 | 14.03 | 13.04 |
27. | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. | 1 | 30.04 | 30.04 | 29.04 |
28. | Симфоническая картина «Праздненства» К. Дебюсси | 1 | 05.04 | 05.04 | 04.04 |
29. | Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. | 1 | 12.04 | 12.04 | 11.04 |
30. | Музыка народов мира. | 1 | 19.04 | 19.04 | 18.04 |
31. | Международные хиты. | 1 | 26.04 | 26.04 | 25.04 |
32. | Рок-опера «Юнона и Авось». | 1 | 04.05 | 04.05 | 03.05 |
33. | Рок-опера «Юнона и Авось». | 1 | 11.05 | 11.05 | 10.05 |
34. | Обобщающий урок II полугодия. | 1 | 18.05 | 18.05 | 17.05 |
35. | Обобщающий урок. Урок концерт | 1 | 24.05 | 24.05 | 23.05 |