Результаты освоения предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка» 6 класса:
чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и отечественное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно - нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры;
становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация, музыкально - пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально - учебной деятельности, включая информационно - коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально - творческих задач.
Выпускники научатся:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускники получат возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Воспитательный компонент: на всех видах, типах уроках присутствует воспитательный компонент (в первую очередь с обучающимися спецконтенгента нашей школы, находящейся на территории ИК №6), включающий экологическое, патриотическое, валеологическое, профориентационное направления учебно-воспитательной деятельности учителя. В преподавании разных дисциплин на первое место может выдвигаться какое-то одно направления, а все остальные – сопутствующие, что делает образовательный процесс гармоничным и целостным.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (7 ч.).
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (10 ч.).
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Итоговая контрольная работа за курс «Музыка, 7 класс»
7 класс. Музыка.
2022-2023 учебный год
учебник «Музыка», 7 класс, Сергеева Г. П., Критская Е. Д. – М.: Просвещение, 2021 г.
Количество аудиторных часов в неделю – 0,5;
количество аудиторных часов в учебном году – 17 (в первом полугодии – 8, во втором полугодии – 9);
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Коррекция | Кол-во ауд. час. | Кол-во ауд. час.с/р | Д/з |
| | | | | | |
| Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки | | | | | 7 | 7 | |
| В музыкальном театре. Опера | | | | | 2 | 2 | |
| Опера "Иван Сусанин" | | | | | 1 | 1 | |
| Ария князя Игоря | | | | | 1 | 1 | |
| В музыкальном театре. Балет | | | | | 2 | 2 | |
| Балет "Ярославна" | | | | | 1 | 1 | |
| "Первая битва с половцами" | | | | | 1 | 1 | |
| Героическая тема в русской музыке | | | | | 1 | 1 | |
| Галерея героических образов | | | | | 1 | 1 | |
| В музыкальном театре | | | | | 2 | 2 | |
| Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире | | | | | 1 | 1 | |
| Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" | | | | | 1 | 1 | |
| Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | | | | | 10 | 10 | |
| Два направления музыкальной культуры | | | | | 1 | 1 | |
| Духовная и светская музыка | | | | | 1 | 1 | |
| Камерная инструментальная музыка | | | | | 1 | 1 | |
| Этюд и транскрипция | | | | | 1 | 1 | |
| Циклические формы инструментальной музыки | | | | | 1 | 1 | |
| "Кончерто гроссо" А. Шнитке | | | | | 1 | 1 | |
| Соната | | | | | 1 | 1 | |
| Соната № 8 ("Патетическая") Л. Бетховена | | | | | 1 | 1 | |
| Симфоническая музыка | | | | | 2 | 2 | |
| Симфония № 40 В.-А. Моцарта | | | | | 1 | 1 | |
| Симфония № 5 П. Чайковского | | | | | 1 | 1 | |
| Инструментальный концерт | | | | | 2 | 2 | |
| Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна | | | | | 1 | 1 | |
| "Рапсодия в стиле блюз" Дж. Гершвина | | | | | 1 | 1 | |
| Музыка народов мира | | | | | 2 | 2 | |
| Популятные хиты из мюзиклов и рок-опер | | | | | 1 | 1 | |
| Итоговая контрольная работа за курс «Музыка, 7 класс» | | | | | 1 | 1 | |
| Итоговое повторение | | | | | | | |